Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Разорвавший небо

Вместо предисловия.

Автор выражает крайнюю признательность своим интернет-коллегам: skifos, silaevag, maximus101, dedushka_kumara, sergeytsvetkov, vissarion, victoria-rossi и прочим, кто интересуется представляемой сегодня к обсуждению темой. Я не согласен или, как минимум, не до конца согласен ни с одним из вас, но без вашего участия написание данной работы было бы затруднительно, если не невозможно. Мнение каждого из коллег, каким бы ошибочным оно не казалось автору, было учтено и тщательно проработано. Отдельное спасибо за иллюстративный материал, который в сегодняшнем случае не просто украсил скучное повествование, а стал важнейшим элементом доказательной базы.

А теперь эпиграф:

They came flying from far away,
Now I'm under their spell
I love hearing the stories that they tell
They've seen places beyond my land
And they've found new horizons
They speak strangely but I understand
And I dream I'm an eagle
And I dream I can spread my wings…

ABBA, «Eagle»

Часть I.

В исследовании «Следы невиданных зверей» воздали мы должное человеческой фантазии – каких только монстров она не способна родить! На пресловутых пушкинских неведомых дорожках можно встретить людей с козлиными ногами и людей с собачьими головами; мужчин, у которых ниже пояса начинается лошадиный круп, и женщин, у которых ниже пояса начинается рыбий хвост; коня с крыльями и коня с винтовым рогом во лбу; крылатого льва с орлиной головой и льва с головой крокодила и задницей гиппопотама… всех и не перечислить! Остаётся лишь задаться вопросом: зачем человечество потратило столько психической энергии на изобретение пугал для самого себя???

Людская психика устроена так, что если воздействовать на неё постоянным раздражителем, к нему катастрофически быстро развивается привыкание. Адреналин выкипает и грозный демон, ещё вчера повергавший ниц народы и страны, сегодня оказывается пригоден лишь на роль отрицательного персонажа на детском утреннике.

А для того, чтобы поддерживать у паствы священный трепет на рабочем уровне, ей надо либо предлагать всё новых и новых монстров, по параметрам кровожадности превосходящих предыдущих страшил, либо сообщать об уже имеющихся новые леденящие душу подробности.

Давным-давно, в глубоком детстве была у меня книжка «Пословицы в картинках». Больше всего из той книжки запало мне в душу изображение симпатичного довольно мужчины с небольшими выступающими вперёд наростами на лобной кости, недоумённо рассматривающего портрет некоей фантастической твари. У твари была мерзкая, клыкастая харя, свиное рыло, хищные тигриные глаза и ветвистые, как у оленя, рога.

Иллюстрировала картинка поговорку «Не так страшен чёрт, как его малюют». А применить её, думаю, можно было бы к любому персонажу средневекового бестиария.

Монстры же, «поклонение» которым зачахло на ранних стадиях, жрецы которых не удосужились досочинить к их биографиям пикантных деталей, очень быстро «замылили» обывателям глаза и стали восприниматься, как нечто само собой разумеющееся… вернее, перестали восприниматься совсем. Они стали обыденностью, на которую и внимания-то никто не обращает, так же, как не обращаем мы внимания на наличие кислорода в воздухе!

Именно о таком мутанте, ежедневно глядящем на нас со знамён и штандартов, с банкнот и монет, с марок и печатей, поведём мы сегодня разговор. Незаурядный его вид так въелся в наш быт, что ни у кого и вопросов не возникает – кто он? откуда взялся? как у него появились его экстраординарные анатомические особенности? Мы смотрим на него в упор и ничего не видим; потому, что смотреть и видеть – это разные вещи...

Речь пойдёт о гербе нашей страны (имеется в виду герб действующий – герб бывший мы уже разбирали и ничего хорошего в нём не нашли). Самое раннее изображение двуглавого орла в качестве официального символа относится к июлю 1497-го года и встречается на печати Великого князя и Государя всея Руси Ивана III по прозванию Великий.

Большая государственная печать Ивана III Великого впервые была выполнена из красного воска, а не из обычного и на ней впервые был изображён наш нынешний герб.
Большая государственная печать Ивана III Великого впервые была выполнена из красного воска, а не из обычного и на ней впервые был изображён наш нынешний герб.

Относительно того, откуда прилетела на Русь странная сия птица существует три основных версии – западная, золотоордынская и византийская.

Разумеется, каждая гипотеза имеет право на жизнь, но помимо этого права у неё ещё есть обязанность быть способной выдерживать критику. Западная (она же германская) теория происхождения нашего герба, например, критики не выдерживает. Никакой!

Лобби прозападников (самое сильное, к сожалению, в нашем историческом сообществе) произвело на свет идею, что Русь позаимствовала двуглавого орла у Священной Римской империи. Дескать, не то в 1489-м, не то в 1492-м году император Фридрих III прислал правителю варварской Московии Ивану III предложение о союзе и взаимовыгодном сотрудничестве. Предложение подкреплялось готовностью императора сделать Великого князя всея Руси Ивана Васильевича по западно-европейскому образцу королём. И хотя эта попытка «евроинтеграции» (не первая, к слову, и не последняя – об этом ниже) ничем не увенчалась, ошалевший от счастья московит успел перенести имперскую символику на свои знамёна и печати.

Оригинальностью мышления западники в данном случае не блеснули. Их умопостроения строго уложились в основное русло «западничества» – не покладая рук доказывать, что всё разумное, доброе и вечное пришло в дремучую Россию из просвещённой Европы. В том числе и герб (куда, уж, сиволапым русским самим себе геральдику придумать! ).

Версия эта рассчитана, мягко говоря, на людей, одарённых альтернативными способностями. Начнём с того, что за просто так западные «просветители» и «цивилизаторы» никогда никому ничего не делали, не предлагали и даже не обещали.

Посольство от Фридриха Габсбурга к Ивану Великому, действительно, было. Было и предложение королевской короны. Но, по-моему, стоит изучить, с чего это Фридрих расщедрился на такие авансы.

Портрет ФридрихаIIIработы Грейнера Марктбаха, датируемый 1490-м годом, содержит самое раннее изображение двуглавого орла в германском его обличии.
Портрет ФридрихаIIIработы Грейнера Марктбаха, датируемый 1490-м годом, содержит самое раннее изображение двуглавого орла в германском его обличии.

Употребляя термин Священная Римская империя, надо помнить три простых вещи: она не была «священной», она не была «римской» и она не была «империей».

Священной она не была, поскольку императоры постоянно находились на ножах со своими духовными отцами – Папами Римскими. Сложились даже две партии проимператорская (гибеллины) и пропапская (гвельфы), которые с переменным успехом месились между собой, выясняя какая власть выше – светская или духовная.

Римской она не была потому, что именем Рима прикрывали свои амбиции на гегемонию в Европе Германия и Австрия. Всё присутствие Рима в Священной Римской империи сводилось к тому, что каждый новый император должен был короноваться в «Вечном городе». К слову, Фридрих III был последним императором, прошедшим через этот обряд – после него императоры от поездок в Рим отмахнутся и станут короноваться по месту жительства.

Ну, и, наконец, не была она и империей. Структурно она представляла из себя, скорее, конфедерацию. Причём, конфедерацию рыхлую, сшитую, что называется, на живую нитку, из разношерстных, зачастую враждебно настроенных друг к другу, субъектов. Германии с Австрией удалось пристегнуть к себе Швейцарию, Нидерланды, Чехию, Венгрию, земли Ливонского ордена, часть нынешней Франции и часть нынешней Италии, но каждое из этих образований пользовалось известной долей автономии. Они вели собственную политику, сами собирали налоги и таможенные пошлины; могли дать императору войска для какой-нибудь войны, а могли заартачиться и не дать (что случалось весьма часто, поскольку быть в оппозиции к императору было модно); а могли и вообще взять и объявить войну друг другу или «федеральному центру» (и подавляющую часть своего правления каждый «священно-римский» император проводил в войнах не с внешними врагами, а в борьбе с собственными подданными).

Такой «разгул демократии» дошёл до того, что Венгрия и Чехия даже выторговали себе право самостоятельно избирать королей (понятно, речь идёт не о всеобщем избирательном праве; короли избирались высшей аристократией на сеймах). А император должен был считаться с такими избранными королями, как бы неприятны они ему не были, и в их ряду он значился всего лишь «первым среди равных».

Очередной клубок интриг заварился в 1490-м году, когда скончался такой вот избранный король Венгрии Матьяш Корвин. Венгерские бароны, которые не желали ограничения своих свобод, выдвинули в качестве претендента на престол сына умершего короля Яноша. Император Фридрих III, перед которым стояла прямо противоположная задача притянуть Венгрию покрепче к имперскому центру, выставил на выборы своего сына Максимилиана (будущего императора Максимилиана I). В общем, сначала выборы обещали стать формальной процедурой, более похожей на ритуал; чисто внутренней разборкой между сторонниками централизации и сепаратистами, но тут…

В это самое время проходило пик своего могущества польско-литовское государство. Шляхта решила, что выборы венгерского короля – очень подходящий шанс расшатать западного соседа. И поляки выставили на выборы своего кандидата – королевича Владислава Ягеллона. Это в один миг изменило политический расклад. Дело запахло уже не выборами, а войной (поскольку претензии Владислава на венгерскую корону означали польско-литовское вмешательство во внутренние дела империи).

Все стороны заметались в поисках союзников. Венгры заключили союз с турками и валахами. Поляки заручились поддержкой Папы Римского и снеслись с врагами турок венецианцами. Причём, и турки, и венецианцы, и Папа Римский, хотя и поддерживали разные лагеря, все вместе были противниками императора! Фридрих оказался в одиночестве – чем бы теперь не кончились выборы, расплачиваться, при любом раскладе, пришлось бы ему.

Но уже, как написал Маркс: «Изумлённая Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на её восточных границах огромного государства, и сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, впервые услышал высокомерные речи московита» («Разоблачения дипломатической истории XVIII века», глава IV).

Недавно вырвавшаяся из-под татарского гнёта, стремительно набирающая силы Русь была естественным врагом Литвы и находилась с ней в состоянии необъявленной войны. У Фридриха возник план – использовать русских в качестве противовеса полякам и литовцам. В Москву заспешило посольство…

18 июля 1490-го года посланники мператора озвучил Ивану III очень серьёзные предложения: в обмен на удар по литовцам, Фридрих был готов короновать его королём. А дабы упрочить назревающий союз, император просил руку дочери московского государя Елены для кого-нибудь из немецких маркграфов. И, как видно, посольство Фридриха было не актом снисходительного милосердия сильного правителя к более слабому – оно было мольбой о помощи.

Всё взвесив, союзничать Иван Васильевич согласился. Но предложения императора подкорректировал: во-первых, если воевать с поляками и литовцами, то не по очереди, а одновременно навалиться с разных сторон; во-вторых, Елену выдавать за маркграфа – не по рангу; другое дело, если её руки попросит сын императора Фридриха и его наследник Максимилиан.

А вот от предлагаемой короныИван IIIнаотрез отказался – принять её из рук Фридриха означало признать себя его вассалом. Отказ Государь всея Руси мотивировал тем, что его власть от Бога и в дополнительных рукоположениях «от человец» он не нуждается.

Когда в Литве и Польше стало известно о переговорах между Фридрихом III и Иваном III, шляхта пришла в ужас – она сама загнала себя в позицию между молотом и наковальней. Польско-литовская дипломатия вывернулась наружу, гася конфликт с наименьшими репутационными потерями.

Венгры принимали королевича Владислава, но с условием, что он женится на вдове Матьяша Корвина (которая ему в матери годилась). Этим браком убивалось два зайца: Владислав оказывался под каблуком более искушённой в делах житейских и государственных супруги (читай – венгерских баронов) и не мог в силу её возраста обзавестись потомством. Последним фактом, вкупе со взяткой в размере 100000 гульденов, умиротворили Максимилиана – ему уступали право наследовать венгерский престол в случае смерти Владислава и при отсутствии у него наследников мужского пола.

Союз с русскими стал Максимилиану не интересен и он принялся двурушничать. 7 ноября 1491-го года Максимилиан и Владислав подписали соглашение, по которому первый уступал второму права на Венгрию, а 18 ноября в Москву прикатило очередное имперское посольство – привезло договор о дружбе и совместных действиях против… уже не литовцев, а турок (с которыми у нас тогда и общей границы-то не было). Европейцам это казалось чертовски логично: если Русь прикрыла собой Западную Европу от татаро-монголов, то почему бы не использовать её теперь в качестве щита против турок?

Но Иван Васильевич не спешил лезть воевать за чужие интересы – в Москве хорошо помнили, как та же Западная Европа, оставив Русь один на один с Ордой, двести лет жирела, пока мы изнемогали под игом. К тому же разведка уже донесла, что Максимилиан полюбовно договорился с поляками и литовцами и договор с империей спустили на тормозах; в силу он так и не вступил.

Мог ли при таком раскладе Государь всея Руси взять себе символику Священной Римской империи? Сами как считаете?! По-моему, ответ однозначен…

«Суд» Ивана III.
«Суд» Ивана III.

Кроме того, император Фридрих умер 19 августа 1493-го года, а двуглавого орла Иван Великий стал использовать с июля 1497-го. Но в 1497-м году у Священной Римской империи императора, который мог бы пожаловать правителю Руси абы ещё кому свой герб, просто не было! Дело в том, что слабый и безвольный Фридрих IIIнастолько запустил дела в своём государстве, что принадлежащая империи часть Италии отложилась от неё. И наследника Фридриха Максимилиана итальянцы… не пропустили в Рим на коронацию! А как мы помним, «венчание на царство» в Вечном городе было обязательным ритуалом для любого нового, вступающего в должность императора. И в таком зависшем положении Максимилиан провёл 15 лет, пока не плюнул на обычаи и не короновался в 1508-м году в затрапезном приграничном городишке Тренто на самом севере Италии. Не в Риме, конечно, так хотя бы на итальянской земле – и то хорошо!

Предвижу встречную версию, что, мол, увидев имперского орла, Иван Васильевич так захотел такого же, что взял и скомпилировал понравившийся герб никого не спросясь. Но такого точно, уж, быть не могло. В XV веке геральдика ещё была точной наукой; значения ей придавали куда больше, чем сейчас. Любой герб был не просто красивой картинкой – он был юридической формулой. Если какой-то суверенный правитель включал в свою символику герб (или даже не сам герб, а просто гербовые цвета! ) некоей не принадлежащей ему территории, это недвусмысленно означало наличие претензий у этого правителя на эту территорию.

Если бы Иван III включил (не принял от императора в знак вассальной зависимости, а взял своей волей) в свою атрибутику герб Священной Римской империи (не какой-нибудь занюханной периферии типа Венгрии, а всей империи сразу! ), то это означало бы не союз, а, напротив, войну. Тут нет и не может быть иных трактований, как бы ни хотелось того псевдоисторикам, проституирующим на деньги всяких карнеги-фондов. Но дальнейший ход событий демонстрирует нам, что хотя отношения между империей и Русью доверительными не были, но и враждебными они не стали – Максимилиан Iсостоял в переписке с Иваном III и его наследниками; затевал какие-то совместные прожекты, даже предлагал породниться, переженив детей или внуков.

Знаете, а, ведь, можно западникам и встречный вопрос задать – а на герб Священной Римской империи двуглавый орёл как попал? Когда? По чьей инициативе?

eagle4.jpg
Самостоятельно в символике Священной Римской империи двуглавый орёл впервые был изображён в 1510-м году; при этом он не является самодостаточным гербом, а играет роль щитодержателя (вспомогательной геральдической фигуры, несущей гербы субъектов, входивших в состав империи).

Википедия (не к ночи будь она помянута! ), например, на этот вопрос самым бессовестным образом врёт, что свой «исторический» флаг с белым крестом на красном поле Империя сменила на жёлтый штандарт с чёрным орлом в 1400-м году.

Эту википедическую статью даже не назовёшь дилетантской. Напротив, она составлена очень грамотно. Вернее, грамотно сфальсифицирована.

Дело в том, что поменять символику своего государства может только его верховный правитель. Сменить герб и флаг Священной Римской империи без участия в этом вопросе императора было невозможно. Однако, именно в 1400-м году священно-римским императорам было совсем не до геральдики.

В тот год первые полгода императором был Вацлав (Венцель) IV. Но 20 августа его свергли и императором стал Рупрехт III Пфальцский. И ни тому, кто готовил переворот, ни тому, кто пытался усидеть на троне, сами понимаете, было совсем не до геральдических изысканий.

Этот рубеж прозападники сдадут вам без особого сопротивления – да, чего, мол, с этой Википедии взять-то; там ещё и не такого напишут! Но будьте готовы, что в рукаве у них уже приготовлен краплёный туз: конечно, герб поменял не Вацлав и не Рупрехт и не в 1400-м году, а император Сигизмунд I Люксембург в 1434-м… Предложат и обоснование – на парадном своём портрете кисти великого Дюрера император Сигизмунд изображён в окружении пяти гербов: чешского, двух венгерских, родового Люксембургов и искомого нами чёрного двуглавого орла на жёлтом поле.

eagle5.jpg
А. Дюрер «Императоры Карл Великий и Сигизмунд» (над Карлом обычный орёл, над Сигизмундом двуглавый более чем наглядно демонстрируют преемственность Первого Рейха и Второго Рейха).

Портрет, действительно, красивый и двуглавый орёл на нём, действительно, нарисован. Беда только в том, что написан он в 1512-м году. Через 75 лет после смерти Сигизмунда! По заказу, кстати, всё того же самого Максимилиана I. Случайно ли совпадение? Не было ли это желанием Максимилиана искусственно состарить германского орла? Ну, а, заодно, и историков-западников без куска хлеба не оставить…

Дюрер был придворным художником Максимилиана I, поэтому не запечатлеть его не мог; правда, портрет получился посмертным – он был закончен в 1519-м году уже после смерти императора.
Дюрер был придворным художником Максимилиана I, поэтому не запечатлеть его не мог; правда, портрет получился посмертным – он был закончен в 1519-м году уже после смерти императора.

Хотя они, западники, и без Максимилиана с голоду не помрут. Когда они вам не сумеют объяснить, что же такого знаменательного произошло в 1434-м году в Священной Римской империи из-за чего ей пришлось герб менять, вам назовут новую дату – 1442-й год… потом 1483-й… Дальше я не пробовал, но уверен, что если и этот рубеж переступить, то в запасе у них найдётся ещё несколько годовщин предполагаемой смены герба. Причём, оспорить не удастся только 1490-й год, когда Грейнер Марктбах изобразил первого достоверного германского двуглавого орла на миниатюре с портретом ФридрихаIII, которая выше приведена в качестве иллюстрации. Я же считаю, что гербом Священной Римской империи двуглавый орёл стал не ранее 1508-1510 годов, когда Максимилиан, наконец-то, став полноценным императором, затеял масштабные реформы.

Смотрите, сколько сил потрачено на фальсификацию маленького, неказистого, на первый взгляд, факта! Но это людям непосвящённым такое событие, как смена государственной символики Священной Римской империи, покажется незначительным. А на самом деле, как высказался по этому поводу старик Конфуций: «Знаки и символы правят миром, а не слова и закон». Кому-то очень важно, чтобы правда по этому вопросу была надёжно скрыта, а сам вопрос считался мелким и неинтересным. Не зря же геральдика объявлена вспомогательной исторической дисциплиной…

Одним словом, господа западники, разберитесь-ка сначала в своём хозяйстве! Ибо, не зная достоверно когда и при каких обстоятельствах двуглавый орёл стал официальным символом Священной Римской империи, какой император утвердил его на роль герба, что за художник его придумал или откуда срисовал и тому подобное, продолжение разговора на тему мог ли имперский герб стать прообразом герба России бессмысленно.

А пока – у нас и других, более вменяемых, предположений полно.

Орлов Владимир,
криптоорнитолог.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя lbjuty.

Raudi "саки (от тотемного животного «сака» - олень)"

Олень - рога. Не от "сака" ли - сохатый и соха?

Изображение пользователя Хайрат.

Да.

См. Рыбаков "Язычество древних славян", главу про культ оленя.

"Необоснованно выглядит и предположение, что третья, большая корона венчает незримого Дажьбога. Третья корона появилась на нашем гербе только в Смуту..."

В Византии появилась, может и ранее.

Прикрепленный файлРазмер
2eagle3.jpg16.57 кб

И почему, собственно, Дажьбог? Культ солнечной колесницы распространён: Гелиос, Митра... Неоязыческая? Солнцепоклонничество наидревнейшая религия. "... две маленькие, якобы, венчают грифонов, а большая – непрописанного Дажьбога..." На гербе Палеологов (см. фото), что там под средней короной за кружочек? Уж не солнце ли? Вот фото из моего города, наличник со старого дома. Что это: кони, орлы, грифоны?

Прикрепленный файлРазмер
s3wD0ZIvDfs.jpg313.83 кб
Изображение пользователя Хайрат.
Чувствую, я Вас здорово задел;-)
Ну, так по порядку:
1. В Византии/зачёркнуто/... Восточной Римской империи три короны у орла появились го-о-ораздо раньше, чем на Руси - кто ж спорит?! Но мы разбираемся с нашим гербом, а не с византийским. А на нашего орла три короны одели только в 1605 году при Лжедмитрии.
2. Н-да... на барельефе из Мистры кружок между головами орла имеет место быть. Проблема в том, что на других изображениях герба Палеологов его, увы, нет. Впрочем, надо этот вопрос поизучать, т.к. на русских народных вышивках у орла между голов всегда что-то присутствует. М.б., это и солнце, хотя по смыслу больше подходит Полярная звезда (орёл же сидит на вершине Мирового древа, а Полярная звезда стоит над ним в зените).
3. Почему Дажьбог, а не Гелиос... см. п. 1
4. Солнцепоклонничество - ИМХО - самая древняя религия. Но версию про Дажьбога на гербе выдвинули именно неоязычники - ранее XXI века она не известна.

5. Фотка у Вас шикарная. Это типовой орёл (ну, или Гагана-птица, если хотите). Даже ветер (энергетические потоки) от крыльев прорисованы. Супер! Если разрешите, вставлю в статью в качестве иллюстрации. PS А что за место, где она была сделана?

Нет, не задели...
Полярная звезда изображалась, вроде, в виде восьмиконечника?
Фотка из Йошкар-олы. Местный активист и очень неоднозначный человек собирает. http://vk.com/z.russky?z=albums164088542

Тут, возможно, что-то интересное найдёте http://silaev-ag.ru/public/adel_1

О проекте