Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь Казанская села Голенчино

Татьяна Синельникова

Хорошо это или нет, но Рязань наша стремительно меняется. Уже давно многие близлежащие пригородные села и деревни вошли в черту города и, можно сказать, прекратили свое существование. Троллейбусы, автобусы и маршрутное такси быстро довезут вас до любого нужного вам места. Но вместе с тем мы многое теряем в облике нашей древней Рязани. Что же говорить о наших маленьких селах, у которых была своя многовековая история, где когда-то шла своя размеренная жизнь?

Так от старинного села Голенчино к ХХI ничего не осталось, кроме церкви, которая была построена в 1803 году, как написал Иоанн Добролюбов, на средства княжны Ульянии Григорьевой Барятинской. Фамилия эта была известна в России не только своими вольнолюбивыми взглядами декабриста Александра Петровича Барятинского. Его отец имел земли и крепостные души в Рязанской губернии. Вместе с тем он был известным меценатом, как, впрочем, и многие дворянские и купеческие роды России. Но вернемся к истории нашего села. Много веков отделяет нас от первого упоминания этого населенного пункта в исторических источниках до наших дней, поэтому что-то стирается из людской памяти.

Однако, если мы посмотрим архивные документы, то увидим, что 15 мая 1806 г. кавалер и титулярный советник Николай Лаврентьевич Яхонтов- прихожанин храма села Голенчина, подал на имя Преосвященнейшего архиепископа Рязанского и Зарайского Амвросия (Орлина) прошение, из которого следовало, что «вместо деревянной ветхой церкви новая каменная во имя Казанской пресвятой Богородицы церковь» была построена «по просьбе онаго села прихожанки княгини Марии Барятинской храмозданной грамоте». Кто ошибся в написании имени храмостроительницы? А может, и нет ошибки вовсе? Ведь дело, начатое родителями, продолжали их дети. Поэтому не следует забывать ни Ульянию, ни Марию Барятинских. Да если говорить откровенно, все жители села принимали участие в стоительстве храма, ведь именно они уполномочили Н.Л.Яхонтова обратиться к Владыке со своими нуждами. А нужды их были самыми простыми: в 1806 г. новая церковь уже была почти построена и в так называемой «настоящей» уже отделывался иконостас. Но храм не был еще освящен, и литургия проводилась в старом храме, в котором совершать богослужение уже было опасно. Вот поэтому Яхонтов по просьбе сельчан просил разрешения у Преосвященного перенести из старого Знаменского храма иконостас и всю церковную утварь «в трапезу означенной новопостроенной каменной церкви в предел святого великомученика Георгия». Здесь то сельчане предлагали после освящения исправлять службу «до совершеннаго отделания иконостаса».

Церковь возвели довольно величественную, каменную «с таковою же колокольнею в одной связи», крепкую. Кровлю покрыли железом. Так о ней писалось в историческом источнике.

Но эта церковь не была первой, ведь Голенчино, в качестве села упоминается в приправочной книге за 1597 год. Это было древнее поселение, где жили в основном священнослужители. Там было поместье Гура Вердеревского, а село значилось «за Василием за Кудашевым сыном Вердеревского».

Церковь именовалась Георгиевской, в которой был один придел в честь Алексея человека Божия. Все церковное имущество, да и церковь также, принадлежали помещикам. Храм можно было бы считать домовой церковью, если бы не « четыре кельи - где жили нищие, питающиеся от церкви».

Об этой церкви можно прочитать и в других исторических источниках Так в окладных книгах за 1676 г., хранящихся в Государственном архиве Рязанской области написано: «Тое церкви приходом владеет и сказку подает села Микулич георгиевский поп Иван. Тоя пустовыя церкви земли десеть четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосоы на 30 копен. Да прихожен к той церкви. В том селе два двора помещиков, пятнадцеть дворов крестьянских, три двора бобыльских, и всего 20 дворов…» Кажется, малопонятные для современного человека слова и понятия. Но ведь так говорили наши предки и понимали друг друга.

Со временем и эта церковь пришла «в ветхость», поэтому на ее месте был построен новый деревянный храм. Храмонаименование у него было совершенно другое - во имя Знамения Пресвятыя Богородицы (почему-то об этом нет сведений у Добролюбова). Когда и эта церковь пришла в ветхость, то рядом построили новый каменный храм на средства княжны Барятинской, о которой мы писали выше.

До окончания строительства нового храма, как видно, службы шли в старом деревянном храме во имя Знамения Пресвятой Богородицы, и в этом храме, как указано было в вышеприведенном документе, службы не могли уже совершаться, поэтому прихожане просили Преосвященного перенести утварь в готовый придел и освятить его.

Владыка Амвросий (Орлин) разрешил сначала совершить освящение с условием, «если имеется антиминс». Освященный антиминс был выдан еще в 1802 году, находился в деревянной церкви и «был способен еще на священнослужение», поэтому прихожане и просили освятить храм на старом антиминсе. Однако Преосвященный Амвросий изменил свое первоначальное решение и в своем указе разрешил благочинному освятить храм, но на новом антиминсе. Освящение придела было совершено в мае 1806 г.

Вроде бы документ хотя и старинный, но ничего интересного в нем нет. Что такого, что до окончания устройства иконостаса в новом храме, был освящен сначала придельный храм? В истории это было не один раз. Но из документа видно, что старая деревянная церковь именовалась в документах Знаменской. А этот факт в истории с. Голенчина не известен. Только исторические источники раскрывают свои тайны: церквь с .Голенчино, сначала именовалась Георгиевской, затем Знаменской и наконец- Казанской.

Новый храм получился достойный своему храмонаименованию. Его постоянно поддерживали в хорошем состоянии сами прихожане, хотя количество их не было большим.

В 1829 году он был возобновлен, т.е. почти отстроен заново. Но в 1873 году храм был приписан к Тихвинской церкви села Никуличи и оставлен без причта, так как приход был действительно небольшой. Только в 1888 году по штату там был положен один священник и один псаломщик. В это время в этом селе было завершено строительство загородной лечебницы для душевнобольных - событие крупное для провинциальной Рязани и для пригородного села. Почему было решено построить здесь больницу для душевнобольных? На то было много причин: и место спокойное, и природа благодатная, и город близко, и врачи- хорошие.

«Я счастлив, что могу начать мой настоящий отчет сообщением, что 15 августа 1888 года открыта Голенченская больница»- писал Н.Н.Баженов – видный отечественный психиатр и общественный деятель. Его именем сейчас называется эта больница. С ним связана одна из ярких страниц психиатрической службы в губернии. Этот человек не только сам гуманно относился к душевнобольным, но использовал любовь и уважение в своей лечебной практике. Церковь играла также большую роль в лечении несчастных.

За требы, которые исполнялись не только в храме, но и в больнице, рязанское земство ежегодно выдавало причту 450 рублей. Это говорит о том, что врачи и церковь были едины в своем стремлении вылечить души людей.

Новое ХХ столетие принесло новые веяния и новые проблемы. Война, революция, революция опять война, но люди не забывали свой храм, хотя приход был, действительно, небольшой.

После отделения государства от церкви прихожане создали совет и заключили договор на передачу храма общине верующих. Но содержать церковь только на средства прихожан, которые были бедны, было уже очень сложно.

Пришел 1922 год, который был тяжелым для всего нашего народа: голодало не только Поволжье - не было хлеба во многих русских, белорусских, украинских семьях. Однако рязанцы, сами не едавшие хлеба вдоволь, стали собирать средства для своих собратьев. Но, видимо, этого было мало - из храмов под этим благовидным предлогом стали изымать церковное ценности. В основном тех, кто был у власти, интересовало серебро, золото, драгоценные камни, но и ценные, намоленные иконы стали убирать из храмов.

Не обошел этот процесс и Казанский храм с.Голенчина - из него так же были изъяты ценности. Их, кажется на первый взгляд, немного, но они ценны были тем, что необходимы были в богослужении: наперсный крест, потир, лжица. Были изъяты даже три ризы и крышки с Евангелия- ризы, сняты были, скорее всего, с икон. Все предметы были из серебра, вес которых не был установлен ( так отмечено в документе). Дай Бог, чтобы эти ценности из церкви действительно помогли бы голодным людям…

В 1932 г. был составлен акт на Казанскую церковь с.Голенчина , где было написано, что «служба закрыта в 1927 г.» Документ написан неграмотным человеком, но не это главное- ведь действительно, мало грамотных было в России среди крестьян. Из этого документа видится то время - очень непростое…

«В настоящее время церковь занимает Голенчиский колхоз им.Коммунар под складом…»,-написано было в документе. В акт были включены два разбитых колокола весом в пять пудов, а это говорит о том, что церковь была уже без своего голоса- колоколов, они были сброшены и валялись еще около храма задолго до того, как в Рязанском уезде был запрещен колокольный звон. А это было в 1936 году.

Там же было указано, что на кладбище у церкви лежали бесхозные памятники, «железные ограды… камни чежолого веса, чесовня чугунная…по доказательству эта часовня бывшей барыни Чулковой». Под часовней подразумевались памятники помещиков, чьи имения были в этом селе и чьи тела покоились на местном кладбище. Там же были памятники Варвариных, Левашовых - фамилий известных не только на рязанской земле. Все эти памятники благополучно куда-то были вывезены. Но ведь память то о их осталась… Грустно, что в нашей истории есть страницы, о которых хотелось бы забыть. Но делать этого нельзя - ведь есть наша земля, наши русские люди, и наша история, которую делаем мы. Пусть вин на разрушенные храмы подвигнет нас на лучшие перемены в наших душах. Может, тогда не будет трагических страниц в нашей истории - ведь все-таки храмы восстанавливаются…

И Казанский храм бывшего села Голенчино в настоящее время действует на радость всем: звонят колокола, которые вызывают наши души из небытия.

Церковь Казанская села Голенчино, зима 2009 г. Церковь Казанская села Голенчино, зима 2009 г. Церковь Казанская села Голенчино, зима 2009 г. Церковь Казанская села Голенчино, зима 2009 г. Церковь Казанская села Голенчино, зима 2009 г.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте