Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крестовоздвиженская Полунинская женская община



Татьяна Синельникова

Последний день осени (30 ноября 2005 г.) выдался на редкость солнечным и теплым, хотя утро не предвещало ничего хорошего. Солнце внезапно осветило всю землю, когда у старых полуразрушенных стен бывшей Крестовоздвиженской Полунинской женской общины началась панихида, посвященная памяти Василия Ивановича Полунина, некогда положившего начало обители в этом удивительно красивом месте.

Панихида

Панихида

Панихида
Панихида

Молебен был назначен на 11 часов утра, но задолго до этого женщины - по две, по три, а то и небольшими группами - стекались к бывшей обители, чтобы почтить память некогда известного земляка. Сюда же пришли и школьники Краснохолмской школы, приехала и подвода с людьми, желавшими почтить память Василия Ивановича. Были здесь и потомки Полуниных.

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община, рязанская область

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Справа Иван Павлович Полунин
Справа Иван Павлович Полунин

Как оказалось, почти все прибывшие в это место, удаленное от Красного Холма на 2 км., в живописной роще хорошо знали историю возникновения общины и имя ее основателя. Имение Василия Ивановича Полунина находилось здесь недалеко на хуторе «Усковском». Здесь же находились и его заводы, которые приносили ему определенный доход, помогали содержать семью и самое главное - оказывать помощь страждущим.

Javascript is required to view this map.

Был Василий Иванович человек боголюбивый и богобоязненный. Любил уединение и молитву. Поэтому и пригласил к себе в эти тихие места старца и своего друга Павла, для которого куплена была земля в роще (урочище) Ольхи Сапожковского уезда близ села Красный Холм, или как его еще называли – Гавриловское. Среди рощи отшельнику была построена келия. Это было в 1860 г. Василий Иванович дал Павлу полное содержание из любви к Богу и постоянно посещал его, так как жил недалеко на хуторе.

Два боголюбивых человека все свое время посвящали молитве, ведь старец, как говорит предание, принял тайный постриг с именем Платон. 15 лет прожил Платон в уединении, вознося молитву ко Господу. В 1875 г. старец скончался. После такой утраты, Василий Иванович сам поселился в келье старца, при которой была устроена часовня, а все свои дела передал детям.

Как многие русские подвижники и православные люди он имел мысль устроить богадельню для призрения женщин, преимущественно своих родственниц. По благословлению Преосвященного Феоктиста (Попова), Архиепископа Рязанского он построил у своей келии небольшую каменную церковь в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, которая была освящена в 1886 г. с наименованием богадельни. Возможно, Василий Иванович задумал большой храм, но успел построить только настоящую.

В 1895 г. Василий Иванович волею Божией скончался, но назначил попечителей для богадельни - своих сыновей: Павла и Василия, которые продолжили дело своего отца.

Они обратились к епархиальному начальству с прошением об обращении женской богадельни в женскую общину с наименованием ее Крестовоздвиженской Полунинской. По ходатайству братьев и по представлению Преосвященного Мелетия (Якимова) Указом Святейшего Синода от 20-30 декабря 1899 г богадельня была обращена в общину. Епископ Мелетий (Якимов), на этом Указе начертал резолюцию: «Исполнить. Монахиня Палладия назначается начальницей Крестовоздвиженской Полунинской женской общины. 11 января 1900 г. Еп. Мелетий». По Указу община могла содержать такое число сестер, которое в состоянии была обеспечить на свои средства.

Братья уступили 35 десятин земли для общины из 435 десятин, завещанных отцом богадельне, но состоящей согласно воле завещателя в пожизненном пользовании наследников. Они также вносили по 2000 рублей в год на содержание самой общины, церкви при ней и причта.

В 1900 году братья решили расширить храм в общине, так как он стал тесен, и пристроили к настоящей новую трапезную церковь с двумя престолами: на правой стороне - во имя Боголюбской Божией Матери и на левой-Св. Николая. Освящение церкви произошло 3 июня 1901 года Преосвященнейшим Полиевктом (Песковским). На это торжество прибыло множество народа со святыми иконами и крестами. Вечером в 6 час. началось всенощное бдение, которое совершал местный священник. На следующий день 3 сентября в 5 часов утра по благословлению Преосвященного благочинный монастырей архимандрит Платон со священниками церкви с. Красный Холм о.Алексеем Константиновским и с. Песочня А.Ягодиным освятил придельный храм во имя Николая Чудотворца. В 9 часов утра Преосвященный Полиевкт сам освятил храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В своем слове после завершения освящения, Владыка просил братьев Полуниных не оставлять без попечения эту обитель, чтобы она росла и процветала.

храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, Рязанская область

храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, Рязанская область

храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, Рязанская область

храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, Рязанская область

Братья Полунины никогда не оставляли дело попечения о сестрах общины. На их иждивение были устроены здания для сестер. Только для их жительства было построено 6 деревянных флигелей, помещение священника и разные сельскохозяйственные постройки. Обитель действительно процветала, процветала там и духовная жизнь.

Сюда стекались паломники с окрестных сел и деревень, здесь они могли получить помощь и утешение. В обители можно было не только поговорить о своих нуждах духовных, но и приложиться к св. иконам и мощам, которых было здесь достаточно. Не всякая многовековая обитель имела такие святыни, как Полунинская. Так в 1902 году в общину были пожертвованы Св. мощи со св. горы Афон, из Русско-Андреевского скита через ходатайство монаха Парфения, с действительным свидетельством, с подписью настоятеля и приложением монастырской печати. Это были частицы: древа Животворящего Креста Господня, Св. Василия Великого, св. Великомуч. Харлампия, первомуч. Архидиакона Стефана, св. муч. И целителя Пантелиймона, св. муч. И безсер. Косьмы. Они находились в кипарисовом ковчежце. Братья Полунины подарили обители икону Божией Матери "Достойно есть" (Милующая), на кипарисовой доске с ликами святых размером 1 арш.12 вершков высоты и 1 арш. 6 верш. ширины, написанная на св. горе Афон. Обитель благодаря помощи благодетелей росла и расширялась.

Через короткое время близ ст. Кунцево на земле крестьян общества с. Крылатское появилось подворье общины. Там с разрешения Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Владимира и Преосвященнейшего епископа Рязанского Никодима (Бокова) в 1907 году состоялась закладка деревянного храма в честь Серафима Саровского. Постройка храма была окончена в 1909 году усердием и трудами начальницы Серафимы и строительницы подворья рясофорной монахини Екатерины Ильевой. Вскоре там же была возведена звонница и приобретен стопудовый колокол. Все строительство шло под наблюдением и по проекту московского архитектора Вячеслава Францовича Жигордловича.

Нельзя не вспомнить и первую начальницу общины - монахиню Палладию, которая, также вложила свои средства в обустройство женской общины. Эту замечательную женщину, посвятившую себя Богу, помогавшую людям, очень любили окрестные жители и сестры общины. Много скорбели они, когда в октябре 1909 года она была посвящена в сан игуменьи и переведена в город Благовещенск в Богородично - Албазинский женский монастырь. Община просуществовала, как и большинство монастырей на территории нашей страны, до революции. Даже в дни гонений на церковь, сестры не сдавались, не предавались отчаянию…

Все эти имена и фамилии, названные выше, были помянуты в последний день уходящей осени 2005 г. на панихиде, устроенной вновь назначенным в эти места иеромонахом Иоакимом (Заякиным) по случаю 110 преставления Василия Ивановича Полунина. Много было хороших слов сказано в адрес семьи Полуниных, много воспоминаний прозвучало… Это была маленькая встреча с прошлым.

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Отрадно, что свое служение отец Иоаким начал со встречи со своей паствой и с панихиды о людях, некогда живших и служивших в этих местах. Полунины и сестры общины сделали для своей малой родины и для Господа Бога много, и они достойны уважения… И людской памяти. Но событие, которое здесь произошло, положило начало возрождению духовной жизни. Через много лет после закрытия храма в селе Красный Холм и разрушения женской Крестовоздвиженской Полунинской общины, пришло время восстановления. Это трудно, ведь вместе с возрождением храма, нужно возродить и наши души.

2007 год

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

Крестовоздвиженская  Полунинская женская община

5
Рейтинг: 5 (4 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте