Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Исчезающий город



Даже непосвящённому очевидно, что деревянные дома старинной застройки – часть которых уцелела в центре Рязани – обладают своим неповторимым стилем. А люди, глубже изучившие этот вопрос, добавляют: старые дома имеют и собственный «язык». Ведь каждый элемент деревянной резьбы что-то означал. И если понять эти символы, то можно читать старые дома, как книгу.

Переоценка ценностей

«Старый город». В этом названии всё: и преклонение перед наследием прошлого, и страх потерять эти уникальные строения навсегда. Так часто называют рязанские историки и краеведы участок в центре современной Рязани, на котором, помимо каменных строений, было множество деревянных домов XIX – начала XX столетия (в более редких случаях – сохранились и дома XVIII в.).

Разговоры об их уникальности – не фраза, не кабинетные домыслы. К сожалению, полноценному исследованию рязанского «Старого города» препятствует проблема его сохранения.

_1_1_0.jpg
Ул. Вознесенская, 64. Дом Лаврентия Загоскина – морского офицера, исследователя «Русской Америки»: Аляски, Северной Калифорнии, Алеутских островов. Здание конца 19 в. - здесь Л. А. Загоскин проживал в последние годы.

Как известно, не проходит и месяца, чтобы деревянных построек в Рязани не убавилось. Нередко – в результате «возгорания», причины которого «устанавливаются». Многие же возводимые на их месте новостройки возмущают историков и неравнодушных горожан – тем, что «уродуют облик города», визуально «стискивают» проезжую и пешеходную части…

Действительно, канули в прошлое те времена, когда рязанские улицы подчинялись строгой планировке, которая создавала комфортные условия сосуществования для всех – и жителей, и пешеходов, и проезжавших по улице экипажей. Ни одно здание, к примеру, не могло выбиваться за пределы так называемой «красной линии» (по ней выравнивались образующие улицу фасады домов). По сравнению с тем порядком, нынешние хаотично застроенные улицы напоминают челюсти с неровно растущими (и местами недостающими) зубами разной высоты.

И проблема даже не в «красивости», а в утрате особого чувства гармонии с окружающей средой, которое было городу присуще уже в силу его единой, продуманной планировки. А теперь – навсегда утеряно. Не говоря уже о том, насколько комфортными были 2-3-этажные дома «той» Рязани – с каменным первым этажом (как правило, хозяйственного назначения) и деревянным «верхом» для проживания.

_2_0_0.jpg
Один из домов «Старого города», отличительная черта – «пояс Богородицы» с 8-конечными звёздами (узор, идущий по нижней части здания). Фото из архива Евгения Каширина.

«Город имел своё неповторимое очарование, – говорит один из ценителей старины. – Конечно, он был не чужд веяний близкой столицы (что и сказалось, например, в появлении архитектурного стиля «модерн» в начале 20-го в.). Но город не пыжился, чтобы походить на столицу, не пытался соответствовать чужим стандартам. Сегодня же Рязань застраивается без системы, новые дома – разностилевые, а в итоге город становится безликим. Он утратил прежний стиль, сочетавший красоту, гармонию и сдержанность…»

Не раз приходилось слышать, как гости города, посетившие Рязань впервые, восхищаются «красивыми старинными зданиями», которых у нас будто бы много. Восхищение вполне понятное, а вот зданий, увы, могло быть и больше.

Рязань, в которой мы не были

Но, строго говоря, что же такое «Старый город»? Поясняет рязанский историк-краевед Игорь Николаевич Канаев:
– Старый город в центре Рязани – это деревянная и частично каменная застройка конца 18 – начала 20 в., имевшая свои неповторимые особенности. Занимала она площадь, границы которой можно условно очертить современными улицами Есенина — Затинная — Каляева (Семинарская) — Полевая. Именно здесь, в этом «четырёхугольнике», и были представлены образцы деревянного зодчества, каменной архитектуры, которых нет даже в городах «Золотого кольца» России. Так что эти постройки – ценность всероссийского масштаба… И если бы их сохранили, они стали бы популярным туристическим объектом. А у нас почему-то многие считают, что достаточно сохранить Кремль, чтобы иметь представление о подлинной Рязани. Но это все равно, что оставить от лица одни глаза…

_3_0_0.jpg

Ул. Пожалостина, 5 – узоры домика сделаны по заказу кружевницы, которая пожелала, чтобы внешний вид жилья напоминал её работы.

_____________________________________________0.jpg

- ...Кроме того, «Старый город» – это и неповторимая планировка, для которой были очень важны перекрёстки улиц и угловые дома. Они «держали» улицу, задавали её строй и ритм, определяя этажность остальных домов, - продолжает Игорь Канаев. - И почти все, за редким исключением, улицы вели к каким-либо доминантам, знаковым зданиям – чаще всего храмам. Например, Соборная, Вознесенская, Николо-Дворянская и сегодня ведут к церквям.

Состояние домов, представляющих собой архитектурную или историческую ценность (нередко – и то и другое), сегодня можно оценить на «удовлетворительно», считает краевед. Но это – в среднем: степень их сохранности заметно различается. Одни дома изменили до неузнаваемости свой облик — «благодаря» надстройкам и перепланировкам советских лет (как, например, случилось с домом по ул. Радищева, 35, в котором некоторое время проживала Н. И. Лебедева). Другие здания пережили «топорный» ремонт – возможно, и неплохой с хозяйственной точки зрения, но далеко не украсивший дома. И наконец, многие не уцелели из-за пожаров. Хотя мало какой пожар сравнится с небрежным отношением потомков к своему историческому наследию:

_4_0_0.jpg

Дом Хвощинских на ул. Каляева (Семинарской) не представляет особой архитектурной ценности. Но в нём вполне мог бы разместиться литературный музей, посвящённый известной в 19 в. писательнице Надежде Хвощинской и её эпохе... Современное состояние здания

Однако мало кто задумывался над таким фактом: по площади «Старый город» занимал… чуть больше квадратного километра. Это примерно в 150 раз меньше площади всего города Рязани! То есть практически до конца 20-го столетия существовал реальный шанс сохранить наш «Старый город», выделив его – или хотя бы его часть – в заповедную зону. Ведь в течение 20-го в. наш город прирастал за счёт заселения окраин, то есть нецентральных, но крупных жилых микрорайонов. К примеру, в 50-е активно застраивались бывшие «пустыри»: Канищево, Песочня, Роща, Южный, Приокский - где под новые дома не нужно было ничего сносить. Лишь в конце прошлого столетия застройщики плотно занялись «центром», и многие старые дома попали под снос.

Старожилы Рязани, родившиеся в 50-е и выросшие здесь, ещё помнят, какие улицы в центре были почти сплошь деревянными: Садовая, Радищева, Лесопарковая, Затинная, Рыбацкая, Подбелка, ул. Щедрина… Ещё лет 30 назад сохранность «Старого города», по оценке И. Н. Канаева, составляла около 70 процентов. Само собой, дальнейшее их сохранение потребовало бы финансовых вложений в ремонт, качественную реставрацию старых зданий. Ведь ни одна, даже самая добротная, изба не простоит сто-двести лет без ремонта!

…Но этого не произошло. И одним из первых, кто предпринял попытку хотя бы документально, в виде фотоснимков, сохранить облик старинной Рязани, стал Александр Николаевич Бабий, художник, искусствовед, старший научный сотрудник Галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская».

Против огня и лома

В 60-е годы Александр Николаевич взял фотоаппарат и объехал практически всю Рязанскую область ради того, чтобы запечатлеть неповторимый облик уходящей старины.

Сама идея создания такой фотоколлекции, как говорится, витала в научных кругах. Однако А. Н. Бабий считает это заслугой знаменитого рязанского этнографа Натальи Ивановны Лебедевой. Именно она подала тогда, в середине 60-х, ценный совет: чтобы поставить такие дома под охрану, надо их ценность доказать горисполкому. А чтобы доказать, нужно было их как-то задокументировать.

Эта мера оказалась спасением для некоторых домов в центре города: их наделили статусом охраняемых объектов. И всё же не раз Александр Николаевич становился свидетелем, как те домишки, которые он едва успел запечатлеть, сносили бульдозером. Или просто брали лопату и счищали с них эксклюзивную резьбу. Спрашивается, зачем?.. Оказывается – чтобы обшить строения «вагонкой», безликими ровными досками.
– Причём делалось это не со зла, – поясняет искусствовед. – Все, кто уродовал облик этих домов, были просто дисциплинированными работниками, выполнявшими распоряжения сверху…
…В 66 году, проходя по улице Либкнехта, увидел, как сдвигают трактором крыльцо дома 55, – вспоминает Александр Николаевич. – А ведь этот дом представляет собой уникальное сооружение. В его элементах – наличниках, шатровом крыльце, бочкоообразном покрытии над центральным входом – абсолютно точно сохранены элементы Русского павильона на Первой Всемирной выставке в Париже.

_5_0_0.jpg
Дом 55 по ул. Вознесенской (бывшей Либкнехта).

Иногда краеведы обозначают даже, с какого момента уничтожение старинных построек было фактически узаконено. По одной из версий, начиная с партийной конференции 70-х гг., на которой первый секретарь обкома партии Н. С. Приезжев во всеуслышание произнёс: «Долго ли эти развалины будут уродовать лицо нашего города?» После чего мало кто из архитекторов, историков, искусствоведов осмеливался встать на защиту «Старого города». Те же, кто осмеливался это сделать, навлекали на себя вполне реальные неприятности, начиная с самого «безобидного» – визита в «вышестоящие инстанции».

Однако обратимся к самим уцелевшим домам. Что, если бы деревянные старожилы Рязани смогли заговорить? Они поведали бы много интересного…

Дома-обереги

Прежде всего, нам, привычным к иной городской архитектуре, при взгляде на эти дома бросается в глаза «деревянное кружево». Резьбу эту выполняли простые тумские, егорьевские, клепиковские мужики. Говорят, что у каждой бригады плотников был свой узнаваемый почерк, свои изюминки стиля. При этом основные типы резьбы были общими: прорезная, накладная, долблёная и многие другие.

Откуда же народные умельцы брали столь богатые узоры? Безусловно, здесь играла роль не только преемственность ремесла – от старшего поколения к младшему, но и впечатления детства. И узоры на избах родной деревни, и с детства памятные вышивки, кружева.

Кроме того – добавляет Александр Николаевич – были так называемые «мыльные узоры»: своего рода образцы для вышивания, которые коробейники раздавали в «довесок» к таким нехитрым товарам, как мыло. Правда, в начале 20-го века некоторые зодчие стали пользоваться «Гартмановскими таблицами» – тогда в резьбе появились ничего не значащие «звёзды», «лапки», «стрелки» и другие механические украшения, которые уже никакого символического смысла в себе не несли.

Так благодаря замечательной преемственности памяти рязанские мастера запечатлели в архитектуре символы, значение которых зачастую было уже забыто. Лишь теперь, опираясь на труды археологов, историков, этнографов, мы можем пытаться истолковать эти знаки. И различим на большинстве из этих домов… древние славянские (и даже праславянские) языческие символы!

_6_0.jpg
На этот раз в узор наличника попало знаменитое "Мировое дерево" (фото А. Н. Бабия, 1966 г., дом в Клепиковском районе)

Во-первых, само размещение узорных «поясов» на здании воспроизводит не что иное, как расположение узоров-оберегов на народной одежде. Не случайно называется «декоративным поясом» та часть дома, которая проходит между окнами и фундаментом. Резные символы превращали его в пояс-оберег. Защищены оберегами и все «отверстия» дома (то есть входы в него, потенциально уязвимые для проникновения враждебных сил). У окон функцию таких оберегов выполняют резные наличники, у двери – крыльцо.

Даже человеку, мало знакомому с наукой этнографией, очевидно родство слов "окно" и "око". А любой этимологический словарь даёт подтверждение, что так и есть: «окъно» в древнерусском языке произошло от более древнего «око», то есть окна воспринимались как глаза дома (сразу вспоминается одна из загадок мудрой Февронии: «Нехорошо быть дому без ушей и без очей»...)

Наконец, венчала постройку крыша, благодаря украшающей фронтон резьбе напоминавшая нарядный «головной убор». Например, характерный элемент оформления крыши – резное «полотенце», которое спускалось по центру от самого конька.

_8_0_0.jpg
Крыша с накладной многослойной резьбой и "полотенцем"

Тайный язык «Старого города»

Вот эти-то детали дома – его украшения и одновременно символы-обереги – на сегодня и представляют собой феномен, ещё мало изученный. Но возьмём для примера уже известные символы.

Зигзагообразный орнамент (чаще всего на верхней части дома) – так называемый «бегунец», обозначавший у славян «небесные реки», «небесные воды», «потоки вод». Надо ли объяснять, как много значила для земледельца дань уважения божеству, которое «отвечало» за дождь?..

_9_0.jpg

"Бегунец", идущий вдоль бокового фасада (ул. Урицкого, 62). Рисунок Бабия А. Н.

Нередко в узорах встречается легко узнаваемый «знак земли», – так называемый «ромб», известный, судя по книге Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", ещё праславянским племенам эпохи бронзы – и уцелевший в народном искусстве вплоть до 19 в. Как можно узнать из этой чудесной книги, такие ромбы целой россыпью сопровождали народные вышивки с архаичным образом Рожаниц, а также основных женских божеств Лады и Лели.

_10_0.jpg
На здании 7 по ул. Пожалостина, как и на многих других, сохранились ромбы - стилизованные "знаки земли", которые их создателями могли восприниматься уже как обычные фигуры.

«Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами: круг, крест, крест в круге, круг с 8- или 6-лепестковой розеткой», – находим у того же автора. И все эти солнечные знаки, как мы порой ещё можем убедиться своими глазами, в разных вариантах присутствуют в деревянной резьбе Рязанской губернии.

Однако встречаются и более редкие изображения – настоящие сюрпризы для исследователя.

– На одном из ныне уничтоженных зданий с ул. Право-Лыбедской, - рассказывает Александр Николаевич Бабий, – мне попался даже такой оберег: небесные птицы, клюющие Древо жизни... (Назвать это дерево "Мировым" мешает его несходство с дубом, который символизировал данный образ у славян. Значит ли это, что перед нами библейское "Древо жизни", растущее посреди Эдемского сада? - Авт.).

_11.jpg

_12_0.jpg
Птицы, клюющие Древо жизни, изображены на фризе деревянного дома. Реконструкция

– …Или другая находка - дом в Скопинском районе, по нижней части опоясанный знаками князя Олега Рязанского, которые он отпечатывал на монетах, – среди нумизматов этот символ известен как «кунья мордка». И ведь это не что иное, как символ власти, встречающийся ещё на каменных идолах острова Пасхи.

Но главным среди этих оберегов считается так называемый «громовой знак», традиционно помещаемый на крыше. Это шестилучевое «солнце», вписанное в круг, также называемое «колесом Юпитера», известно не только на Рязанской земле: такой же символ до сих пор встречается, например, на «полотенцах» изб в северных областях России.

_______________________________________4_____0.jpg
"Громовой знак" на черняховском кувшине IV в. обозначен стрелкой (Википедия). На деревянных домах аналогичный знак нередко уничтожен, встречаются его следы.

Как поясняет академик Б. А. Рыбаков, круг с шестилепестковой «розеткой» внутри – «громовой знак» – был очень многозначен. Выражал и идею Солнца, и идею божества, метавшего «гром и молнии», и идею «белого света», однако понятие «белый свет» было идентично «Роду»! А это и есть то самое божество, которое, по версии академика, занимало главное, первенствующее положение в славянском пантеоне. Что, вполне очевидно, и подтверждается положением «громового знака» – выше всех остальных, у самого конька крыши.

«Узор воспринимался народным сознанием как элемент оберегающий, заклинающий, – комментирует снимки Александр Николаевич. – И, как видим, эти строения несли в себе мощное оберегающее начало. По основанию дома, как по подолу русского костюма, идёт узор-оберег. По периметрам окон идёт тщательно продуманный смысловой узор наличников; и венчает всё строение благодарность небу – «громовой знак».

Послесловие

Сегодня даже те, кто пытался отстоять и сохранить деревянные дома, приходят к пониманию, что дело обречено на провал. Те из построек, что пока ещё «живы», стали мало пригодны для проживания. Да и хозяева их, как правило, не спешат вкладываться в ремонт – живут в ожидании переселения из ветхого жилья в новое, с современной планировкой и всеми удобствами.

Но ещё есть время, чтобы сохранить хотя бы память об уникальной застройке дореволюционной Рязани. И это делается – общими силами энтузиастов, в числе которых, как известно, был и Евгений Николаевич Каширин. К настоящему моменту собраны сотни фотографий «Старого города», они ждут своего часа, чтобы быть изданными. Хотя и это - лишь начало. «Заниматься сохранением этих уникальных зданий нужно комплексно, – констатирует Александр Бабий: – Необходимо составить атлас этих домов, привлечь серьёзных исследователей для написания монографии о «Старом городе». То есть воспроизвести его хотя бы в документах, пока он ещё существует. А затем, если удастся найти спонсорскую помощь, воссоздать в Борках, как это давно планировалось, реконструированный «Старый город», представив все типы его домов».

***

Запомнилось на всю жизнь одно прямо-таки мистическое совпадение. До сих пор в компьютере сохранился черновик, набросанный в феврале 2006 г.:
«Коллегам-журналистам, редакторам, да и любому рязанцу, неравнодушному к истории своей малой родины, вряд ли безразличен тот факт, что в Рязани сохранился дом, где издавали самую первую в городе газету — «Рязанский справочный листок»!
Это зеленоватое двухэтажное деревянное строение в Газетном переулке, дом № 3: окна его выходят на Горпарк по ул. Астраханской. Собственно, принадлежал дом не самому издателю, а его брату, не менее известному: Леонид Дмитриевич Малашкин был композитор, пианист, написавший ряд романсов и песен, популярных в России второй половины 19 века. Некоторые из них известны каждому — скажем, романс «Я встретил вас...» на стихи Тютчева.
Брат домовладельца, Николай Малашкин, бывал здесь наездами. Однако именно этот человек стал редактором и издателем первой в Рязани регулярной газеты, выходившей с 1894 года! (Она-то и дала имя переулку). Печаталась газета здесь же — в обширном подвале дома. Кроме того, типография выпускала учебники для гимназистов, книжки для бесплатной раздачи бедным, издавала труды по сельскому хозяйству и народным промыслам нашей губернии... При доме был небольшой сад и двор с хозяйственными постройками. Однако в те времена деревянное строение было одноэтажным. Сооруженное в первой половине 19 в., оно и по сей день сохранило некоторые элементы архитектуры классицизма. Однако «мемориальный облик дома значительно искажен утерей ряда элементов и достройками», — считают специалисты. — Например, исчезли боковые крыльца, украшенные навесами из чугунного литья...»

Здесь говорится о доме, который ещё сохранил свой облик. Однако всего через несколько дней, когда статья о «Старом городе» шла в номер, эти слова пришлось удалить – не стало прежнего дома № 3 в Газетном переулке... Здание изуродовал пожар – как гласила официальная версия, начавшийся «из-за неисправности электропроводки».

____________________0.jpg
Газетный переулок, 3

На реконструкцию дома, по оценке Центра сохранения объектов культурного наследия, требуется 25-30 млн. рублей. Понятно, что выделять их никто не собирается. Теперь и подавно: «сами понимаете, кризис», как сейчас принято отвечать на все вопросы. Впрочем, и до кризиса эти развалины, покинутые жильцами, простояли в таком виде больше двух лет. Стоят и теперь – кто бы мог подумать – в самом центре Рязани, в двух шагах от городской администрации.

Так прошлое на наших глазах превращается в документальные свидетельства о себе самом…

Ольга Сидорова
6.03.2009 г.

4.5
Рейтинг: 4.5 (8 голосов)
 
Разместил: Ollga    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

"devotion
К сожалению, на мой взгляд публикации (даже самые качественные) редко (очень редко) приводит к практическому решению проблемы. Ведь в среде имущих всем правит слово "уплочено" и как говорил один мой знакомый при соотвествующей цене вопроса на месте Храма Василия Блаженного мы сможем легко увидеть Макдональдс"

Да, именно это я и хотела передать в статье, видимо, отчасти удалось. Спасибо за понимание.

Изображение пользователя Predator.

Ну наконец-то есть с кем мне побеседовать на больную тему. Скажи аффтар, а сама-то где живешь? Поди в квартирке со всеми удобствами? За водой в колонку ходить не надо? А на очко на двор? Ну так вот, а я две трети своей жизни прожил в таком вот теремке памятнике архитектуры. И из благ цивилизации имелась у нас только холодная вода. А канализации у нас не было поэтому сколько воды нальешь, столько потом ведром надо вынести. А мылись мы в корыте и чтобы помыться воду грели в ведрах. И курятники, про которые статья, у меня вызывают приступ тошноты, в отличие от вас, которые там не жили и не знают что это такое на самом деле. И еще меня злит когда я еду по главной улице нашего города и в самом центре на перегоне между «пл. Ленина» и «дом художника» вижу эти халупы, типа здания гарнизонной поликлиники, по которым бульдозер уже плакать устал. Это что красота неописуемая? Шедевры деревянного зодчества, на которые молиться надо? Уродство это полное и от чего вы тут претесь я вообще не понимаю! Просто в следующий раз когда будете про них писать вы не снаружи сфотографируйте, а внутрь зайдите и с людьми побеседуйте, которые там живут.

Уважаемый Predator
Наверно не стоит отвечать на комментарии двухгодичной давности, но все таки я это сделаю, потому что тема для меня также является достаточно больной. Мое детство и молодость прошли в так ненавидимом вами ветхом фонде, в одноэтажном домике на улице Горького, уже как год я живу в новостройке на окраине города, в которую меня заселили по программе переселения из ветхого фонда. Конечно же условия быта значительно улучшились, но назвать себя счастливым человеком я точно не могу. Уезжал из этого дома я раздавленным, поскольку знал, что теряю в своей жизни гораздо больше, чем так называемые бытовые неудобства, потерял я мир в котором жил, а было в нем много и плохого и хорошего. Ведь жизнь человека не ограничивается каким-то бытом. В этом доме я формировался как человек, ставил и достигал каких то целей, поэтому в моем сознании место моего проживания не ассоциируется с местом отправления физиологических нужд.

Сейчас живу в спальном районе, каждый день идя домой прохожу мимо однотипных брежневских пятиэтажек, во дворах сидят такие же однотипные гопники с бутылками пива. Тоска. Никакой индивидуальности, везде тупые животные. Конечно у каждого в жизни разные приоритеты, но все же настроение создаваемое от архитектурного окружения имеет важное значение в жизни человека. Для меня точно имеет важное значение!

Не переживайте, Predator, случалось и жить внутри такого дома, и разговаривать с погорельцами, которые провели в таких всю жизнь. Не понимаю, какие лично ко мне претензии за то, что программа переселения из ветхого жилья плохо выполняется. Об этом надо говорить в другом месте и другими средствами, хотя и пресса вряд ли поможет в данном вопросе, как это уже не раз "проходили"...
Однако в статье речь идёт не вообще о домах ветхого фонда, я рассказываю лишь о той их части, которые представляют собой историческую ценность.

Именно их и призывают хотя бы зафиксировать на фото- и видеоносители, реконструировать в виде музея на Борковском карьере или, по другой версии, на трубежском Острове, потому что сохранить их в центре города уже нереально. Хотя есть и более оптимистичный (но редко достигаемый) вариант соглашения: передача исторических зданий хорошим хозяевам, которые в законном порядке берутся проводить ремонт, не разрушая исконной архитектуры здания. Такие примеры были, -"шефство" над домами брали и частники, и некоммерческие организации.

Изображение пользователя Хайрат.

Оля, статья просто замечательная, но, боюсь, что Борис Александрович Рыбаков сейчас в гробу вертится пропеллером от того, что ты ему приписала слова, которых он не мог сказать даже под пыткой. Символ Перуна никогда «колесом Юпитера» он бы не назвал. Шестиугольник с пересекающимися внутри линиями символизирует пучок перуновых молний (а не колесо и не Солнце) и сложен из трёх славянских рун «сила» (широкой публике они лучше известны в эсэсовской интерпретации, как руна «зиг») – у Юпитера подобной символики не встречается ни на одном изображении. Приведённая иллюстрация является классической и изображает прорисовку с ритуального кувшина, которую Рыбаков расшифровал как славянский календарь. На нём этот знак отмечает конкретную дату – день Перуна, 20 июля по нынешнему стилю.

Полный респект автору за поднятие и содержательное раскрытие темы. К сожалению, на мой взгляд публикации (даже самые качественные) даже в самых масшатбных изданиях редко (очень редко) приводит к практическому решению проблемы. Ведь в среде имущих всем правит слово "уплочено" и как говорил один мой знакомый при соотвествующей цене вопроса на месте Храма Василия Блаженного мы сможем легко увидеть Макдональдс. Поэтому я взываю ко всем неравнодушным к этой ситуации людям - фотографируйте (при нынешнем фотоаппаратизации населения это несложно), плохо или хорошо, фотографируйте дома, наличники и т.д. которые вам нравятся, которые составляют на ваш взгляд вашу историю и историю вашего города, страны (прочтете об этих зданиях потом, хоть будет наглядно понятно о чем читаешь). Фотографируйте - это наверное почти единственный способ. Другой - не менее действенный - не брезговать поднимать с земли, а иногда и отрывать от доски все эти деревянные кружева прежде чем они сгорят в костре бомжа или сгниют на помойке. Как зачастую это случается... Фотографируйте

"Символ Перуна никогда «колесом Юпитера» он бы не назвал."

Да, с Перуном оказалось не всё просто. Конечно же, имелось в виду не "шестилучевое солнце", а "шестилучевой знак" Перуна, который и изображён на кувшине. Это неточность при цитировании, однако и она не с потолка взялась: в "Язычестве древних славян" действительно есть сопоставление образа славянского громовержца с образом Юпитера, в том числе символики обоих. Это меня и ввело в заблуждение. Спасибо за поправку, Хайрат, о таких всезнающих читателях я и не мечтала.

Огромное спасибо Вам за вашу работу! Обращаюсь к вам с надеждой ,что у вас получу наконец информацию. До революции в г.Рязани на Вознесенской улице было здание ,где размещалась столовая ,принадлежащая моему прадеду, Левушкину Никифору Евсеевичу. Есть ли у вас какая-либо информация по этому вопросу. Заранее благодарна. С уважением, Ирина.

Изображение пользователя Хайрат.

Попробуйте пошарить в Фотогалерее, в разделе "Губернский город Рязань" - там много общих видов и панорам. Может быть, Вам повезёт и наткнётесь на то, что ищите.

О проекте