Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Волга — ось Золотой Орды



Генетической связи между поселением Samar и самарской крепостью пока нет. Так считает доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории Самарского государственного университета Эдуард Дубман.

Нет следов средневековья

Хотя в пользу «удревнения» Самары говорят две средневековые карты. Именно на этих документах строится защита некоторыми местными краеведами версии рождения города в XIV веке. Первый документ — компасная карта водных путей и пристаней венецианцев братьев Пицигани, составленная в 1367 году; второй — «мировая карта», составленная в 1459 году монахом из той же Венеции, космографом фра Мауро. На обеих картах изображено поселение Самар.

— Но обе они так значительно отличаются друг от друга, что возникает вопрос: насколько портолан 1367 года послужил основанием для составленной почти столетием позже карты фра Мауро? Кроме того, «самарский» участок на той и другой картах изображён схематично. Да, какое-то поселение Самар существовало на берегу Волги примерно от устья Иргиза до Большого Черемшана. Но где его точное место — понять по этим картам нельзя, — рассуждает историк Дубман.

По мнению учёного, столь же трудная задача — сопоставить поселение Samar, указанное на этих средневековых картах, с каким-либо из археологических памятников. Действительно, современная Самара, протянувшаяся вдоль берега на десятки километров, охватила территорию, на которой располагаются остатки древних поселений, стоянок, захоронений, существовавших с эпохи камня вплоть до Золотой Орды.

Единственное, что их объединяет — это территория размещения. Может быть, Samar располагался на Барбашиной поляне? Но на этом археологическом памятнике слои XIII-XIV веков есть, а следов XV-XVI веков нет. Если где-то здесь и был большой город, должны сохраниться следы крупных культовых и общественных сооружений, многочисленный вещевой материал. Они обязательно выявились бы при застройке в XVII-XX веках и даже в результате ветровой и водной эрозии почвы. Однако отдельные находки, собранные к настоящему времени, единичны, локальны.

Волга — ось Золотой Орды

Ещё сложнее доказать родство между древними археологическими объектами до татаро-монгольского нашествия и русской крепостью-городом. В последнее время исследователи приходят к выводу, что поселения типа Samar создавали монголы. Река Волга была важнейшим торговым путём, соединявшим русские земли с Золотой Ордой, богатейшими странами Востока и привлекавшим многочисленных предпринимателей, купцов, дипломатов и путешественников. По сути Волга была осью этого огромного государства.

Для обслуживания водной дороги нужна была рабочая сила. В Золотой Орде широко использовался труд покорённого населения. Массовый угон в рабство русских, мордвы, болгар было обыденным явлением. Поэтому вокруг всей Самарской Луки по Волге и её притокам в золотоордынскую эпоху возник ряд населённых пунктов, в том числе и довольно крупных, где жили пленённые татаро-монголами люди. Это нынешние Междуреченск, Лбище, Муран, Печерские выселки, Комаровка, Кануевка. Всего два года назад археологи открыли подобное поселение в районе Малой Рязани.

Строгости ЮНЕСКО

К запустению и гибели такие «сервисные» посёлки пришли в результате распада Золотой Орды, постоянных усобиц и походов Тимура в Среднее Поволжье. Сведения об этих «городах» исчезают и из летописей XV века. Хотя сама местность Самарская Лука в это время упоминается в связи с появлением на ней рыболовецких русских бригад. Русские рыболовы в течение промыслового сезона создавали для себя в укромных, скрытых от кочевников местах временные станы. А в документах XVI века встречаются сведения о зимовках неподалеку от Самарского урочища судов, которые не успели до ледостава добраться до Казани.

Увы, ни золотоордынские посёлки невольников, ни рыболовецкие «летние лагеря» и зимовья судов, понятно, на статус города не тянут. Тем более имеется строгое положение ЮНЕСКО о том, каким образом определяется дата начала истории города. Во-первых, должны быть чёткие археологические следы наличия поселения. Во-вторых, доказана непрерывность его развития. Но к концу XIV века Samar был заброшен или разрушен и впоследствии не восстановился ни в форме ордынского населённого пункта, ни в форме русского. Да и материалы, связанные со строительством крепости Самара и её начальной историей, показывают, что крепость возникла на пустынном месте.

— Буду двумя руками голосовать за удревнение родного города, если удастся связать золотоордынскую Samar с крепостью 1586 года, — заключает историк. — Но для этого нужны серьёзные археологические раскопки, поиски в мировых архивах других портоланов, научные дискуссии. Тем более что научным силам Самары эта задача вполне по плечу. Есть у нас и хорошие археологи. Они будут просто счастливы перекопать в поисках артефактов Самарскую Луку.

Светлана ЕРЕМЕНКО

АиФ Самара

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

Завтра в самарском музее имени Алабина презентуют виртуальный выставочный проект "Индоарии: тайны древней культуры". Он представляет одну из страниц историко-культурных коммуникаций между Россией и Индией. Проблема происхождения индоиранских народов была поставлена еще в XIIX веке. С тех пор этот вопрос уже четвертый век волнует умы ученых и до сих пор ищет своего решения.

Российско-индийские связи имеют тысячелетнюю историю. Культуры двух стран, несмотря на современную непохожесть, имеют общие корни. Согласно древним источникам, общие предки русских и индусов когда-то жили в Волго-Уральских степях, занимались коневодством и скотоводством. Они называли себя ариями или индоариями. Эта общность имела огромное влияние на всю евразийскую цивилизацию и оставила в наследство индоевропейскую языковую семью. Несмотря на то, что современные народы прошли долгий путь становления и этнических влияний на культуру и обрядность, и у русских, и у индусов можно встретить схожие мотивы в обрядности и народных орнаментах как отражение общего корня.

Виртуальный выставочный проект создан на основе археологических исследований, проведенных на территории Самарской области, и экспонатов, хранящихся в фондах музея им. Алабина и Музея археологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

"Самарский информационный портал"

О проекте