Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

"Солнцу и ветру навстречу"

Во дворе все мальчишки гоняли на великах, это было повальное увлечение. Помню, как отец несколько дней, не разгибая спины, учил меня держать равновесие. Многие мои сверстники сейчас уже забыли, как это делается, пересев на автомобили, а я вот, несмотря на сорокалетний возраст, люблю крутить педали до сих пор. Путешествовать на велосипеде я начал, став уже взрослым. Лет 15 назад моё желание отправиться в поход на велосипедах поддержали студийцы киностудии радиоинститута, которую посещал и я, увлёкшись фотографией. Целью нашей поездки стал город Гусь-Хрустальный. Не смотря на пасмурную погоду, группой из четырёх человек мы осуществили задуманное. Нашу экипировку с трудом можно было назвать туристической, а велосипеды не были пригодны для дальних поездок. Однако без серьёзных поломок и без всякого рода неожиданностей мы отмахали более четырёхсот километров и через пять дней с трофеями из музея хрусталя вернулись домой.

На следующий год мы примерно в том же составе осуществили малый круиз по Рязанской области, охватив четыре района: Сараевский, Шиловский, Спасский и Рязанский. Были ещё два путешествия в Нижний Новгород: сначала вдоль Оки, потом вдоль Волги.

Но только теперь мои поездки стали системными и регулярными. В прошлом году я встретился с рязанскими веллерами. Это была интересная история про Интернет знакомство. Отчаявшись найти в Рязани «детей ветра», я зарегистрировался на московском велосайте http://www.velocat.ru, где быстро обрёл виртуальных друзей. Но виртуальные друзья недолго скрывались в глобальной паутине. Оказалось, что они реально катаются по соседним областям и намерены посмотреть есенинские места и рязанский кремль. Мы договорились о встрече в кремле – забили «стрелку», как это принято теперь говорить. Москвичи оказались настоящей велобандой, экипированной до зубов современной туристической амуницией, начиная от велоодежды и заканчивая GPS-навигаторами. Выяснилось, что за их перемещением следил не один я, а ещё группа рязанских байкеров-экстрималов во главе со своим администратором сайта Евгением. Так я познакомился с рязанскими веллерами. По инициативе Жени был создан сайт http://www.extreme.ryazan.ru и на нём форум для общения веломанов. Благодаря этому форуму «велосипедисты всей Рязани объединяются», договариваются о совместных покатушках, обсуждают различные, не только велосипедные, животрепещущие темы. Сейчас на форуме зарегистрировано более 100 человек. Здесь можно встретить велосипедистов самых разных направлений: это стритеры, триалисты, кросс-кантрийщики, фрирайдеры и т.д. Безграничные возможности Интернета сокращать расстояния и непостижимая любовь к велосипеду сближает людей не только разных возрастов, но и разных континентов. Сайту исполнилось два года. Пока здесь регистрируются в основном студенты из Рязани, но уже есть иногородние и велосипедисты старшего возраста. Девушки тоже не многочисленны, они, наверное, предпочитают крутить баранку, а не педали велосипеда. Появилась ещё группа ВелоРязань на vkontakte.ru для укрепления наших велоконтактов. В этом году благодаря своему увлечению я приобрёл новых друзей. Теперь они составляют мне компанию не только в увеселительных велопрогулках, но и в полной мере разделяют со мной мои трудности. Этой осенью с их помощью я с семьёй переехал в новую квартиру.

Я был в водных и пеших походах. Во всех есть свои прелести. Очень хочется ещё раз пройти на байдарке по весенним водам Пры, вдохнуть запах молодой листвы дубов, обступающих её девственные берега. Но всё-таки с велосипедом, с его возможностями, ничто не может сравниться. Он лёгок, быстр, прост в управлении и не прихотлив в обслуживании. Велосипед помогает мне знакомиться с Рязанскими достопримечательностями. Я уже объездил половину области и убедился, что край наш непостижимо многообразен и интересен. А по своим природным и архитектурным достопримечательностям он ничуть не уступает заграничным красотам. Автомобиль порой не позволяет подступиться к ним на столь близкое расстояние, чтобы почувствовать тепло камня полуразрушенной многовековой стены усадьбы или монастыря, живительную силу источника с прозрачной, как слеза, водой или твердь берега заросшего барского пруда. А какое наслаждение доставляет сама езда, особенно, когда «держишь за рукав сына ветра».

Этот сезон для меня был особенно насыщен путешествиями. Открыли мы его поездкой в Кирицы в замок барона фон Дервиза. Затем у нас была поездка в Пощупово – Иоанно-Богословский монастырь и Костино – имение селекционера Никитинского. Наши веллеры ездили в Луховицы на Голубые озёра правда, не на фестиваль бардовской песни, а просто поматрацничать, т.е. отдохнуть. В начале лета нас опять навещали москвичи, и мы под проливным дождём сопровождали их от Солотчи до Рязани. Потом мы продолжили своё знакомство с имениями фон Дервизов в Сохе и Старожилове. Посещали старинную игольную мануфактуру в Истье и величественную церковь в Перевлесе. В одиночку я предпринял вылазку в село Яблонево Пронского района – имение А.В. Дашкова, участника войны 1812 года, вице-губернатора Рязани, тайного советника и сенатора. Когда-то это было богатое село. Теперь только невозмутимая равнинная река Проня бурлит об ушедших временах: «Всё течёт, всё меняется». Её воды, перекатываясь на камнях фундамента некогда стоявшей здесь мельницы, помнят эту неустанную труженицу. Они помнят и церковь, в которой Андрей Васильевич крестил свою дочь Софью. Это была моя самая дальняя из однодневных поездка. Отмахав 140 км, дома я упал замертво. Замечу, что такие одиночные поездки очень рискованны, утомительны, а из-за того, что не с кем обменяться впечатлениями – малоэмоциональны. Думаю нужно всегда находить золотую середину между интеллектуальной и физической составляющими поездки. Мне хоть и доставляет удовольствие крутить педали, но познавательная часть путешествия для меня важнее.

Самыми насыщенными впечатлениями для меня остаются поездки в Нижний Новгород. Они же были и самыми длительными как по расстоянию, так и по времени. Тогда мы вдвоём с моим давним товарищем Алексеем, проехали более шестиста километров за семь дней. В первое путешествие затронули четыре области: Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Нижегородскую. Во второе – посетили самые знатные приволжские города: Калязин, Углич, Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Плёс, Кинешма, Юрьевец, Нижний Новгород. Самое яркое впечатление оставил маленький городок Плёс, именуемый «русской Швейцарией». Город расположен на береговых холмах, на которых возвышаются многочисленные храмы. Основные улицы лежат параллельно Волге у самого её берега. Здесь несколько лет жил и творил художник Исаак Левитан. В этих местах он написал свои самые знаменитые пейзажи: «На Волге», «Вечерний звон», «Золотой Плёс».

Я уже говорил, что на форуме зарегистрировано более ста велобайкеров и все они тяготеют к тем или иным стилям катания, кто-то любит разностильную смешанную езду, например кросс-кантри и стрит, кто-то кросс-кантри и туризм, к последнему сочетанию тяготею и я. Плюс у каждого свои пристрастия и интересы. По этой причине на велопокатушку нас никогда не набирается более 15 человек. За этот год у нас сформировался свой костяк велотуристов катающихся в стиле кросс-кантри. Мы с удовольствием принимаем к себе новичков, любящих не просто педалировать, а путешествовать по родному краю, узнавая для себя что-то новое и полезное. Вокруг нас много всего интересного как в пределах 100 км, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Но с зарубежьем есть понятные сложности с визой и финансами, а путешествия по России нам вполне доступны. Хотелось бы осуществить поездку на Урал, на Байкал, на Алтай, в Крым и на Кавказ. Но есть не менее интересные места и ближе – Куликово и Бородинское поля, озеро Селигер, Золотое кольцо и т.д. Но тогда в стороне окажутся удивительные места находящиеся совсем под боком. Этим летом мы открыли для себя в нашей области Шиловские и Спасские красоты. Там целый кладезь природных и исторических памятников, например, озеро Святое недалеко от Нармушади. Это абсолютно круглое озеро карстового происхождения. Много исторических памятников на юге области. Здесь мы ещё не бывали, если не считать прошлогоднюю поездку в Ерлинский парк Кораблинского района в бывшее имение С.Н. Худекова. Сейчас об этом имении много говорится в прессе, по областному радио и телевидению. Там ведутся серьёзные восстановительные работы, а созданный в одном из отреставрированных флигелей усадьбы музей Худекова уже принимает посетителей.

Трудно сказать, где мы больше любим бывать. Наша область доступнее, но не это главное при выборе цели путешествия. Рязанский край перенасыщен достопримечательностями. Сейчас выходит третья книга о рязанских усадьбах. Это только те усадьбы, которые у нас на слуху, а сколько ещё мест, преданных забвению. Недалеко от Рязани, например, есть село Аксиньино, где было имение художника Филиппа Малявина. От барского дома ничего не сохранилось, лишь дикие заросли сирени и терновника. Кленовые аллеи зарастают кустарником, некогда живописный пруд заболачивается. Бросив велосипеды и продираясь сквозь густую крапиву, нам с трудом удалось найти следы когда-то богатой жизни.

Завершающим аккордом этого велосезона была поездка в Вышенский женский монастырь, что находится в Шацком районе на границе с Мордовией. Инициатором заезда был наш ярый кросс-кантрийщик – Дмитрий, у которого недалеко от этих мест в селе Ямбирно живут бабушка с дедушкой. Поездка должна была быть трёхдневной, но в силу разных обстоятельств нашей группе из четырёх человек, пришлось разделиться. Двое отправились в пятницу, а я с товарищем стартовал рано утром в субботу. Так далеко на восток Рязанской области мы ещё не забирались. Прибегли к услугам попутного транспорта. Электричка доставила нас до Нижнемальцева, близ Сасова. Сентябрьское утро бодрило своей прохладой, но всё-таки небесная канцелярия дала нам зелёную улицу – временно отменила дожди и даже приоткрыла облачную завесу, чтобы мы могли насладиться нежарким осенним солнцем. Мы взяли курс на деревеньку со смешным названием Сново-Здорово. Как много в наше время значит асфальт. Чуть мы только свернули с него на просёлок, как очутились в вымирающей деревне Старо-Романово. Покосившиеся дома, заросшие крапивой с человеческий рост, заколоченные ставни, дремучие столетние ивы вдоль дороги и – не души. Всё это создавало жуткое зрелище, будто смотришь сюжет из фильма ужасов «Зловещие мертвецы». А через несколько километров совсем иная жизнь. Весёлые приветливые люди, наверное, радуются, что наступил XXI век и в деревню ведут газ. Вскоре мы домчались до Польного Конобеева – старинного села на берегу Цны. На въезде нас встречала величественная ветряная мельница, единственная в области дожившая до наших дней. Правда, лопасти с неё снял какой-то местный Дон Кихот, а может, они просто сгнили от времени. Ещё одна достопримечательность – каменоломня на окраине села. Показал нам её местный житель, который не побоялся спуститься с нами в глубокий обрывистый овраг. Вход в неё, конечно, завалили, но говорят, что ходов там бесчисленное множество. Здесь добывали белый камень, многие дома, особенно старинные, стоят на этом белом камне, и амбары выстроены из него. Здесь проходит каменный пояс от Касимова, пояснил наш проводник. Я сразу вспомнил, что, действительно, недалеко от Касимова в районе деревни Щербатовка на поверхность выходит такой же белый камень и что он шёл даже на строительство московского кремля. Но там его добывали открытым способом, зачем же тут выдалбливали целые ходы? Может, преследовали какую ещё цель кроме добычи камня?

Сергей Чинаров и конобеевская мельница. Фото на память.

Недалеко от Вышенского монастыря находится множество интереснейших достопримечательностей. Одна из них – это Желанновский музей, где собрана уникальная коллекция минералов. Асфальтированная дорога, бегущая среди живописного леса быстро привела нас в село Завидное, что вплотную примыкает к Желанному. Его умельцы, безусловно, обладающие чувством юмора, привели нас в неописуемый восторг своими весёлыми поделками. Вдоль всей дороги выстроились разрисованные деревянные фигуры животных. Над раскрашенными плетнями возвышались такие же деревянные ярко-жёлтые подсолнухи. Из тазиков и кастрюль были сотворены диковинные грибы.

Село Завидное. Завидные фигурки

Желанновский музей был закрыт на ремонт, в нём обновлялись экспозиции, несмотря на это, нам показали несколько залов. Но и во дворе музея было не менее интересно. Особенно нас удивил загон с животными. В загоне разгуливали высоченный верблюд и низкорослый ослик. Верблюд Вася, так окрестили его местные жители, был не очень рад нашему визиту, и мы не стали задерживаться возле импровизированного зоопарка дабы не узнать вкус верблюжьей слюны.

Верблюд Вася

Программа у нас была очень насыщенной, а из-за того, что мы выехали в субботу вместо пятницы, её пришлось уплотнить. Но как ни старайся запихать в маленькую сумочку содержимое целого чемодана, что-то всё равно приходится оставить. Мы не попали в Марьино, на старинную ГРЭС, и не увидели храм в Эммануиловке. Нужно было оставить место для впечатлений от посещения главной цели нашей поездки – Вышенского монастыря, где нас уже давно ждала вторая половина группы, регулярно напоминающая о своём существовании телефонными звонками, благо сотовая связь здесь работала отменно. После нашего двенадцатикилометрового рывка лес неожиданно расступился, и взору предстали возвышающиеся над рекой храмы. Это и был старинный Вышенский монастырь с примыкающим к нему селом Вышей. Когда мы вошли на его территорию, то нас в первую очередь восхитил своим внешним убранством величественный Казанский собор с дорогой настенной росписью и цветочными клумбами у подножия. Поодаль спрятался в строительных лесах Христорождественский храм. Как потом выяснилось, эта святыня, в отличие от Казанского собора, предназначена для зимнего богослужения. Во дворе монастыря мы увидели идиллию: умиротворённые люди и кошки. Кошек прикормили и пригрели наши уставшие от ожидания друзья.

Вышенский монастырь. Вид с моста через речку Вышу

Люди и кошки

Обитель основали на этом месте в 1625 году. Монастырь был фортпостом в деле распространения христианства среди языческой мордвы. Долгое время пустынь была мало известна на Руси, но постепенно она становится центром просвещения среди местного населения, особенно после многочисленных чудес исцелений во время холеры. Ещё большую известность эта обитель приобрела в годы настоятельства архимандрита Аркадия. Его настоятельство знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенскую пустынь поселился удалившийся на покой святитель Феофан (1815–1894), который ревностно послужил церкви литературными трудами. Именно здесь он отрешился от мирских привязанностей и провёл 28 лет почти в полном затворе, занимаясь духовно-литературными трудами. Внешнюю обстановку для этого христианского подвига создавал настоятель монастыря – отец Аркадий. Это был расцвет Вышенской пустыни, она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

Вышенский монастырь. Казанский собор

После революции в пустыни размещался «Детский городок III Интернационала», потом детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и областная психиатрическая больница. В 90-х годах XX века здесь начались восстановительные работы, а в 2002 году сюда из храма прп. Сергея Радонежского соседнего села Эммануиловки перенесли мощи святителя Феофана Затворника.

Эти места и сам монастырь тесно связаны с древним родом Нарышкиных – родственников Петра I. Имена последних Нарышкиных – Сергея Кирилловича и Эммануила Дмитриевича – здесь чтят особенно. Они занимались просветительством и вносили ощутимые финансовые вклады, обеспечивающие обители безбедное существование. Эммануил Дмитриевич владел в Шацком крае обширной вотчиной. До наших дней сохранился, правда, уже в плачевном состоянии, барский дом на Быковой Горе, что в нескольких километрах от монастыря. Мы отыскали его в кленовых зарослях, когда-то тщательно спланированного парка. В 1886 году эту усадьбу посетили высокопоставленные особы: Его Императорское Высочество Павел Александрович и Великий князь Сергей Александрович с супругой.

Быкова Гора. Усадебный дом Нарышкиных

Эммануил Дмитриевич Нарышкин был неординарным помещиком. На Быковой Горе он отдался своему новому делу – просветительству простого народа, превратив имение в центр культурной жизни края. Нарышкины устроили при имении школу и больницу. Решая проблему занятости населения, Эммануил Дмитриевич организовал на Быковой Горе лесопильный, дегтярный, винокуренный и стекольный заводы, обеспечивающие стабильный заработок крестьян. Доходы от этих производств шли на благотворительные цели. Одной из многих таких целей было строительство церкви преподобного Сергия Радонежского в соседнем селе, переименованным в последствии в Эммануиловку – в честь благотворителя.

Быстро темнело. Нам предстоял ещё неблизкий путь в Ямбирно, где нас ждал ужин и русская баня, приготовленные гостеприимными Димиными родственниками. Преодолев все опасности ночной езды по автотрассе, мы прибыли в тёплый деревенский дом, но оставаться в нём на ночь мы не стали, дабы не нарушать чистоту нашего туристического эксперимента на выносливость. Нас ждала неведомая стоянка на берегу Цны, до которой этой тёмной сентябрьской ночью добраться нам так и не удалось. Заночевали на прицнинском лугу. Наши палатки выдержали осенью прохладу – никто не замёрз. Это несмотря на то, что костра мы не разжигали. Очень сильно вымотались за день, да и дров не нашли. Спасла нас заранее приготовленная Дмитрием «огненная вода», припасённая как раз для такого случая. Утром мы сориентировались на местности. Оказалось, что чуть-чуть промахнулись и не попали на возвышенность цнинского бора, находящуюся совсем рядом. Время позволяло исправить нам эту оплошность, и через полчаса мы уже ели шашлык на берегу живописной реки. Уезжать не хотелось. Говорили только о том, что обязательно приедем в эти красивейшие места на следующий год. И тут возникла мысль побродить здесь зимой на лыжах. Пока это только проект, но кто знает…

Село Ямбирно. Усадебный дом

Стоянка на Цне

Все дикие туристы, вроде нас, предпочитают разбивать свой лагерь и ночевать в палатках. Это придаёт группе мобильность. Практически в любом месте можно остановиться и не быть связанными с гостиницами, которые к тому же часто бывают заняты. Конечно, об этом можно заранее позаботиться, определённым образом спланировать маршрут, забронировать места и т.д. Но всё это потребует дополнительных финансовых и временных затрат. И что самое главное – путешествие потеряет остроту непредсказуемости. Мы же не просто велотуристы – мы велотуристы–экстрималы. Однажды, будучи в такой организованной туристической поездке во Владимир, я увидел в холле гостиницы велосипед, навьюченный рюкзаками. Выяснилось, что так путешествует в одиночку француженка преклонных лет. Она едет по Золотому кольцу и останавливается на ночёвку в гостиницах. Тогда я ей очень позавидовал.

Хотелось бы продолжить путешествовать по рязанским святыням и посетить Николо-Чернеевский монастырь, который находится также в Шацком районе. Может, даже удастся связать их в единое путешествие и проехать от одной пустыни, до другой. Интересным должен быть маршрут вдоль речки Пара, которая течёт с юга Рязанской области на север. К любому походу нужно заранее готовиться и это не только подготовка снаряжения, а самое главное, на мой взгляд,– подготовка его цели. Нужно знать, куда едешь и зачем, что где посмотреть, где остановиться на ночёвку, куда может зарулить специально, чтобы не оставить в стороне интересное историческое место. Планов у нас громадьё, а Россия ещё больше.

Константин Ситников

Рейтинг: 5 (1 голос)

Разместил: admin    все публикации автора