Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)


Собраны М.Б. Оленевым
В 2006-2007 гг.

Предлагаемые историко-статистические описания церквей и приходов, извлечены из сообщений настоятелей храмов, присланных ими в 1883-1884 годах в Рязанский церковный историко-статистический комитет, и сравнены с сообщениями о. Иоанна Добролюбова в его книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…».

Сохранена орфография, и стиль того времени.

А

С. Авдеево, церковь (приписная) Никольская (Зарайского уезда) .

Село Авдеево находится на расстоянии 2 ½ верст от села Кукова, в 8 верстах от Зарайска и в 57 - от Рязани. Вместе с ним в состав прихода входят две небольшие деревни: Авдеевские выселки, прозванные Кавказом, и Рябцево. Деревянная церковь села Авдеева во имя святителя Николая Чудотворца построена в 1688 году прихожанами. В 1829 году возобновлена помещиком Николаем Павловичем Селивановым и в 1888 году снова ремонтирована на разные пожертвования. Она имеет вид продолговатого четырехугольника, маленький алтарь и низенькую трапезную с 4 столбами для поддержания потолка. Внутренние стены оштукатурены и выбелены. Над престолом и жертвенником устроены бархатные сени. Иконостас пятиярусный со старинными иконами.

Из священных предметов заслуживают внимания: небольшая икона святителя Николая Чудотворца в серебреной ризе с висящим на ней пустым ковчежцем, в котором прежде, как говорят, находились святые мощи и тумба, в виде свечи старинного образца для устройства в нее иконы Божьей Матери, с надписью. Ризница и церковная утварь очень бедные.

Из церковных документов хранятся: метрические книги - с 1780 года, и исповедные - с 1826 года и пр. По штату 1873 года причта при церкви села Авдеева не положено и она приписана к церкви села Куково. Церковной земли при ней значится 36 десятин, из них - 30 пахотной и около 2 - луговой. Прихожан числится 194 души мужского и 200 женского пола. Состояние их таково же, как в приходе села Куково.

С. Алеканово, церковь Предтеченская (Рязанского уезда) .

Село Алеканово находится в 12 верстах от Рязани. В старину оно называлось Альханово (Ольханово). Построение первоначальной церкви в нем относят к 1694 году. В 1801 году на ее месте построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с деревянной колокольней, на средства Петра Петровича Хрущева. Церковная ограда, также деревянная, поставлена в 1862 году взамен прежней изветшавшей. Церковь имеет крестовую форму с алтарным полукружием, и одной крытой папертью. Внутри расписана живописью (в 1859 году). Алтарь отделен иконостасом и имеет над престолом сень на 4 деревянных столбах; трапеза отделяется от средней части храма стеной с пролетом. Колокольня соединена с церковью. Между иконами наиболее древние: икона Спасителя, Иоанна Предтечи и Казанская Божьей Матери; но и те относятся по всей вероятности к XVII веку. Из книг наиболее древние: напрестольное Евангелие 1657 года. Церковная библиотека содержит около 100 книг разнообразного содержания. Из церковных документов метрические книги сохраняются с 1880 года.

Причт села Алеканово с конца XVII века состоял из священника, дьячка и просфорни. Впоследствии к ним прибавились диакон и второй причетник, но в 1867 году вакансия диакона упразднена. По штатам 1785 и 1878 годов положены: священник и один псаломщик; они и состоят в наличности. Средства содержания причта обычные. Церковной земли значится: усадебной около 2 десятин, пахотной - 27 десятин, и луговой - 3 десятин.

Приход составляет одно село Алеканово без приписных деревень. Всех прихожан в 1890 году считалось мужского пола - 845 и женского пола - 682 души в 201 дворах. Кроме обычных крестьянских работ они занимаются рыбной ловлей, мелочной торговлей, иные уходят на фабрики.

В селе существует земская школа.

С. Алпатье, церковь Казанская (Зарайского уезда) .

Село Алпатье, находится в 40 верстах от Рязани и в 85 - от Зарайска. Свое название, по объяснению местных жителей, оно получило оттого, что здесь прежде, при изобилии леса, делались лопаты и плелись лапти; до сих пор еще называется Лопатиным одно местечко, поросшее кустарником. В старину оно принадлежало рязанскому Спасскому монастырю, почему и до сих пор называется монастырским двором площадь среди села. До 1867 года оно входило в состав долгомостьевского прихода. В 1867 году в нем выстроена деревянная церковь и явился самостоятельный причт.

В 1872 году взамен деревянной сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Она имеет форму продолговатого четырехугольника с алтарным выступом и с одной главой вверху. Каменная колокольня, выстроенная в тоже время, соединена с церковью. Внутри церковь не имеет приделов. В 1882 году стены ее расписаны живописными изображениями. Так как алпатьевский приход недавнего образования, то древностей в храме нет никаких.

Из икон старинного письма можно указать лишь одну Тихвинскую икону Божьей Матери, помещенную в особом киоте за правым клиросом. Церковная библиотека еще не устроилась. Метрические книги сохраняются с 1867 года.

Причт состоит из одного священника и псаломщика. Он содержится доходами от прихожан и церковной земли (40 десятин пахотной).

Приход состоит из одного села Алпатье. Всех прихожан значится 620 душ мужского и 620 женского пола. Кроме земледелия они занимаются сгоном барок по реке Оке, коневодством, нанимаются приказчиками к торговцам, рабочими и дорожными мастерами на железную дорогу; живущие дома промышляют и продажей леса. Почти все они грамотные. Школа в селе существует с 1840 года. Первоначально она находилась в ведении Рязанской палаты государственных имуществ, потом земства и, наконец (с 1879 года), Министерства народного просвещения. В 1882 году открыта и женская школа, находящаяся также в ведении Министерства.

Кроме общих праздников, прихожане чтят праздники в честь Казанской иконы Божьей Матери (22 октября), как свой храмовой и святителя Николая Чудотворца (6 декабря), как бывший храмовой села Долгомостье. Крестный ход по полям совершается спустя неделю после Троицына дня. Крестный ход заканчивается благодарственным молебном близ храма и окроплением приводимого скота.

С. Аннино, церковь Крестовоздвиженская (Михайловского уезда) .

Село Аннино находится в 17 верстах от г. Михайлова и в 55 - от Рязани. В платежных книгах 1628 года оно упоминается как деревня во владении Гагариных. Время построения первоначальной церкви здесь неизвестно. Ныне существующая каменная церковь построена в 1760 году князем Николаем Петровичем Гагариным во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Она имела три придела: во имя св. Иоанна Богослова, св. Димитрия Ростовского и св. Николая Чудотворца. В 1795 году первые из них были упразднены и остался один - придел во имя св. Николая Чудотворца. Церковь имеет форму продолговатого здания с алтарным полукружием; колокольня с церковью. Внутренние части церкви: алтарь, средняя часть и трапеза, отделенная каменной аркой. Снаружи и внутри стены оштукатурены. На стенах за южным и северным клиросами сохраняются надписи о преставлении лиц из рода Гагариных. Над главным престолом устроена на 4 деревянных столбах сень. Иконостас одноярусный. Из богослужебных книг наиболее древни Евангелия 1698 и 1701 годах. Из церковных документов хранятся: метрические книги с 1802 года (за исключением 1812 года) и др.

Церковный причт, согласно штату 1873 года, состоит из священника и псаломщика. Причт содержится доходами от прихожан, ежегодным пособием от св. Синода в размере 150 рублей (с 1883 года) и доходом от церковной земли, которой считается около 37 десятин.

В состав прихода, кроме села Аннина, входить деревня Марьино, некогда бывшая селом с особой церковью. Прихожан к 1890 году считалось мужского пола 431 и женского пола 466 душ в 119 дворах. Все они православные. Большинство их занимается земледелием; некоторые уходят осенью на заработки в качестве конопатчиков; некоторые живут в Москве в водовозах.

С. Апоничищи, церковь Николая Чудотворца (Зарайского уезда) .

С. Апоничищи (Поничищи, Опаничищи) находится в 12 верстах от Зарайска и в 50 - от Рязани. Название свое оно получило, по мнению некоторых, от боярина Апоницы, дядьки князя Федора Юрьевича. Вместе с селом Апоничищи в состав прихода входят: сельцо Слепцово, сельцо Ескино, деревня Ескина , деревня Козловка, сельцо Нижнее Вельяминово и сельцо Борисово. В 1877 году еще была причислена деревня Замятино, теперь входящая в приход с. Прудков. Существующая ныне в селе Апоничищах деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, с деревянной колокольней, построена в 1851 году на место прежней, деревянной, в расстоянии саженей 15 от нее, причем годный материал от старой церкви снова был употреблен в дело. Церковь имеет форму креста с пятигранным алтарем и куполом наверху.

Внутри она имеет трапезу, отделенную аркой от главной части церкви. Иконостас устроен в 1882 году. Икон замечательных по старине нет.

Между сосудами есть оловянные, без обозначения годов; из серебряных - древнейший потир 1781 года; два напрестольных Евангелия относятся ко времени Елизаветы Петровны.

Из остатков метрических книг хранятся при церкви тетради, выданные для метрических записей 1782, 1791, 1797 и 1801 годов. С 1833 года метрические книги сохраняются в исправности. Церковная библиотека, начавшая составляться с 1882 года, еще очень незначительна. В начале XIX столетия причт состоял из двух священников, одного диакона, двух дьячков и одного пономаря. В 1814 году упразднен один комплект и в 1815 году состояли: священник, диакон, дьячок и пономарь. По штату 1873 года оставлены один священник и один псаломщик, хотя в действительности в 1882 году состоял еще пономарь.

Причт содержится доходами от прихода и церковной земли. Всей церковной земли значится 33 десятин, из них пахотной - 30 десятин. Кроме денежных доходов от прихожан причт пользуется хлебными сборами; до 1880 года собиралось в храмовой праздник (2 раза в году) по хлебу и пирогу с дома, в Пасху тоже, в Рождество и Крещение по одному пирогу. Взамен этих сборов в настоящее время, по соглашению причта с прихожанами, собирается осенью по одной мере ржи с дома.

Всех прихожан значится 1188 душ мужского пола и 1208 женского пола. Раскольников в приходе нет. Прихожане летом в большом количестве отходят на промыслы, в качестве каменщиков, печников, штукатуров, маляров и портных. Почти в каждой деревне дети прихожан обучаются чтению и письму у грамотных крестьян.

Крестные ходы по деревням совершаются для каждой в особые дни: для села Апоничищи - в день Вознесения; для сельца Слепцово - в день Казанской иконы Божьей Матери; с. Ескина - в день Рождества Иоанна Предтечи; д. Ескиной - 26июля, в день Тихвинской иконы Божьей Матери; сельца Борисова - 21 мая в день святых Константина и Елены и 3 июля в память большого градобития; сельца Вельяминова - в 9-е воскресенье по Пасхе и в праздник Святой Троицы. Каждая деревня имеет в храме и свои иконы, которые берутся в крестный ход: например, в сельце Ескино - икону Иоанна Предтечи, дер. Ескина-Тихвинскую икону Божьей Матери, в сельце Борисово - икону святых Константина и Елены. Бывают крестные ходы и по особым случаям, не приуроченные к известным дням, - вследствие засухи, падежа скота и пр. Кроме храмового праздника в честь святителя Николая в приходе особенно чтятся дни пророка Илии, святых Бориса и Глеба, Флора и Лавра, поэтому-то во время Пасхи, когда совершается обычное хождение со святыми иконами, очень часто служатся им особые молебны по домам прихожан.

Под влиянием, вероятно, культурных центров, с которыми прихожане имеют частое сношение при своих отхожих промыслах, в приходе вывелись из употребления многие из суеверных обычаев (брачных, похоронных), встречающихся по окрестности.

В районе прихода находятся следующие памятники, достойные внимания археолога:
1) городок близь глубокого оврага, невдалеке от села Апоничищи, на восточной стороне;
2) «большое городище» на северной стороне, также недалеко от села;
3) три довольно больших кургана в версте от села, в лесу;

4) несколько десятков небольших курганов около речки Грустели, верстах в 2-х к Северо-Востоку от села.

С. Астрамьево, церковь Казанская (Зарайского уезда) .

Село Астрамьево находится в 17 верстах от уездного города Зарайска при речке Пилюзе. В один приход к нему приписаны: деревня Чирьяково, сельцо Старое, деревня Паршино и деревня Горюшкина . По штату 1873 года к Астрамьево приписан приход села Жилкониц. В окрестностях Астрамьево много лесных дач, но все леса молодые, между тем как лет 50 назад было много вековых дубов. Храм села Астрамьево стоит на высоком месте, возле него - кладбище, строения причта и двух помещиков. С какого времени стал существовать в Астрамьево храм, неизвестно, но, несомненно, только, что во времена Ивана Васильевича IV Грозного она уже существовала, так как на сохранившемся при церкви рукописном Евангелии сделана по листам надпись: «При цари великом князе Иване Васильевичи всея Руси при епискупе Серьгие резнском и мурском приложил сия Еванглье святому Дмитрею во Страмьево по своей души на память по сем Ева...»

Первоначальная церковь была в честь святого Димитрия Солунского. Как таковая, она значится и в XVII веке, затем, неизвестно когда вместо нее построена была деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, сгоревшая в 1818 году. Колокольни при ней не было, и колокола висели на суке большого вяза, росшего около церкви. В 1822 году помещик села Астрамьево Николай Александрович Новиков приступил к закладке нового храма на собственные средства и сборные по книжке деньги. В этой книжке записано, что 22 августа 1824 года Государь Император Александр Павлович проезжал через село Астрамьево из Зарайска в Рязань, и соблаговолил выдать на постройку церкви 100 рублей ассигнациями. В 1831 году построение церкви было окончено и в 1832 году она было освящена также во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В 1873-1876 годах церковным старостой, с помощью доброхотных жертвователей, была выстроена каменная колокольня. Церковь имеет форму равностороннего креста с круглым куполом на верху. Алтарь четырехугольный и имеет два углубления: в одном находится водоем для умывания рук священнослужителей, в другом - комод с мелкими вещами ризницы. Над престолом устроена сень на 4 деревянных колонках с изображениями Спасителя с крестом и двух ангелов с чашами, в которые изливается кровь Спасителя. Иконостас в церкви новый, стенной живописи нет.
Из прежней сгоревшей церкви уцелели 4 иконы старого письма:
1) Казанская икона Божьей Матери, возобновленная впоследствии,
2) Иверская икона Божьей Матери,
3) икона Божьей Матери «Знамения»,
4) икона великомученика Димитрия Солунского.

В 1877 году помещицей сельца Старого Е.И. Повалишиной пожертвована Страстная икона Божьей Матери старинного письма. Священные сосуды и кресты сравнительно новые. Из крестов более или менее замечателен перламутровый, привезенный господином Повалишиным из Иерусалима.

Из старинных книг хранятся при церкви: написанное полууставом Евангелие, не вполне сохранившееся - вклад XVI в., печатное Евангелие 1668 года в ветхом переплете с серебреными изображениями распятия и 4-х евангелистов и рукописная книга Фомы Кемпийского в 4-х частях. Из документов хранится: два плана на церковную землю, межевая книга с 1780 года и исповедные росписи с 1825 года.
В старину причт в Астрамьево состоял из священника и двух причетников. По штату 1873 года положено быть одному причетнику, но в наличности состоит два, из которых один числится сверхштатным (для приписной церкви села Жилкониц).
С 1780 года известны следующие приходские священники:
Прохор Тимофеев (1780-1796)
Александр Васильев (1798-1817)
Василий Андреев (1818-1832)
Павел Григорьев Ситковский (1833-1838)
Кондрат Дмитриев Богородицкий (1838-1851)
Иоанн Макаров Фортинский (с 1851 года).

Причт содержался и содержится обычными доходами от прихожан и от церковной земли; кроме того, с начала 30-х годов XIX века до 1874 года ему давалось еще жалованье от святейшего Синода в размере 84 рублей, которое отменено с припиской к Астрамьево соседнего прихода села Жилкониц.

Церковной земли значится 34 десятины : 2 - под усадьбой и выгоном, 4 - под кустарником и сенокосом и 28 пахотной, вся она на близком расстоянии от церкви.

Прихожан Астрамьевского прихода, за исключением приписного Жилконичского, в 1783 году числилось 343 мужского пола и 265 женского пола. Все они православные. Занятием их служит земледелие. Молодежь нередко уходит на заработки в города или живет в услужении у соседних помещиков. Благодаря школе, более 10 лет существующей в селе, между прихожанами много грамотных. Старое поколение соблюдает церковные уставы и живет сравнительно лучше. Молодежь, пожившая в городах или у помещиков, привыкла к разгулу, нетрезвой жизни, нерадении о хозяйстве, непочтительна к старшим и менее религиозна.

Из местных праздников чествуются: храмовой праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери (8 июня) и святого Димитрия Солунского (26 октября) - остаток прежнего храмового. Вокруг полей совершаются летом обычные крестные ходы. Из памятников, заслуживающих внимания археолога, в районе астрамьевского прихода находятся следующие:
1) древняя крепость, называемая городком, в полуверсте от с. Жилкопиц на юго-восток; она со всех сторон обнесена земляным валом, со рвом, с Запада и с Юга примыкает к глубокому оврагу, на восточной стороне находятся ворота, ведущие в городок, крепость занимают около ½ квадратной десятины; на площади ее стояли прежде вековые дубы, но лет 10 тому назад срублены помещиком Ч-им;
2) недалеко от крепости, к Югу от нее, в лесу 5 небольших курганов;

3) кроме них еще 2 довольно высоких кургана в 1 ½ версте от церкви села Астрамьево, в лесной даче помещика Повалишина.

Б

С. Бежствино, церковь Христорождественская (Рязанского уезда) .

Село Бежствино находится в 25 верстах от Рязани. В конце XVI века уже существовала там приходская церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя святителя Николая Чудотворца . Ныне существующая, деревянная церковь на каменном фундаменте построена в 1760 году, на средства помещика, в некотором расстоянии от прежней - прежняя стояла там, где теперь находится кладбище. Она имеет форму продолговатого здания и соединена с деревянною колокольней. Иконостас в ней нового устройства и между церковными принадлежностями нет достопримечательностей по древности. Из церковных документов хранятся метрические книги с 1825 года и др. Церковной библиотеки нет.

Церковный причт с. Бежствино в конце XVI века состоял из священника, дьячка и пономаря . В конце XVII века в нем значатся 2 двора поповых и двор дьячков . По штатам 1878 и 1885 годов положены один священник и псаломщик.

Средствами содержания их служат доходы от прихожан и церковная земля в размере 49 десятин, из них 33 десятин пахотной, 3 десятин луговой, 3 десятин под кустарником, 7 десятин неудобной и 3 десятин усадебной. Впрочем, последней причт не пользуется, и она находится под выгоном.

В состав прихода исстари входят: с. Бежствино, сельцо Клетки (Пронского уезда), сельцо Подиково (Подъяково), сельцо Коротково, сельцо Сальково, и с XIX века - сельцо Агибалово. Всех прихожан в 1890 году значилось 714 душ мужского и 732 женского пола. Главным занятием их служить земледелие - есть между ними каменщики, штукатуры, маляры, печники, кровельщика, портные. Подобно другие приходам, в данном приходе ежегодно совершаются крестные ходы, не приуроченные к определенным дням, впрочем, большею частью - во дни Вознесения, Сошествия святого Духа и в воскресные.

С. Белыничи, церковь Богородицерождественская (Зарайского уезда) .

Село Белыничи расположено при речке Осетр, в 17 верстах от Зарайска и в 55 - от Рязани. Свое название оно получило, по народному мнению, от белого известкового камня, в изобилии встречающегося по берегу Осетра. В старину это село было помещичьим, но потом помещица, постригшись в инокини Михайловского монастыря, отпустила крестьян этого села на волю. Вместе с селом Белыничи в состав прихода входит деревня Малые Белыничи, прежде принадлежавшая тому же владельцу, какому и село. Построение первоначальной церкви в селе Белыничи во имя Рождества Пресвятой Богородицы относят к 1597 году. Около 1781 года была построена новая деревянная же церковь, которая в 1825 году была возобновлена. В 1864 году на ее место была заложена и в 1876 году окончена ныне существующая каменная церковь с каменной же колокольней. На месте старой деревянной церкви стоить деревянная часовня. Ныне существующая церковь имеет один престол, внутри расписана живописными изображениями. Иконы в иконостасе большей частью взяты из старой церкви. Замечательных по древности предметов в церкви нет. Ризница достаточна, но церковной утвари не достаточно. Библиотека также очень незначительна. Причт первоначально состояла из священника, диакона и двух причетников. По штату же 1873 года положены - священник и один псаломщик. Средствами содержания причта служили и служат доходы от прихожан и пользования церковной землей (всего 34 десятин 2022 кв. саженей).

Прихожан значится 718 душ мужского и 728 женского пола. Все православные. Обычным занятием их служить земледелие. Из молодежи очень многие уходят в Кронштадт, где занимаются нагрузкой и разгрузкой кораблей. С открытием в селе Белыничах земской школы грамотность в его населении значительно увеличилась. Крестные ходы в приходе бывают в Преполовение на реку Осетр, в праздник Вознесения Господня - вокруг села и 1 августа - на Осетре, где после погружения креста прихожане купают своих лошадей.

С. Березовское, церковь Успенская (Михайловского уезда) .

Село Березовское находится в 5 верстах от Печерников и в 22 верстах - от Михайлова. Оно образовалось около I860 года через выселение части крестьян из Печерников. Их иждивением в 1868 году был построен деревянный храм во имя Успения Божьей Матери и, таким образом, возник особый приход. Храм внутри оштукатурен и окрашен, снаружи обит тесом. Вокруг него деревянная ограда на каменном фундаменте. Достопримечательных предметов в нем нет. Из церковных документов хранятся: копии с метрических книг - с 1855 года, опись церковного имущества - с 1877 года, приходорасходные книги - с 1868 года, копии с исповедных росписей - с 1878 года.

Причт по штату 1873 года состоит из священника и псаломщика. Кроме доходов от прихожан он пользуется церковной землей в размере 47 десятин (пахотной, луговой усадебной и кустарника).

Число прихожан простирается до 703 душ мужского и 741 женского пола. Раскольников и сектантов между ними не значится. Крестные ходы совершаются обычно по полям, и, кроме того, в Ильин день по случаю избавления от холеры в 1848 году.

С. Бильдино, церковь Благовещенская (Зарайского уезда) .

Село Бильдино находится при речке Пилюзе в 35 версте от Рязани и в 22 - от Зарайска. В старину оно принадлежало Солотчинскому монастырю. Вместе с них в состав прихода входят: деревни Клин, Городище, Волохово, Лучконцы и Филипповичи. Последние 4 также принадлежали Солотчинскому монастырю. В XVII веке Благовещенская церковь в селе Бильдино называется строением мирских приходных людей . В 1730 году после пожара была выстроена новая деревянная церковь, существовавшая до конца XVIII века. В 1795 году построена нынешняя, деревянная же, церковь, которая в 1830 году она подвергалась переделке: тесная трапеза заменена более пространной. В 1864 и 1867 годах в ней устроены приделы во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Чудотворца на доброхотные даяния. Существующая церковь - одноэтажная с колокольней, соединенной с церковью. Внутри церковь расписана живописными изображениями. Иконостас возобновлен в 1865 году. Замечательных древностей в церкви нет. Церковная ризница достаточна, библиотека скудна. Церковный причт до конца XVIII века состоял из 2 священников, диакона и 2 причетников, в конце XVIII или начале XIX века была закрыта вакансия второго священника. По штату 1873 года положены 1 священник и 2 псаломщика; в настоящее время состоят: священник, диакон и псаломщик.

Содержание причта составляет доход от прихожан и от церковной земли. По плану, имеющемуся при церкви (1881 год), значится церковной земли 42 десятины и 800 саженей; но в действительности причт пользуется меньше, чем 30 десятинами, остальной же землей завладели крестьяне.

Прихожан при церкви села Бильдино значится 1185 душ мужского и 1281 женского пола. К 1883 году грамотных считалось до 200 человек мужского и 50 женского пола. С открытием церковноприходской школы в Бильдино (1885 год) и школы грамотности в деревне Волоховой (1888 год), количество их увеличилось. Земледелие в приходе поставлено слабо и земли у прихожан мало, зато много лесов. Многие из прихожан проживают в С.-Петербурге, некоторые идут в степи и занимаются выгоном рогатого скота оттуда, женщины отправляются или на огороды, или на торфяные болота в Московскую губернию.

Из памятников старины в районе прихода может обратить на себя внимание археолога насыпь на горе в деревне Городище.

С. Буково, церковь Спасо-Преображенская (Зарайского уезда)

Село Буково, или Спасское, находится в 30 верстах от Зарайска и в 50 - от Рязани. Вместе с ним в состав одного прихода входят деревня Перевитский Торжок, прежде бывший городом Перевитском, деревня Салчино и сельцо Горки. В Перевитске прежде существовала деревянная церковь Спасо-Преображенская, в конце XVIII века ее не стало, и на ее месте осталась теперь деревянная часовня. Взамен этой церкви в 1790 году была построена деревянная церковь в с. Буково также во имя Преображения Господня. Около 1800 года была пристроена к ней трапеза с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы и построена небольшая деревянная колокольня особо от церкви. В 1860 году покачнувшаяся колокольня была разобрана и поставлена заново на каменном фундаменте в соединении с трапезной. Церковь имеет форму продолговатого треугольника с восьмиугольным куполом над ним. Внутри церкви стены обтянуты холстом и расписаны, а стены и потолок главного алтаря оштукатурены и окрашены. С 1886 года строится каменный храм в сельце Горках с тремя престолами - во имя Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и святого мученика Андрея Стратилата.

Из церковных предметов в церкви с. Буково по сравнительной древности заслуживаюсь внимания: напрестольное Евангелие, печатное 1657 году; храмовая икона Преображения Господня и Всех скорбящих радость XVII века, холщевый антиминс, освященный архиепископом Рязанским и Муромским Стефаном, оловянная дарохранительница и оловянный сосуд для благословения хлебов. Из церковных документов сохраняются: грамоты на построение и освящение церкви - одна 1793 года, другая 1800 года, план и межевые книги на церковную землю 1774 года, церковные описи 1836 и 1884 года, метрические книги с 1818 года, исповедные росписи с 1830 года, ревизские сказки причта и пр. Церковная библиотека кроме библейских книг, кормчей и некоторых святоотеческих творений содержит сборники поучений, некоторые периодические издания и противораскольнические сочинения. Причт состоял из священника и двух причетников; с 1812 по 1845 годы в нем состоял еще сверхштатный диакон. По штату 1873 года в нем положены священник и один псаломщик, но до 1888 года еще состоял сверхштатный псаломщик. Причт содержался и содержится доходами от прихожан (денежными и вещественными), процентами с поминовенного вклада (526 р.) и пользованием церковной землей. Писцовой церковной зевали, значится по плану 1774 года 36 десятин 1858 кв. саженей, кроме того, в с. Буково под церковью, выгоном и причтовыми помещениями имеется дарственной земли около 4-х десятин (от помещиков Кондырева и Измайлова).

Прихожан числится 756 душ мужского и 774 женского пола. Все они православные, кроме одного семейства, придерживающегося раскольнического поповщинского согласия. Главное занятие их земледелие и хлебная торговля; только некоторые служат на железных дорогах. Крестные ходы по полям совершаются в каждом селении ежегодно два раза. В деревне Салчино с 1874 года существует земская школа.

В районе Буковского прихода в археологическом отношении заслуживают внимания следующие памятники старины:
1) дер. Перевитский Торжок, бывший прежде городом;
2) могилы на расстоянии полуверсты к северу от этой Деревни, служащие остатком бывшей некогда здесь Троицкой Перевитской пустыни, упраздненной в 1758 году;
3) около этого места, на берегу Оки, насыпной курган, называемый Маковищем;
4) на юго-восток от Перевитского Торжка городок, окаймленный насыпным валом с воротами;

5) на юго-восток же от городка на расстоянии двух верст, между д. Салчино и р. Окою (по дороге из дер. Перевитского Торжка в село Алпатье), две небольшие насыпи, называемый волчицами.

С. Булыгино, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Зарайского уезда) .

Село Булыгино расположено при небольшой речке Бугровке, в 28 верстах от Зарайска и в 30 - от Рязани. Свое название оно получило, вероятно, от фамилии помещика Булыгина. На теперешнее место перенесено, как уверяют старожилы, не более полутораста лет тому назад, прежде же было за 2 версты отсюда. К селу Булыгину принадлежат деревни Бутырки, Кишкино, Чаплыгино и Лужкя. В Булыгине находится каменная одноэтажная церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя приделами - Воскресения и Корсунской иконы Божьей Матери. Церковь заложена 27 мая 1761 года, приделы освящены 27 июля, а главная церковь - 30 октября 1763 года. Храмоздательницей была помещица княгиня Анна Андреевна Друцкая. Церковь имеет два входа - с запада под колокольней и с юга, северный вход заложен изнутри кирпичом 20 лет тому назад. Колокольня построена одновременно с церковью и соединена с ней, но имеет особый вход. Верхняя часть ее представляет собой каменный 8-гранный шпиль с 16 слуховыми окнами. Внутри церковь устроена крестообразно, и главная часть отделена от трапезы каменной стеной с полукруглым пролетом. В главном алтаре находится деревянная резная сень над престолом с изображениями Господа Саваофа, тайной вечери, Рождества Христова, Преображения Господня и Благовещения, в южном приделе - сень над престолом висячая с изображением на парусине Господа Саваофа. Иконостас пред главным алтарем деревянный в два яруса, окрашенный в синюю краску с позолотой по местам. Из предметов более или менее старинных и замечательных обращают на себя внимание:
1) некоторые иконы, венцы и подвески на них; на некоторых из них есть помета годов (например, на иконе святой великомученицы Варвары сбоку ризы помечен 1739 год; на иконе Преображения - 1759 год), на других нет; многие украшены драгоценными камнями и жемчугом (например, на образе Тихвинской иконы Божьей Матери убрус содержит в себе 632 зерна жемчуга и граненые камни синего цвета; на образе Казанской иконы Божьей Матери и убрусе - до 800 зерен жемчуга, в жемчужном убрусе на другой иконе Тихвинской Божьей Матери вставлена серебряно-позлащенная звезда с 5 драгоценными камнями, а корона на Корсунской иконе Божьей Матери содержит с себе 65 драгоценных разноцветных камней)
2) священные сосуды - большая часть с пометою годов XVIII века
3) святые кресты, из которые наиболее примечателен небольшой серебряно-позлащенный крест (в 4 вершка), с частицею мощей святого Феодора, украшенный ниткою жемчуга в 200 зерен и вложенный в образ страстей Христовых, деревянный восьмиконечный крест (1 аршин высотой) с резным изображением распятия на лицевой стороне и с пометами о времени заложения и освящения храма - на задней;
4) два Евангелия напрестольные 1759 года.
Из церковных документов при церкви хранятся: метрические книги - с 1800 года, исповедные - с 1826 года, обыскные - с 1812 года и приходорасходные - с 1817 года.

Церковная библиотека очень незначительна: она состоит, кроме богослужебных книг (с 1747 года), из сборников проповедей и бесед Иоанна Златоуста, немногих богословских и других сочинений, приобретенных на церковные деньги. Причт при церкви с 1881 года состоит, согласно штату 1873 года, из священника и псаломщика, а прежде состоял из священника, дьячка, пономаря и до I860 года - диакона. По метрическим книгам значатся в текущем столетии священники - Феодор Игнатов, Тимофей Феодоров, Сергий Иванов Чельцов, Илья Прокопьев Дмитревский и Павел Кондратьев Феоктистов (см. у Добролюбова I, 205), диаконы - Тит Петров (1800-1826), Игнатий Петров Райский (1827-1860).

Взаимное родство членов причта прежде было обычным явлением и родственники - священно-церковнослужители жили нередко вместе, ведя общее хозяйство. Так, например, состояли в родстве священник Феодор Игнатов и сын его пономарь Тимофей Феодоров, диакон Тит Петров и отец его дьячок Петр Иванов, дьячок Матвей Титов и сын его пономарь Иван Матвеев.

Содержание причта составляли и составляют: плата за требоисправления, денежные и вещественные сборы с прихожан - денежные по годовым праздникам, вещественные или рожью раз в год (в количестве не более меры с двора), или печеным хлебом 2 раза в год (в количестве 2-3 хлебов с двора), случайный пособия от прихожан жертвователей (так, например, помещик князь Щетинин ассигновал на пособие причту ежегодно 60 рублей), наконец доход от церковной земли (всей земли при церкви 33 десятины, из них пахотной и усадебной - 29, сенокосной - 2 ½ и неудобной - ½ десятины).

Приход состоит из одних только православных, которых в 1884 году значилось 720 душ мужского и 768 женского пола. Главное занятие прихожан земледелие - большинство их арендуют земли у помещиков, так как душевой надел очень мал. Многие (особенно из деревни Лужков) уходят в степи и нанимаются в погонщики скота. Отдаленность некоторых деревень от приходской церкви заставляет многих прихожан редко посещать ее. Некоторые ходят в ближайшие иноприходские церкви. Например, крестьяне деревни Лужков - в храм села Алешни (в одной версте от деревни). Придельные храмовые праздники не чтятся в приходе, почитается только престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и еще Духов день по случаю крестного хода вокруг полей села Булыгина. И тот и другой празднуются трехдневно. Во время крестного хода, по старинному обычаю, на полпути делается небольшой отдых, для которого мирская власть заблаговременно распоряжается приготовить яства и питие в подкрепление сопровождающих крестный ход. Для просвещения прихожан в Булыгине существует школа грамотности.

В

С. Виленка, церковь Богородице-рождественская (Михайловского уезда) .

Село Виленка находится при ручейке того же наименования в 1 версте от Михайлова и в 65 верстах от Рязани. Оно образовалось в 1800 году через выселение сюда жителей подгородной (г. Михайлова) Арефенской слободы и первоначально именовалось Блахниным. Переселенцы перенесли сюда слободскую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Туда же перешел и причт. Эта церковь существовала до 1838 года. Взамен ее была на средства прихожан построена, ныне существующая, каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Придел Покровский устроен в 1824 году, настоящая церковь устроена в 1838 году. Каменная колокольня пристроена в 1867 году. Впоследствии оба придела подверглись внутренней переделке. Церковь состоит из алтарного полукружия, из настоящей и трапезной церкви, где помещаются приделы. Настоящая в основании имеет форму четырехугольника и затем возвышается круглой башней; трапезная имеет форму четырехугольника. Настоящая расписана живописью; в ней над престолом устроена сень. Из церковных принадлежностей может быть отмечена икона великомученика Пантелеймона, присланная с Афона в 1871 году и особенно чтимая прихожанами. Предметов замечательных по древности нет. Церковная библиотека незначительна. Из церковных документов сохраняются: копии с метрических книг с 1792 года, копии с духовных росписей с 1837 года, опись церковного имущества с 1846 года. Причт первоначально состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. По штатам 1873 года оставлены лишь священник и псаломщик; но с 1885 года восстановлена диаконская вакансия. Церковной земли в пользовании причта считается 42 десятины: 36 удобной и 6 неудобной. Поминовенный капитал простирается до 250 рублей.

К приходу, кроме Виленки, принадлежат деревня Степановна, до 1806 года входившая в состав одного из приходов г. Михайлова. До 1866 года к приходу села Виленки принадлежала еще половина деревни Лобановских Выселков и до 1867 года - большая часть деревни Рождественских Выселков. Всех прихожан в 1891 году считалось мужского пола 1594 и женского пола 1646 душ. Все они православные. Между праздничными днями особо чтят день памяти великомученика Пантелеймона. Крестные ходя совершаются в день Вознесения Господня и 28 июля. Последний ход - по случаю истребления хлеба градом. В селе Виленка существует земская школа, помещающаяся в церковном доме.

С. Внуково, церковь Преображенская (Михайловского уезда) .

С. Внуково расположено при речке Линевке в 22 верстах от г. Михайлова и в 80 - от Рязани. В древности село Внуково в качестве деревни принадлежало к приходу села Спаса Щебененского (ныне существующему). Разоренная от воинских людей, она стояла долгое время впусте, так что «не осталось той деревни ни единого двора» ; «пустошью, что была деревня», она обозначена в приправочных книгах 1616 года. «Потом поселились здесь люди разных городов и сел и разных помещиков крестьяне; а почели селиться с 161 (1653) года» .

К 1676 году Внуково уже было селом с приходскою Преображенской церковью. Взамен ее в 1797 году на средства помещицы Прасковьи Сергеевны Кондыревой построена, ныне существующая, каменная церковь того же наименования с приделом Скорбященским. Кругом церкви устроена каменная ограда. Церковь состоит из алтаря, средней части и трапезы; колокольня соединена с церковью. Стены внутри окрашены и купол в средней части расписан живописью. Над главным престолом устроена холщевая сень. Иконостас нового устройства (середины XIX в.); кроме местных икон Спасителя и Божьей матери, именуемой Всех скорбящих радость, все иконы в иконостасе нового письма. Икона Божьей матери - Всех скорбящих радости чествуется в приходе и в окрестности как чудотворная. Из церковной утвари и различных принадлежностей нет ничего достопримечательного. Церковная библиотека содержит около 100 названий книг. Из документов сохраняются: метрические книги с 1780 года, опись церковного имущества - с 1883 года, приходорасходные книги - с 1816 года, копии с исповедных росписей - с 1826 года. Причт села Внукова до 1810 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников, с 1810 года до 1885 года - из священника, диакона и двух причетников. По штату 1885 года положены в нем священник, диакон и псаломщик. Средствами содержания причта служат: плата за требоисправления, денежный сбор при хождении по домам в праздники Рождества, Крещения Господня, Пасхи, Преображения, Скорбященской иконы Божьей Матери (24 октября) и в сельце Иванькове в день рождения Иоанна Предтечи (24 июня) и архистратига Михаила (8 ноября) - в размере 40 копеек на Пасху и 20 копеек с двора в другие праздники; хлебный сбор - по два печеных хлеба и по два пирога со двора в год, и доход от церковной земли (усадебной 2 десятины 1262 кв. саженей и пахотной 80 десятин. В прежнее время помещики давали причту сено (50 возов священнику, 25 диакону и 15 причетнику) лес на строительные нужды и помогали в производстве полевых работ.

В состав прихода, кроме села Внукова, входят: сельцо Конуры сельцо Иваньково, сельцо Федоровские Выселки, деревни Самара, Хрущевские Выселки, Теплое, Линевка и Спасские Выселки. Число прихожан к 1890 году простиралось до 929 душ мужского и 913 женского пола; все они православные. Лишние члены семей уходят на торфяные и кирпичные работы. Крестные ходы совершаются вокруг полей после посева ярового хлеба, не приурочиваясь к определенным дням, и в сельце Иванькове - в день рождества Иоанна Предтечи (24 июня); этот день избран по тому случаю, что прихожане чтят как чудотворную икону рождества Иоанна Предтечи, находящуюся в часовне сельца Иванькова и, по преданию, в древнее время оставленную каким-то вождем Ванькой после битвы с литовцами в данной местности. С 1841 года по 1865 год в селе Внуково существовала церковно-приходская школа; в 1865-1887 годах обучение детей совершалось в школах грамотности причетниками, помещиками и грамотными крестьянами. В 1888 году опять открыта церковно-приходская школа.

Г

С. Гавриловское, церковь Покровская (Зарайского уезда) .

Село Гавриловское расположено при реках Мече и Молявке, в 25 верстах от Зарайска и в 40 верстах от Рязани. Вместе с ним в составе одного прихода входят: сельцо Немцевая Слободка, сельцо Старое Кошелево, деревни Протасова, Беляево и Петраково. При селе Гавриловском находится деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная взамен существовавшей в 1858 году. В 1889 году в ней устроен придельный престол во имя архистратига Михаила. Церковь имеет крестообразную форму и соединена с деревянною колокольнею. Иконостас в ней нового устройства. Предметов,

достопримечательных по древности, нет. Из церковных документов хранятся: метрические книги с 1780 года, исповедные росписи - с 1826 года, приходорасходные и обыскные книги. Церковной библиотеки нет. По штату 1873 года и 1885 года в составе причта положены один священник а один псаломщик . Средствами содержания причта служили и служат: доходы от прихожан и церковной земли, которой значится - 1600 кв. саженей усадебной, 31 десятин пахотной и 2 десятин луговой,

Прихожан числится 676 д. муж и 644 ж. пола. Все они православные, а прежде до 1840 года между ними было несколько молокан. Главным занятием прихожан служит земледелие, некоторые промышляют легковой ездой в столичных городах. Подобно другим приходам, в Гавриловском существуют крестные ходы по полям и домам, но не приурочиваются к постоянным дням - большей частью они совершаются на Вознесенье, Духов день, 9 и 10-ю пятницу, или в воскресные дни. Из местных обычаев можно отметить обычай не есть свиного мяса. С 1882 года в селе Гавриловском существует одноклассная церковно-приходская школа.

С. Гладкие Выселки, церковь Богословская (Михайловского уезда) .

С. Гладкие (или Мещерские) Выселки находится в 19 верстах от г. Михайлова и в 40 - от Рязани. Оно образовалось из крестьян принадлежавших Богословскому монастырю. Первоначальная церковь построена в нем в 1767 году «тщанием Богословского монастыря архимандрита Феодосия на кошт приходских людей». В 1875 году заложена, взамен ее, ныне существующая, каменная церковь во имя св. евангелиста Иоанна Богослова о приделами во имя св. Козьмы и Дамиана и пророка Илии, -трапезная церковь с двумя приделами освящена в том же 1875 году, настоящая еще не освящена и колокольня еще не построена. По своему устройству церковь не представляете ничего замечательного; между церковными принадлежностями также нет достопримечательных, кроме лишь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» с Афона, почитаемой прихожанами чудотворною. Из церковных документов хранятся: метрические книги - с 1780 года, исповедные книги - с 1826 года, церковная опись, приходорасходные книги и пр. Церковная библиотека очень незначительна.

Причт первоначально состоя из священника, диакона и двух причетников. По штату 1873 года положены священник и псаломщик. В 1885 году восстановлена диаконская вакансия. Кроме денежных доходов от прихожан, причт пользуется хлебным сбором (зерном и печеным хлебом) и церковной землей, которой значится пахотной 33 десятины и усадебной 3 десятины.

Приход состоит из одного села. В 1891 году всех прихожан считалось мужского пола 1032 и женского пола 1000 в 280 дворах. Много из них летом уходит на заработки; некоторые занимаются извозом. В селе существует земская школа.

С. Глебово - Городище, церковь Успения Божьей Матери (Зарайского уезда)

Село Глебово - Городище находится в 80 верстах от Рязани, и в 25 - от Зарайска, при р. Вожже, на границе Зарайского уезда с Рязанским и Михайловским. По народному преданию на его месте прежде был город Глебов или Городище, укрепленное от вторжения татар. За церковной оградой находится возвышенная каменистая площадь сажень в 10 ширины, обрывисто ниспадающая к Воже, и теперь еще носящая название Городища. С южной стороны села, за Вожей, тянутся луга, на месте которых по народному сказанию, не так давно еще стоял крупный дубовый лес. Остатки его можно видеть и теперь: в р. Воже иногда находить толстые дубы, а в полуверсте от села, прямо за лугами, возвышаются бугры, покрытые дубняком. Под этими буграми р. Польная впадает в Вожу; луга, лежащие под буграми и по р. Польной, носят название «Городища» и «Татарское». Вся луговая местность на левой стороне Вожи, покрытая прежде также лесом, называется «Засекой». В 2 верстах от села и в ¼ версте от Вожи, по лугам Рязанского уезда, тянется, параллельно берегу Вожа, земляной вал, вышиною саженей в 2, длиною в версту, покрытый кустарником и с пролетом посередине в 5 саженей, называемым «Дураковскими воротами». Наконец, по народному сказанию, лет 40 тому назад, недалеко от церкви находили человеческие кости, на глубине около аршина, там, где никогда не было прежде приходского кладбища. Все это указываете на значение Глебова Городища, как военного пункта в былые времена. Вместе с Глебовым Городищем в состав одного прихода входят: сельцо Печерники, сельцо Сахино и 1/3 сельца Баракова. Рассказывают, что некогда все сельцо Бараково принадлежало другому приходу и церковь была в сельце Качанове (Михайловского уезда). Когда она сгорела, то начали спорить, где построить новую - в Качанове, Ходяйнове (Михайловский уезд), или в Бараково (Зарайский уезд). В итоге церковь построили в Ходяйнове. Тогда один из помещиков Баракова обиделся и со своими крестьянами перешел в приход с. Глебова - Городища. В прежнем приходе, от которого он отложился, был храмовой праздник в честь Николая чудотворца. Вот наступил вешний Николин день (9 мая); помещик запретил крестьянам праздновать, но вот в полдень от грозы загорелась его рига. Он увидел здесь наказание за непочтение Николая чудотворца и отменил свое запрещение. Таким образом, до сих пор эта часть села Баракова шумно празднует Николин день 9 мая и 6 декабря, одна во всем приходе Глебова - Городища (где храмовой праздник Успеньев день).

В прежнее время в селе Глебове - Городище стояла деревянная церковь Успения Божьей Матери; место ее теперь указывают посередине кладбища, саженях в 15 от церкви, где и до сих пор еще возвышается холи. В настоящее время существующий каменный храм построен в 1694 году стольником П.Гр. Вердеревским, в 1867 году распространен на средства московского купца Антона Елеазарова Тумакова. До 1861 года было два престола - в честь Успения Божьей Матери и святителя Димитрия Ростовского (в трапезе направо); а в 1867 году прибавлен третий - в честь преподобного Антония Римлянина (направо, а Дмитриевский придел переведен налево). Церковь имеет форму равностороннего креста. От старого времени уцелела лишь главная церковь с алтарем (и, может быть, колокольней, которая одного типа с ней), а стены трапезной в 1867 году разбирались до основания. Окна в главной церкви и алтаре - небольшие, сам алтарь - небольшой и темный; новые же алтари в трапезной - светлые и просторные, окна в трапезной больше и формат решеток в них иной. Церковь обнесена каменною кирпичною оградой (с трех сторон имеющие железную решетку); над въездными воротами - изображения храмовых праздников и две чугунные пушки; прежде вместо ограды был земляной вал, теперь местами разрытый, местами же совсем срытый. Главный алтарь отделен каменной стеной с тремя пролетами для дверей; боковые же алтари отделены только иконостасом с 3 дверями в каждом. В главном алтаре над престолом устроена полотняная сень с изображением Святого Духа. Под церковью устроен семейный склеп господ Булыгиных с 3 маленькими окнами и с ходом изнутри церкви; под колокольней вверху устроено помещение для ризницы. Некоторые из священных сосудов и крестов и большая часть священных облачений пожертвованы прихожанами Булыгиными.

Из принадлежностей храма, по своей сравнительной древности, заслуживают внимания:
1) иконостас главной церкви, старинный с древними иконами, но недавно реставрированными, с сохранением прежнего стиля;
2) старинный крест, пожертвованный в 1882 году фрейлиною Ее Императорского Величества Евгенией Александровной Лачиновой и помещенный в нарочито устроенной киоте с образом святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика Пантелеймона (приношение А.Гр. Булыгина), у левого придела при входе в главную церковь. Этот крест - деревянный, обложен серебряным вызолоченным окладом, кругом унизан крупным жемчугом и украшен 4 драгоценными камнями; он четырехконечный с закругленными концами, вверху прикреплена на шалнере еще часть, сходная по форме с концами креста. Во всем кресте около 4 вершков длины и 2 ширины. На лицевой стороне изображены - в средине распятие Иисуса Христа, а внизу адамова голова; в прикрепленной сверху части - лик Иисуса Христа. Крест содержит в себе мощи великомученика Евстафия Плакиды, святого апостола Иакова, брата Господня, святой мученицы Соломонии, святого апостола Андрея Первозванного, святого великомученика Пантелеймона, Иакова Персиянина и часть животворящего креста Господня. На задней стороне креста сделана славянская надпись с перечнем этих св. мощей;
3) два напрестольных креста, деревянных, обложенных серебряным вызолоченным окладом, четырехконечных с закруглениями по концам, по - видимому одного и того же времени. Оба имеют на лицевой стороне выпуклые изображения Распятия, Иоанна Богослова, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, адамовой главы и орудий страдания; на оборотной - выпуклые цветы. Кроме того, на обоих стоят клейма: на одном вычеканено 1790 К. И. (в одном клейме), Д. А. (в другом) и герб князя или витязя; на другом: изображение витязя на коне (в одном), арс (в двух) и др. В одном кресте весу 245 золотников, в другом 188 золотников;
4) старинный потир серебряный вызолоченный в виде чаши, вставленной в хлебный сноп, с чеканными изображениями Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Богослова, креста Христова с копьем и губкою и адамовой головы;
5) дарохранительница серебряная (с медным основанием) в виде ящичка с куполообразной над ним сенью (1809 года);
6) медные венцы с изображениями на камнях; Спасителя, Божьей Матери, царя Константина и распятия - на одном венце, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, царицы Елены и креста - на другом;
7) колокол (на колокольне) с надписью: «1743 года Марта 11 дня выменен сей колокол с. Глебова Городища вкладчика Алексея Петрова сына Вердеревского. Весу 10 пуд. 11 ф., ценою за пуд по 9 руб. 50 к. и того 97 р.». В церкви сохраняются метрические книги с 1801 года, исповедные - с 1826 года, обыскные и приходорасходные непоследовательно за различные годы; рукописный ветхий в кожаном переплете и другой печатный синодики. В первом на 4 листе написано в кружке: «сия книга глаголемая синодик с. Глебова - Городища церкви Успения Пресвятой Богородицы вотчины Алексия Петровича Вердеревского» (около середины XVIII века) Печатный - имеет картинки плохого письма со славянскими внизу подписями относительно восхождения души по мытарствам, поминовения и др., и начинается печатным помянником р. патриархов и Государей Императоров. В церковной библиотеке находится несколько святоотеческих творений, собрание поучений 1877 года, Толковое Евангелие архимандрита Михаила и др.
До 1769 года причт при церкви с. Глебова был двуштатный .
Алексей Титов Кедров (1820-1867)
Андрей Глебов (с 1854 года)
Симеон Сампсонов Липягов (с 1868 года)

По метрическим книгам (с 1801 года) видно, что в начале XIX века он состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. За смертью диакона (1843 год декабря 21) диаконская вакансия уничтожена. По штатам 1873 года оставлены один священник и один псаломщик, хотя в наличности до последнего времени состоит при священнике дьячок и еще исправляющий должность псаломщика

Причт содержался и содержится доходам от совершения треб, сборов с приихожан и церковной земли. Во владении причта 80 десятин пахотной и около 3 десятин усадебной земли, лугов нет; проезд на церковную землю малоудобный, В прежнее время образ жизни причта близко подходил к жизни приходских крестьян: те же работы в поле и доме, простая обстановка избы и т. п. Простота в одежде доходила до того, что даже в 1839 году диакон, по словам старожилов, ходил и служил в храме в лаптях из лык, и это не казалось неприличным или странным.

Всех прихожан при Успенской церкви числилось в 1883 году 1588 душ - 773 мужского и 815 женского пола (в настоящее время 831 мужского пола). Все они православные: обычное их занятие земледелие; лишние члены выходят из семьи на сторону для заработков на более или менее долгий срок: одни нанимаются в Москве или др. местах в дворники, кучера и т.п. Другие (например, из Баракова) отправляются на фабрики глиняной посуды и т. п. Одни действительно приносят большой заработок, другие пропиваются, излениваются и отстают от крестьянских работ. Среди прихожан грамотность успешно распространяется, благодаря земской шкоде в сельце Печерниках, первоначально устроенной помещиком Гр.Ив. Булыгиным на свои средства. Среди прихожан - особенно самого села Глебова - заметно недостаточно частое хождение в храм Божий. Есть и такие, которые посещают его не более 5 раз в год. Посты соблюдаются с ложно понимаемой строгостью: за большой грех считаюсь пожевать молочную кашу младенцу в Великий пост; не дают в пост молока двухлетним младенцем и т.п. Среди женского пола особенно чтится Иоанн Предтеча и его праздник в память усекновения главы: некоторые, разговевшись на Успеньев день, постятся до 29 августа (праздника Усекновения главы).

По общему обычаю в приходе бывают крестные ходы пo полям: в Глебове - в девятую пятницу по Пасхе, в Печерниках - в десятую пятницу, в Сахине - в Духов день. В эти два идет всеобщее пьянство; иные закладываюсь даже рожь на корню или входят в долги, чтобы иметь возможность отпраздновать эти дни. Среди прихожан сохраняется добрая память о бывшем ктиторе храма, дворянине Гр.Ив. Булыгине († 1874 году), погребенном в склепе под храмом. По словам местного священника о. Липягова, он сам участвовал в работах по расширению храма, даже копал и возил землю, отличался горячей любовью к храму Божию. Ежедневно присутствовал при богослужение в приходском или, за отсутствием здесь службы, в соседнем храме, в полую воду приезжал даже верхом на лошади, несмотря на свою старость; чинно стоял во время церковной службы, не дозволяя себе переминаться с ноги на ногу или оглянуться, сам читал, пел и содержал певчих; раз, когда ему во время литургии сообщили о пожаре в его доме, он, однако, достоял до конца литургии и прослушал панихиду, тогда только отправился в дом и нашел ею уже сгоревшим; сам он иногда вместе с сторожами чистил и мел в церкви; в первую неделю Великого поста он не употреблял чай и довольствовался ломтиком черного хлеба с квасом (раз в сутки); в страстную - вкушал пищу только однажды в великий четверток; много читал; из книг почерпнул некоторые медицинские познания и оказывал посильную врачебную помощь крестьянам.

С. Голдино, церковь Преображенская (Михайловского уезда) .

Село Голдино находится в 12 верстах от г. Михайлова и в 72 верстах от Рязани. В 1628-1629 годах оно было еще деревней во владении Корабьиных ; но к 1676 г. стало уже селом с приходскою Преображенской церковью. По народному преданью, первоначально церковь стояла в 2 верстах от теперешней, там, где ныне Сандрикинский хутор, и неизвестно когда перенесена на теперешнее место. Ныне существующая, каменная церковь построена в 1884 году также во имя Преображения Господня. Впоследствии в ней устроены два придела - в 1844 году во имя Казанской иконы Божьей матери на средства Алексея П. Черкесова и в 1860 году во имя св. Митрофания Воронежского на средства П.В. Секерина. В 70-х годах с трех сторон храма устроена каменная ограда с решетником. Церковь имеет форму удлиненного четырехугольника с четырехугольным алтарем и совместною колокольнею. Внутреннее расположение частей церкви обычное: алтарь, средняя часть и трапеза, где устроены приделы. Иконостасы нового устройства (1881 и 1889 годов). Стены храма в 1889 году расписаны живописью.

Достопримечательных предметов в церкви нет. Из документов хранятся: метрические книги - с 1780 года (не все в целости), исповедные ведомости - с 1826 года (кроме некоторых годов) и др. Церковная библиотека начала составляться с 1882 года и теперь еще очень незначительна.

Причт села Голдина в XVIII веке до 1787 года состоял из двух священников, диакона и четырех причетников. С 1787 года остались один священнику дьяков и два причетника. По штату 1873 года положены один священник и один псаломщик, но штатами 1885 года восстановлена в причте еще диаконская вакансия.

Средствами содержания причта служат доходы от требоисправлений, сборы (денежные и хлебные) с прихожан, проценты с поминовенных вкладов (с 250 рублей) и доход от церковной земли, которой значится 33 десятины: усадебной - 3, пахотной - 26 и луговой - 4 десятины.

В состав прихода входят: село Голдино, деревни Дмитриевка, Сашино, Сергиевка (выселенная в половине нынешнего столетия из села Голдина), Елизаветино (тогда же выселенная из сельца Киндякова), и сельцо Кинцяково, исстари принадлежавшее этому приходу. К 1890 году число прихожан простиралось до 901 душ мужского и 944 душ женского пола в 271 дворах. Все они православные. Некоторые уходят на заработки в города. Большинство же занимается на месте крестьянскими работами и для этого многие арендуют землю. Обычные крестные ходы бывают в селе Голдино в день памяти св. Кирилла и Мефодия (11 мая), в сельце Киндяково и деревне Елизаветино в Духов день, в других же деревнях в различные дни, по выбору прихожан. До 1875 года в селе Голдино некоторое время существовала частная школа на средства В.П. Секерина. С 1887 года в селе Голдино открыта церковно-приходская школа. Она помещается в каменном церковном здании. С 1890 года в сельце Киндяково существует школа грамоты.

С. Городец, церковь святого Николая Чудотворца (Зарайского уезда) .

Село Городец находится в 36 верстах от Зарайска и в 68 верстах от Рязани. В старину это село принадлежало архиерейскому дому. К селу приписана деревня Негомож (с 1876 года), ранее принадлежавшая приходу села Пироч. Существующая ныне каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца построена в 1878 году коломенским купцом Автономом Михайловым Коротаевым на месте прежней деревянной, которая была продана в село Погост Ростиславль, где вскоре сгорела. Нынешняя церковь одноэтажная, соединена с колокольней; внутри церковь имеет крестообразный вид, от трапезной отделена аркой; стены в 1884 году расписаны живописью. Вокруг церкви каменная ограда с деревянным решетником. Из икон и церковной утвари достопримечательных по древности практически нет. Можно отметить разве что оловянные потир, дискос и дарохранительницу с приборами. Церковная библиотека достаточна: в вей находится богослужебных книг 40, догматических, нравоучительных и церковно - исторических более 60, между прочим здесь имеются: Минея месячная печати XVII в. (1666, 1691 - 1692 годы) и праздничная 1687 года. Из документов хранятся: метрические книги с 1780 года, исповедные - с 1822 года, приходорасходные - с 1803 года, обыскные - с 1802 года и церковная опись от 1816 года. Причт до 1873 года состоял из одного священника, дьячка и пономаря. По штату 1873 года приписана к Городцу церковь села Пироч и оставлены один священник с псаломщиком. В 1876 году церковь в селе Пирочах сделана опять самостоятельной и причт в селе Городце остался в прежнем составе - из двух лип.

Имена бывших священников см. у Добролюбова (I. 246 - 247). Только вместо Петра Субботина поставлен у него Исидор Теплов.

До 1873 года причт села Городца пользовался пособием от Синода и размере 78 pублей 40 копеек; но потом оно прекратилось. В настоящее время причт содержится доходом от церковной земли (36 десят.), большая часть которой сдается в аренду, и доходом от прихожан; по исстари заведенному обычаю платят в храмовой праздник и Пасху за молебен 20 - 80 к. и за молебен с водосвятием 40 - 50 коп.; а в праздники Рождества Христова и Крещения - по 5 к. со двора; при этом в дер. Негоможи еще дают по пирогу.

Всех прихожан в 1868 году значилось м. п. 788 и ж. п. 823 д.; между ними 3 двора молокан и одно семейство, подозреваемое в принадлежности к расколу. Центром тяготения для первых служат деревня Луховицы (прихода села Подлесной Слободы) и деревня Кунаково (села Сушкова); а для второго - город Коломна. Кроме земледелия прихожане занимаются сенными работами: убирают сено на лугах, грузят на барки, подряжаются возить его зимой в Коломну, Егорьевск и даже Москву; дворов 10 в деревне Негомож занимаются плетением корзин для стеклянных заводов. Грамотность среди прихожан распространяется благодаря церковно - приходской школе в селе Городце (с 1881 года) и школе грамотности в деревне Негомож, существующей около 20 лет. Между прихожанами замечается холодность к церк. богослужению и вообще к вере; некоторые не бывают на исповеди по 10 - 15 лет. В деревне Негомож не бывает крестных ходов по полям; в селе Городце бывает только один 24 июня.

С. Грязное, церковь (приписная) Преображенская (Михайловского уезда) .

Село Грязное находится в 25 верстах от г. Михайлова и в 85 верстах от Рязани. Прежде бывшее сельцом, оно в 1616 году упоминается как пустошь . Спустя 12 лет опять значится сельцом , а в конце XVII века селом с особой приходской церковью во имя Преображения Господня, которая в 1685 году, одновременно с Коровинской, была в первый раз обложена данью. В окладных книгах 1676 года замечено, что оно, как и село Коровино, образовалось через выселение из села Феняево. Ныне существующая, каменная церковь того же наименования построена в 1772 году помещицей М.И. Николаевой. Она имеет квадратную форму с алтарным выступом. Внутри разделяется на алтарь, среднюю часть и трапезную. Колокольня соединена с ней. Вокруг церкви в 1881 году поставлена деревянная ограда. Церковный иконостас построен в середине XIX века, царские двери устроены в 80-х годах. Достопримечательных предметов в церкви не сохранилось. Из церковных документов хранятся: метрические и исповедные книги с 1828 года. Церковная библиотека очень скудна.

Причт до 1878 года состоял из священника и причетника. В 1873 году церковь села Грязное значится приписною к церкви села Коровино без особого причта, Оставшийся в наличности причт значится сверхштатным. Церковной земли считается усадебной 2040 кв. саженей и пахотной 88 десятин.

В состав прихода входят: село Грязное, сельцо Осовец и сельцо Надеждино. Прихожан в 1890 году считалось мужского пола 388 и женского пола 349 душ. Все они занимаются земледелием.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
Прикрепленный файлРазмер
opisanie.rar106.43 кб
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте