Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Народные поверья и обычаи в некоторых селах Рязанской губернии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»)

Собраны М.Б. Оленевым
2006-2007 гг.

А

С. Алпатье (Зарайского уезда)1.

На Пасхе для принятия в дом святых икон делаются особые приготовления: стол покрывается белою скатертью и на нем кладутся хлеб и соль. Под столом - палица от сохи и сено, на лавках ставят кадушки или меры с овсом и рожью, куда ставят приносимые. По окончании молебна, святой водой окропляется весь двор и скот. В воротах домохозяин с семьей прикладывается к выносимым из дома иконам. Когда приход обойден, иконы торжественно несутся в храм и возле него совершается молебен, после которого освящаются приносимые крестьянами семена и избирается пахарь. После трех земных поклонов он получает от священника благословение, просфору и яйцо. Перед совершением брака служатся молебны в доме жениха и невесты. По совершении брака новобрачные в венцах ведутся до дома жениха, держа в руках благословения иконы; там, в воротах их встречают родители с иконою, хлебом и солью. В дом входят они вслед за священником (с крестом) при пении «Заступнице усердная». При поздравлении родитель дает новобрачной серебреную монету в руку, а мать покрывает ее шелковым платком. На другой день приезжают с дарами родственники новобрачной. Дружок кладет дар (кому рубашку, кому полотенце, кому платок) на поднос, в котором лежит ломоть белого хлеба и стоит рюмка водки, подносит гостю и приговаривает: «Просят вас князь с княгинею; сыр-каравай принимай, нам золоту гривну давай. Они люди млады, им все нужно - на спицы, на веретенца, на мыло, на белила, на румяны, козла купить, воду возить, сторожа нанять, дрова рубить, баню топить».

Гость берет дар, выпивает водку и кладет на поднос монету. На следующий день гости с дарами и дуть по улице, поют песни и пляшут, При частых опустошительных пожарах в селе Алпатье, жителями его овладел какой то суеверный страх. Это породило множество суеверных снов, примет, знамений и пророчеств о новых несчастиях.

С. Апоничищи Зарайского уезда2.

После брака новобрачных встречают в доме жениха с хлебом, заранее надрезанным, и переламываюсь его над их головами; на другой день подносят новобрачные гостям каравай. Крестьяне стремятся отдавать своих дочерей замуж как можно моложе, так что девушка 20 лет считается уже засидевшейся и старой.

Г

С. Глебово Городище Зарайского уезда3

Под всякую пятницу не прядут льна, конопли, боясь «запылить пятницу», в сельце Печерниках по пятницам ни пашут, ни хлеб с поля не возят, даже в пору самой горячей полевой работы; там же не работают в день св. мучеников Бориса и Глеба (24 июля), утверждая, что это праздник хлебный, кто его чтит, у того хлеб родится, но в храм Божий не ходят. Сретение Господне (2 февраля) и Воздвижения креста (14 сентября) не чтят, как праздники, и объясняют названия этих дней по-своему: сретение - «зима с весной встретились», воздвижение - «хлеб с поля сдвинулся».

С. Городец Зарайского уезда4

При причащении больных гадают о судьбе больного по причастной частице: если она плавает, то больной выздоровеет; если упала, - умрет; поэтому к священнику нередко и обращаются с вопросом: «что, батюшка, видно по причастью?».

С. Гулынки Пронского уезда5.

В этом селе на праздник Пасхи св. иконы принимаются прихожанами непременно до обедни, чтобы натощак приложиться к ним; каждый домохозяин встречает их с хлебом - с солью; а после обедни все население, за исключением не многих, вдет по тем домам, где были св. иконы, с поздравлением. Это называется обыкновенно - идти на рядок, который продолжается в селе три первых дня, а остальные дни недели - в деревнях тем же порядком. И идет пир на весь мир. На масленице, при крестинах и свадьбах имеются у крестьян свои прибаутки и присловья, каковы:

Хоть с себя что заложить,
А масляну честно проводить.
Что в людях ведется,
То и у нас не минется.
Что в людях, то и у нас,
И у нас не хуже, чем у людей
И мы не хуже людей. Что люди, то и мы.
Не пасть же лицом в грязь.
Небось, лицом в грязь не ударим.
Красны похороны плачем, а свадьба песнями.
Когда играют, тогда и пляши.
Когда торг, тогда и с возом.
Как мы видим под крестом,

Так бы видеть под венцом.

Идет гулянье си родными и знакомыми, а при крестинах с кумовьями, и разливается вино, а распивают его не рюмками, а чарками, сопровождая песнями с плясками. При этом на свадьбах, когда родители пьют заздравный стакан, молодые в знак почтения к ним падают лицом на пол и лежат, пока стакан будет пуст, а когда гости пьют - нагибаются в пояс; при крестинах в обычае - недопитое вино из заздравного стакана бросать в потолок к верху со словами: «так бы наш новорожденный попрыгивал, был здоров и весел.

Противоположным образом совершаются в приходе похороны покойников. «Красны похороны плачем», говорят крестьяне. И действительно, так они и красят их. Еще при соборовании, когда больной еще в твердой памяти, как бы прощаясь с ним на век, присутствующие прощаются с большим плачем и рыданиями. При этом держатся и верований, каковы:

Если свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет.
Если больной бредит дорогой (о дороге, о лошадях), то умрет.
Если сонный отпыхивает, то умрет.
Крошки изо рта валятся, - к смерти.

Если хворый на бок к стене ложится - умрет.

Наконец больной помирает, и как бы из прискорбия по нем плач и рыдания не прекращаются до самого погребения его. Покойника обмывают и одевают белыми рубашками, в знак чистоты душевной; кладут под образа - в знак сопровождения в обитель святых; кладут ногами к дверям, чтобы снять в дом не приходил, не являлся. Затем, на третий день выносят из дома иного без икон, а иного со св. иконами и провожают до церкви с панихидами. В комнате, где лежал покойники, не метут до выноса его.
«Сор при покойнике вымести - всех из дому выносить».
Солому, на которой лежал покойник, и щепу от гроба относят до - чиста в поле.
«Коли жечь солому иль щепу из гроба, то жарко бывает покойнику».
Зеркала в доме, где покойник завешиваются, чтоб он не мог в их смотреться. Когда плачут по покойнику - приговаривают:
«На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь. Аль мы тебя не любили, или чем прогневали? При опускании покойника в могилу, бросают горсть земли, чтоб не бояться его. До шести недель в знак печали носят траур - черное или белое платье и платки в 9-й, 20-й и 40-й дни служат обедни и поминают покойников блинами и пирогами, при чем после обеда разносится чаша за упокой души умершего. Тем и кончается помин.

Есть и еще у прихожан разного рода суеверия и приметы. Так, например, слышится в народе:

Передний угол или матица трещит, - к худу.
Каша из горшка вылезет из печи - к худу, в печь - к добру.
Кирпич выпал из печи - к худу.
Петухи во всю ночь поют - не к добру.
Курица запоет петухом - к беде.
Ворон каркает над домом - к покойнику.
Сыч кричит на дому - выживает хозяина.
Сова не принесет добра.
Воробей влетел в избу - не к добру.
Собачий вой - на вечный покой.
Собака валяется - к ненастью (к дурной погоде).
Собака жмется к хозяину - к несчастью.
Собаку видеть во сне - видеть друга, приятеля.
Волки воют близ селения - к морозу или к войне.
Мыши изгрызут одежду (платье) - к смерти.
Большой иней во всю зиму - тяжелое лето для здоровья.
Большой урожай рябины - к тяжкому году.

Черный глаз - опасный. Ее добрый глаз поглядел на нас.

При гадании кладут девушки гребень в головы, втыкают зажженную лучинку в потолок, зажигают кудели; подслушивают на перекрестке, под окнами - «что услышишь под окном, того и жди». Если девушка навивает початок туго и ровно, то будет хорошо жить с мужем.
Не покидать ниток к воскресному и праздничному дню на веретене, чтобы не рвались.
Замораживают к новому году воду в ложке: пузыри к долговечности, ямка сверху - к смерти.
В добрый час молвить, в худой помолчать.
Конь ко двору пришелся, скотина не ко двору.
Двужильную лошадь зарывать на дворе, не то выпадет за нею еще 12 лошадей.
Лошадь вырскает в дороге - к радостной встрече, или к ненастью.
Правая ладонь чешется - к прибыли, левая - к убытку.
Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги.
Ногти цветут - к обнове, к гостинцу, к перемене жизни.
В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым.
Уши чешутся - к вестям.
Поперхнулось за обедом - гость спешит.
Ложка, забытая на столе - к гостю.
Нечаянно свечу погасить - к гостям,
Кошка моется - гостей замывает.

Все это так старики замечали и нам наказали, говорят гулынковские поселяне.

Д

С. Дмитриево Касимовского уезда6

При выносе покойника в церковь для погребения, несущие на каждом пороге в доме и в церкви по три раза ударяют рукою по гробу.

Жаль, что не объяснен смысл этой выходка,

И

С. Истье с деревнями Пронского уезда7

Свадебный обычай. В назначенный для свадьбы день отец жениха собирает поезжан к себе в дом. Крестный отец убирает жениха в отдельной комнате (хатке), при этом кладет ему в сапоги деньги и, убравши, приводит в жилую избу. Здесь отец, мать, крестный, крестная и вся родня благословляют жениха, каждый отдельно, затем сваха заводит жениха за стол по солнцу и бывает угощение поезжанам. По окончании угощения, выводит жениха из-за стола крестный отец и идет с ним к поезду в преднесении иконы дружком, который делает один круг около всего поезда с женихом и сажает его на приготовленную подводу.
Потом дружко один обходит поезд два раза тоже с иконой и садится как сам, так и поезжане все на подводы – и весь поезд двигается к дому невесты. Отъехав немного, дружко возвращается назад в дом отца жениха со словами: «Батюшка с матушкой, благословите нас к венцу ехать!»
Ему отвечают: «С Богом!»
Дружко спешит нагнать поезд. Подъезжают к дому невесты и находят ворота запертыми.
Дружко стучит кнутом по воротам, приговаривая: «Сватушка со свашенькой – отоприте, или заморозить хотите, вчера вы были добрей!?»
Ему отвечают: «Мы вас боимся, ограбите!»
Дружко: «Не бойтесь – не ограбим, мы не грабители, а люди честные. Что нам нужно – возьмем и поедем».
Отворяются немного ворота, дружко наливает стакан водки привратнику и выезжает на двор весь поезд. Идут в избу, двери которой тоже заперты.
Дружко: «Что же вы это делаете с ними, отоприте?!»
Ему отвечают: «Сейчас, соколики, сейчас!»
Вдруг дверь отворяется … сваха стоит на пороге в вывороченной овчинной шубе с пустым стаканом в руке, голова у нее повязана замазанной тряпкой.
Дружко наливает в стакан водки и все идут в избу. Невеста в это время сидит за столом и, при входе жениха, выходит из-за стола. Сваха подводит ее к жениху, отец и мать невесты благословляют их обоих. По благословении одну невесту заводят за стол и, рядом с ней садится ее крестный отец.
Дружки, обращаясь к нему, говорят: «Что ты за человек?»
Крестный: «Я – крестный. Я – купец, товар красный продаю. А ты не озорничай. Если желаешь купить – продам».
Дружко: «Я купил вчера».
Крестный: «Если вчера купил , вчера бы и брал. Нам осеребри четыре угла стола, средину его озолоти и налей стакан вина (пустой стакан стоит посреди стола), тогда и бери товар».
Дружко вынимает пять монет, кладет их по углам, а на середину стола наливает стакан вина. Крестный выходит, жениха заводят за стол. Следует опять угощение поезжан.
Затем жениха и невесту выводят из-за стола, сажают на поезд и едут в церковь. Проводивши поезд, отец и мать невесты садятся за стол с двумя стаканами браги. Дружко и жених, отъехав немного, возвращаются к дому невесты и входят в избу.
Дружко: «Батюшка с матушкой! Будущий князь просит вас на хлеб-соль!»
Тогда будущая теща выходит из-за стола и, утирая платочком будущего зятя, говорит ему: «Зятюшка-батюшка! Платочком утирайся – моей дочкой не измывайся, сей конопи, спрашивай рубахи» и влагает этот платок за пазуху жениху.
Дружко с женихом уезжают и нагоняют поезд. При этом, некоторые в узких местах деревни делают преграды поезду и, получив выкуп по стакану водки, пропускают свободно.
Следует венчание. При венчании придерживаются следующего обычая. Если кто, жених или невеста, наступит ногой впредь в церковь или на подножки, тот будет иметь верх над другой половиной. У кого венчальные свечи больше сгорят при венчании, тот прежде умрет.
Невеста венчается с распущенной косой и лицо ее закрывают платком. После венчания сваха заплетает косы у молодой и убирает ее голову как следует быть у женщин.
Из церкви идут в дом отца жениха, молодого. Не доезжая немного до деревни, дружко выделяется из поезда и едет вперед в дом с запросом: «Батюшка с матушкой, желаете ли молодых детушек принять к себе в дом?»
Ему отвечают: «Милости просим!»
Дружко быстро возвращается назад к поезду, который подъезжает ко двору.
Посреди двора накрыт стол, на котором лежит ситный хлеб и жареная курица, присланные из дома невесты. Отец и мать встречают молодых с иконой и с хлебом-солью и благословляют их. Когда молодых поведут в избу, дружко разламывает приготовленные хлеб и курицу и раздает молодым.
Затем следует пирование, продолжающееся, смотря по состоянию, от 3-х до 5-ти дней.
Такой обычай соблюдается при свадьбах в деревнях, но в селе Истье бывает совсем иначе.
В день брака приглашается причт в дом жениха и служится молебен Божией Матери. После молебна, при пении «Достойно есть», отец и мать – родные и крестные, благословляют жениха. По благословении дружко заводит жениха за стол и приглашает причт присесть. Предлагается закуска и разносится по три рюмки водки.
В заключение дружко наливает три рюмки и ставит их на стол. Этим заканчивается церемония, и все идут к дому невесты вместе с причтом.
В доме невесты бывает то же, что и в доме жениха. Отслуживши молебен в доме невесты, причт вместе с женихом, невестой и поезжанами едут (а большей частью идут) в церковь. Следует венчание.
После брака причт провожает молодых до дому, иногда в венцах. В доме (на дворе или в сенях) молодых встречают отец и мать: отец – с иконой, а мать – с хлебом-солью и, при пении причтом «О тебе радуется», благословляют новобрачных.

Затем предлагается закуска, а где и чай – как молодым, так и причту. По окончании беседы, священник преподает благословение новобрачным и вместе с причтом уходит. Вечером уже собираются родственники и следует свадебный пир.

С. Ибердус Касимовского уезда8

Ибердусовские жители не чужды некоторых суеверий и предрассудков, свойственных необразованному простому народу; из них известны следующие:
Верят в существование домовых и оборотней: у кого сыта и здорова скотина, это значить - домовой любить ее и холить, т. е. ухаживает за нею.
Мертвецы удавленники свободно могут выходить из своих могил, и вредить живым. Чтобы отвратить гибельное влияние мертвецев, нужно будто бы вбивать между лопаток мертвеца осиновый кол. Хотя, надобно заметить, на деле никогда не было и не бывает таких случаев.
Если кто икает легко, то говорят, что его в это время кто-нибудь поминает, а если - сильно, то бранят.
У кого свербит переносица, тому слышать про покойника.
У кого свербит под глазами, тому в этот день о чем-нибудь плакать.
Деньги медные видеть во сне означает слезы.
Выезжать в дорогу в понедельник не должно: понедельник день тяжелый, в пути благополучно быть не может; также не предвещает добра, когда перебежит дорогу заяц.
Когда кто кричит в лесу или на берегу, то эхо обыкновенно повторяет слова его. Суеверные утверждают, что это отзывается леший, имея намерение заманить того человека в свое жилище, который кричит. Леший бывает по величине в рост леса.
Простолюдины утверждают, что земля держится на 4-х великих китах.
Суеверные думают, что ко вдовым женщинам летают ночью огненные змеи и являются им в виде их мужей.
Видя на болотах или кладбищах блуждающие огни, почитают их за дьявола.
Когда кошка умывается к себе лапой, то это предвещает, что к хозяину в тот день будут гости.
Когда насекомое кузнечик ползает и чирикает по углам горницы, суеверный полагает, что он выживает живущего из дома.
Птица - кукушка почитается за предсказательницу. Сколько раз она прокричит, столько лет остается жить тому человеку, которому она кукует.
Когда ворон прилетит, сядет на кровле дома, и станет кричать; то это предзнаменует, что непременно в той дому умрет кто-нибудь, или будет какое-нибудь несчастие.
Если курица запоет петухом, то это предвещает, что с хозяином случится какое-нибудь несчастие, что называется не перед добром, и тогда курице этой отвертывают голову, или режут ее.
У кого чешется ладонь, тому получать деньги.
Когда появится летучий огонь - болезнь, случающаяся у детей; тогда велят больному присечь из кремня и огнива огонь, и удостоверяют, что болезнь от того пройдет.
Когда в каком-нибудь доме собака воет, то уверяют, что быть там беде.
Вышедший из утробы младенед с сорочкой почитается от простолюдинов счастливым, отчего и произошла пословица в сорочке родился.
Ежели в каком-нибудь доле стены трещат, то значить, что из сего дома живущие в скором времени перебираться должны.
Тараканов почитают предчувствующими, и когда в каком-нибудь доме быть пожару, то уверяют, что все тараканы дня за два из того дома станицами выходят.
У кого горят уши, то где-нибудь в то время переговаривают: когда же в ушах зазвенит, то, загадав что-нибудь, спрашивают, в котором ухе звенит? И когда отгадают, в каком ухе звенит, то загаданное сбудется.
Если загадать пред новым годом, то можно узнать будущее. В то время льют в воду олово или воск, и, смотря по форме того или другого слитка, предвещают кому венец, кому гроб.
В день Благовещения птица гнезда не вьет.
В великий четверг, кто имеет лихорадку, или накожную сыпь, должен искупаться до восхода солнца. В этот же день завязывают в полотно кусок соли, обжигают его в печи, и сохраняют для подачи на стол в светлый праздник. Говорят, эта соль полезна для овец, для коров, от боли живота, от сглаза.
Боязнь грома, излечивается хлебом, на котором есть плесень. Надобно сесть этот хлеб во время грозы.
Когда кто похвалит младенца, то мать, или старшая кто-нибудь из женщин в доме, облизывает ему лице три раза, плюет на землю, чтобы не появлялась болезнь с глазу.

Когда придет кому в голову мысль, и случится, что в то время другой нечаянно чахнет; то это значить, что задуманное действительно сбудется.

С. Ибердус Касимовского уезда9

а) Распространено убеждение и вера в силу, и значение «Сна Пресвятой Богородицы» и уважение к 12-ти пятницам. Думают, что
1) кто постится (ничего ест) в пяток 1-й недели Великого поста, тот не умрет внезапно;
2) кто постится в пяток страстной недели, тот сохранен будет от врага;
3) кто постится в пяток перед Вознесением Господним, тот сохранен будет от водного потопления;
4) постящийся в пятницу перед Троицыным днем будет сохранен от острого меча;
5) постящийся в пятницу перед Рождеством Иоанна Предтечи сохранен будет от недостатка и скудости;
6) постящийся в пятницу перед празднованием в честь Космы и Дамиана от великого греха сохранен будет;
7) постящийся в пятницу перед днем Илии пророка избавлен будет от вечной муки;
8) постящийся в пятницу перед праздником Успения Божией Матери записан будет на престоле у Пресвятой Богородицы;
9) постящийся в пятницу перед праздником Архангела Михаила избежит мытарств сатанинских;
10) постящийся в пятницу перед Рождеством Христовым при смерти своей узрит Пресвятую Богородицу;
11) постящийся в пяток перед Благовещением Пресвятой Богородицы от убийства будет сохранен;
12) постящийся перед Богоявлением Господним узрит имя свое написанным в книге живота;
б) Верят также в существование домовых и оборотней. Оборотень по их понятиям, есть никто другой, как дитя, умершее без святого крещения. Душа его, не принятая на небе, принуждена блуждать на земле по лесам и другим местам.
в) Отзывающееся в лесу от чьего-либо крика эхо ее есть простей отзвук кричащего голоса, но голос лешего, старающегося заманить его в свое логовище.
г) Затмение солнца или луны, равным образом появление кометы с длинным хвостом есть предвестие войны, или мора, голода, и т.п.; точно также размножение на полях мышей во время зимы предвещает или общий неурожай хлеба, или войну.
д) Родившийся младенец в отонке почитается счастливцем: в сорочке рожден он, обыкновенно говорят о человеке, который неожиданно, получает в чем-либо удачу.
е) Тараканы черные, ползущие массами из дома, предвещают пожар.

ж) Страдающий от лихорадки или накожной сыпи пусть искупается в реке до восхода солнца в день Великого Четверга, и болезнь его как рукой снимет. Равным образом соль, взятая и пережженная в Великий Четверг, врачует коров и овец от боли в животе.

К

г. Касимов и его уезд10

Священник Никольской церкви города Касимова Василий Рубин пишет, что в приходе сей церкви есть обычай, при отходе души умирающего, ставить в комнате стакан с водой для того, чтобы душа, выйдя из тела, могла омыться в этом стакане от телесных нечистот. При выносе покойника из дома, едва успеют вынести покойника со двора, кто-либо из его родственников разбивает горшок, причем старается произвести большой треск с той целью, чтобы испугать смерть для того, чтобы она боялась впередь даже подходить к этому дому.

С. Курмон Касимовского уезда11

Есть обычай в день похорон, или в сороковой день после кончины покойника, устраивать обеды для всей деревни. И потому на эти обеды стекаются и старые и малые так, что обеды эти продолжаются до самой ночи. Самую могилу покойника в эти дни усыпают рожью, овсом и др., дабы накормить достаточно и птиц небесных. Ведь и они, говорят поселяне, молят Бога за насыщение их.

Л

С. Лошатово Зарайского уезда12

На пасхальной неделе прихожане принимают к себе в дом святые иконы с хлебом-солью и красным яйцом, при этом на лавке в переднем углу ставят меру овса, в которую помещают икону Божией Матери, а под столом кладут сено и в него сошники и палицу, чтобы освятились предметы домашнего хозяйства.

М

С. Макковеево Касимовского уезда13

Суеверия и предрассудки прихожан села Макковеево остаются в незначительном меньшинстве и почти совсем исчезают; однако все еще есть и там, есть:
1) Верование в колдунов, опасное для истинной веры. Оно распространялось здесь издавна между простым народом. Народ думает, что есть такие люда которые, возымев сообщение со злыми духами, могут делать все, что им хочется, могут действовать на здоровье человека, поразить человека болезнью, сделать член тела недвижимым, наговорить и нашептать на пище, вине и воде, так, что человек, принявши в себя наговоренное, может умереть. Невежество, желание в некоторых прослыть за колдуна, которому в простом народе много бывает временем почета, нечистая жизнь этих мнимых колдунов поддерживали и в некоторых теперь поддерживают это суеверие. Безобразный и страмный вид мнимых колдунов, происходящий от безобразных страстей и скверных студных дел при самохвальстве, что я колдун, также иногда заставлял простяков верить в колдунов. При свадьбах им бывает большой почет; вина им подносят, сколько угодно.
2) Верование в знахарей, ворожей и гадателей, к которым крестьяне прибегают в болезнях, напр. килах, по их мнению присаженных колдунами, во время болезни скота и в каком либо несчастье, напр., в пропаже денег. Знахарством, ворожбою и гаданием занимаются в вашей местности больше татары и татарские жены.
3) Верование в домовых и леших. Оно повторяется в досужие праздные часы между крестьянами в разговорах; один солжет и скажет, что я видел домового; другой скажет, что у меня домовой лошадь любит и гриву ей плетет; третий скажет, что видел в лесу лешего и слышал крик его, как он ему показался и тотчас пропал. Это верование проявляется у немногих.
4) Верование, что души опившихся от вина, удавившихся и вообще всех самоубийц не принимаются на тот свет, а странствуют на земле. На самоубийцах бесы разъезжают в глухое ночное время и являются иногда в кузницы к мастерам для подковки им ног.
5) Суеверное мнение относительно тяжелого или нехорошего глаза, тяжелой руки, тяжелых дней и тяжелого года. Будто есть такие люди, которые могут сглазить или оглазить человека: поглядеть на здорового человека, и он захворает, взглянуть на здоровую скотину, скотина занеможет. Будто такие есть люди, у которых нельзя, скотину покупать, а если купишь, то в руку не пойдет. Будто понедельник - день тяжелый, в который дело начинать нельзя, а, если начнешь, то благополучно не совершишь. Будто високосный год - год тяжелый. Кассиан, святой мученик, на что взглянет, то будет сохнуть. Взглянет, на людей, мор будет; взглянет на скот, падеж скота будет; взглянет на хлеб, урожая не будет; взглянет на лес, лес завянет.
6) Есть суеверные приметы, которым крестьяне верят, хотя они нелепы и бессмысленны. Так, курица, кричит петухом на чью-нибудь голову, надобно её резать, а то будет в доме упокойник. Вот каша вылезла из горшка-и напуганная женщина начинает дотоле плакать, что в этот год муж ее должен умереть, пока придет к ней благоразумная знакомая и разговорить ее. Услыхали около дома крик филина, бой древоточного червя, и говорят - к упокойнику. Произошел у крестьянина шум и звон в ушах, и он скажет, что об нем люди переговаривают и судят. Появилась у него икота, и он скажет, что о нем кто-то вспоминает.
7) Есть поверья, приметы, касающиеся святых таинств: так, будто старые люди говорили, что кто в великий четверг причащается, тот проживает долго. Будто все причастившиеся, святых Тайн должны 6 недель сносить их, то есть, остерегаться греха и телесной нечистоты, а после 6 недель можно и грешить. После coвершения святого таинства крещения нужно смотреть в купель на воск, в котором закатаны постриженные волосы младенца. Вели воск сверху плавает, то младенец будет жить, если опустится вниз, то младенец скоро умрет. Будто есть два мира, одно для мужского пола, другое для женского. Если священник помажет в ошибке младенца женского пола миром мужским, то у этой женщины будет борода, а если мужского пола младенца-женским миром, то у этого мужчины бороды не будет. Пред венчанием жених с невестой, когда приведут их в храм, должны спешить скорее стать ногами на подосланной платок. Если вместе станут в одно время: будут друг друга слушать, если муж станет вперед, то будет управлять женою, если жена станет прежде, то она будет управлять мужем.
8) Старые люди будто говорили, что нехорошо встречаться со священником и еще кто убьет паука, тому отпущено будет сорок грехов.
9) Касательно умерших нет произвольных мнений. Погребение умерших не сопровождается суеверными обычаями. Кутью приносят в храм для поминовения умерших в день погребения и какой-либо принос, часть коего иногда дают нищим, а большую часть отдают причту. Тоже делают в 9-й день, 20-й и 40-й после смерти. По умершим заказывают служить сорокоусты, 40 обеден, панихиды и литии, заказывают читать псалтирь до 40 дней, творят милостыню вдовам, сиротам, нищим и стараются до 40 дней каждый день по усопшем сделать милостыню. До в 40-й день по умершем или умершей делают обеды и желают при этом как можно более подать блюд с разными кушаньями, для того, говорят некоторые из щедро угощающих на этих обедах, что сколько за обедом посидят, столько душа в царствии небесном побудет. Некоторые особенно щедры бывают на эти обеды и приписывают большую силу длинным обедам, на коих вина или совершенно не подают или подают очень мало.
10) В Макковеевском приходе некоторые имели суеверную тетрадь «сон пресвятыя Богородицы». Недавно умерла одна старушка, которая читывала его наизусть. На этой ложной тетради основано мнение о 12 пятницах, в которые не следует вкушать хлеба и пить воды. На этой же тетради основано мнение о 12 сестрах лихорадках: потому что в ней сказано: кто те пятницы будет проводить в посте, тот будет сохранен от 12 трясучих лихорадок, от 12 черных немочей.

11) Есть суеверный обычай гадать пред новым годом. Обычай сей исправляется молодыми девицами, желающими выходить замуж. Они просиживают до полуночи и смотрят в зеркало, в котором будто является им суженый - ряженый: кидают чрез ворота башмак с ноги, в какую сторону упадет башмак, в той стороне живет будущий жених; слушают вечером у окон соседей, между которыми вдет разговор, и спрашивают имена своих женихов, как будут звать жениха. Этот обычай однако, остается в среде девиц, не отличающихся скромностью и одобрительным поведением, которые потому только бывают им заняты, чтобы провести время повеселее, похохотать и попустословить.

с. Малахово Касимовского уезда14

Заговор, к которому прибегает ворожея, когда ее просят лечить слабого младенца. Получив просьбу о помощи такому младенцу, знахарка на другой день при едва занимающейся заре выходить на двор и начинает читать: «Зарня-зарница, красная девица, пошли легкоты рабу твоему младенцу N». С первого взгляда подумаешь, что это личность совсем другого, а не христианского вероисповедания. А между тем она числится в лоне православной Церкви и как бы в доказательство этого в своих заговорах она обращается не к одной Зарее, но и к Богу, обращается лишь по-своему. Так, над тем же самым слабым младенцем она читает такие слова: «пусть будет легкость от меня - от рабы и от Господа Бога младенцу N». Бог-то, следовательно, в ее религиозном сознании есть, лишь место отводится Ему далеко но первое, А вот заговору употребленный при снятии так называемых кил: «Змея Матрена разнеси килу, разорви килу». Каким образом змее, которая к тому же представляется здесь существом более могущественным, чем простое животное, могло быть усвоено христианское имя, понять трудно. Должно лишь сказать, что с этим именем змея упоминается не в одном этом заговоре, а и в других. Так, например, в заговоре от укусов змей: «На мори на Елани, во святой Ярдани стоит ивовый куст, под тем под кустом лежит бел горюч камень, на том на камени сидит бабушка Саломонида, под тем под каменем лежит змея Матрена и велит бабушка змее Матрене жальце вынуть, и ежели ты жальце не вынешь, я тебя убью и весь твой плод сведу. Сорок соборов и у сорока соборов царские двери отворены и книги развернуты. «Таким образом и в этой примерной нелепице фигурирует змея Матрена». Она же упоминается и в другом заговоре от змей: «стоить куделя, в той куделе лежит змея Матрена» (далее этого заговора не знаем). Не лучше в другие заговоры, которые приходилось нам слышать; они также отзываются или кощунством или бессмыслицей. Так, от обжога ворожея должна проговорить, не переводя духу: «завтра пятница, завтра пятница (12 раз)» и затем быстро подуть на обжог, или же она должна, тоже не переводя духу, сказать: «премудрая пятница, премудрая пятница (12 раз) утиши, угомони огненную немочь».
То и другое называется молитвою 12 пятницам. При боли в пояснице, слегка постукивают больному по пояснице топором, приговаривая: «секу, рублю притку, как перехвачу, пополам пересеку». С большим трудом и обыкновенно под секретом узнавая и тщательно запоминая всю эту дребедень, те же самые старухи со страшными искажениями слов едва в состоянии бывают прочесть одну-две молитвы. Так, например, одна из них в молитве Господней произносит такие слова: «Яков на небеси, Яков на земли». Их дети и внуки особенно женского пола, часто совсем не знают молитв или тоже читают их с большими искажениями. Девочка лет 12-ти на вопрос, какие знает она молитвы, отвечала, что не знает ни одной; на дальнейший вопрос, не слыхала ли по крайней мере про какую-нибудь молитву, отвечала, что слышала лишь про одну «бранную» (это Взбранной Воеводе). В заключение следует добавить, что в силу заговоров сильно верят как сами заговаривающая, так и те, которые обращаются к ним за помощью и, что замечательней всего, так этo уверение, что заговор действует сам собою без всякого сопровождающего его стороннего средства, заговариваюшие, по их уверению, кроме заговора ничего больше и не дают, ни питья, ни мази никакой.

Не менее печальные факты приходится наблюдать и в нравственной жизни народа. Вместе со многими другими пороками в последнее время в среду народа более и более проникает ужасный порок тунеядства. Крестьянин имеет достаточно своего собственного хлеба и, тем не менее, побирается. Причина этого явления кроется во взгляде на нищенство, как на выгодный заработок. Каждый такой нищий обыкновенно рассчитывает так: день зимой небольшой, спрос на рабочие руки того меньший, что тут заработаешь, а пойду я побираться, 30 копеек в день все заработаю. Зима проходить, наступает весна и нищий опять обращается в работника. Нищий постоянный, для которого нищенство своего рода профессия, часто притворяется слепым, косым, безруким, безногим, чтобы не было от людей стыдно. Крестьянин же в данном случае подчиняется действию стыда лишь настолько, чтобы не побираться по своей деревне, а идет за 15-20 верст. А такой, у которого есть лошадь, - едет в степь. До, какой степени это тунеядство бывает под час нагло, пример тому вот. Случился в доме одного из таких нищих пожар. Соседи стали таскать его имущество и оказалось у него в амбаре четвертей 15 хлеба, кадушка солонины, несколько окороков ветчины и наконец около двух сот рублей денег. Безутешительнее всего то, что зло это, как связанное с материальными интересами народа, оказывается почтя неизлечимым: где дело касается выгоды крестьянина - будь она и бесчестная - там не действуют на него никакие внушения и увещания. Чтобы отстать от подобных пороков, крестьянин должен еще долго долго расти умственно, свет грамоты со временем если не ему, то его детям, осветит, может быть, грязь и безобразие подобного зла. Невольно припоминается нам при этом следующий случай, свидетелем которого нам пришлось быть. Крестьянина имеет бакалейную лавочку, где продает между прочим сахарные струки. Прихожу к нему и вижу, что эти строки положены в огромную кадушку с водой. Для чего же, спрашиваю, ты их намочил, ведь сушить после этого придется, работа лишняя. Нет, сушить не стану, воду солью, на морозе они так и замерзнуть, а на каждый пуд после мочки все-таки у меня полпуда прибавится. Могу тогда и против людей подешевле отдавать.

С. Мишино Зарайского уезда15.

Между религиозными обычаями и суевериями в этом приходе встречаются и обычаи для многих других приходов, и некоторые с легкими отличиями от них. Так при тяжелых родах здесь, как и в других местах16, просят священника растворить царские врата с пением стихов: Помилуй нас Господи… и Милосердия двери отверзи нам.... На свадьбу званые съезжаются с хлебом-солью. Брачный поезд из церкви всегда сопровождается причтом и новобрачные вводятся им в родительский дом со святым крестом при пении Тебе Бога хвалим... и многолетии. Из брачных песен наиболее употребительна: Виноград в саду цветет, оканчивающаяся словами: …Дай же им, Бог, и совет и любовь, во совете и любови хорошо бы им пожить…
При поднесении каравая на свадебном пиру собираются с гостей деньги в пользу новобрачных: Сыр-каравай примите, - говорить дружко, - золотую гривну положите, по мощи по силе положите рублика четыре; наше дело в нове, всегда надо много - на донце, на веретенце, на кумачки, на торочки, на тесемочку, на всякую безделицу.
О соборовании больного обыкновенно оповещается деревня и собираются почти все пожилые женщины деревни. Выздоровевших после соборования не чуждаются, как бывает кое-где в других местах17. При поминовении умерших на могилу и в церковь приносится один мед. Приношение же блинов и пирогов заменено денежным подаянием от 2 до 3 копеек. Выбор пахаря для весенней запашки совершается несколько иначе, чем напр, в Курово. На пасхе после частных молебнов по домам, в деревне служится общий молебен, на который крестьяне от каждого двора выносят по пирогу. Чей пирог, по усмотрению священника, окажется лучшим, тот и избирается в пахаря.
По окончании молебна он кланяется на все четыре стороны и просить у мира благословения: «Простите меня, братцы, в чем я погрешил перед вами, помолитесь обо мне Господу Богу и благословите меня».
Мир отвечает: «Бог тебе благословить! Ты только вставай раньше, молись больше и начинай дело (пахоту) не с бранью, а с крестом и молитвою».
Тогда он делает три земных поклона пред святым крестом и благословляется священником, получая из его рук свой пирог. При начале весенней пахоты как пахарь, так и другие, крошат в семена заздравную благовещенскую просфору, и съедают заупокойную (благовещенскую же). Из народных суеверий в мишинском приходе можно отметить следующие. Как и во многих других местах18, новокрещенного младенца кладут на шубу с причитанием: «Как под крестом, так чтобы было и под венцом».

Некоторые носят новорожденного в курятник, чтобы ребенок впоследствии, когда подрастет, вставал одновременно с птицами. Некоторые не дают детям рыбы, чтобы не были немыми. Открытые глаза покойника предвещают нового покойника в дом. К некоторым лицам в приходе многие прихожане, особенно женщины, питают суеверный страх; при встрече с ним женщины иногда падают в обморок и даже на 2-3 дня ложатся в постель, как больные.

С. Мишино Касимовского уезда19

а) В селе Мишино есть поверье - при похоронах, именно в ту минуту, когда опускают покойника в могилу, один из его родственников непременно постарается перебросить через могилу в руки нищей старицы какую-либо монету. Это делается с той мыслей, чтобы душа покойника, ради поданной милостыни, могла свободно пройти то мытарство, на котором потребуется откуп за место, где ляжет тело покойника. А, когда уже совсем зароют покойника, тогда приехавшие на похороны на лошадях спешат перепрячь своих лошадей, вводя их в повозку (сани или телегу) с левой стороны. Это делается для того, чтобы отнять у смерти возможность похитить еще кого-либо из той же семьи.

б) При венчании брака сваха учит невесту на разосланный платок под ноги венчавшихся непременно постараться стать прежде жениха. Какая невеста успеет это сделать, замечают, та непременно будет иметь силу (влиять на мужа).

П

С. Погост Дощатый Зарайского уезда20.

С постепенным развитием грамотности и под влиянием сношений с более развитым городским и фабричным населением, в приходе Дощатого Погоста заметно ослабевают и выводятся из практики различные суеверия и суеверные обычаи. Например, прежде, бывало, каледовала молодежь, вдовые дьячихи, или помонарихи, последние расхаживали со сковородником, теперь этого нет. Прежде, бывало, пред венчанием в доме невесты справлялся обед и сваха красной шерстинкой связывала вместе левую ногу жениха и правую невесты, теперь этого нет. Прежде бывало на день Вознесения Христова девушки и парни после обедни ходили в поля и бросали в рожь печеные лестницы - пшеничные, ржаные, с пшенною кашей, с творогом - по которым будто Христос пойдет на небо, теперь и этого нет.
Прежде, бывало, в праздник Благовещения после обедни просфирня исходила на колокольню и оттуда бросала в народ просфоры (как правило, ржаные), народ подбирал их и весной, выезжая сеять овес, съедал их на ниве и крошки перемешивал с семенами. Теперь все это изменилось: в день Благовещения теперь каждый домохозяин или хозяйка, или же старший в доме после хозяина, покупает просфору, вынимает на проскомидии о здравии хозяина, или, если его нет, хозяйки. Потом при посеве овса поступает с профсорой так же, как и поступали прежде.

Из уцелевших поверий, кроме обычных и для других местностей, можно отметить следующие: при трудных родах, по народному мнению, помогает растворение царских врат. С человеком, над которым совершенно таинство елеосвящения, если он сверх ожидания выздоровеет, нужно избегать всякого сообщения в пище, питье и т.п.

Р

С. Рожново Зарайского уезда21

Примета, что на чьей избе сядет ворон, там быть покойнику; вера в дворного или домового, то холящего, то мучащего скотину на дворе; вера в огненного змея, будто бы с заходом солнца прилетающего на постель к избранной женщине в образе ее мужа и пропадающего с восходом солнца, вера в леших, любящих потешаться над пьяными; представление о священномученике Власие, кал покровителе скота и пророке Илие, как громовержце, разъезжающем по небу на огненной колеснице. До освобождения крестьян в приходе было развито кликушество: во время пения херувимской песни нередко поднимался в церкви такой вой, иханье, аханье, что службы не было слышно. Дьякон Фома Иларионов слыл в народе за человека способного отчитывать кликуш и к нему многие обращались. «С уничтожением крепостного права уничтожились и кликуши. Из обычаев более замечательны: свадебные, крещальные, и похоронные. Накануне свадьбы подруги невесты собираются к ней на девичник, убирают елку цветами и поют свадебные песни. Является жених со свахой и становится у стола. Девицы говорят им: «у нас 4 угла, давайте нам 4 рубля, середочку посеребрите, елочку накройте, тогда и невесту возьмите». Жених окупает елку, сваха накрывает ее платком, невесту отводят в чулан или клеть, куда идут и подруги невесты. В день свадьбы за невестой приезжает жених с поездом. Невесту сажают за стол, а по углам садятся брать и ее крестная мать, Брат стучит по столу скалкою и требует выкупа; поезжане кладут по углам стола медные деньги, а на средину серебрения. Крестная мать жениха берет его за руку, сама идет по лавке, ведя за собою жениха и занимает место крестной матери невесты; потом все поезжане садятся за стол, пьют и едят; жених и невеста с платками в руках сидят рядом, не пьют и не едят. Пo выходе из избы, на дворе дружка с образом в руках, обходить весь поезд, говоря: «благословите, православные, к суду Божью». Народ отвечает: «Бог вас благословить»; а полудружье плеткой слегка стегает невесту, приговаривая: «бросай девичьи привычке, привыкай к бабьему». Жениха и невесту сажают в разные повозки и съезжают со двора. Не много отъехав, дружка с женихом возвращается. Молодые женщины и девушки, придерживая дверь, поют песню «пень, пень дубовой, князь молодой, ты бы по миру пошел, ты бы зернушко нашел, ты бы пива наварил, нас игриц бы напоил». Жених дает денег и его впускают в избу. Жених приглашает тестя с тещей: «просим покорно, батюшка с матушкой, к молодому князю пива пить, хлеба покушать, песни послушать» и отъезжает к венцу. Иногда во время венчанья ударяют три раза в колокол, чтобы «завенчать» болезнь на женихе и невесте. После венчания молодых встречает в воротах кто - нибудь в вывороченной шубе, чтобы их не испортили. Отец и мать жениха встречают их на крыльце с хлебом - солью и образом, благословляя их последним и поздравляя. Сваха встречает всех приезжих в вывороченной шубе с хмельной гущей в чашке и брызгает на всех, окунув в гущу шапку. За столом дружка, с полотенцем через плечо, угощает всех водкой, разнося каравай, приговаривает: «сыр каравай принимай, золотую гривну вынимай, зятюшка батюшка, дарю я тебе даром, небольшим, малым, малый дар прими, большой не взыщи». Отец, обращаясь к молодому, говорит: «вот тебе жена от Бога создана, сей лен и конопи, спрашивай с жены рубашку и портки»; а молодой приказываете топить печь, варить щи и кашу. По крещении младенца кум и кума приносят младенца домой и кладут на разостланную шубу, приговаривая: «как видели тебя под крестом, чтобы видеть и под венцом». За обедом после всего бабка - повитушка подает в шапке горшок с кашей, и когда подчивают отца, то ему кашу перемешивают с солью, чтобы чувствовал, как сольно приходится матери при родах.
Над умершим, во время выноса его, женщины голосят. Над отцом семейства например, причитают так:
«Кормилец ты наш батюшка, на кого ты нас покинул?
Откуда мы тебя будем дожидаться, с какой сторонушки; по какой пути - дороженьки?
На кого ты нас оставил, горьких, несчастных?
Кому ж ты нас приказал кормить - поить?
Мы горькие, несчастные, кукушки безгнездные, кто нас примолвит, кто пожалеет?

Кормилец нас батюшка, возьми нас с собою!»

С

С. Столпово Зарайского уезда22.

Если человек, над которым совершено таинство елеосвящения, не умер на третьи сутки после этого, то, по народному поверью, будет жить долго.

Ш

С. Шеянки Касимовского уезда23

а) Крестьяне считают хлеб не иначе, как за дар Божий; за стол садятся не иначе, как умывши руки, и помолившись. Если во время обеда кусок хлеба от чего-либо упадет на пол из рук, или со стола, то увидавший это, поднимает его не иначе, как сделавши наперед на себе крестное знамение.
б) Мышонок, пробежавший по хлебу, считается такой скверной, что для очищения от нее хлеба, его окропляют святой водой, или даже зовут священника прочесть очистительную молитву.
в) После крещения новорожденного младенца бывает для родных обед. За этим обедом кум и кума занимают первые места. Сам хозяин, или отец новокрещенного, не участвует в обеде, но принимает на себя обязанность угощать гостей. Когда в конце обеда подадут на стол (необходимое блюдо) кашу, тогда бабка-повитуха отбирает у сидящих за столом ложки и, вытерев их, кладет их по краям чашки с вашею. Затем каждому, кто выпьет рюмку вина» поднесенную хозяином, подносит чашку с кашей, как бы, для закуски, и тот, взявши своей ложкой каши, кладет бабке монету в пять или три копейки, а отцу новокрещенного ребенка бабка подносит ложку каши густо смешав кашу с солью. И эту ложку каши, по настоянию всех, он непременно должен съесть. Это делается для того, чтобы отец ребенка понимал, как для жены его было солно (тяжело) родить ребенка. Собранные за кашу деньги поступают в пользу повивальной бабки. Есть обыкновение в кумовья приглашать первого встречного: к сему прибегают исключительно те отцы, у которых дети в младенчестве умирают.
г) Вольных, особенно престарелых, стараются непременно «особоровать», т е. приглашают священника совершить над болящим таинство елеосвящения: для сего передварительно извещают всех жителей деревни. Посланный, обходя по окнам, приговаривает: «Идите за масло к такому-то», и все собираются и, по совершении таинства, все с болящим прощаются. Умерший «без соборования» служит у всех передметом сожаления.
д) Когда несут умершего в церковь для погребения через какую-либо деревню, тогда из каждого дома выходят по одному, или по нескольку человек, со свечей или с монетой и, проводив покойника до конца деревни, прощаются с покойником, складывая свечи, или монеты, в гроб его, в знак своей молитвы об упокоении его.
е) Накануне нового года крестьяне среднего возраста ходят с кузовами по окнам и поют - где «коледу», а где - «таусень».
«Коледа молода», - поет певец, - «я гоню, гоню тетеревку к Селиванову двору. Селиванова жена пироги пекла, да не выпекла; я вскочил на порог, а мне в ноги - то пирог; я вскочила на поветь, поветь обломила, быка задавила; бык ревнул, как медведь, лихой и проч». «Подай тетка лепешку к заднему окошку» - приговаривает затем певец. Другие поют «таусень».
«Таусень - луковка, таусень - поступай-ка; таусень - хозяюшка, таусень - послушай-ка; таусень, мы те песеньку поем; таусень, свою честь те воздаем».
Хозяйка дома, в ответ на эти припевы, выносит лепешки, или свиные ножки, блины, яйца и т.п. Обошедши всю деревню, эта певуны собираются все в один чей-либо дом и там сначала поют песни, а потом поедают собранное. При этом бывает и порядочная выпивка.

ж) На свадебных пирах бывают также свои особенности. Пo совершении брака, приводят новобрачных в дом жениха, сажают их за стол, передлагая им просфору, а затем подают им младенца мужского пола. Поласкав его и одарив каким-либо гостинцем, новобрачные передают его матери его. При этом гости заявляют свое желание иметь и им подобных малюток и утешаться ими в жизни. На другой день после брака приглашают молодых принести ушатик воды из колодца. Новобрачные обязаны исполнить это без отговорок. Но на дороге, когда они, налив в ушат воды, понесу его в свою хату, дружки, запасшись заранее разного рода тряпками и корцами, окунают их в ушат и обливают ими молодых. Кроме того, молодой дают в руки веник и передлагают ей подмести пол в избе. Но когда она начнет подметать, ей нарочно под ноги мечут всякого рода сор, черепки, щепки, уголья и т.п. и это продолжают до тех пор, пока хозяин дома не соберется поподчивать дружков водкою. Угостившись от хозяина водкой с завтраком, дружки берут с собой молодых и с песнями и пляской отправляются по домам родных молодых.

Javascript is required to view this map.

_______________________________
1Р.е.в. 1890. №1. сс. 38-40.
2Р.е.в. 1889. №21. с. 987—989.
3Р.е.в. 1890. №№7-8. сс. 304-310.
4Р.е.в. 1890. №3. сс. 145-147.
5Р.е.в., 1888, прибавления к №5. сс. 133-137.
6Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 55.
7Р.е.в., 1888, прибавления к №7. сс. 206-209.
8Р.е.в., 1888, прибавления к №4. сс. 108-111.
9Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 54-55.
10Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 50.
11Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 55.
12Р.е.в. 1889. №17. сс. 774-775.
13Р.е.в., 1888, прибавления к №3. сс. 76-80.
14Р.е.в., 1889, №9. сс. 362-365.
15Р.е.в. 1889. №23. сс. 1103-1106.
16Как, например, в Дощатом Погосте
17см. Дощатый Погост
18см. сс. Ильинское и Рожново
19Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 53.
20Р.е.в. 1889. №19. сс. 876-880.
21Р.е.в. 1889. №6. сс. 238-243.
22Р.е.в. 1889. №16. сс. 722-723.

23Р.е.в., 1888, прибавления к №2. сс. 51-53.

5
Рейтинг: 5 (3 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Хайрат.
Отличная статья!

Почему оценки не работают?

Изображение пользователя admin.

С оценками будем разбираться...

И от меня +5 добавьте!

О проекте