|
История населённых мест
Город-страж, освященный на добрые дела.
сб., 09/12/2017 - 09:59
В.А.Коростелев
Гипотеза происхождения названия города Скопин от греческого слова «скопео», появившегося в русских письменных источниках много веков назад, как «скопос» - наблюдатель, страж, заинтересовала не только историков, но и филологов. Предположение получило дальнейшее обоснование. На месте возникшего городка и в ближайших окрестностях действительно выставлялись дозоры – стражи, наблюдатели. Кроме того, исторические документы указывают , что с большой вероятностью, греческий корень в название города мог придти посредством священнослужителей, при закладке и освящении городка Скопин.
Торговые площади города Скопин.
чт., 27/04/2017 - 21:25
В.А.Коростелев
С незапамятных времен каждая площадь города имела свое предназначение. Особняком стояла Казанская, где по крайней мере, с конца 18-го века оживленной торговли не было. Причиной тому ее небольшой размер и размещение здесь уездного по воинской повинности присутствия, требовавшее при известных обстоятельствах наличия места для размещения новобранцев. С начала 20-го века присутствие находилось поблизости от площади в доме купца Шебакина на Ряжской (н.Советская).Существовала раньше недалеко от церкви Обретения Господня в месте слияния нынешних улиц Рязанской и Афиногенова другая площадь с торговыми рядами и кабаком, но в 19-м веке торговля здесь исчезла. Всего торговых площадей в городе было четыре, которые назывались: Красная (Соборная) с примыкавшей к ней Пятницкой, Старо-Базарная (Никольская) или еще ее называли Хлебной, Успенская и Вознесенская (Щепная).
Скопинские извозчики
вс., 09/04/2017 - 10:25
Коростелев В.А.
Всякому приезжему в начале 90-х позапрошлого века, местные извозчики советовали остановиться в гостинице Брежнева, где имелся повар, затем еще на постоялом дворе Тарабукина, в котором хотя и не было кухни, но удобством он отличался. В них можно было не беспокоиться, коридорный к нужному времени всегда вызовет экипаж. Кем были эти извозчики? Частники, довольно состоятельные, мещане и крестьяне, так как хорошую лошадь, зимний и летний экипаж купить было не дешево. Наемные у хозяина, те бедняки. Желающий заняться извозным промыслом должен был засвидетельствовать в полиции свою благонадежность, так как не допускались судившиеся за воровство, буйство и нетрезвое поведение. В случае, если с этим вопросом было все нормально, то пожелавший платил положенный сбор и в начале весны или поздней осенью городская управа, совместно с чиновником полиции, проверив исправность экипажей, лошадей и внешний вид всех извозчиков, выдавала билет на этот промысел. Вместо нынешних номеров на машинах к козлам прибивался жестяной ярлык на видном месте. Второй носился на шнурке и передавался пассажиру по его требованию.
Скопин город - страж земли Рязанской.
вс., 09/04/2017 - 10:19
Коростелев В.А.
Не раз спорили ученые и просто местные жители, когда возник город и почему его назвали Скопин. Версий насчитывается до десятка, начиная от владения здесь землями князем М.В.Скопиным-Шуйским до проживания в местных краях секты скопцов, которая, как известно, действительно существовала в окрестных селах, до середины прошлого века.
Послесловие к краху Скопинского городского банка.
вт., 28/03/2017 - 22:46
Коростелев В.А.
Слушания по делу о злоупотреблениях банка происходили в Москве с 24 ноября по 10 декабря 1884 года. Рыкова И.Г., бывшего директора банка, 51 год, лишив звания коммерции советника, имеющихся у него орденов и всех прав состояния, сослали на поселение в село Нахвальское, Красноярского округа без права свободного избрания места жительства по истечении 15 лет со дня приговора. Этим все не закончилось. Конкурсное управление банка просило наложить запрещение на недвижимое имущество города Скопина, но в этом всеми судебными инстанциями было отказано.
Скопинский городской голова
вт., 28/03/2017 - 22:43
Коростелев В.А.
История Скопина в 19-м веке это череда пожаров, возвышение и крах Скопинского городского общественного банка. Первые бушевали здесь в 1810, 1841, 1846, 1859 и 1865 годы, завершившиеся в 1866 году пепелищем старой городской больницы и сгоревшим в июне 1870 года домом местного брандмейстера – Алексея Кирилова. Итогом такого рода событиям стал пожар 27 мая 1882г. во время, которого сгорели дела канцелярии Скопинского уездного предводителя дворянства и Скопинской дворянской опеки. В этом же году рухнул банк.
Село Вослебово
вс., 11/09/2016 - 10:44
ВОСЛЕБОВО
село
(сельское поселение Вослебовское)
Коростелев В.А.
Российский М.А.
Скопинские краеведы, основываясь на местной традиции, до недавнего времени считали село Вослебово (Вослеба, Вослиб) одним из наиболее старых поселений региона, основанным ок. 1380 г. В.А.Соболев, В.Н.Егоров и А.Ф.Крылов писали: «По преданию возникло оно после Куликовской битвы, когда русское войско возвращалось после сечи с татарами, оставляя на пути к Москве десятки подобных поселков. В них оседали раненые воины, которые не могли двигаться дальше, те, кто за ними ухаживал. И кому данная местность по тем или иным причинам просто приглянулась. Есть две версии появления названия села. По первой – это дань памяти славному русскому богатырю Ослябе, героически погибшему во время Куликовской битвы. Направляясь туда, он отдыхал здесь с другим легендарным богатырем Пересветом. После победы, когда тут возникло поселение, его назвали в честь Осляби. Со временем слово трансформировалось в Вослебово. По второй версии название дала речка Вослебка» . Более раннюю версию этой же легенды приводит в своей книге о церквях Рязанской губернии И.В.Добролюбов: «Село Вослеба находится при верховьях р. Вослебы, впадающей в Верду, название свое получила, по народному преданию, от Осляби, который вместе с Пересветом имел роздых на том самом месте, где ныне стоит село; с этого места Ослябя будто отправился к Куликову полю прямою дорогою, а Пересвет направился к тому месту, где стоит ныне Дмитриев монастырь» .
Деревня Велемья
вс., 11/09/2016 - 10:37
ВЕЛЕМЬЯ
деревня
(сельское поселение Корневское)
Коростелев В.А.
Российский М.А
В конце XIX в. известный географ и этнограф П.П.Семенов-Тян-Шанский предположил, что деревня Велемья является частью группы поселений, основанных в XIII в. беглецами из сел, сожженных и уничтоженных в ходе татарского нашествия в верховьях Дона и в Задонье, и следовательно, является одним из древнейших поселений в округе. Однако по документам история этого населенного пункта, в разное время фигурировавшего под названиями «починок Углов» или «Угловский», «Подвелемская Слобода», «Подвелемье», «Велья» и, наконец, «Велемья», восходит лишь к середине XVI в. В то время на окрестных землях располагались поместья детей боярских (низшего разряда дворян), сюзереном которых был епископ Рязанский.
Григорий Сатырин - крестьянин Троицкой слободы
вс., 26/06/2016 - 17:46
Статья в формате PDF.
Ложкина О.В.
Имя Григория Сатырина, крестьянина рязанской Троицкой слободы, стало известно в связи с изучением ограды Лазаревского кладбища.[1] Весной 2014 г. при осмотре кирпичной кладки строения были обнаружены кирпичи с клеймами «Г.С.». (Рис.1) Впоследствии клейма «Г.С.» были зафиксированы в кирпичной кладке многих дореволюционных построек Рязани.[2]
§21 закона «О мерах для прочной и правильной выделки кирпича» 1847 г. обязывал клеймить кирпичи с целью различения продукции разных заводов. Клеймо содержало, как правило, инициалы владельцев предприятий.
Лазаревское кладбище. Записки краеведа.
пн., 21/12/2015 - 12:10
С.В.Пасынков
Лазаревское кладбище Рязани – одно из немногих сохранившихся старых кладбищ Рязани. Впервые оно упоминается поархивным документам в 1795 году. В селе Канищево помещица Наталья Михайловна Хрущева взялась строить новый храм . А прежний решила передать городу. В это время на окраине Рязани отвели новое место для погребений. Там деревянную помещичью церковь заново и собрали.Со временем церковь обветшала, но благодаря стараниям титулярного советника М.В.Ракшинского был построен каменный храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и преподобного Афанасия Афонского. Главный престол посвящался праведному Лазарю.
Площадь Победы: записки краеведа.
ср., 12/08/2015 - 19:45
С.В.Пасынков
Многим рязанцам известно, что на пл. Победы, на месте Дворца культуры (МКЦ) когда -то стоял храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского. Построить храм пожелали крестьяне Троицкой слободы. Это было связано с важным историческим событием – покушением на царя –освободителя Александра II. Террорист А.Соловьев 2 марта 1879г., с близкого расстояния стрелял семь раз в Государя, но ни разу не попал.
История населенных пунктов Скопинского района.
вт., 22/04/2014 - 18:58
Что такое история, в чем ее задача ? На этот вопрос каждый из нас даст ответ по разному. Одни – будут характеризовать задачу истории как выявление исторических фактов, на которых как на отрицательных так и на положительных, необходимо воспитывать будущие поколения. Наиболее продвинутые скажут, что это наука, изучающая последовательность событий в жизни страны, но и развитие различных слоев общества, чтобы сделать правильные причинно-следственные связи. Другой скажет, что это наука занимающаяся изучением развития общества, (человека, его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей) и организаций в прошлом. В зависимости от уровня образования, мировоззрения каждый из нас смотрит на историю своей малой родины также по разному, но в одном наверно, все будем едины – она должна быть максимально полной, упаси бог писаться под существующую власть и конечно воспитывать патриотизм даже на присутствие в ней негативных поворотов.
Василий Федорович (м.) Любавский в деревне Клетки Пронского уезда.
пн., 31/03/2014 - 23:28
1 поколение
1/ Федор (м.) Михайлович Любавский. В 1628г. ему дана половина д. Клетки 70 четей и 8 дворов за Московское осадное сидение.
2 поколение
2/ Василий Федорович (м.) Любавский (1).Владение: 1662 -1674 гг.
3 поколение 3/ Петр Васильевич Любавский (2). Владение: 1661 - 1695 гг.
|
|