|
История рязанского декоративно–прикладного и народного искусства
Обзор темы
ср., 30/01/2008 - 14:57
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Древняя рязанская земля гордится своей славной тысячелетней историей. Героизм ее защитников воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем», а деяния рязанских князей увековечены в преданиях, сказаниях и повестях. Но не только воинская слава и мудрость правителей прославили рязанский край. Издавна славился он, творением рук своих многочисленных умельцев – гончаров, ювелиров, резчиков по камню и дереву.
Ну и что вы тут плетёте?
ср., 29/07/2009 - 14:12
Узорчатыми полотенцами и салфетками, платками и скатертями убран от пола до потолка один из залов Cерпуховского музейно-выставочного центра. Зал просто не узнать – к нам привезли настоящие михайловские кружева.
Эх, лапти да лапти мои, лапти липовые...
вс., 21/06/2009 - 17:01
Вдали от шумной цивилизации, на необъятных просторах шиловских лесов затерялась деревушка Ореховка. Названием своим она обязана растущей здесь ореховой роще. Правда, сама деревня находится на грани вымирания...
В деревне Ореховка живёт удивительный человек — Василий Николаевич Исаев. Он владеет редким по нынешним временам ремеслом — умеет лапти плести. Причём овладел он им раньше, чем изучил алфавит. За год до школы показал ему родственник, Исаев Михаил Авдеевич, как надо плести эту, на первый взгляд незатейливую обувку. Это занятие передавалось в их роду по наследству. Издавна на Руси плели лапти всей семьёй, работы хватало и старому и малому.
- Читать далее
- 7988 просмотров
- Код для Вашего блога
- Сообщить друзьям
- Публикация расположена в следующих рубриках:
- Декоративно–прикладное искусство » История рязанского декоративно–прикладного и народного искусства
- Промыслы и ремёсла » Публикации » Обработка дерева (столярно-мебельный, бондарный и щепной, токарно-резной, ложкарный, экипажный, рогожо-кулеткацкий, лапотный, берестяной, корзиночный, судостроительный, производство машин и оборудования и др.)
Бармы
пн., 23/06/2008 - 15:57
Бармы — под Бармами обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Лучшим образцом их являются те, которые были найдены президентом Императорской академии художеств Олениным в 1822 г., близ села Старая Рязань. Состоят они из 11 запон, сделанных из чистого золота (запоны обыкновенно нашивались на глазет) и украшенных по краям драгоценными камнями и мелким жемчугом, нанизанным на золотой проволоке. Все остальное пространство запон занято изображениями: на первой лицевой запоне изображено мусиею с золотой прорезкой распятие Спасителя с предстоящими у креста Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По обе стороны — надпись по-греч. ίδού ό νιός σοΰ — се сын твой, ίδού ή μτήρ σοΰ — се мать твоя. Над крестом изображены херувимы. На второй лицевой запоне изображена финифтяной мусиею Божия Матерь, с греческой надписью: μρ θυ. На других 4-х запонах изображены: Св. Ирина, великомученица Варвара и лики святых в царской одежде и с крестом в руках, по предположению Оленина — Бориса и Глеба.
Материалы в декоративно-прикладном искусстве
вс., 22/06/2008 - 22:07
Содержание:
- Уральский камнерез
- Хохломские изделия
- Палех, Мстера и Холуй
- Архангельское ткачество
- Вышивка
- Домовая (корабельная) резьба
- Приёмы художественной обработки металлов
- Красносельский ювелирный промысел
- Русские художественные лаки
- Чукотский костерезный промысел
- Гжельская керамика
- Художественная обработка камня
- Литература
Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.
Комбинат "Уральский камнерез" - предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на основе возрождения традиций уральских мастеров, исторически связанных с добычей и обработкой камня. Современное производство сложилось после целого ряда преобразований, которые происходили с кустарными артелями на протяжении предыдущих десятилетий. Пройдя через этапы поисков своего ассортимента, мастера комбината нашли свой путь в анималистической скульптуре. Утилитарно-декоративные изделия, бывшие в прошлом основой производства, и сейчас не уходят из поля зрения мастеров, но малая пластика стала их подлинным призванием.
Сермяжная правда
пн., 28/04/2008 - 20:22
Публикуемые ниже воспоминания написаны майором в отставке Сергеем Тихоновичем Редичевым, чье детство и отрочество пришлись на тридцатые - сороковые годы. Постоянные читатели журнала, возможно, заметили его первую публикацию - "Истории с лаптями. Из воспоминаний старого плетухана" в № 6 "Науки и жизни" за этот год, где очень точно передан жизненный уклад крестьянской семьи, рассказывается о тяготах и лишениях, которые пришлось испытать людям, пережившим войну. "Сермяжная правда" - тоже зарисовки с натуры. Автор повествует о том, что знает, видел, пережил, что впитал в себя, будучи любознательным, во все вникающим мальчишкой. Мы надеемся, что этот небольшой очерк об эпохе, для кого близкой, а для кого и далекой, будет интересен людям любого возраста.
Особенности русского народного костюма
сб., 12/04/2008 - 21:47
Этапы создания одежды. Прялка
Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.
Еще в конце XIX — начале XX в. в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, то есть вещи, изготовленной за один день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхода солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько можно взять за один раз. Они пряли, сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки, держа его над головой, обходили все село, а жители селения разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Сначала люди проходили под холстом, пронося грудных детей и больных. Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в прошлом болезни и несчастья. Затем холст, исчерпавший свои магические функции, предавали огню.
Истории с лаптями
вт., 11/03/2008 - 14:36
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО ПЛЕТУХАНА
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. НАУКА
Все, о чем пойдет речь в этой истории, происходило примерно в 1934 году, когда мне было шесть лет от роду. Вечером в избе, ближе к переднему углу, где стояли иконы и образа и светила висячая семилинейная керосиновая лампа* (здесь и далее см. "Словарик к статье" ), собрались взрослые. На лавке справа от стола сидел отец и цыновал лычки для лаптей. На следующей лавке мать месила в деже* тесто для хлеба. В сторонке, почти впотьмах, сидела бабушка, или, как у нас ее называли, "мать старая", и вслепую вязала* шерстяной чулок. В семье еще были две девочки, Настя и Маша, которые уже спали на печке. Все были заняты делом, и только я оставался свободным. Правда, иногда отец просил меня подать ему очередную каталку лыка и подержать ее в растянутом положении, чтобы ему удобнее было разрезать каталку на ленты и уж потом цыновать.
|
|