|
История археологических изысканий
Лазаревское кладбище. Записки краеведа.
пн., 21/12/2015 - 12:10
С.В.Пасынков
Лазаревское кладбище Рязани – одно из немногих сохранившихся старых кладбищ Рязани. Впервые оно упоминается поархивным документам в 1795 году. В селе Канищево помещица Наталья Михайловна Хрущева взялась строить новый храм . А прежний решила передать городу. В это время на окраине Рязани отвели новое место для погребений. Там деревянную помещичью церковь заново и собрали.Со временем церковь обветшала, но благодаря стараниям титулярного советника М.В.Ракшинского был построен каменный храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и преподобного Афанасия Афонского. Главный престол посвящался праведному Лазарю.
Дракон и затмение в древних обрядах, орнаментах и украшениях
чт., 03/09/2015 - 17:18
С.В. Пасынков
Многие народы разных континентов, на протяжении тысячелетий , имели мифы и легенды о змее (драконе). Как правило он являлся вредоносным существом, нарушающим размеренную жизнь людей. Главная опасность дракона заключалась в его возможности проглатывать Солнце и Луну. Чтобы задобрить чудовище, совершались человеческие жертвоприношения. В других случаях на борьбу с драконом выходили герои-змееборцы. И лишь с приходом христианства кровавые жертвоприношения резко прекратились. В таинстве Евхаристии стала совершаться бескровная жертва. «Древний змий» был убит св. Георгием воином. В духовном плане – это символизировало победу христианства над язычеством.
Кресты с Толпинского городища и его округи
вс., 03/05/2015 - 19:04
Толпинское городище - известный археологический памятник XI-XVII веков. Он находится на берегу р. Проня, северо-восточнее села Незнаново Кораблинского района Рязанской области. По документам XIX века это место значится, как с. Толпино с Пятницкой церкковью (разрушена в 1935 г.). С северной стороны горощища сохранились валы и рвы - остатки оборонительных сооружений. Первое письменное упоминание о Толпино относится к 1303 г.
См. статью полностью
Крест-реликварий с изображением Сергия Радонежского из Кремля Переяславля Рязанского
ср., 07/01/2015 - 23:34
В.И. Завьялов
Выдающийся религиозный и политический деятель России преподобный Сергий Радонежский относится к числу наиболее почитаемых святителей. Интересно отметить, что почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. По мнению Е.Е. Голубинского, Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» (1894. С. 85).
Толпинское городище и его округа
пн., 22/09/2014 - 13:42
Челяпов В.П.
От редакции: Толпинское городище на протяжении многих десятилетий является одним из важных археологических объектов Рязанского края. Обнаруженные там артефакты позволяют специалистам суверенностью говорить о высоком уровне культуры населения края, культуры православной уже в XII-XIV веках. В «Рязанском богословском вестнике» были опубликованы два материала о Толпинском городище (РБВ№6Пасынков СВ. «Граффити-кресты на белом камне от церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской.» и РБВ Монахиня Мелетия (Патова), Пасынков СВ. «Толпинский храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы»). В этом номере мы представляем читателю статью известного рязанского археолога Виктора Павловича Челяпова. Это последняя статья (или одна из последних), подготовленная им при жизни. К сожалению, опубликовать он ее не успел... Светлая ему память.
Борисоглебский энколпион с Толпинского городища.
пт., 28/03/2014 - 14:02
Пасынков С.В.
В 2010 году автор ознакомился с медным крестом найденным на одном из селищ Толпинского городища – памятнике археологии XI-XVIIвв.[1] В научной литературе он именуется, как оборотная створка борисоглебского энколпиона. Энколпион – двустворчатый крест, предназначенный для хранения мощей или других святынь. Кресты с XIVв. принято называть мощевиками.
Перстень доброго человека
вт., 21/08/2012 - 13:58
Древняя столица Рязанского княжества, Рязань, разрушенная и сожженная во время татаро-монгольского нашествия в декабре 1237 года, была одним из самых богатейших культурных центров домонгольской Руси. Городище Старая Рязань хранило и до сего дня хранит в себе немало тайн. По количеству кладов Старая Рязань занимает первое место в современной России. Особый интерес к Старой Рязани проявился в научных кругах в первой четверти XIX века, когда здесь были обнаружены великокняжеские ювелирные украшения.
Экспериментальная плавка железной луговой руды (лимонита) из окрестностей Толпинского городища
сб., 05/05/2012 - 12:33
Памяти В.П.Челяпова.
9-10 сентября 2011 года в с.Истье Старожиловского района проходил Международный фестиваль «Секреты средневековых кузнецов». Его главным инициатором и вдохновителем был М.А.Раткин – представитель Рязанского регионального отделения Союза кузнецов России. Насыщенная и разнообразная программа фестиваля предусматривала получение металла из руды.
Восточные монеты XIV-XV вв. в Рязанской земле*
пт., 18/06/2010 - 13:31
А.В. Пачкалов
В теме взаимоотношений Руси и народов Востока нумизматика - важнейший источник. Вопрос о роли монет Золотой Орды XIV-ХV вв. в денежном обращении русских княжеств - сложен и имеет значительную историографию. Одни нумизматы склонны недооценивать роль восточных монет ХIV-ХV вв. в монетном обращении, русских земель, а другие - наоборот - переоценивать ее.
Историческая география западной части Рязанского княжества XII-начала XVI в.
вт., 15/06/2010 - 18:35
Шебанин Г.А.
Основной целью данной работы является попытка локализации изменяющейся западной границы Рязанского княжества в процессе исторического развития Северо-восточной и Юго-восточной Руси в ХII-ХVI вв. Как показывает опыт исследований, для достижения поставленной цели недостаточно локализовать крайние западные города и места, упоминаемые в письменных источниках как «рязанские». Возникает ряд вопросов, связанных с ролью Рязанского княжества в системе взаимоотношений как внутри русских княжеств в XII - начале XVI в., так и с Золотой Ордой в ХIII-ХV вв., с генеалогией рязанских князей, с внутренней и внешней политикой Рязани и ее удельных княжений. Решения некоторых частностей этих вопросов является дополнительными задачами работы.
Учёба и военная служба В.А. Городцева. Рязанская археология к середине 1880-х гг.
пн., 19/04/2010 - 17:10
Рязанское Духовное Училище, где В.А. Городцев провёл свои отроческие, 1870-1875 годы, занимало в самом центре города, неподалёку от Кремля, красивое двухэтажное каменное здание «кирпичного стиля» по улице Соборной (позднее -улица Революции). Ныне здесь в довольно скромном корпусе располагается средняя общеобразовательная школа № 2. Следует, пожалуй, отметить, что школа эта не только украшена несколькими мемориальными досками в честь прославившихся впоследствии выпускников губернского Духовного Училища, но и пользуется на протяжении очень многих лет устойчиво высокой репутацией лучшей средней школы в Рязани.
Рождение и детство В.А. Городцева. Рязанская археология к началу 1870-х гг.
ср., 14/04/2010 - 16:31
Василий Алексеевич Городцев родился в пятницу 11 марта 1860 г. в селе Дубровичи, Рязанского уезда и губернии, в семье священнослужителя Никольской церкви Алексея Кузьмича Городцева... Очевидно, что комментарий к одной только этой фразе может и должен быть со временем развёрнут в солидную монографию. Здесь, однако, я ограничусь лишь краткими, необходимыми для общего понимания ситуации дополнениями.
|
|