|
1240—наше время
Нательный образок 14 века из собрания Кораблинского краеведческого музея.
пт., 18/04/2014 - 23:16
С.В. Пасынков
В фондах Кораблинского краеведческого музея хранится небольшая нательная металлическая иконка, инв. КП 809.[1] Она была найдена жителем села Семион в урочище «Крутая Межа», расположенного не вдалеке (северо-восточнее) от Толпинского городища. Городище (XI-XVIIвв.) расположено на берегу реки Прони между селами Незнаново и Семион.[2] ВXIXвеке на этом месте находилось село Толпино Ряжского уезда. Письменные источники указывают на Пятницкую церковь «древней постройки», расположенную в центре села, а археологические находки говорят о существовании на этом месте, в домонгольский период, города. До настоящего времени сохранились валы и рвы – остатки его оборонительных сооружений.[3]
Железные связи от церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской
ср., 09/05/2012 - 14:02
Во время разборки кирпичных стен скотного двора в с. Семион Кораблинского района (бывший Ряжский уезд) были найдены длинные железные полосы. Первоначально на них не обратили должного внимания. Однако, когда нашли полосу с петлеобразным завершением на конце, было высказано предположение, что они от Пятницкой Церкви, что стояла на Толпино.
Учёба и военная служба В.А. Городцева. Рязанская археология к середине 1880-х гг.
пн., 19/04/2010 - 17:10
Рязанское Духовное Училище, где В.А. Городцев провёл свои отроческие, 1870-1875 годы, занимало в самом центре города, неподалёку от Кремля, красивое двухэтажное каменное здание «кирпичного стиля» по улице Соборной (позднее -улица Революции). Ныне здесь в довольно скромном корпусе располагается средняя общеобразовательная школа № 2. Следует, пожалуй, отметить, что школа эта не только украшена несколькими мемориальными досками в честь прославившихся впоследствии выпускников губернского Духовного Училища, но и пользуется на протяжении очень многих лет устойчиво высокой репутацией лучшей средней школы в Рязани.
Рождение и детство В.А. Городцева. Рязанская археология к началу 1870-х гг.
ср., 14/04/2010 - 16:31
Василий Алексеевич Городцев родился в пятницу 11 марта 1860 г. в селе Дубровичи, Рязанского уезда и губернии, в семье священнослужителя Никольской церкви Алексея Кузьмича Городцева... Очевидно, что комментарий к одной только этой фразе может и должен быть со временем развёрнут в солидную монографию. Здесь, однако, я ограничусь лишь краткими, необходимыми для общего понимания ситуации дополнениями.
Новгородская Русь по берестяным грамотам
вт., 24/03/2009 - 17:52
Мы публикуем полную стенограмму лекции одного из наиболее известных российских лингвистов, крупнейшего специалиста по древненовгородскому диалекту и изучению текстов берестяных грамот, действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка, прочитанной 23 ноября в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».
Древние русские крепости
вт., 01/07/2008 - 18:28
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху средневековья строительство оборонительных сооружений составляло видную отрасль архитектуры. Да иначе и не могло быть! Ведь от этого зависело существование значительной части населения. Столкновения между войсками отдельных феодалов были в ту пору повседневным, обычным явлением. Опасность грозила населению сел и городов не только во время вторжения иноземных войск, но и когда никакой «официальной» войны не было, при этом не только в пограничных районах, но и в центральных частях страны. Военные действия тогда редко имели широкие масштабы; в них, как правило, участвовали очень небольшие армии, но зато эти военные действия происходили почти непрерывно, и жизнь мирного населения постоянно была под угрозой.
Потому-то крепостные сооружения и приобретали в эпоху средневековья такое большое значение. Само социальное положение феодала как представителя господствующего класса определялось тем, что он владел не только землей, но и укрепленным замком, позволявшим ему подчинить окрестное население и не бояться столкновений с войсками соседних феодалов. Замок — одновременно жилище феодала и крепость — одно из характернейших явлений феодальной эпохи. Но укрепления строили не только отдельные феодалы. Мощные крепости сооружала центральная власть раннефеодального государства; они защищали также и все средневековые города.
Охранные раскопки Дураковского III (Алешня 6) поселения
вт., 01/07/2008 - 17:17
Экспедиция Специализированной научно-производственной группы по учету, охране и использованию памятников истории и культуры Рязанской обл. вела раскопки на территории Дураковского III поселения, входящего в комплекс средневековых археологических памятников Дураково (Рыбновский р-н Рязанской обл.). Работы проводились по гранту РГНФ и носили охранный характер в связи с быстрым размывом береговой кромки.
Экс-города России
сб., 19/04/2008 - 19:47
Интерес к исчезнувшим и бывшим городам у меня пробудился давно, когда я, будучи аспирантом МГУ, работал над диссертацией «Города Московской области». Изучая формирование сети городов Подмосковья, я обнаружил большое число экс-городов. Тогда это было чисто книжное знание. Много ездил по Подмосковью, побывал почти во всех действующих городах, но ни одного места, где некогда существовал город, затем исчезнувший или преобразованный в село, не посетил. Тем не менее в географическом словаре «Всё Подмосковье», вышедшем в 1967 г., написал краткие статьи обо всех известных мне экс-городах. Их оказалось три десятка.
«И стали станом на Онузе...»
пт., 14/03/2008 - 20:22
Как показывают всё новые и новые открытия историков, в исторической науке невозможно поставить точку. Она предполагает скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а возможно, и полностью опровергнутся.
Так и данная публикация о возможном местонахождении упоминаемой в летописях Онузы не только уточняет спорный до сих пор вопрос, но и оставляет его открытым…
«Той же зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части по всем... Князья же рязанские ... ответили послам Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше будет”».
|
|