«Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». Весною всегда ждешь нового. Невольно тянешься к радостным новостям… например, культурным. Нынешний апрель порадовал двумя премьерами моих любимых режиссеров.
9 апреля в Малом зале Рязанского Театра на Соборной состоялась премьера моноспектакля Е. Гришковца «Как я съел собаку» в постановке Студенческого театра Рязанской Государственной Радио-Технической Академии. Кстати, появление в РГРТА собственного студенческого театра, возглавляет который актер и режиссер Евгений Калакин, - тоже «премьера» текущего года. Некогда в РРТИ был Студенческий Театр Миниатюр, но с тех пор минуло едва ли не четверть века. И вот с 1 сентября 2009-2010 учебного года студенческий театр снова заработал. Первая репетиция прошла 9 сентября. С октября по март театр репетировал свою первую серьезную постановку - «Как я съел собаку». Первое представление прошло 18 марта в актовом зале корпуса № 1 РГРТА. Но на нем присутствовала в основном публика из академии, а премьера городского масштаба была в Театре на Соборной.
Выбор моноспектакля обусловлен отчасти и тем, что труппа студенческого театра пока не слишком многочисленна. Зато исполнитель главной роли Максим Семин, студент 1 курса инженерно-экономического факультета, - прирожденный артист!
Моноспектакль ведь чем рискован? Больше часа актеру надо удерживать зрителя в азарте «Что будет дальше?!», не позволять ему расслабляться и скучать – при том, что эта повесть-пьеса Гришковца широко известна, а кто-то, быть может, видел ее даже в исполнении автора. Это блестяще удалось Максиму с помощью интересной эксцентричной режиссуры Евгения Калакина. У Калакина «играли» в пьесе заурядные бытовые предметы – оцинкованное ведро, пластиковый стаканчик, тряпка, швабра, резиновая пищалка, плащ и берет (закутанный в них, как шпион, Максим Семин вышел на сцену, и в них же облачился, показывая, что сеанс «выворачивания души наизнанку» завершен). Помогали также эклектичный музыкальный фон – детская «Улыбка», «Давай за них, давай за нас» группы «Любэ», марш «Прощание славянки» - и тонкая игра со светом. О процессе создания снят любительский фильм «Как мы делали спектакль», и режиссер хочет сделать на его основе настоящий документальный фильм. Для истории.
Я поинтересовалась у Евгения Калакина, как он называет свои режиссерские приемы. Выяснилось, что он придумывает режиссерские ходы, а не термины к ним. «Как я съел собаку» была сплошным торжеством импровизации. Свою лепту в постановку внес и Максим Семин (хотя для него это оказался второй в жизни спектакль, а первый был отыгран в школьном театре). Он признался: «Я не знал пьесы Гришковца до прихода в театр, когда прочел, она меня потрясла. Очень сильная пьеса! Но я недоволен своей игрой! Мне кажется, что я «недодал» энергии, которая вложена в первоисточник…». Я поспешила утешить юношу. Сомнения «Все ли я сделал на сцене, что мог?» - выдают в нем настоящий актерский характер, но из зрительного зала Максим представал сгустком энергии. Казалось, он светится впотьмах сам, а не благодаря направленному лучу…Хочу поблагодарить руководство РГРТА за то, что в нашем городе появился новый, яркий и непохожий ни на кого театральный коллектив! Очень хочется, чтобы Евгений Калакин поставил с ребятами «из радика» и другие пьесы.
На следующий день, 10 апреля, в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества состоялась премьера нового спектакля Скопинского молодежного театра «Предел»: «Как много желтых снимков на Руси». Спектакль создавался специально к традиционному фестивалю «Губернские подмостки», на которые каждую весну съезжаются любительские театры области. В этом году «Губернские подмостки» освещают ключевую тему – великой войны и Великой Победы. Режиссер Владимир Дель поставил художественно-документальный спектакль о жизни и подвиге Федора Полетаева, который родом из села Катино Скопинского района. В спектакле органично сочетаются «послужной список» Федора Полетаева, Героя двух народов, погибшего 2 февраля 1945 года в бою за освобождение от немецких войск итальянского города Канталупо, сцены деревенского быта во время войны, кадры военной хроники и стихи. Сохранилось одно письмо, написанное бойцу на фронт всей его семьей. Артисты Светлана Молодцова, Виктор Лапшин, Анастасия Безумнова, Сергей Гуров, Николай Иноземцев, Екатерина Авданькина, Сергей Лореш и другие «обыграли» это письмо на пределе чувств, отразивших любовь к сыну, мужу и отцу, ушедшему на фронт, тревогу за него, гордость за его воинские подвиги и веру в Победу. Добавили выразительности безыскусные стихи – перевод с итальянского, автор оригинала и перевода неизвестен, - посвященные Поэтану, как называли героя итальянские партизаны. И стихотворение Николая Рубцова «Русский огонек», давшее название спектаклю:«Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным-полна, -
И близких всех душа не позабудет!..
- Скажи, родимый, будет ли война? -
И я сказал:
- Наверное, не будет».
В этих стихах – вечная надежда человека на мир. Можно ли найти слова уместнее в преддверии Победы? Недаром у многих зрителей в зале были мокрые от слез глаза… Спектакль короткий, всего 45 минут, но какой же сильный!
Жаль, что я не смогла посмотреть все «Губернские подмостки», однако две эти премьеры определили для меня театральную весну 2010 года!