Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Отчаянная авантюра директоров школ

Как убить одним выстрелом нескольких зайцев – отпраздновать Всемирный день театра, почтить память А.П. Чехова, отметить разом Год учителя и Год Чехова и насмешить до колик зрителя? Муниципальному молодежному театру города Скопина «Пределу» это удалось достаточно легко и очень остроумно. Ко Дню театра режиссер «Предела» Владимир Дель подготовил постановку «Театральная канитель» по рассказам А.П. Чехова, в которой главные роли исполнили… директоры скопинских средних школ, городской станции юннатов и дома детского творчества. Демонстрировался спектакль 28 марта 2010 года.

Настоящее лицо руководящего работника
Революционная идея задействовать в спектакле не артистов, к тому же представителей строгой, откровенно говоря, чиновной и официальной профессии принадлежала Владимиру Делю. Его неуемная натура постоянно требует реформировать творческий процесс в рамках отдельно взятого театра. Первый шаг в директорские кабинеты Владимир Дель сделал год назад: обошел скопинские школы и предложил их руководителям сыграть в пьесе венгерского драматурга Фридьеша Каринти «Верните плату за обучение!». «Лыком в строку» было то, что пьеса посвящена школьным будням: эдакий венгерский «недоросль» считает, что в школе его ничему не научили, и требует с педагогов плату назад. А те, чтобы доказать парню всю глубину его заблуждения, устраивают ему экзамен… Пять директрис согласились на эксперимент. Мотивы были неоднозначными: любопытство, желание попробовать себя в новом амплуа и даже нежелание ударить в грязь лицом перед своими коллегами и – особенно – учениками. В итоге эксцентричная постановка была принята скопинским зрителем на ура. Безумно жаль, что рязанцы ее не увидели. В том, что артистами становятся директоры школ, сплошные плюсы и лишь один минус: им сложно поехать на гастроли. Но как знать, может быть, в перспективе и гастрольные турне станут возможны?
Кстати, насколько я могу судить, это не единичный случай театральной деятельности представителей власти. Недавно я узнала, что в ТЮЗе города Томска впервые поставили «Анну Каренину». Одну из главных ролей в премьере сыграл… руководитель областного департамента культуры Андрей Кузичкин.
В небольшом Скопине прошлогодний дебют педагогов в ролях своих зарубежных коллег на сцене произвел деликатный, но фурор. И многие учителя, видимо, втайне позавидовали белой завистью исполнителям. Чем иначе объяснить, что в этом году в новом спектакле Владимира Деля «Театральная канитель», наряду с ведущими артистами театра «Предел» Екатериной Авданькиной, Сергеем Федоровым, Николаем Иноземцевым, Людмилой Летовой приняли живейшее участие уже не пять, а семь директоров учебных заведений города? Практически все школы города на сей раз делегировали на театральные подмостки своих начальников. И справились те так, будто всю жизнь играли на сцене! А между тем, перед премьерой была всего неделя подготовки и три репетиции.

Персонального перечисления (под мысленные аплодисменты читателей) достойны все артисты: Ирина Алексеевна Ланина (директор средней школы № 2 г. Скопина), Елена Викторовна Барабаш (директор средней школы № 3), Надежда Павловна Елисеева (директор средней школы № 4), Михаил Анатольевич Сивцов (директор средней школы № 5), Наталья Петровна Исаева (директор средней школы № 6), Тамара Михайловна Наумова (директор станции юннатов), Ольга Николаевна Филатова (директор Дома творчества). Если учесть, что в спектакле также играл Сергей Федоров, директор охранной фирмы; оригинальное поздравление с Днем театра приготовил коллектив скопинского филиала «Русславбанка», которым управляет (директорствует) Альбина Павловна Егорова, давний друг «Предела»; а в зале на первом ряду сидел глава города Скопина Иван Михайлович Еганов, то, пожалуй, можно предложить девиз всему этому действу: «Другое лицо руководящего работника». Это другое лицо – настоящее, человеческое, расцвеченное эмоциями, не стесняющееся улыбки… В каждом серьезном взрослом живет ребенок, тянущийся к приключениям. Только одни признают его существование, а другие тщательно скрывают. Зря! Надо иной раз давать выход своим самым экзотическим желаниям. Всемирно известный режиссер Джеймс Кэмерон откровенно говорит, что снимает все свои фильмы для четырнадцатилетнего подростка, который живет внутри него. А «наш» Владимир Дель ни в чем не уступает Кэмерону, так же, как и его артисты, «дети-профессионалы», по меткому выражению Маргариты Тереховой, ни в чем не уступают молодой поросли Голливуда. После двух спектаклей с участием директоров скопинских школ стало понятно, что они не уступают в таланте и артистизме своим ученикам.

Соучастники
Постановку «Театральная канитель» предваряли два не менее интересных номера. Первым был концертный отрывок из прекрасного спектакля «Скопин - красный угол России», своего рода визитной карточки театра «Предел» и Театра моды Ирины Дель. В этом спектакле главные роли исполняют… народные костюмы села Секирина, уникального и древнего поселения близ Скопина, оазиса матриархата и кладезя многовековых народных верований. Жители, а особенно жительницы этого села имели на каждый жизненный случай особый наряд. Надевались наряды с соответствующими припевками. В Театре моды Ирины Дель собраны секиринские костюмы, доставшиеся от бабушек, помнящих, что к чему в этой символичной одежде. Полуторачасовой спектакль «Скопин – красный угол России» (действительно, красный – в одежде преобладает кумачовая гамма!) – это целая этнографическая энциклопедия, посвященная селу Секирину, поданная в игровой форме, понятнее, доступнее и куда выразительнее сухой академичности исторических трудов. Не так давно театр «Предел» с этим оригинальным спектаклем приглашали в Москву на фестиваль «Золотой Витязь», и в рамках фестиваля им довелось сыграть в знаменитом театре на Таганке. Когда скопинские артисты дошли до «смертного узла» - непременной принадлежности каждого уважающего себя дома, который женщины собирали себе и домочадцам и свято хранили всю жизнь, - в зале прослезился митрополит Кирилл, будущий патриарх. Народный артист России Владимир Андреев в заключительной речи растроганно произнес: «Мы сидим в этом зале, все такие народные и заслуженные, а на сцену вышли эти дети из провинции и напомнили нам всем, на какой земле мы живем и кто мы». Глаза на мокром месте у всех, кто смотрит это действо; даже короткий отрывок содержит такую концентрацию любви к родине и своей истории, что невозможно оставаться спокойным зрителем. Правильно, а то мы стали забывать, как выходить из театра взволнованными…
15 мая этого года в Скопин должны приехать деятели туристического бизнеса со всей страны. Им обязательно покажут спектакль про «красный угол России», как мощный козырь для того, чтобы втянуть Скопин во всероссийскую туристическую орбиту.

Вторым в праздничной программе был показан этюд Екатерины Авданькиной «Птицы счастья» (рабочее название «Голуби»). Многообещающая молодая актриса, звезда спектаклей «Кроткая» и «Вездесь», заканчивает Рязанский университет культуры по специальности «режиссура». Роли «голубей» в трогательной пантомиме исполнили банковские работницы. Кто знает, может, вскоре и руководитель банка Альбина Павловна Егорова отважится выйти на сцену?.. Похоже, что «Предел» распространяет по Скопину вирус любви к театру – но не умозрительной, а действенной, соучаствующей.

Привет от Шекспира и Чаплина
Сама же инсценировка семи «культовых» рассказов А.П. Чехова – «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Дорогая собака», «Загадочная натура», «Канитель», «Комик», «Маска» - была просто феерической. Может быть, даже слишком озорной для шестой недели Великого поста. Но режиссер и актеры уверены: ставить произведения блистательного Чехова в пост – грех, который простится, потому что они несут в мир самые гуманные заповеди. Честность перед обществом и собой, гражданская смелость, внимание и любовь к ближнему, но самое, наверное, главное, - духовная свобода, изживание внутреннего рабства. Эта идея стала, с легкой руки директора школы № 5 Михаила Сивцова, лейтмотивом спектакля, его высшим смыслом и предназначением. Именно Михаил Сивцов принес Владимиру Делю рассказ «Маска» и настоял, что его необходимо включить в спектакль. Сегодня «таинственная история, происшедшая в публичной библиотеке», актуальна как нельзя более. Все помнят суть рассказа? В публичную библиотеку явился некто в маске и начал творить бесчинства. Бесчинства на сцене показали убедительно – Екатерина Авданькина и Людмила Летова трясли юбочками от нижнего белья, кроме коих на них были только топики, и плясали гибрид канкана и цыганочки, а инкогнито в красном плаще и детской маске разливал водку по стопкам на столе, где только что лежали книги и газеты. Возмущенные граждане и милиционер потребовали от нарушителя порядка снять маску… но когда он ее снял, повалились на колени с жалобными стонами: «Это же наш благодетель! Это же наш спонсор! Простите нас! Что мы можем для вас сделать?!». - «Господа, встаньте с колен!» - провозгласил Михаил Сивцов в роли «благодетеля». - «Вспомните, что Чехов завещал каждый день выдавливать из себя по капле раба!».
В зале стало тихо и серьезно. Зрители замолчали, будто и не хохотали только что до колик. Все поняли, что спектакль, возможно, затевался ради этого нестареющего призыва.
После столь высокой и чисто взятой ноты ничего уже не могло быть – только финальный общий поклон, благодарственные и поздравительные речи (с похвалами выступили градоначальник Скопина Иван Михайлович Еганов, начальник отдела культуры Любовь Максимовна Бахаева, начальник управления образования г. Скопин Николай Анатольевич Калинин). А потом в своем кабинете Владимир Дель принялся за «разбор полетов» педагогического коллектива. К моему удивлению, оказалось, что артисты совершили несколько неожиданных для режиссера, не оговоренных заранее поступков, абсолютно не замеченных зрителями – часовая инсценировка пролетела на одном дыхании, и в ней все было гармонично и прекрасно, как учил сам Чехов. Артисты отыграли, без преувеличения, один лучше другого. Однако зоркий глаз Владимира Деля подметил и оценил некоторые замечательные находки. Это вполне объяснимо: основа режиссуры Деля – импровизация. В буффонаде она на своем месте. Возможно, строгий читатель придрался бы к «неканоническому» прочтению рассказов Чехова. Скажем, в «Лошадиной фамилии» зубами мается отставной генерал-майор Булдеев, а не помещица Аграфена Булдеева. И зуб в «Хирургии» удаляют дьячку Вонмигласову, а не бабке, закутанной в шаль с головой (чтобы никто не узнал юную мордашку Людмилы Летовой!). Но режиссер отверг все ехидные вопросы: театр для него – это искусство изменения и перевоплощения, достигшее пика. Сегодняшний спектакль для Владимира Деля – игровая структура, прекрасная своей наивностью и возможностью менять маски. Спектакль этот чрезвычайно интересен своим подлинным любительством, непосредственностью, не претендующей на театральные откровения, но завораживающей зрителя. В эту концепцию укладывается и «изменение пола» героев, и «Шекспир наоборот» - исполнение мужской роли женщиной. Ольга Филатова в обличье влюбленного гимназиста Вольдемара из «Загадочной натуры» была убедительна и – в котелке и с наклеенными усиками, с походкой вперевалочку - походила на Чарли Чаплина. Она с удовольствием назвала свою театральную деятельность «авантюрой». Немного авантюризма не только не вредно, но весьма полезно. Это азартное чувство разделяют все артисты-директоры: в будущем году они опять будут ждать приглашения на роль. А уж спектакль неугомонный режиссер для них подберет!..
Да и, честно говоря, как иначе быть? – среди директоров школ Скопина лишь один мужчина. Настоящего артиста не смутит такая малость, как внешние обстоятельства!

Мне бы не хотелось пересказывать спектакль целиком. Поверьте, он стоит того, чтобы увидеть его, презрев дорогу до Скопина по весенней распутице. Считайте мои слова бескорыстной рекламой.

Эффект добра
Без сомнения, приятным эпизодом праздника было награждение юных актеров Екатерины Авданькиной и Николай Иноземцева дипломами театра «Предел» «Актриса/ Актер года». Владимир Дель продолжил начатое накануне: 27 марта в Театре драмы Рязани, на традиционном весеннем балу Мельпомены, «Пределу» вручили диплом «За вклад в развитие любительского театра Рязанской области». О «Пределе» и его руководителях тепло высказался Губернатор Олег Ковалев, как выяснилось, не так давно открывший для себя скопинский виртуозный театральный коллектив. Несколько минут Владимир Дель посвятил «отчету» об успехах своего детища. За пять лет, что «Предел» творит в собственном, специально для него построенном помещении (интерьер театра, устроенный по античному принципу, восхищает даже иностранцев, ему воздали должное поэтесса Вера Павлова и актер Робер Дантонель), он поставил сто пятьдесят спектаклей. За ближайший год – тридцать спектаклей. Получил множество республиканских, областных и международных наград, перечислить которые нет никакой возможности. Участвовали в всероссийском фестивале любительских театров в Костромской области, в музее-усадьбе А.Н. Островского «Щелыково», и удостоились лестного замечания именитого театрального критика Владимира Оренова: «В России, это ясно уже давно, существует театр Деля. Он находится не на улице Тверской, а в маленьком городке. Это мощное художественное явление, глубочайшее, достойное исследования и изучения… Кто сказал, что столица - это Москва? Это, извините, большой вопрос. То, что происходит в Скопине, это есть биение одного из сердец театрального искусства».
Кроме того, «Предел» реализовал свою давнюю мечту – играть пьесы для рязанского зрителя. С этого года каждый месяц в помещении областной филармонии будет проходить по одному спектаклю театра «Предел». В феврале это был моноспектакль «Жадный Джамба» - экзотическая версия «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, поставленная с африканским колоритом. Всех действующих лиц подменял собой артист Илья Дель в этническом гриме - с помощью огромного африканского барабана джамбэ и ощипанной куриной тушки… С этой трактовкой можно было спорить, однако ее нельзя было не заметить. Следующий спектакль, который «Предел» привезет в Рязань, - один из их «коронных» номеров, «Вездесь» по циклу стихов Веры Павловой «Интимный дневник отличницы». Спектакль намечен на 21 апреля.
В общем, театр «Предел» достиг уже такого уровня мастерства, за которым следуют заслуженные лавры, и стал, как говорят гости театра, брендом не только города Скопина, но всей Рязанской области. Впрочем, скопинцы ревниво относятся к этому выводу, не желая делить с регионом заслуженную славу «Предела». Их можно понять: «Предел» дарит родному городу теплую благотворную энергетику, своего рода «защитное поле» от внешних отрицательных воздействий. Бед и зол вокруг нас – выше крыши, а вот островков добра и радости так мало, что каждым дорожишь, как зеницей ока.
Мне радостно, что общественность, власти и театральная элита солидарны во мнении относительно театра «Предел».

И еще один, на первый взгляд незаметный, но позитивный эффект дал спектакль «Театральная канитель». Никак не прошло даром то, что эта постановка стала общим делом педагогов и их учеников. После спектакля его звезда Наталья Исаева (исполнительница ярких ролей Фельдшерицы и Марьи Андреевны) отметила в заключительном слове: мол, совместная творческая работа сближает и рождает «чувство локтя» между учителями и школьниками. Невесть куда девается традиционная «вражда поколений», и юные артисты покровительственно и любовно помогают начинающим исполнителям – директорам своих школ – запоминать текст, держаться увереннее, раскованнее, не играть, а «жечь»! Владимир Дель же заявил, что этот спектакль – «наш ответ сериалу «Школа», достаточно, на его взгляд, неприятному креативу. Посмотрев спектакль, я поняла, что это правда. Преодолеть размежевание и обоюдоострое непонимание учителей и учеников можно не «дутым» авторитетом, не системой запретов и требований, спускаемых сверху вниз, но только взаимным уважением и единой высокой целью. Пусть пока минимальной, ближайшей – но Целью! Я надеюсь, что после этого спектакля моральная обстановка в школах Скопина приблизится к идеалу. Ведь на добро можно отвечать только добром.

0
 
Разместил: saphel    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте