Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Материалы к истории акционерного общества Ряжско-Моршанской железной дороги.

Впервые публикуются фотографии из архива Петербургского государственного университета путей сообщения, запечатлевшие начало строительства Куйбышевской железной дороги.

Октябрь 1874 года принято считать официальным днем рождения нашей магистрали. Министр путей сообщения генерал-адъютант К. Н. Посьет написал докладную записку на имя императора: «…имею счастье всепочтительнейше доложить, что 12 сего октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484,8 версты».

Предыстория этого события такова. В 1866 году группа тамбовских помещиков и предпринимателей, возглавляемая губернским предводителем дворянства статским советником С. Д. Башмаковым, получила концессию на строительство железной дороги от Ряжска до Моршанска.

Год спустя магистраль была открыта. Но постройкой только этого пути не решались проблемы транспортных связей в центре России. Требовался выход к Волге – главной водной магистрали страны.

В мае 1868 года акционеры общества Ряжско-Моршанской дороги постановили ходатайствовать перед правительством о продолжении Ряжско-Моршанской железной дороги через Пензу до Сызрани. Через четыре года согласие на стройку было получено.

В мае 1873 года газета «Пензенские губернские ведомости» написала, что близ деревни Глебовки (ныне станция Глебовка, недалеко от станции Башмаково) начались работы по устройству полотна Моршанско-Сызранской железной дороги на протяжении одной версты.

В научной библиотеке ПГУПС сохранились уникальные фотографии, запечатлевшие это событие. «Куйбышевский железнодорожник» стало тем печатным изданием, на страницах которого эти фотографии впервые с момента своего создания публикуются.

Стоит отметить, что уже осенью 1873 года «Пензенские губернские ведомости» сообщили читателям: «В городе сильно распространен слух о том, что до Пензы от Моршанска полотно нашей вновь строящейся дороги будет готово к осени, и с августа по ней начнется движение рабочих поездов».

Тем временем на северной окраине Пензы полным ходом шли строительные работы. Рабочие копали канавы под паровозовагоноремонтные мастерские, сданные в эксплуатацию в 1873 году – там производился ремонт различной техники, которая применялась в то время при строительстве и эксплуатации железной дороги. Рядом с мастерскими возводились оборотное паровозное депо на 12 паровозов, экипировочные устройства для снабжения паровозов топливом, смазочным и обтирочным материалами, песком, а также поворотный круг и водонапорная башня.

Всеми работами руководил главный инженер строящейся железной дороги Петр Борейша. Ранее считалось, что эту должность занимал Г. Марков, однако архивные изыскания директора музея Пензенского отделения дороги А. Сачкова позволяют с уверенностью утверждать, что тот был лишь начальником первого строительного участка магистрали.

В архивах удалось найти и редкую фотографию руководителей строительства – так называемую группу конторы главного инженера в Пензе. Сам Борейша сидит третьим слева в первом ряду. Что же касается Маркова, то история сохранила и его облик – на фотографии 4 он стоит первым во втором ряду, прислонившись к боку трехосного паровоза серии Б постройки Мальцовского завода.

19 августа 1873 года в Пензе было заложено здание вокзала.

Событие это, как сообщали «Пензенские губернские ведомости», «без сомнения надолго останется в памяти всех очевидцев. С самого раннего утра, несмотря на ненастную дождливую погоду, в городе заметно было какое-то особенное оживление.

Извозчики, пользуясь случаем, за самые незначительные переезды ломили высокую плату, большинство же, подряженные еще накануне, вовсе не выезжали на биржу. Все служащие при постройке дороги, чернорабочие, равно и гости, приглашенные на освящение, в 12 часов собрались внутри начатого здания пассажирского вокзала на молебствие с водосвятием. По окончании молебствия главный инженер строящейся линии Петр Антонович Борейша по старинному русскому обычаю пригласил всех присутствующих духовных и светских лиц откушать хлеба-соли. Рабочим, землекопами и каменщикам также была предложена закуска и чарка».

Вот такие события предшествовали докладной записке министра Посьета царю. А сама Моршанско-Сызранская дорога стала лишь одной из тех, кто вошел в состав Куйбышевской магистрали.

Автор: Валерий Еркин
Куйбышевский железнодорожник
Начало строительства Фото из архива Группа конторы главного инженера в Пензе Фото из архива Вокзал в Пензе.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте