Очень полезное для кризиса начинание ивановских рукодельниц - шить "конфетку" из ничего.
Говорят, любая женщина может сделать из ничего скандал, салат и шляпку. А у некоторых "из ничего" - из обрывков и лоскутиков ткани - выходят просто шедевры. В "городе невест" прошел фестиваль лоскутного шитья, и сами его участницы - приехавшие из разных регионов страны, веселые и сдержанные, хрупкие и статные - были похожи на пестрые лоскутики. На тряпичную и человеческую мозаику любовалась корреспондент "Недели" Дарья Варламова.
Скупая мужская строчка
Узнать рукодельниц на улицах города Иванова несложно - их отличают необычные наряды и какой-то общий броский шик: кокетливые шляпки и береты, длинные бусы, озорные лица. А главное - самодельные лоскутные сумочки неземной красоты: за них даже маститый модельер не постыдился бы продать душу дьяволу. Кстати, о модельерах - знаменитый Слава Зайцев родился здесь, в Иванове.
Честно говоря, до этого я и не подозревала, что где-то можно собрать 300 женщин - и чтобы им при этом не стало скучно. Но дамам-лоскутницам действительно было о чем поговорить: они все время что-то обсуждали. Хотя затесался в женскую компанию и один мужчина-рукодельник с крупными усами, но вел он себя очень скромно и держался в сторонке от дамского щебетания. "Анатолий Николаевич Белик, мастер из Кирова", - уважительно представили его мне. Интерес к лоскуткам вместе с любовью к текстилю привила ему одна из преподавательниц художественного училища - на всю жизнь. Да и жена у него модельер, тоже с тканями работает. Но мужское рукоделие отличает особый подход: "Я не хочу быть женщиной, мне не интересно делать все эти маленькие стежочки. У меня скупая мужская строчка - и стремление к хулиганству".
Фестиваль "Лоскутная мозаика России" в Иванове проходит с 1997 г. - раз в два года. Помимо всевозможных выставок, мастерицы обмениваются опытом. Конкурс проходит по нескольким номинациям, и ограничений, как сообщила Юлия Иванова, организатор фестиваля, тут нет - ценятся разнообразие и дерзость мысли.
Иваново выбрано не случайно - как-никак бывшая ткацкая столица страны. Правда, сейчас текстильные заводы пришли в упадок - их скупили вездесущие москвичи, понастроив то тут, то там торговые центры. Само же Иваново - типичный советский городок, пытающийся осовремениться, но выглядящий при этом скорее растерянно... и по-своему трогательно: интернет-кафе и салоны мобильной связи чередуются с заведениями вроде Главторга или Дома быта. Привлекла мое внимание мощнейшая по художественной силе вывеска одного винно-водочного магазина. На ней был изображен мрачный похмельный клерк, пытающийся не растечься по компьютерному столу. И подпись: "Четыре дня до пятницы"...
Лоскутотерапия
"Я вот заметила, что вид рукоделия накладывает отпечаток на человека, - делится со мной наблюдениями высокая блондинка Лена. - Лоскутницы очень веселые, общительные, бескорыстные, не то что вышивальщицы, те конкуренции не любят, тайны свои охраняют!"
Вдохновляются мастерицы вещами самыми неожиданными - лоскутницы с Урала готовят работы по сказам Бажова, мурманчанки - по картинам своего местного художника, а талантливая барышня из Уфы сделала замечательное панно по рисункам дочери - и получила специальный приз.
Майя Лисина из Обнинска, инженер по образованию, много лет занимается художественной вышивкой, а лоскутное панно представляет впервые - и то с элементами перевити, вышивки особого рода. Главный же ее конек - реконструкция исторического костюма. Один раз к Майе Анатольевне попало настоящее сокровище - знакомая принесла наряд своей бабушки, костюм жительницы Калужской губернии конца XIX века. Правда, наряд был сильно поеден молью, а головной убор - повойник - пришлось отстирывать детским порошком "Усатый нянь". Но терпеливая Лисина подобрала все недостающие детали, восстановила узор вышивки... Семья знакомой плакала - "Надо же, точно такой же, как был..."
Смотришь на мастериц и как-то действительно начинаешь верить, что труд облагораживает человека. Неюные, а то и пожилые женщины - а такие энергичные, с достоинством. "Была у нас женщина одинокая, - делится со мной Галина Муравьева из уральского городка Зеленый. - Но когда начала заниматься лоскутами, преобразилась: глаза светятся, ходит теперь прямо, статная женщина. Это же лоскутотерапия, с ней здоровеешь душой и телом".
Лоскутные шедевры при этом быстро начинают жить своей собственной жизнью. "Только хочешь подушку на выставку отправить - а она уже поселилась у кого-нибудь, например, в Лондоне", - смеется Майя Анатольевна. "А я говорю себе: ладно, я потом еще лучше сделаю, - добавляет Галина Михайловна. - У меня такая примета - если кому-то вещь подарила, следующая еще лучше получится".
Пэчворк и дембельский квилт
У лоскутного шитья есть два английских названия - "квилт" и "пэчворк". "Квилт" означает стежок, многослойное полотно, необязательно из составных элементов. А "пэчворк" - это как раз пестрая лоскутная мозаика. Но современное лоскутное шитье включает и то и другое.
Что самое замечательное, квилт позволяет не просто создавать красивые вещи, но и в каком-то смысле "консервировать" приятные воспоминания. Как в "Вине из одуванчиков" Брэдбери, где герои по узорам и пятнам на старом ковре могли вспомнить самые важные дни из своей жизни.
"Есть даже такой термин, "экологический квилт", - рассказывает Людмила Галумова, представительница питерского квилт-клуба, получившего в Иванове гран-при. - Когда работа на треть сделана из старых тканей, ношеной одежды. Выделяется и особое направление, "мемори квилт" ("квилт памяти"), "цитирующее" одежду близких - кружевные перчатки, платья, пиджаки. Мы представляли во Владимире такой проект - мастерицы нашего клуба создавали портреты своих матерей в квилте - не в буквальном смысле портреты, конечно. Абстрактные композиции, передающие образ мамы... А еще рассказывают, один ирландский солдат, когда пришел со службы, разрезал военную форму и сделал "дембельский квилт".
Квилт - это не только хэндмейд-одежда, поделки для дома или даже изысканные арт-объекты; его можно использовать, например, и в театральных декорациях - эффектно, а главное, собрать-разобрать можно за 10 минут. "Помните восточные сказки, где султан приказывает герою за одну ночь построить дворец? А такие дворцы существовали, и они были сделаны из текстиля, поистине царские шатры с драгоценной отделкой. Внутри создавался особый микроклимат, чтобы была прохлада в жару, благовония, водичка журчит, золотые рыбки плавают..."
Многие мастерицы не хотят становиться просто домашними клушами-кудесницами, всех тянет на творческий полет и эксперименты. Кто-то придумывает свои сюжеты, кто-то - интерпретирует классику. "Французы любят своего Матисса и Леже, осмысляют их темы в текстиле. Выпускаются даже ткани с мотивами Моне", - объясняет Людмила.
Еще один экзотический прием - "кружевная мебель" - тоже придуман квилтистами: ажурная ткань пропитывается особым составом, и создается ощущение, что пуф или стул из кружева.
Шамаханские царицы
Неожиданно возле Дома железнодорожника, где проходило награждение победителей конкурса, появился местный дед с гармошкой. Замечает одну из лоскутниц, румяную женщину лет 60: "Ах, какая девушка!" В ход идут и гармошка, и лоскутное панно - целое представление завертелось вдруг. "А ведь принаряжусь и не хуже вас буду!" - кокетничал дедушка, ловко уворачиваясь от вспышек фотоаппарата.
А на Лоскутном балу мастерицы, смущенные или гордые, демонстрировали пестрые юбки, роскошные костюмы, авангардные жакетики. Просто королевы. 75-летняя рязанская мастерица Раиса Фадеева лихо отплясывала с Фольфгангом Айбишем, представителем швейцарской фирмы по производству швейных машинок. Барышни помоложе "зажигали" под главный хит Shoking Blue - "Venus".
Гвоздем программы стало дефиле высокой лоскутной моды - мастерицы должны были из цельного куска ткани за двадцать минут создать наряд при помощи одних лишь булавок. Большинство управилось аж за 9 минут. А затем подопытные манекенщицы демонстрировали эти творения перед зрителями. Наиболее эффектной оказалась "Шамаханская царица" - и чалма была отличная, и танец живота модель станцевала как настоящая гурия.
"А как вы статью-то назовете, - интересуется у меня напоследок Раиса Николаевна, та самая, плясунья. - Я вам сейчас подскажу - вот, "Мастерицы ситцевой столицы". Здорово придумала, а?"
P.S. Кстати, призеры "лоскутного фестиваля" выставят свои работы в Москве, в галерее "Беляево", с 18 августа.
Как появилось такое шитье
Стегаными одеялами с аппликацией укрывались еще древние скифы. Элементы лоскутного декора были обнаружены и в Древнем Египте, и у народов Севера.
В России же до середины XVIII века лоскутов особо не оставалось, экономные крестьяне ткали льняные ткани шириной 40 см - наиболее подходящей для кроя полотенца или рубахи, чтобы уменьшить количество отходов при шитье. Хотя жена Петра I, императрица Екатерина, все-таки умудрилась сшить мужу лоскутное одеяло.
А вот к XIX веку стало развиваться машинное производство и в моду вошел дешевый пестрый ситец. Тут уж было где развернуться - ситцевые полотна были примерно в два раза шире, и находчивые хозяйки быстро нашли применение цветастым лоскуткам, украшая ими рукава и подолы рубах. Из самых же мелких кусочков мастерили разноцветные полотна-одеяла.
Лоскутное одеяло стало символом крестьянской семьи и уютного домашнего очага, оно было и первым имуществом новорожденного, и частью приданого невесты. Впрочем, тогда лоскутные изделия не считались модными - вещи ручной работы тогда были признаком бедности.
При этом принято считать, что техника "пэчворк" как самостоятельный вид искусства зародилась в Англии и уже оттуда попала в США и другие страны. В небогатых семьях североамериканских переселенцев невеста должна была сшить себе в приданое 12 одеял, а 13-е ей шили подруги. Особенно популярен стал пэчворк в 1970-е, с появлением моды на фольклорный стиль.
Дарья Варламова, 7 августа 2009 г.
Комментарии
Рязанские мастерицы отличились в "Лоскутной мозаике России"
Жанна Алпатова, Валерий Чикин
Рязань. 10 августа. ГТРК "Ока".
Рязанские мастерицы из клуба "Волшебный лоскуток" вернулись из Иванова с наградами. Они победили во Всероссийском фестивале "Лоскутная мозаика России". Награда не первая и, как считают участницы клуба, далеко не последняя.
Баранки, бусы, игрушки и одежда из лоскутков. В ход идет любая ткань – ситец, шелк, портьера.
По словам Клары Кудрявцевой, руководителя клуба "Волшебный лоскуток", чтобы был дом уютным, делай все вокруг лоскутным. Будет нарядно, весело, как у бабушки в деревне.
Мастерицы изучают эскизы будущих работ. Художник Людмила Купцова дает советы, на что в первую очередь, обратить внимание. Уже на следующей неделе рисунки на бумаге превратятся в образы на ткани. Для Маргариты Николаевны ничего невозможного нет. Ее первая работа, выполненная в 2000 году, сейчас украшает интерьер дачи. Она говорит, что это был роскошный петух, сложенный из лоскутков.
За 13 лет – более 600 работ. Женский клуб "Волшебный лоскуток" создает все больше интересных и ярких вещей. Мастерицы не останавливаются на достигнутом. Совсем недавно они начали осваивать новую технику – ручное ковроткачество. И уже есть желающие украсить свой дом.