Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Предложения

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эх, лапти да лапти мои, лапти липовые...

Вдали от шумной цивилизации, на необъятных просторах шиловских лесов затерялась деревушка Ореховка. Названием своим она обязана растущей здесь ореховой роще. Правда, сама деревня находится на грани вымирания...

В деревне Ореховка живёт удивительный человек — Василий Николаевич Исаев. Он владеет редким по нынешним временам ремеслом — умеет лапти плести. Причём овладел он им раньше, чем изучил алфавит. За год до школы показал ему родственник, Исаев Михаил Авдеевич, как надо плести эту, на первый взгляд незатейливую обувку. Это занятие передавалось в их роду по наследству. Издавна на Руси плели лапти всей семьёй, работы хватало и старому и малому.

Парнишка смышлёным оказался, азами мастерства овладел быстро. С того времени и не оставляет Василий Николаевич это занятие, с душой лапти плетёт. Исаев развил искусство плетения до такой степени, что просто диву даёшься! Плетёт из лыка такие вещи, которые никто до него не плёл: шапки, кепки, рукавицы, перчатки... И даже галстук! Венцом его творчества стал костюм. Да-да, лыковые пиджак и брюки. Инструмент, с помощью которого изготавливают лапти, называется кочедык. У Василия Николаевича он раритетный, ещё екатерининских времён, с красивой рукояткой из ценного дерева баобаба.

Лапти — это один из самых древних видов обуви, время их появления неизвестно по сей день. Археологи находят кочедыки на неолитических стоянках, т. е. лапти были уже в каменном веке. О лаптях упоминается в XII веке в «Повести временных лет», где описывается победа святого князя Владимира. И это не удивительно: для многочисленного крестьянского люда более дешёвой и практичной обуви было не сыскать. Причём не брезговали ими и дворяне, имевшие не одну пару дорогих кожаных сапог. На пахоту, сенокос, в дальнюю дорогу они надевали только лапти, потому что это как бы живая обувь: ноги в них дышат, а стопа при ходьбе массируется.

В лаптях ходили круглый год. Это была универсальная обувь. Зимние лапти отличались от летних только размером — на 1-2 номера больше, что позволяло утеплять ноги тёплыми онучами. Самыми распространёнными были лапти, сплетённые из липы, самыми красивыми и дорогими считались вязовые. Плели их и из дубовой коры — дубовики, и из коры тала — шелюжники. Самыми захудалыми считались ивовые лапти. Существенным их недостатком была непрочность — очень быстро они изнашивались. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не менее двух пар лаптей», — писал известный до революции этнограф С. Максимов. «В одних лаптях до царя не дойдёшь» — гласит народная поговорка.

Существует предание о том, что однажды царь Пётр I взялся лапоть плести, но, как ни старался, не смог завершить начатую работу. Гордясь своим трудом, крестьяне-плетёночники говаривали: «Пётр Великий всё умеет, но, помаявшись с лаптем, не смог заплести пятку и сказал, что нет хуже ремесла». Этот не законченный Петром I лапоть бережно хранили и показывали в Эрмитаже в начале XX века.

Великорусский лапоть отличался косым плетением лык, белорусский и украинский — прямым. Обувка эта кажется нам какой-то доисторической, но на самом деле это не так. Всего шесть-семь десятков лет назад почти все сельское население ходило в лаптях. Ещё живы бабушки и дедушки, которые и сегодня на сенокос или другую какую работу в лаптях ходят.

Преимущество лаптей перед современной обувью я ощутил на себе, находясь в отпуске в своей деревне. Я попробовал походить в лаптях, несмотря на возгласы матери: «Сними, ведь люди увидят — засмеют!» Ощущения, надо сказать, прекрасные: лапти словно воздушные, и ноги в них не потеют. Не верите — сами попробуйте походить.

С развитием кожевенной промышленности и усилением влияния города на село лапти стали постепенно отмирать и исчезли совсем. Переобулось население в современную, модную, красивую обувь, а число грибковых заболеваний возросло. Да что там! Неудобная обувь ведёт к деформации стопы, к нарушению кровообращения или того хуже — к остеохондрозу. А лапти стали символом нищеты, отсталости и насмешек. Только иностранцы буквально благоговеют перед русской стариной и покупают наши лапти за доллары. Плели их многие народы, но приросли они к нашему и вошли в фольклор, пословицы, поговорки. Их так и называют — русские лапти.

Вошли лапти в историю не только земную, но и небесную. Святой преподобный Сергий Радонежский в 1385 г. приходил в Рязань, и за два дня пути, как повествует летопись, две пары лаптей истоптал. Великий русский святой Серафим Саровский на иконах тоже в лаптях. В Серафимо-Дивеевском монастыре бережно хранятся лапти батюшки Серафима. Тысячи паломников едут в этот монастырь поклониться мощам преподобного, получая Божье благословение, а подчас и исцеление от недугов.

У нас на Рязанщине произошёл уникальный случай, когда буквально на лаптях был построен монастырь. Рассказывают, Пётр I, проплывая по Оке в поисках корабельной сосны, остановился в местечке Шилово. Здесь жил мужик, который сплёл огромное количество лаптей. Увидел это Пётр и приказал своим вельможам скупить все его лапти по высокой цене. На те деньги мужик Николо-Лапотный монастырь построил — в честь святителя Николая Чудотворца. Монахи в нём лапотным промыслом занимались.

Но вернёмся в наши дни. Об этом промысле уже мало кто вспоминает, а Василий Николаевич нет-нет да и наденет лапти, пройдёт по многолюдным улицам города, удивляя прохожих. Кто с добродушной улыбкой посмотрит, а кто и с насмешкой... Популярен Исаев больше среди музейных работников. Многие его знакомые — люди, знающие толк в комфортной обуви, заказывают ему лапти. И он выполняет заказ, никому не отказывает — за чисто символическую плату, а то и просто в подарок. Василий Николаевич рад людям помочь, добро сделать, в жизни никого не обидел. Обладает он особым душевным теплом, оттого и люди к нему тянутся. В деревне у него свой сад, который он когда-то сам посадил. Многие приезжают к нему не только за лаптями, но и за ароматными яблоками.

Сегодня 80-летний Василий Николаевич Исаев, пожалуй, единственный умелец и хранитель лапотного искусства. Учеников бы ему, чтобы сохранить старинное ремесло... Он готов передать его не только по наследству, но и всем желающим.

Виктор Федин

Газета «Панорама города», №24 (681), 2009 г.

Василий Николаевич Исаев Василий Николаевич Исаев
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

 


 
О проекте