Программа нынешнего книжного фестиваля являет собой зрелище оптимистическое. Ознакомившись с ней, приходишь даже в возбуждение — такое, как выясняется, имеется вокруг бурление интеллектуальной мысли. Оказывается, окружающие уже давно раздумывали на тему, скажем, будущего семейных отношений или эволюции образа инопланетянина в фантастике, а также задавали себе бескомпромиссный вопрос "Хипстер — кто он?" и теперь готовы вынести свои соображения на суд общественности.
Кстати, возможно, это впечатление не ложное, и фестиваль действительно ознаменует наступление времени "нового интеллектуализма". А может быть, и нет. Даже скорее нет. Но программа все равно удалась. Интересная и, главное, совсем не "книжная". Героем практически всякого события фестиваля оказывается мысль, которую мы, возможно, думаем и без всяких мероприятий или которую — приди она нам в голову — нам было бы думать увлекательно. А книги, их авторы, издатели и критики в этом случае лишь инструменты для обсуждения и оттачивания или опровержения этой мысли.
Эта ситуация не только более интересная, чем последовательность книжных презентаций и авторских вечеров, но и более безопасная — как для устроителей, так и для визитеров. Один человек с большей вероятностью может быть скучным и неумным, чем несколько — особенно представляющих противоположные мнения. В спорах рождается если не истина, так хотя бы что-нибудь занятное. Хотя и тут, конечно, никаких гарантий быть не может.
А кроме того — такая конструкция проявляет направление фестиваля. Речь здесь не идет о предпочтении, оказанном какому-нибудь определенному литературному кругу или компании, а о самом настоящем политическом направлении. Которое мы бы определили как левацкое. Устроители явно не хотели никаких демонстраций и вообще желали, чтобы цвели сто цветов, но подлинные симпатии так просто не спрячешь. Кстати, некоторые из мероприятий такого левого уклона обещают быть интересными.
Например, лекция социолога, социалиста и антиглобалиста Бориса Кагарлицкого "Левая политика в периферийной империи". Или выступление поэта Кирилла Медведева — он дебютировал заразительными заунывными речитативами, потом драматично порвал с литературной общественностью, стал "левым активистом" и с тех пор гнет свою линию с редкой у нас и очень симпатичной последовательностью. На фестивале он поднимает тему, которая формулируется таким вопросом — "Искусство может быть только коммунистическим?". Или встреча с американским философом Джоном Зерзаном — на нее стоит пойти хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть человека, про которого пишут, что он "ведущий теоретик антицивилизационного движения и активно выступает по всему миру, разнося идеи анархо-примитивизма, антиглобализма и постлефтизма".
А еще мы хотим пойти вот куда.
На украинские события.
Во всем украинском сегодня есть что-то особо нас будоражащее. Нет, это все-таки не зависть, а любопытство, но любопытство более острое и волнующее, чем общий интерес к прекрасному. Нечто сродни чувству Наташи Ростовой, вглядывающейся в толпу барышень на своем первом балу: хуже нас? лучше нас? такие, как мы? А на фестиваль приезжают действительно заметные украинские авторы. И даже всеобщий любимец Сергей Жадан.
На белорусское мероприятие под завлекательным названием "Схавацца и пачакать". Оказывается, сейчас в Белоруссии на место концепции "национального государства" выдвинулась идея "социального государства". А лукашенковский "неосоциализм" оказался толерантным к культурной альтернативе, что позволило появиться ряду неофициальных государственных институтов. И вот есть предположение, что "белорусская альтернатива" может быть работающей моделью восточноевропейского поворота к "посткоммунистическому состоянию".
На документальный фильм и круглый стол, посвященные бразильским индейцам. Фильм — просто хороший, а говорить будут про вымирание и борьбу с ним. Борьбу с помощью искусства. А раз мы тоже, по мнению некоторых, вымираем, то можем услышать какой-нибудь полезный рецепт.
На семинар, посвященный проблеме перепереводов. Приглашены, собственно, перепереводчики, например Максим Немцов и Елена Баевская, а из зала на них, наверное, будут нападать сторонники "классики". Может получиться интересная ссора.
На круглый стол "Будут ли читать Плотина?". Там будут говорить о катастрофе с изданиями классических памятников, которые составляют сердце любой библиотеки — и материальной, и мысленной. У нас таких изданий все меньше, их качество резко снижается — можно ли что-то здесь спасти или катастрофа уже непоправима?
На лекцию Олега Аронсона "Время непрофессионалов". Аронсон вопреки всем традициям русской философии рассуждает не о власти, не о России и не о прочих наглядных обладателях мистической силы, а о слабых обладателях сознания, объединенных в невидимые сообщества. В лекции "Время непрофессионалов" он выступит против засилья профессионалов и заступится за профанов.
На лекцию Ирины Левонтиной "Ворчалки о языке" — о переменах в языке, о влиянии на него современной жизни. Интернет-колонка у Ирины Левонтиной на эту тему очень хорошая.
На чтение коротких пьес, объединенных темой "Москва — будущее". Какая тема, вообще-то неважно. Но именно у молодых драматургов и именно в коротких пьесах часто получается очень живо.
На встречу с Марией Васильевной Розановой. Потому что на нее интересно смотреть. Розанова, кстати, будет представлять не такую скандальную, как "Прогулки с Пушкиным", но тоже прочищающую мозги книгу Синявского "В тени Гоголя".
И вот — несмотря на то что выше мы говорили, что собственно писатели на этом фестивале не главное, есть, безусловно, ряд авторов, на чьи выступления мы хотим пойти.
Начать с того, что мы будем внимательно следить за программой EuroReadings. Они привозят много кого интересного, например немца Илью Троянова, поляка Войцеха Кучока и, главное, важнейшую британку Кэрил Черчил — драматурга-новатора, автора знаменитейшей пьесы "Облако 9".
На вечер лауреата премии Андрея Белого за 2008 год Сергея Круглова — это редкая возможность узнать, помогают или мешают друг другу поэтический дар и сан священника.
На программу "Свиногрипп". Там можно будет услышать Андрея Родионова, талантливого поэта, чуткого медиума современной городской души, и Всеволода Емелина, яркого сатирика, от имени "обиженного русского" дразнящего защитников политкорректности. Общего у них то, что оба читают громко и с большим напором и у обоих в текстах — мрачные реалии сегодняшней Москвы.
На выступление Елены Костылевой — она прочтет стихи из последней книги "Лидия". Костылева — редко выступающий автор, стоящий в стороне от литпроцесса, именно такой, без которого литература невозможна.
И еще — там среди прочего запланирована встреча с авторами этих строк. На нее мы тоже пойдем.
ЦДХ, с 11 по 14 июняПолное расписание на сайте www.moscowbookfest.ru
Журнал «Weekend»