Художники других российских областей, как и обещал директор Выставочного зала Сергей Пчелинцев, начинают проникать в местное художественное пространство с своим словом о прекрасности нашей Родины. Осенью после васнецовского пленэра у нас побывали нижегородцы, теперь в этих стенах гостит человек из Рязани - народный художник Виктор Минкин.
Презентация его выставки, впрочем, едва не обернулась большим конфузом: в объявленный час в залах бродило несколько человек при полном отсутствии прессы. Что это, фронда и неприятие чужака местными? И такое бывало... Однако же обошлось, народ кое-как собрался, а кончилось дело подлинным триумфом и выражением восторгов относительно творчества этого весьма скромного человека и большого художника.
Весьма элитарного, сразу заметим мы, потому что праздному и суетливому глазу здесь решительно не за что будет зацепиться. Ни броских формальных приемов, ни яркой предметности - а все больше небо и земля, да снег, да лица людей, выступающие как бы из вечности. Скупая, но изысканная палитра, дымчатый свет, общая туманность и размытость границ. Вообразим себе, например, снежную равнину, где нет ничего кроме занесенного "нечто". Небо-земля практически в одной гамме, и только линия горизонта высветлена иным. И вот эту вполне реалистическую беспредметность Минкин заставляет звучать, божественно светиться. А точнее - услышать ее тишину. Несколькими энергичными небрежными мазками он обозначает центр композиции (сучки под завалом), это сильно, но все равно ничего невозможно понять. Именно - в чем дело, тайна, обаяние? Общими силами собравшихся, в итоге, вроде бы разгадали.
Живопись тишины
- Это совсем другое, по сравнению с тем, что мы когда-либо видели, - взял слово глава вятских художников Сергей Горбачев. - Мало того, что он умеет нарисовать тишину. Мы тут еще вот что заметили: он над фоном трудится больше, чем над объектом. И сами его картины зовут за холст, по ту сторону. Они, скорее, не проработаны, а прочувствованы. Я думаю, этого художника не могут не любить - такого настоящего, такого странного...
- Я бывал на Рязанщине, на родине Есенина в Константиново, и на самом деле видел это солнечное марево, как в картинах Виктора Минкина, - подтверждает реалистичность метода Александр Плотников. - Видимо, он, как и Есенин, очень долго смотрел в этот воздух. Там совсем другая область России, другая природа - без наших голубых полосок леса. И вот как, оказывается, все это можно увидеть...
Помните, проводилась такая "Культурная столица"? Все это было нам навязано, а вот именно сейчас и происходит то, что нужно. Подумайте, Виктор Алесеевич подарил музею целых шесть (!!!) своих картин (И еще одна, живописный этюд, будет разыграна для посетителей выставки, купивших билеты - М.Л.).
- Хочется умыться слезами! - необычно эмоционально высказалась в отношении картин Виктора Минкина замдиректора Кировского художественного музея Любовь Горюнова. - Я сегодня весь день под впечатлением, хотя еще утром, когда смотрела каталог, мне казалось - я ничего не вижу, о чем он хочет сказать? Где у него шкала ценностей, и есть ли она? Ограниченная палитра, цветовые нюансы, но какой мир за этим стоит? Все объяснилось, когда я увидела картины вживую. Он говорит о вечности! Но бегом это не воспринять. Он для нас - неизвестный художник, но встреча состоялась, и это счастье.
Чтобы художник Минкин не показался читателю святым, отметим его несомненное чувство юмора. В трех небольших полотнах, посвященных горячительным напиткам. Там знаковые для своего времени и определенных социальных групп емкости - "Амаретто", виски и водка - зависают все в том же туманном мареве. И это жизнь, и это от Бога!
"Вятский наблюдатель"