ЧТОБЫ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
(светлой памяти Степана Дмитриевича Яхонтова)
Рубеж 2008 и 2009 годов ознаменован 155-летним юбилеем нашего великого земляка Степана Дмитриевича ЯХОНТОВА – историка, краеведа, музееведа, археографа, педагога.
Музейный и краеведческий бум последних десятилетий, являющийся бесспорным культурным достижением наших дней, во многом был предопределен и подготовлен этим бескорыстным деятелем культуры из когорты подвижников чести.
Степан Дмитриевич Яхонтов родился 19 декабря 1853 года (1 января 1854 г. по новому стилю) в семье дьячка Богородицкой церкви села Ухорь Пронского уезда. В 1870 году он окончил Скопинское духовное училище, в 1876 году – Рязанскую семинарию, в 1880 году – Московскую духовную академию (со степенью кандидата богословия).
С 26 августа 1880 года он преподавал гражданскую историю в Екатеринославской семинарии, в 1883–1915 годы – в Рязанской духовной семинарии. Одновременно работал в Рязанском Епархиальном Женском училище, где был членом Совета и преподавал историю (1883–1902).
В начале ХХ века С.Д. Яхонтов давал уроки истории в частной женской гимназии Веры Павловны Екимецкой, мужской гимназии Николая Николаевича Зелятрова, в Мариинской женской гимназии, а в 1915–1918 годы был и директором этой гимназии.
С.Д. Яхонтов вступил в число членов Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК) с первого года ее существования (1884), и вскоре стал одним из выдающихся ее деятелей. Под его – и Алексея Ивановича Черепнина – влиянием находились многие деятели комиссии, увлеченные стариной.
Ученицы Рязанской Мариинской гимназии со своим преподавателем истории
Степаном Дмитриевичем Яхонтовым. 1916 год
В 1894 году Яхонтов стал правителем дел РУАК и редактором ее изданий, в 1905 – 1918 годы был председателем РУАК. Степан Дмитриевич был страстным собирателем исторических книг, испытывая благоговейное чувство к старинным рукописям и старопечатным книгам.
Он принимал деятельное участие в изучении церковных древностей Рязани и организации церковного музея – Епархиального Древлехранилища. На всех поприщах служил самозабвенно, не зная разницы между служебным и личным временем. Только в месяцы летних вакаций находил отдохновение от службы в каждодневном труде на земле (село Ухорь).
Последствия октябрьского переворота оказались ужасными для духовного и культурного наследия. В 1917-1919 годы архивное дело было приведено в катастрофическое состояние. Под лозунгом разрушения «старого мира» архивы уничтожал всякий, кто имел к ним доступ: мировые судьи, секретари и всякие канцеляристы… Архивными делами торговали на базарах как редькой с огорода.
Преодолеть эту разруху было задачей неимоверной трудности. Как никто другой понимая это, Степан Дмитриевич Яхонтов, взял на себя тяготы по устройству в губернии музейного и архивного дела. Он состоял в комиссии по изъятию церковных ценностей по Рязанской губернии, благодаря чему святыни из закрывавшихся церквей и монастырей оказались в музее и архиве, а не подверглись разграблению под видом «помощи голодающим».
Его 10-летний самоотверженный труд обеспечил спасение бесценных сокровищ исторического пошлого народа. Откуда бралось столько сил, чтобы строить это государственное дело в самых неблагоприятных условиях бедственного финансового положения, при отсутствии необходимых помещений, постоянно испытывая унизительные противодействия и притеснения властей?
1-го января 1928 года С.Д. Яхонтов был уволен с должности заведующего Рязанским губернским архивным бюро. Он всецело и безраздельно отдался музейному делу.
В январе 1929 года, в дни празднования 75-летнего юбилея, Степан Дмитриевич получил поздравительную телеграмму из Москвы от профессора В.А. Городцова, который писал: «…Вам и только Вам обязаны мы – рязанцы тем, что в настоящее время имеем один из самых лучших областных музеев в РСФСР… Уверены, что будущее оценит Ваши труды лучше нас и память о Вас сохранит на многие лета».
Слова Василия Алексеевича оказались пророческими: благодарные потомки поклоняются славному сыну Отечества за его человеческий и исследовательский подвиг.
С.Д. Яхонтов (сидит в центре) с сотрудниками Рязанского областного музея. 1920-е годы
В феврале 1929 года Яхонтов отказался от директорства в музее (остался на должности хранителя отдела древнерусского искусства). Замкнувшись за толстыми стенами в своем древлехранилище, он занялся любимым делом – работал, наверстывая упущенное за годы директорства до тех пор, пока не был оклеветан и окончательно втоптан в грязь.
В декабре 1929 года этого – незапятнанной честности! – труженика арестовали и продержали за решеткой сто дней без суда и следствия. Несмотря на то, что С.Д. Яхонтову фактически не было предъявлено обвинения, ему в течение трех лет запретили работать в органах Центрархива. Вынести такой приговор подвижнику чести, спасшему национальное достояние!.. Трудно придумать более изощренное изуверство по отношению к человеку, который в разгромные 1920-е годы собрал Рязанский архив (один из крупнейших в России!), и теперь созидал свой «Парадиз»! – так он называл природно-архитектурно-музейно-просветительский комплекс Рязанского Кремля.
Тягостные испытания подорвали здоровье, но не сломили богатыря духа. После освобождения, в Крестопоклонную субботу, Степан Дмитриевич пришел в храм и горячо молился за то, что вынес этот крест. Пережив жуткие унижения, он остался любящим сыном своей Родины. Веруя в ее силы и славное будущее, продолжал работать на пользу обществу, городу.
Подняться выше обстоятельств, пройти через все испытания он смог благодаря тому, что стержень его натуры составляли истинная вера в Бога, исключительная честность и преданность своему делу. Подвижничество вопреки здравому смыслу, в ущерб семье, своему здоровью и благосостоянию объяснить можно счастливым (для нас, рязанцев) промыслом Творца.
Н.Чельцова
Комментарии
Спасибо за прекрасную статью о Степане Дмитриевиче! Но, боюсь, ей бы следовало появиться несколько раньше, пока еще существовал в Рязани краеведческий музей... Теперь, когда последние экспозиции краеведческого музея закрыты для посещений и вытеснены непонятно куда - то ли на чердаки, то ли в подвалы... - информация о том, что С.Д. Яхонтов создал один из лучших в довоенной Советской России музеев, согласитесь, звучит пародийно.
Бедный Степан Дмитриевич, наверное, в своей безымянной могиле в гробу переворачивается, слыша, как закрывают музей, его детище...