В.А. Коростелев
Впервые упоминается церковь в окладных книгах церквей Рязанской епархии в 1676 году ( известна церковь с 1670 года):
«Церковь святыя велико Христово мучиница Парасковгей нарицаемыяПятница в селе Козинка
Да в приходе к той церкви. В том селе Козинке семдесят дворов крестьянских, восм дворов бобыльских, и всего восмьдесят один двор.
И по скаске за рукою тое церкви попа Григория и по новому окладу доведется с тое церкви дани по два рубли пятнадцеть алтын четыре деньги.
А прежде его с тое церкви дани не было , приход выселили с Скопина города
по пятницкому приходу и церковь построена и освещена в прошлом, во сто
семьдесят осмом году ( т.е. в 1670 г) , и тое церкви поп Григорей с того приходу данные деньги платил по ее число с ними, пятницкими попами, по старому окладу сопча».Необходимо отметить , что по переписным книгам 1629/30 года в Скопине значилось две пятницкие церкви и обе «на посаде».
«В 1784 г. поставлена новая деревянная церковь. Каменный храм в селе построили в 1883 г.Строение крыто железом.Престолов в 1850 г. было два, а в 1914 г. три .Главный в честь Прасковьи
Пятницы, пределы во имя Николая чудотворца и во имя Успения Пресвятой Богородицы.
По штату ( 1914г. ): два священника, диакон, два псаломщика. Жалования положено 294 руб. священнику, 147руб. диакону, 98 руб. псаломщику.
Кружечный доход за 1914 год получен в сумме 1800 руб. Другие источники
дохода: проценты от ценных бумаг. Земли пахотной - среднего качества - 34 дес.
Расстояние от церкви до консистории - 85 в., до местного благочинного
в с. Чуриках – 12 в., до Скопина -14 в.
Ближайшие к ней церкви и села : ц. Казанская в с. Ильинском в 3 в.,
ц. Ильинская в с. Высоком в 4 в.
В приходе две земских школы. Приход в 1850 году : 232 двора , 974 мужчин
( 23 грамотных),1003 женщин (3 грамотные), в 1914 году 758 дворов, 2849
мужчин, 2918 женщин.»
В одной из этих школ когда-то училась и моя бабушка Коростелева ( Артюшкина ) Мария Ивановна ( 1892-1980) , окончив два класса она умела расписываться , помнила стихи, в основном церковного содержания и отлично знала по титулам всю семью Романовых.
Служители Пятницкой церкви села Казинки:
священник Григорий ( 1676)*священник Петр Осипов ( 1710-1722)
Одна из первых записей о настоятеле церкви появляется в 1710 году в переписной книге:
« в том селе церковь воимя Святой Мучиницы нарицаемой Параскевы Пятницы У той церкови Поп Петр Осипов …».
священник Аггей Петрович перемещен в 1736 году
священник Василий Панкратьев рукоположен в 1736 году
дьячок Осип Иванов - в окладной книге подушного сбора в 1746 году
упоминается в с.Казинка бывший дьячок Осип Иванов сын Попов
священник Моисей Васильев (1760)
иерей Леонтий Автономов (1771)
диакон Автоном Иванов ( 1771)
иерей Иоанн Автономов (1796-1820)
диакон Лука Иванов (1796)
дьячок Автоном Наумов (1798-1832)
- в духовной книге за 1798 год писано « на дьячьковое место назначенный церковник Автоном Наумов – 15 лет »- в следующем году он был повенчан;
иерей Стефан Иванович Смирнов (1815-1851)
диакон Василий Яковлев ( 1832)
пономарь Дмитрий Прокофьев ( 1832)
священник Евфимий Васильевич Славянский (1866)
священник Василий Петрович Скрижалин (1867-1892)
диакон Василий Кораллов (1851-1872)
дьячок Иван Козлов (1866-1916)
пономарь Иван Гриднев (1866-1910)
диакон Василий Игумнов (1866-1888)
священник Александр Аннин ( 1895)
диакон Василий Чельцов (1890-1894)
священник Григорий Стрекалов (1891-1918)
диакон Степан Прилуцкий (1895-1897)
священник Сергей Лебедев (1897-1916)
диакон Иван Игумнов (1902-1918)
псаломщик Федор Кустодин (1907-1912)
диакон Иоанн Покровский (1906)
после 1917 года служителем церкви был священник Орлов Петр Николаевич (1899 - 14.9.1937), растрелян на Бутовском полигоне, а месяцем позже священник Покровской церкви села Пупки Козлов Владимир Яковлевич (1889 - 13.10.1937).
Особо необходимо отметить о ведении служителями церковных документов - метрических и духовных книг. Священники Пятницкой церкви вели эти книги педантично, не вдаваясь в подробности, отмечая , если умер то «от чахотки», «от старости», «от водяной», «от простуды» или « от кашля», «от каклюши» , если сословие то просто «отставной солдат» , в отличии от настоятелей церквей, мне известных, писавших в книгах помимо всех необходимых данных (сословие, возраст, гражданское состояния, причина смерти и.т.д.) и какие то подробности. Например, священники Николаевской церкви села Луцино, Звенигородского уезда иногда писали очень подробно: «от воспаления правого легкого и окаменения живота » или «от старческого изнеможения телесных сил» , а что касается сословия, то непременно « Верейской округи, ведомства Государственных имуществ, Горковской волости, села Кубинского крестьянина…» или « Отставной унтер-офицер Его Императорского Величества Михаила Николаевича 64 Казанского полка Адам Иванов …», « Билетный солдат Московской пожарной команды, Причистенской части пожарный служитель …», а если какой дворянин, то с должностью и перечислением имеющихся у него орденов. При вступлении женщины во второй брак почти всегда « умершего крестьянина Василия Никитича Кучумова жена вдова …». И то сказать, приход Пятницкой церкви был большой , поэтому крестили, венчали и отпевали в один день до десятка человек, а все таинства исполнить необходимо точно. Но все-таки, когда у священников было хорошее настроение, они могли себе что-то и «позволить». Вот какую актовую запись о венчании моего предка Евстегнея Кодратьева сына Скалина сделал 8.01.1771 года за №1 Пятницкий иерей Леонтий Автономов « Отрок крестьянин Евстегней Кондратьев попелъ девку дочь, оба они первым браком» , а священник Иоанн Автономов всегда эмоционально, с уважением писал в духовных книгах за 1796-1799 г.г. « Села Высокого престарелый иерей Макарий Назарьев» . Несомненно, у протоирея церкви села Луцино Константина Яковлевича Протопопова (прослуживший больше пятидесяти лет в церкви, не считая обучения в Спасо- Вифанской семинарии ) и в 1909 году, тоже настроение было приподнятое, когда крестил своего сына мещанин Иван Васильевича Грозной. В актовой записи о родителях ребенка священник написал «Звенигородский мещанин Иван Васильевич Грозный и жена его Пелагея Стефановна» . И наоборот, настроение было скверное при крещении сына волостного писаря по фамилии Мараки и тогда в метрической книге он написал ее как « Марака» , имея ввиду его род занятий его «бумагомарака» . По записям в книгах, а иногда и контексту можно многое прочитать между строк. Внимательно изучая записи в метрических книгах, для себя я отметил, что наверно, какие то уважительные отношения были у моего предка Петра Евстегнеева сына Скалина со служителями местной церкви, иначе как объяснить запись от 30 января 1817 года , когда в графе «кто были восприемники» при крещении сына Петра Евстегнеевича священник отписал: «Иерей Иоанн Автономов, священник Стефан Иваном со своим причтом» , а через год священник Стефан Иванов снова в восприемниках дочери крестьянина Мирона Петрова сына Скалина.Священники пятницкой церкви, видимо , отличались с давних пор достойным поведением , поэтому в показаниях командированных стрельцов в 1688 году (в
съезжей избе города Скопина) « для винной выимки… совместно с подъячим Переславль-Рязанского Кузьмой Тюшевским», писано: «… были в селе Лопатине у попа Леонтия, на дворе и ничего у него не выняли, да в селе Павельце у крестьянина у Ивашки Хирова выняли у него на дворе только железны крючья, на чем железный котел вешают. В селе Хворощевке, на дворе у попа Юды , никакого питья не выняли, в селе Мшанка у попа Андронина выняли у него в боченке с ковш вина, да в селе Муравлянке у крестьянина Степки Веселого выняли бочку браги , да у него взял он , подъячий Кузьма трех лошадей…». Стрельцы ходили, как правило, в те дворы «на которых извещал выемщик» и в этот раз смотрели по всей волости, но в Казинку ехать нужды видимо не было. Интересно, но почти в то же самое время, в 1689 году 29 ноября стрелецким караулом задерживается в Красных воротах житель Верхнего посада Звенигорода Иван Слатоешкин. Принес вино " скляницу виницейку с вином полну меж ногами в портках ".И далее отмечено: " Купил на Вяземе на кабаке ".
На протяжении 400 лет служители Пятницкой церкви крестили, венчали, отпевали, вселяли веру в души сельчан и моих предков по линии отца. Низкий им поклон.
Примечание: * - обозначены годы когда священнослужители упоминались в документах.
Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. Кн. 1.,стр360-361 Серия: Источники истории Рязань Александрия 2004г; Сказки о [ дворцовых] волостных и градских крестьянах с подворной росписью г.Скопина и уезда.1719г.РГАДА,ф.350,оп.2ч.2,д.3175, л.25-28об; Книга окладная приходных денег и подушных сборов. РГАДА.ф.572,оп.1,д.10,л.42 об. ,1746 год; Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.Рязань.,1996г.,Т.2., стр.215; Писцовые книги Рязанского края XVI-XVII вв. Том I, выпуск 3.стр.569. Подгот. к изд. Цепковым А. И. Рязань. Узорочье 1998г. ; Метрические книги Скопинского уезда ф.627.оп. 253,д.9,л.1,д.42,л.1,1об.д.43,л.2,д.44,д.127,л.л.1261-1262,л.л.1265об.-1266,1241об.-1242,,д.57,л.4об.д.94,л.л.754об-755,д.148,л.162об.-163,д.139,л.л.13-14,л.л.24об.-25, оп.274, д.200,л.л.191об.-192, д.201,л.213об-204,д.202,л.л.101об.-102, л.л. 238об.-239, л.л.241об.-242 ,д.203, л.л.254об-255.д.204,л.18об.-19, д. 205, л.л.67 об.- 68, л.л. л.л. 141об.-142, Духовные книги Скопинского уезда ф.627, оп.57,д.95, л.21,оп.54,д.82,л.101; Метрические книги Звенигородского уезда ф. 203, оп.780,д.874л.л.317об.-318, д.3640,л.л.434об.-435, д.2299,д.3934,л.л.382об.-383, ф.203,оп.745,д.2060,л.л.1580-1581;Скопинский уезд в прошлом. Ильинский В.Н. Скопин , 1928 г.cтр.32; Дело о задержании стрелецким караулом в Красных воротах жителя Верхнего посада Звенигорода Ив.Вас. Слатоешкина. РГАДА,ф.125,оп.1.д.47.
Комментарии
С 1917 г. служителем Пятницкой церкви был священник Орлов Петр Николаевич, который является моим прадедом. Совсем недавно, в 2007 г., наша семья узнала, что прадед растрелян и похоронен на Бутовском полигоне. Мой дед, Николай Петрович Орлов, умер в 2008 г., к сожалению так и не побывав на могиле своего отца.
недавно на одном из сайтов я видел ее фото,
но несколько неудачное.Зато авторы этой фотографии в самом тексте публикации отмечают , что Пятницкая церковь своей красотой "поражает воображение".К своему стыду, пока до села Казинка я не доехал.Какая то мистика,но из моего окна в Москве видна церковь и тоже Пятницкая,видимо что то в этом есть.Во всяком случае для меня это напоминание.Рад буду, если у кого-то найдется достойная фотография и ее можно разместить в тексте.
C Уважением.
Спасибо за публикацию! Владимир, существует ли церковь сегодня?