Изначально наши предки—восточные славяне—жили в северных предгорьях Карпат. Примерно в VI веке н.э. различные племенные союзы восточных славян начали переселяться на новые места проживания. Поляне и древляне—в район Среднего Поднепровья; дулебы—на территорию Восточного Прикарпатья; словене—на берега озера Ильмень, рек Волхов и Ловать; кривичи и радимичи—в район верховий Западной Двины, Днепра и Волги. Тогда же, около VI века, на среднее течение реки начали проникать племена окских вятичей. Затем, в VIII-XI веках с берегов верхнего Днепра и Западной Двины на левый берег Оки стали переселяться кривичи.
Наиболее сильный поток пришелся на IX-XI века. Они пришли на среднее течение Оки с берегов Дона: оттуда нашим предкам пришлось отступить под натиском степных кочевников. Переселялись на берега среднего течения Оки и жители Поднепровья.
Исторические источники не дают точного ответа, почему околоVI века восточнославянские племена начали сниматься с обжитых мест. Возможно, причина была экономической: наши предки придерживались довольно расточительного типа земледелия — подсечного, для которого необходимо много земель, с постоянно «блуждающим» состоянием племени.
Очевидно, недостаток пашенных земель совпал с резким увеличением численности восточных славян и Великим переселением народов в IV-VII веках, с изменением климатических условий. Великое переселение народов могло вызвать и фактор политического порядка—столкновения с германскими племенами, более воинственными и в силу длительных контактов с Римской империей—более высокоразвитыми, особенно в военном отношении.
Переселение на Восток открывало путь на новые земли, давало возможность выжить. Те славянские племена которые остались на своей прародине и не ушли на восток, испытали в дальнейшем (VIII-XII вв.) мощное воздействие германцев и были либо ассимилированы последними, либо истреблены (как, например, бодричи и лютичи в среднем и нижнем течении Лабы).
Пути движения восточных славян на территорию нашего края. Репродукция с карты А. Монгайта.
В процессе переселения восточные славяне двигались вдоль рек, селились на лесных опушках. Обширные леса междуречья Волги и Оки были им неведомы, там обитали разрозненные финно-угорские племена.
Отношения с местными племенами мещеры, муромы и мордвы были у переселенцев-славян вполне мирными. Археологи не нашли следов военных столкновений.
Можно предположить, что большая часть финно-угорского населения покинула эти места задолго до появления восточных славян. Оставшиеся небольшие группы мещеры, муромы и часть мордвы растворились среди более многочисленных пришельцев.
Восточнославянский город. С картины М. Преснякова.
Славяне и финно-угорские племена учились друг у друга, заключали смешанные браки, чем дополняли свои собственные быт и культуру.
В этом и состоял заложенный восточными славянами и переданный в наследство русскому народу принцип освоения исторического пространства—мирное сосуществование различных народов, дружба и обмен опытом.
Следами контактов финно-угорского и восточнославянского населения являются некоторые географические названия (Мещера, город Муром, реки Ока, Пра, Пара, Унжа, Мокша) и черты традиционных народных костюмов местных жителей.
А еще от финно-угорских племен нам в наследство достались сказочные герои. Страшные и могущественные божества и духи финно-угров—Леший, Баба-Яга, повелитель подземного царства Кащей стали привычными героями волшебных сказок русского народа.
Археологические раскопки поселений восточных славян дают многочисленные находки сельскохозяйственных орудий, жерновов, зерен злаков, больших зерновых ям-хранилищ. Это позволяет сделать вывод, что восточные славяне занимались пашенным земледелием.Они разводили скот, охотились и ловили рыбу. От соседей финно-угров наши предки научились сбору меда—бортничеству. Они прекрасно знали кузнечное, гончарное, ткацкое и другие ремесла.
К IX веку у славян уже не было родовой общины. Теперь в общину объединялись не только родственники, но и соседи. Так вместо родовой возникла соседская община. Она делилась на семьи. Славянские семьи были довольно большими, в каждую семью входило несколько поколений родственников. Во главе стоял старший и самый уважаемый из родственников, а во главе всей соседской общины — выборный старейшина. Руководили племенами военные вожди — князья. Вместе с дружиной князья защищали племя от врагов.
Крупные поселения славян (города) обносились валом и деревянным частоколом. Семьи жили в прямоугольных землянках и полуземлянках, наземных бревенчатых избах.
Древнерусский терем из Старой Рязани. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича
Рязанские избы:
1 —двухкамерный дом в каркасной технике (2-6—срубные);
2—изба с пониженным полом и печью по продольной оси;
3—изба с заглубленным полом и столом в красном углу;
4—изба со «столом-скрыней»—ящиком для хранения продуктов;
5—изба с полатями и нарами;
6—изба со сложным устройством потолка и тамбуром (сенями)
перед входом.
Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича.
Языческие обряды восточных славян: «заглядывание в круг». С картины М. Преснякова.
Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись многим богам (от славянского слова «языцы»—многие). Наши предки, особенно вятичи, долго сохраняли языческий обычай сжигать умерших. Пепел и кости они собирали в глиняный сосуд, помещали в деревянный сруб, а над срубом насыпали земляной холм-курган.
В 988 году киевский князь Владимир Святославович отрекся от язычества и принял для Руси христианство православного толка. Вместе с заселением нашего края восточными славянами сюда начали приходить и православные монахи-проповедники. Однако упрямые восточные славяне долго противились христианской вере, не принимали священников и даже убили в своих глухих лесах киевского монаха Кукшу.
Обряды восточных славян: «солнечная карусель». С картины М. Преснякова.
В 1096 году впервые в летописи упомянута Рязань. Она была основана переселенцами-славянами в 60 километрах ниже нашего города по течению Оки, на территории нынешнего Спасского района (сейчас— село Старая Рязань).
Происхождение названия «Рязань»
Трудно объяснить происхождение и значение слова «рязань». Так называли и всю Рязанскую землю, и ее столицу. В наиболее древних текстах слово употреблялось не в женском, а в мужском роде. Существует несколько версий происхождения этого географического названия.
Семилопастные височные кольца вятичей. Железо, X век.
Височное украшение Железо, XI-XII века.
Височная подвеска-колт. Серебро, XII век.
«Трехбусинное» височное кольцо. Серебро, XII век.
Серебряный браслет, XII век.
Согласно второй версии слово «рязань» славянского происхождения, производное от глагола «резать». Наши предки жили на окраине славянского мира, на границе со Степью, и в силу этого постоянно сражались — «резались» с внешними врагами. Возможно и то, что наши предки считались «отрезанными» от тогдашнего центра Древней Руси—Киева.
Многие ученые связывают происхождение слова «рязань» со словом «ряса», которое означает топкое место, или «ряска»—речная водоросль. Действительно, в бассейне Оки много похожих названий водоемов. Здесь протекают речки Становая Ряса и Раковая Ряса. Возможно, от этого значения произошло название города Ряжска. Существовало в XV-XVI веках и Рясское поле на юге Рязанского края. Однако сама Рязань располагалась не в топком месте, а на высоком берегу Оки.
Еще одна версия выводит название Рязани из слова «ряж», которое обозначало деревянный сруб, наполненный песком. Его использовали в Древней Руси для постройки укреплений.
В некоторых русских диалектах слово «рязань» употреблялось в значении «дикая яблоня». Это позволило выдвинуть версию о том, что так называли место, где было много яблоневых деревьев. Высказывались предположения, что «рязань»—это производное от личного имени «Ръзань», то есть «вырезанный».
Отдельные шведские ученые пытались доказать, что слово «рязань» имеет скандинавское происхождение и свидетельствует о появлении здесь варягов. Однако археологи не отыскали на берегах Оки их следов.
Как мы видим, происхождение названия нашего города и края до сих пор остается загадкой, которую еще предстоит разгадать.
По материалам книги "Мой родной город Рязань"
Комментарии
Благодарю.