каком смысле не является наукой. За
словом «история» сегодня скрывается
частично коллекция допотопных
анекдотов, частично – набор колотых
горшков, а по большей части – дырка
от бублика.
И. Стогов «Пепел империй».
Здесь вам не равнина…
Занявшись «сакральной географией», то есть привязкой места, где разворачиваются мифологические события, к реальным географическим объектам, я очень скоро убедился, что проще всего место действия локализовать относительно гор, поскольку у любого этноса, вне зависимости от расовой его принадлежности и региона нынешнего обитания, в системе верований наличествует некий горный массив, имеющий статус «священной горы».
Лучше гор могут быть только горы… (фото автора).
Выявленную мною закономерность без труда может проверить любой желающий, внимательно перечитав мифы народов мира. Простое перечисление вершин, имеющих в разных культурах культовое значение, даже совершенно далёкому от истории и географии человеку, бьюсь об заклад, преподнесёт пару-тройку знакомых названий: Арарат, Афон, Белуха, Брокен, Голгофа, Гунунг-агунг, Елеонская, Ехе-ёрд, Жима, Иеремель, Кайлас, Кук, Лысая, Монсеррат, Нагарджун, Ненты, Олимп, Парнас, Пэкту, Сион, Синай, Сулейман, Тантарифо, Улурез, Фавор, Фудзияма, Хира, Хуашань, Ыдыг-таг, Юнгдрунг-гуцер, Яман-тау…
И это лишь немногое из того, что выбросит интернетовский поисковик на запрос «священная гора». Причём, всё это реальные географические объекты – они нанесены на карты, на их склонах воздвигнуты города и святилища, поклониться им ходят паломники, ими любуются туристы, в их недрах ковыряются геологи, на них карабкаются альпинисты. Зачастую, горы единственный персонаж сказок или священных текстов, дошедший до нас сквозь время. И потому можно утверждать, что любая «священная вершина» живёт сразу в двух измерениях – реальном и сакральном.
Но, как известно, любое правило существует лишь для того, чтобы делать из него исключения. В нашем случае исключений три – во всей мировой мифологии есть всего три горных массива, местонахождение которых в настоящий момент неизвестно. Это ведическая гора Меру, исламская гора Каф и древнегреческие Рипейские (Рифейские в другом написании) горы. То, что возвышенности с такими названиями не значатся на современных географических картах, дало основания считать их легендарными. Как сказал бы по этому поводу живой классик и завсегдатай нашего сайта Eduard: «Раз, нет – значит, и не было!».
В 1977 году в издательстве «Прогресс» (очень подходящее название, особенно, если считать прогрессом огульное охаивание наследия предков) четвертьмиллионным тиражом вышла книга американского писателя Раймонда Рамсея «No Longer on the Map», чьё название неудачно было переведено как «Открытия, которых не было». Для юных наших читателей напомню, что 1977 год – это пик «холодной» войны, апогей идеологического противостояния СССР и США. Чтобы в ту пору советское издательство выпустило в свет книгу американского писателя, тому надо было вывернуться наизнанку в описании ужасов судов Линча над бесправными неграми. Прочитав же творение товарища Рамсея, я понял причину запредельной толерантности к нему советской цензуры – «прогрессивный американский писатель», как тогда было принято выражаться, мог бы без переучивания преподавать на кафедре истории КПСС любого советского ВУЗа. В своей книге Рамсей с энтузиазмом инквизитора громил и развенчивал мракобесные выдумки об Атлантиде и Эльдорадо. Не обошёл он своим вниманием и Рипейские горы. Вердикт американского прогрессивиста в отношении проблемы был категоричен и безаппеляционен, как приговор революционного трибунала: «Рифейские горы – это пример географического мифа, рождённого литературным капризом» (Р. Рамсей «Открытия, которых не было», глава 11). Данная фраза являет собой квинтэссенцию взглядов исторических материалистов на затронутый нами вопрос.
Но, как я выяснил позже, проблема легендарных гор, стала тем редким случаем, когда адепты официальной науки и представители религии проявили полное единодушие. Например, лидер буддистов Далай-лама XIV высказал своё отношение к ней в следующем ключе: «Во многих текстах присутствует упоминание о горе Меру. Утверждается, что она расположена в центре Земли. Но, если бы она действительно там находилась, то, следуя описанию, приводящемуся в священных текстах, её можно было бы обнаружить. По крайней мере, мы должны были бы получить некоторые указания относительно её местонахождения. Однако таких указаний нет. Следовательно, мы должны интерпретировать это утверждение не в буквальном смысле, а как-то по-другому».
Далай-лама XIV – или этот человек лжепастырь, или он искренне не понимает во что верует!
Вот так! – игра воображения, фантазия воспалённого рассудка и не более… Брякнуть такое Далай-ламе, всё-равно, что Папе Римскому заявить, что Голгофа – вымысел евангелистов и понимать этот образ надо не буквально, а фигурально. А, ведь, в буддизме роль горы Меру не меньше, чем в христианстве роль горы Голгофы – он рассматривает Меру, как центр всех материальных и духовных вселенных.
Мандала – сакральное буддистское изображение Вселенной; квадрат в её центре и есть схематическое изображение горы Меру.
Но, если Меру надуманный образ, тогда и весь остальной буддизм – не более, чем бабкины сказки! А заодно и ведические верования, и индуизм, и маздеизм, и зороастризм, и митраизм, и кришнаизм – в каждой из этих религий упоминается Меру. И не просто упоминается, а занимает центральное место.
В «Вишну-пуране» говорится, что гора Меру существовала ещё до рождения нашей Вселенной. Она была внутренней оболочкой Мирового яйца, из которого произошло всё сущее: «Внутренней оболочкой наделённого великим Атманом Мирового яйца была гора Меру, а внешней оболочкой – горы; околоплодные воды образованы океанами. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, дэвы, асуры и люди. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнём, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделёнными десятью качествами и великим принципом творения». Эта цитата представляет собой ни что иное, как изложенную архаичным языком теорию Большого взрыва, которая является сейчас господствующей в академической науке версией происхождения нашей Вселенной. Уже одно это заставляет задуматься и зауважать, но продолжим о Меру.
Ведическая космогония – представление об устройстве Вселенной – наиболее детально изложена в трактате Парашары: «…В сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар – носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На её верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На её нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов. Со всех сторон от Меру располагаются острова или континенты, вытянувшиеся подобно лепесткам перевернутого лотоса. В обоих направлениях от Меру посреди неба неподвижно стоят две Полярные звезды. Пещеры под Меру – это паталы, и в этих таинственных местах блуждают прелестные дочери дайтьев и данавов, пленяя даже самых строгих. Ниже семи паталов находится исходящее из самой тьмы ложе Вишну – Шеша. Это огромный змей с тысячью голов, каждая из которых отмечена мистическим знаком свастики. Именно на этом змее Вишну спит на протяжении периодов творения, и на многочисленных головах змея покоится мир».
Развёрнутое и поэтичное описание внешнего облика Меру даёт «Матсья-пурана»: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны – красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны – жёлтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны – чёрный, подобно цвету шудр. Высота её 86000 йоджан, из которых в земле находится 16000. Каждое ребро четырех её сторон составляет 34000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: дэвы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоём Манаса, а вокруг этого водоёма с четырёх сторон обитают локапалы, а они – хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой обитают ракшасы, пишачи и якши; Хемакута – из золота, на которой обитают гандхарвы».
Фантастики в этом описании, конечно, предостаточно. Одна только названная высота горы 86 000 йоджан, соответствующая 1 204 000 километров, превышает в три раза расстояние от Земли до Луны. Обоснованные сомнения вызывает и порода горы – будь бы она из золота, то этот металл стоил бы дешевле грязи. Откинем явно сказочную шелуху и оставим из процитированного фрагмента себе на заметку только здравые мысли. Таковых я вижу две. Первое, гора Меру – это не отдельно стоящая вершина, а горная гряда. Как целая горная страна с вершинами до неба представлена Меру и в «Махабхарате». Располагается она далеко на севере, а главный её пик носит название Мандара. И второе, Меру занимает некое центральное положение, поскольку по четырём её сторонам обитают локапалы – хранители сторон света.
Упомянутая эпическая поэма «Махабхарата» не просто описывает Меру, но и указывает её расположение, дополняя гипотетическое «на севере» детальной картиной звёздного неба над ней: «На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная великой доле; на ней обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворивший… Великая Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши [созвездие Большая Медведица]… Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода – день, полгода – ночь, одна ночь и один день вместе равны году».
Побейте меня камнями, если это не описание Северного полюса! Только над ним постоянно в зените находится Полярная звезда, а вокруг неё кружатся созвездия. Полугодовые ночь и день это описание другой реалии высоких широт – полярных ночи и дня. Во время полярного дня Солнце, как известно, вообще не заходит, а кружит по спирали над горизонтом – эту деталь отразил другой отрывок «Вед»: «Однажды гора Виндхья позавидовала горной вершине Меру, вокруг которой совершают свой путь солнце, луна и звезды. Гора Виндхья сказала солнцу: «Каждый день от зари до заката ты обходишь Меру, окружая ее сиянием и блеском. Я хочу, чтобы и меня ты почтило, обойдя вокруг меня слева направо!». Но солнце отказалось исполнить просьбу Виндхьи. «Не по своему желанию обращаюсь я вокруг горы Меру, – сказало солнце, – а по воле Творца вселенной. Путь этот мне предуказан, и я не могу от него уклониться». Очень точно подмечено, что небесные светила не просто проходят над Меру, а движутся вокруг неё. Для наблюдателя, находящегося на Северном полюсе или рядом с ним, движение Солнца будет субъективно восприниматься, как движение по кругу слева направо. Именно так воспринимается оно Виндхьей.
Наземная локализация легендарной горы в перечисленных источниках тоже указана детально: «На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа [Светозарный Белый остров]». И опять же в образе Молочного моря легко угадывается Северный ледовитый океан.
Карта Герарда Меркатора фантастически соответствует ведическим описаниям циркумполярного региона: архипелаг из нескольких крупных островов и гора в точке полюса.
Север столь часто упоминается в связи с горой Меру, что её местами называют одной из «северных гор»: «И он [Индра] правил мирно в своем небесном царстве, в тысячевратном городе Амаравати, полном золота и драгоценных камней. Путь в тот небесный город лежит через северные горы, до вершины Меру и от неё далее по звёздной дороге; но прекрасный город небожителей невидим для глаз грешника».
Индра во дворце в своём городе Амаравати на касающейся облаков вершине горы Меру.
А поскольку через полюс проходит ось вращения планеты, то нет несоответствия и с догматом, что Меру расположена в центре мира: «В самой середине земли возвышается гора Меру. Её вершины, недосягаемые для людей даже в мыслях, упираются в небесный свод и отражают блеск солнца. Она стоит, закрывая небо, и с ее склонов, на которых растут дивные деревья и травы, сбегают вниз быстрые реки, а высочайшие её утёсы украшены сверкающими, как солнечные лучи, драгоценными камнями. Там стоят великолепные дворцы богов. Боги, асуры, гандхарвы и апсары посещают её прекрасные рощи, оглашаемые пением сладкоголосых птиц; там и на окрестных горах они предаются беззаботным играм и развлечениям».
В последних цитатах, хотя и подчёркивается обилие золота и драгоценных камней на склонах Меру, уже не говорится, что она целиком из золота. В отношении её геологии источники значительно расходятся: одни называют её самоцветной, другие хрустальной. Что ещё? «С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие – на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки. Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, а величайшая из вершин – Мандарой. За горами Меру полгода длится день и полгода – ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания». «Застывшая вода» нам хорошо известна как лёд, а её «причудливые очертания» – как сосульки и узоры инея. Тут надо вспомнить то, что в любой литературе, особенно поэтической, любые самоцветы, хрусталь, а так же стекло являются коррелятами льда. Его обилие для «северных гор» вполне объяснимо, поэтому данный факт тоже отнесём к заслуживающим доверия.
Остров Шветадвипа достаточно густо населён – здесь расположена не только обитель богов, но и «Страна блаженных»: «Высоко над злом возвышается страна вечного счастья. Здесь не холодно и не жарко. Покрытая рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, все благоухает ароматами цветов. Здесь не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны все равны между собой, не знают забот и горя; наслаждаются всеми благами жизни». Однако, попасть туда простому смертному очень не просто, так как «…на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото».
Ведическая Меру описана в другом величайшем арийском писании «Авесте». Там она носит название Хара (она же Харати, она же Хараити, она же Хара Березайти – Высокая Хаара):
1. Сперва гора восстала,Спитама-Заратуштра,
Высокая Харати
Поднялась на земле,
Что окружает страны
С заката до восхода;
Второй гора Зэрдаза
Восстала на земле
С той стороны Мануша;
Что окружает страны.
С заката до восхода. («Авеста», Гимн Хварно).
Именно Хара Березайти изображена на картине И.С. Глазунова «Вечная Россия».
Хара Березайти тоже не отдельная вершина, а горная гряда. «Авеста» даёт нам ещё один опорный элемент, который не упомянут в «Ведах» и «Пуранах» – эта гряда вытянута в широтном направлении «с заката до восхода», то есть с запада на восток. Очень важная деталь!
Самый высокий пик гряды Хара Березайти – гора Хукарья (авестийское название ведической Мандары):
Мы почитаем Митру...Которому молился
Лучистый, властный Хаома
Целебный, златоглавый,
На высочайшем пике
Высоких гор Харати,
Зовущемся Хукарья,
Незагрязнённый – чистым,
Барсманом безупречным,
И возлияньем чистым,
Словами без ошибок. («Авеста», Гимн Митре, XXIII).
Как на Меру берут начало величайшие реки, так и на Хара Березайти расположены истоки священных авестийских рек Ра (Ранхи), Русийи, Ардви-Суры:
3. Молись великой, славной,Величиною равной
Всем водам, взятым вместе,
Текущим по земле.
Молись текущей мощно
От высоты Хукарья
До моря Ворукаша.
4. Из края в край волнуется
Всё море Ворукаша,
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озёр,
Любое из которых
За сорок дней объехать
Успеет только всадник
На добром скакуне.
5. Одна протока Ардви
Течёт на семь каршваров,
Стекая равномерно
И летом, и зимой,
И освящает семя
Мужей и лоно женщин
И дарит молоком. («Авеста», Гимн Ардви-суре). 96. Молюсь горе Хукарья,
Преславной, золотой,
Что поднялась высоко
В рост тысячи мужей,
С которой к нам стекает
Благая Ардви-Сура,
Она стремится мощно
И столько счастья носит,
Сколько все эти воды,
Что по земле текут. («Авеста», Гимн Ардви-суре).
Климат у истоков Ардви-Суры мягким не назовёшь. «Авеста» говорит о длинных, по полгода, зимах с жестокими морозами от которых из шести притоков священной реки пять замерзает. А сама богиня реки изображается прекрасной девой в бобровой шубе (это при том-то, что в Индии и в Иране шубы не требуются, а бобры не водятся!):
126. Она явилась зрима,Благая Ардви-Сура,
Прекрасной юной девой,
Могучею и стройной,
Высокой и прямой.
Блестящей, благородной
В наряде с рукавами,
Расшитом золотом.
127. Неся барсмана прутья,
Златой, четырехгранной
Красуется серьгой,
И на прекрасной шее
Надето ожерелье
У родовитой Ардви.
А талию стянула
Она, чтоб грудь казалась
Высокой и тугой.
128. Надела диадему
Благая Ардви-Сура
Стозвёздную, златую,
Подобьем колеснице
И из восьми частей,
Украшенную лентами
С красивым ободком.
129. Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трёхсот бобрих,
Четырежды родивших
Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех,
Так сделанную, чтобы
Смотрящему казалась
Она покрытой золотом
И полной серебром. («Авеста», Гимн Ардви-суре).
Длительные многоснежные зимы с жестокими морозами; реки, скованные льдом; промёрзшая земля, по твёрдости не уступающая камню; причудливые узоры инея вызывали искреннее удивление у другого представителя «тёплых стран» Геродота. Описывая Рипейские горы, он отмечает, что в странах, лежащих у их подножий «…зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костер... Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло» (Геродот, книга IV). Удивила его и комолость скота в этом регионе, тогда как для северных районов это нормальное явление.
Предгорья Рипеев Геродот заселял фантастическими существами, возникшими, скорее всего, в результате ошибок перевода и неверных толкований – сведения о Рипейских горах Геродот получал из третьих рук от скифов. А, вот, информацию о тамошних запасах драгметаллов, коммерсант Геродот, думается, собирал более тщательно и проверил неоднократно: «На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди-аримаспы» (Геродот, книга IV). Последнюю фразу можно было бы счесть очередным враньём «отца истории», если бы чуть выше мы уже не столкнулись с дословно схожим свидетельством из индийского источника.
Геродот и позднейшие авторы – Псевдо-Гиппократ, Дионисий, Евстафий, Вергилий, Плиний – непременно связывают Рипейские горы с легендарной страной Гиперборей (опять же являющуюся полным аналогом Страны блаженных из «Махабхараты»), отчего иногда их называют Гиперборейскими. Дословно это название переводится, как «лежащая выше Борея [Северного ветра]». Отмечая «невыносимую стужу» по эту сторону Рипейских гор, они дружно рассказывают о благодатном климате Гипербореи, расположенной по ту их сторону, то есть ещё севернее. Гиперборея называется античными авторами родиной солнечного бога Апполона. Туда, согласно преданиям он улетает каждые 19 лет на своей небесной колеснице навестить свою мать богиню Лето. Как-то плохо сочетаются наши представления о Заполярье с древнегреческими взглядами на него, как на родину солнцебога и место обитания летней богини.
Цитат можно было бы привести множество, но дабы не перегружать ими наше исследование позволю привести только одну, наиболее характерную, из Плиния Старшего: «За этими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. ...Нельзя сомневаться в существовании этого народа» (Плиний «Естественная история» IV, 26).
В одном этом сообщении столько сходства с описаниями ведической Меру, что смело можно заявить – Рипейские горы и гора Меру один и тот же географический объект!
Античные авторы помимо красочных описаний Рипейских гор оставили нам и карты с их изображением. Крупный горный массив, протянувшийся на севере Европы с запада на восток, в районе 52-62 градусов северной широты, изображали Гекатей Милетский, Гесиод, Эратосфен, Агриппа, Птолемей.
Упрощённая схема карты мира по Гекатею Милетскому: Рипейские горы у него пересекают центр Европы и смыкаются с Кавказом.
По крайней мере, до Азовского моря доходят они и у Птолемея (современная реконструкция карты Сарматии Птолемея).
У Гесиода они гораздо севернее.
А у Эратосфена начинаются уже выше 54° северной широты.
Вооружённые их картами путешественники очень скоро испытали глубокое разочарование не найдя в указанном месте не только гор, а даже холмов, но, по инерции, Рипейско-Гиперборейские горы картографы упорно продолжали обозначать до XVI века. Этот факт и дал основания Р. Рамсею обозвать Рипейские горы «географическим мифом».
А когда Европу изучили достаточно хорошо, чтобы убедиться в отсутствии на её территории Рипеев, то их перенесли в таинственную, варварскую Московию, о которой тогда среднестатистический бюргер знал не больше, чем и теперь: морозы, медведи, водка из самовара… В последний раз название Гиперборея встречается на карте России, датированной 1606 годом. Если это и миф, то только остаётся позавидовать его живучести. Задержаться в короткой человеческой памяти на 3000 лет удаётся далеко не каждой прописной истине, а для голой выдумки это рекорд!
К 1606 году по представлениям европейцев Гиперборея сместилась в район Новгорода.
Меньше всего информации имеем мы про третью легендарную вершину – гору Каф, упомянутую в многочисленных мусульманских источниках. Ислам уже не придавал такого значения рекам и горам, дабы те не отвлекали правоверных от поклонения истинному божеству. Но, тем не менее, описаний достаточно для того, чтобы разглядеть даже невооружённым взглядом сходство Каф с ведической Меру.
«Господь Вседержитель создал великую гору из зелёного хризолита – из-за этого небо имеет зеленоватый отлив. Гора Каф, так она называется, окружает полностью всю землю, именно ею клялся Вседержитель, и назвал её Каф» (Сура 1,1). Знакомый мотив «самоцветной» горы. А находится она, разумеется, на полюсе:
Однажды Абдаллах спросил Пророка, что находится на самой вершине земли.– Гора Каф, - ответил тот.
– А из чего сделана гора Каф?
– Из зелёных изумрудов, - был ответ, - и поэтому у неба зелёный отлив.
– Ты сказал истину, о Пророк; а какая высота горы Каф?
– Чтобы её обойти, потребуется пятьсот лет.
– А какая её окружность?
– Две тысячи лет ходьбы.
В одном отрывке сразу три знакомых нам момента: полюс, гипертрофированные размеры и основная порода исключительно из драгоценных камней! Однако, как выясняется, исламские богословы местами противоречат сами себе, потому как из следующего отрывка видно, что хотя гора Каф и расположена в центре мира, за ней высится ещё одна вершина, уже не самоцветная, а из более реалистичных материалов: «…за горой Каф – гора величиной в пятьсот лет пути, и состоит она из снега и града. Это она отводит от мира жар геенны…». Гора «из снега и града» более объяснима в Заполярье, чем возвышенность «из зелёных изумрудов».
Арабский картограф Аль-Идриси не был знаком ни с Гесиодом, ни с Эратосфеном – однако, их карты имеют сходство до степени слияния.
Сведения, мягко говоря, скупы, но вполне достаточны чтобы сделать некоторые заключения. Итак, на вершине мира, там, где мусульманский Вседержитель поместил гору из зелёных изумрудов-хризолитов с примесью снега и града мы уже видели горный массив из самоцветов, на котором никогда не тает снег, носящий имена Меру, Хара Березайти, Рипейские горы. Я не вижу препятствий, чтобы не отожествить с ними и гору Каф, ведь, главное, даже не внешнее их сходство, а функциональное – все они носят статус Мировой горы, краеугольного камня Вселенной, опоры мироздания. А потому, позволим себе сделать промежуточное резюме, что в арийских, древнегреческих и арабских источниках речь идёт об одном и тоже географическом объекте и попытаемся поискать его на современных картах.
Комментарии
Обсуждение публикации на форуме.
Странные иероглифы на дне Баренцева моря:
http://maps.google.ru/maps?q=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&t=h&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&ll=73.800318,42.451172&spn=13.349059,87.714844&z=4
Что это, глюк картографии или артефакты доледниковой цивилизации?
Сей шедевр академической мысли пригоден разве, что для детей до 3-х лет, поскольку: 1) маршрут судна на работу эхолокатора не сказывается - от эхолота расходятся круговые волны и возможные дефекты имели бы вид рыбьей чешуи, а не ломаных зигзагов, 2) насколько мне известно картографирование для и-нетовских карт осуществляется спутником из космоса, а не кораблями (в этом не уверен, но по-моему так!); 3) аналогичные структуры найдены не только в Баренцевом море, но и в Атлантике (если прикрепится, то на фото как раз такой подводный город, который уже пытаются увязать с Атлантидой) - в любом случае это загадка, пока не имеющая однозначного ответа.
Как североморец подтверждаю, что таких "дефектов" эхолот дать не может. версия - чистый бред!
Если это искусственные образования, то это потрясает воображение, ведь размеры полосок около 400 км каждая, это вполне могут быть дороги, по сравнению с которыми наши магистрали - жалкие тропки...
И ещё один лингвистический момент:
Борей - это русская Буря, а гипер - это тоже, что и модное ныне слово супер, а также русс. сверх, а также сивер "холодный северный ветер".
Вообще слово север - означает "верхний", как и слово гипер "превышение", как и слово супер.
Гиперборея - фактически это искажённое Сивербурия, т.е. страна Северных бурь.
Статья гениальная, спасибо большое!
Вот этот текст об Алатырь-камне очень интересен формой в которой это слово присутствует:
А да ко тому было ко морю, морю синему,А ко синему как морю, как морюшку Студёному,
Ко тому было ко камушку Латырю...
Латырь - слово в явном близком родстве со словом лёд, т.е. это это Лядырь или Ледырь.
Я раньше не мог понять буквы А в начале слова Алатырь, исконно славянских слов начинающихся на букву А у нас почти нет, а если и есть, то в этих случаях всегда выявляется утрата первой согласной, теперь всё встало на свои места - Алатырь - это Олодырь от Оледенеть.
Наименование заветного камня со Свароговыми законами, действительно, сильно трансформировалось и под греческим влиянием, по созвучию со словом "алтарь" приняло вид Алатырь. Форма "Алатырь" распространена больше в заговорах, т.е. в произведениях, созданных уже в христианские времена. А в былинах, действительно, он чаще называется Латырь-камень. А божественная любовница Ильи Муромца, мать Сокольника, живущая на Алатырской горе, зовётся Латыгорка. Но с другой стороны в славянской рунике руна "Алатырь" обозначает звук "А"... так, что надо разобраться! Может заодно поймём ещё одно созвучие: ала-тырь - бога-тырь...
А слово "Гиперборея" мне не нравится вообще и, где возможно, я стараюсь его избегать. Не нравится от того, что это сугубо искусственный термин, плод античных авторов. Кроме мифо-поэтической, никакой другой нагрузки он не несёт. Сегодня мы тоже иногда употребляем идиому "Туманный Альбион", однако, официально под этим словосочетанием мы понимаем географическое образование - Британские острова - или политическое - Соединённое королевство Великобритания и Северная Ирландия. Так же и с Гипербореей - ну, не было такого! А был континент Арктида и арийское государство Хайрат на нём. Поэтому, если мы берёмся писать стихи, то употребить для красного словца неологизм "Гиперборея" допустимо, но в научных изысканиях лучше пользоваться терминами за которыми стоит что-то материальное.
Спасибо, я тоже рад знакомству.
связаны или нет ала-тырь и бога-тырь пока не готов ответить, а вот богаТЫРь (бугай "некладенный бык", ТУР "бык"), шТЫРь, пласТЫРь, ТЮРьма, ТЕРем, ТУРа, ТОРосы - однозначно связаны одним и тем же корнем ТР в разных фонетических вариантах, который имеет значение "упираться", "упрямство", "неприступность", "давить" - ТРамбовать, ТРомб, ТРактор. Эта же семантика "давления" в слове ТЕРра изначально видимо имевшем значение "опора, твердь", как и в словах уТОРить "утаптывать", ТРопа, ДОРога, ТРотуар, ТРакт, ТРасса.
Так как Алатырь связан с мировым древом - мировой осью, то возможно что-то общее есть у слов Алатырь и Штырь.
Явная смысловая связь есть у слов Латырь и лат. later — кирпич.
Голубиная книга:
Белый латырь-камень всем камням мати.На белом латыре на камени
Беседовал да опочив держал
Сам Исус Христос, Царь Небесный,
С двунадесяти со апостолам,
С двунадесяти со учителям;
Утвердил он веру на камени,
Распущал он книгу Голубиную
По всей земле, по вселенныя,-
Потому латырь-камень всем камням мати.
Латырь - мать камней, а слова Латырь и Матерь, если их оценивать только с фонетической точки зрения, родственны (Л и М - сонорные согласные).
Слово матереть обозначает "становится зрелым", как и слово мать "старшая, главная, высшая", но фактически матереть - это "становится застарелым, закоснелым, закоренелым", т.е. крепким, твёрдым, плотным. Этот же смысл несут слова материя и материк - "твердь", "плотность". Сравните этот смысл со смыслом слов Латы, Лёд.
Как не рассматривай слово Алатырь, везде выползает смысл твёрдости, крепкости, а если сопоставить это с тем, что Алатырь - бел-горюч, т.е. белый и горящий, что означает бесцветный и искрящийся, то возникает очень ясная картинка - это Алмаз (Ледник?).
У слов АЛмаз и АЛатырь также есть и фонетическая общность.
Поиск на предмет присутствия в мифах чего-либо связанного с алмазом, дал очень интересный результат:
ВАДЖРА (др.-инд. vájra)1) в ведийской и индуистской мифологии дубина, палица (грома), оружие Индры (реже - Рудры, Марутов. Манью). В. была выкована для Индры Тваштаром; по «Ригведе» (I 121, 12; V 34, 2), это сделал певец Ушана. В. лежала в океане [как и Алатырь-камень], в водах, её место - ниже солнца [сравните с "На белом латыре на камени Беседовал да опочив держал Сам Исус Христос, Царь Небесный"] (в руках Индры В. как солнце в небе). Она - медная, золотая, железная, как из камня или из скалы; отмечается, что у В. четыре или сто углов, тысяча зубцов [грани Алмаза?]; иногда она в виде диска, позже - крестообразна. В «Махабхарате» сообщается, что В. сделана из скелета мудреца-отшельника Дадхичи (см. Дадхьянч). В. выступает и как символ плодородия; не исключена её связь с дождём.
2) В буддийской мифологии В. (санскр. vajra, «алмаз», «молния») - символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме - от В.), где В. изображают как особым образом оформленный скипетр. В. - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец В. В ваджраяне В. символизирует мужское начало, путь, искусные средства, сострадание, т. е. активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), плод, мудрость, т. е. пассивность. В Тибете В. известна под названием «дордже».
...а если сопоставить это с тем, что Алатырь - бел-горюч, т.е. белый и горящий, что означает бесцветный и искрящийся, то возникает очень ясная картинка...
Слово "горюч" и его производные большинство толкователей выводят не от "горючее", а от "горе, горькое". Например, "залился слезами горючими" - логично, что здесь подразумевается не самовоспламеняющаяся слёзная жидкость, а слёзы, которые вызваны большим горем (антоним слёз радости или умиления). Я сам склоняюсь к этой же версии. Особенно после того, как прочитал попытку на основании "бел-горюч" доказать, что Алатырь был янтарём (янтарь не камень, а смола поэтому поддерживает горение).
Не вижу смысловой связи между белый и горький, хотя в словосочетание бел-горюч она предполагается, а вот белый (светлый) и горящий (горячий, горючий) явно увязаны смыслом. Я всё таки остановлюсь на версии:
бел-горюч = бел-горяч - яркий, сверкающий, блестящий, горящий, горячий, сияющий
муха-горюха из сказки Теремок, тоже ведь скорей блестящая (есть такие зелёные, блестящие мухи, называемые в народе навозными), чем горюющая :)
Соль... белая и горькая. Буян - остров посреди моря-океана, отсюда и соль на Алатырской скале. Это версия Г.А. Гладилина (волхв Светлаяр).
Я же считаю, что надо эту идиому понимать фигурально. На бел-горюч камне Алатыре высечены законы Свароговы, т.е. некое знание (это могут быть, ведь, и законы физики, а не только уголовные статьи, как у Яхве;)) - а тут проводим аналогию с плодом Древа познания добра и зла, который при дегустации оказался далеко не сладким. "В великом знании многая печали" (Экклезиаст), потому и "Горек плод познания" (Бытиё).
Заодно хочу поинтересоваться Вашим мнением насчёт Змея Горыныча - он Горыныч потому, что "горит" или потому, что "обитает в горе"? Или всё-таки потому, что "несёт горе"?
Насчёт соли - убедительно!
Откуда вообще слово горе?
Смысловое развитие мне представляется так:
жарить, греть, гореть > сгореть, горелый > гарь, горький > горечь, прогорклый > горе
Если это предположение верно, и слово горе является далёким потомком слова жар, то это хорошо объясняет, почему слово горе в значении "тяжёлое чувство" не встречается в древних источниках, там обычно в этом же понимании используется слово туга, которое родственно словам тужить, тяжба, тяжесть.
Поэтому, думаю, Горыныч не от горя точно. Судя по слову - он сын некого Горыни.
Не он ли?:
Российский гуманитарный энциклопедический словарь:
ГОРЫНЯ — сказочный богатырь, помощник (в б. ранних сюжетах противник) героя, один из сказочной триады: Дубыня, Горыня, Усыня. Г. в сказке связан с Горами и этим напоминает былинного Святогора, тоже архаич. героя, носителя огромной и опасной силы, слишком большой для него самого, не находящей положит. применения. Его отношения с Ильей Муромцем — подлинным героем былины носят двойств. характер (союзничество, но и вражда, опасность, исходящая от старшего богатыря). С др. стороны, имя Г. уводит к Змею Горынычу, в чьем имени сливается значение "гор" и "горения" (огненный змей). Видимо, как огненного змея нужно реконструировать и протоформу Г. и как имени, и как персонажа.
Брат его:
ДУБЫНЯ — сказочный персонаж, богатырь, один из трех чудесных помощников: Д., Горыня и Усыня, к-рые могут выступать и как деструктивная сила. В сказке его сила проявляется в том, что он выворачивает дубы, откуда якобы и его имя. В действительности такая прозрачная этимология скрывает более глубокую тему: имя Д. оказывается переосмыслением мифологич. имени, родственного южнослав. ритуальному термину бадняк (серб.-хорв. баднак) и др. словам, обозначающим глубину, в частности подводную, а также жителя этой глубины, подводного или земного змея. Для всей этой триады восстанавливается (на чисто лингвистич. основаниях, т. е. самым надежным образом) этот первоначальный хтонический характер, змеиная природа и связь с разными стихиями: Огнем (Горыня), Глубинами, бездной, водами (Усыня) — характерно, что эта связь с разными сферами, "этажами" мироздания сохраняется и в позднейшем переосмыслении богатырей как "природных" сил: Усыня по-прежнему связан с водами, Горыня — с горами, а Д. — с деревом, т. е. с промежуточной сферой и одновременно с тем центром мира, к-рый связывает все сферы.
Г. в сказке связан с Горами и этим напоминает былинного Святогора, тоже архаич. героя, носителя огромной и опасной силы, слишком большой для него самого, не находящей положит. применения.
Вообще-то, по славянским верованиям Святогор и троица Горыня-Дубыня-Усыня прямые антагонисты. Функция Святогора охранять выход из Подземного царства (кстати, этот выход - пещера между корней Мирового дерева, заваленная Алатырь-камнем (опять мы к нему пришли:))). И охраняет он его как раз от того, чтобы Горыня и его подельники не проникли из своего Мира в наш. Т.е., фактически Горыню, Дубыню и Усыню надо рассматривать, как божеств первичного хаоса, усмирённых и заточённых богами под землю (сравним с титанами, низвергнутыми в Тартар).Есть не очень популярная сказка, где помощниками главного героя выступают Вертигор (Горыня?), Вырвидуб (Дубыня?) и ещё один великан, имя которого не помню, но которого можно соотнести с Усыней. По ходу дела главный герой использует их сверхспособности для достижения своих целей, но в конце убивает... надо будет эту сказку поискать и пересмотреть.
Откуда вообще слово горе?
Это никак не поможет:ghor`a страшный, ужасный (санскритско-русский словарь)
А Горыныч, видимо, действительно, скорее от "горы", поскольку и гора, и змей в санскрите обозначаются одним словом:n`aga m 1) гора; 2) змей
Во многих традициях хтоническая природа Змея отражается в его названии, образованном, как и в славянских языках (ср. земля, земь и змея), от названия земли.
Змеи любят селиться в горах, если они есть.
Вот уж точно "Горная фантазия равнинных обитателей"...
P.S. Горыня, Дубыня, Усыня, мне исключительно со смысло-фонетической точки зрения видятся Выпуклым, Плоским и Узким
Вы пишите, что около 12000 лет назад западная часть ледника, который рос неравномерно, рухнула в Атлантический океан. Из-за этого на Европейскую равнину прорвались холодные циклоны с Атлантики. Это привело к обильным снегопадам из-за которых случилась экологическая катастрофа, потому что животные не могли добывать траву из-под снега. Автор этой теории Гумилев и появилась она совсем недавно. И даже еще пока она не всеми признана. Но самое интересное, что это было описано еще в «Авесте», в книге «Вендидат» и вы приводили этот отрывок в своей книге «Долгая дорога домой» во 2 главе. Я перекопировал его оттуда.
«…И молвил Ахура-Мазда Йиме: «О, прекрасный Йима, отпрыск Вивахванта! На злое материальное человечество придут зимы, и лютый пагубный мороз; на злое материальное человечество придут зимы, вследствие чего сначала тучи извергнут массы снега с самых высоких вершин до морских пучин, какие имеет Ардви. И только одна треть животных, о, Йима, останется затем в живых из всего, что существует на самых страшных из всех мест и что есть на гребнях гор, и что находится в долинах рек в крепких строениях. Перед наступлением зимы было в этой местности пастбище; более того, при таянии снега будет тогда вода течь потоками и случиться это недоступно для материального мира, здесь, о, Йима, где сейчас видны следы овец.
Получается, что люди заранее знали о предстоящей катастрофе. Вернее о ней знали высшие существа, которых принято называть богами, и предупредили людей. Но если они об этом знали, то спрашивается, не могли ли они сами и устроить таяние ледника? Если мы предположим, что под богами имеются в виду представители высокоразвитой цивилизации, то можно предположить, что эта цивилизация имела какие-то средства повлиять на климат. Например, ядерное оружие. А что? Бабахнул пару раз над ледником и нет его! Тем более, что скорость его таяния никакими естественно научными объяснениями объяснить нельзя.
Описания такого оружия тоже есть в индийском эпосе, особенно в «Рамаяне» и в «Махабхарате». Там описывается «Стрела Брахмы», действие которой похоже на описание ядерного взрыва. И еще там описывается какая-то «энергия Мармаш» и летающие аппараты «Виманы». Посмотрите по ссылке http://anomalia.kulichki.ru/text3/009.htm
В этой статье указывается даже на то, что высших существ было две группы и они враждовали друг с другом. Войну между ними датируют 15000 лет назад. И с этого как раз момента начинается таяние ледника и гибель 70% видов животных. Что вы думаете по этому поводу? Кстати в вашей сказке тоже говорится, что хрустальная гора не сама растаяла, а ее растопили, используя какое-то семечко. Может быть, это образ атомной энергии?
Во-первых, я видел все Ваши комментарии к моим работам и очень рад, что мы, наконец, познакомились. Во-вторых, мои увлечения тоже разделяют далеко не все – например, моя жена даже не читает то, что я пишу, но это не повод, чтобы предавать свои интересы и забрасывать любимое дело! Поэтому, желаю вам успехов! Дерзайте!
Ваш комментарий просто блестящий! Я, честно говоря, не увязал цитату из «Вендидата» с прорывом циклонов через ледник. А, вот, насчёт искусственного его уничтожения – я бы не торопился. Я не сомневаюсь, что человечество гораздо древнее, чем нам пытаются доказать, что развитие его шло совсем не по Дарвину и цивилизации нашей не 6000 лет, а 13000, как минимум, но… Как бы это выразиться? Мы не представляем ХАРАКТЕРА той протоцивилизации. Далеко не факт, что он был техногенный, как у нас. Наши предки, скорее всего, ставку делали не на технику, а на какой-то иной путь развития более близкий к природе. И энергия Мармаш, как мне видится, была не атомной, а какой-то иной – психокинетической, например, или геоактивной. Если Вы читаете мою статью «Код Петра Великого», то уже поняли, что я доказываю в ней существование в «допотопные времена» глобальной геодезической сети, узловыми объектами которой были сооружения неясного назначения. В том, что такая сеть была, я не сомневаюсь. А зачем её возвели, я не знаю – может быть, как раз для получения некой геоэнергии. Но, по большому счёту, в Вашей мысли, что люди доигрались с какой-то невероятной мощности энергией, ничего безумного нет и эту версию тоже надо прорабатывать!
И еще на сей раз о Рипейских горах. Помимо главной вершины Алатырской горы, до нас дошли названия еще двух гор, входящих в этот хребет. Первая из них Березань. Название ее происходит от того, что на ней растет «солнечная береза». Растет она «вниз ветвями, вверх корнями». На этой же горе хранится напиток богов «сурица» аналог амброзии, дающий бессмертие. Все это известно из легенды о птице Моголе, похитившей с Березани сурицу чтобы воскресить Перуна, когда тот погиб в первый раз. Кстати, в моем детстве была такая считалочка: дождик, дождик, перестань, я поеду в Березань… и вот сколько лет мне понадобилось, чтобы узнать где это! Вторая гора называется Хвангур. Она упоминается в «Голубиной книге». Более про нее ничего не известно.
Хотя теоретическую базу можно подвести и под гору-остров Березань. По моей теории, она могла быть сначала частью ледника, потом, по мере его деградации, отдельной ледяной горой, а потом, по завершении таяния лет так через 1000, её название передалось острову (предположительно в Ледовитом океане). Ну, а ныне этот остров покоиться на дне морском где-нибудь в районе Шпицбергена или Новой Земли...
В целом ничего удивительного в аналогиях, существующих у ведических верований и у ислама нет. Ислам был племенным арабским верованием лишь на начальной своей стадии. Когда же арабы покорили пространства от Испании до Китая, их религия «впитала» и верования покоренных народов. Самый яркий пример, как главным мусульманским праздником стал зороастрийский день Ахура-мазды, 21 марта. Ничего удивительного, что и свои представления о мироустройстве арабы пополнили знаниями покоренных, но гораздо более развитых персов. Так, что полностью поддерживаю, высказанную автором идею о полной идентичности горы Каф и горы Меру.
Спасибо, очень дельный комментарий!
Вова, а ты что не написал, что посреди Мордора была Роковая гора и все такое?
Пользователь Predator! Во-первых, прекратите ёрничать, а, во-вторых, Роковая гора - вулкан и ледником быть не могла...
Конечно приятно, что Вы меня уже цитируете, но в свои слова, которые процитированы в эпилоге, поверьте, я не вкладывал никакого уничижительного смысла. Наоборот, как Вы могли понять, я не просто внимательно, а пристально слежу за Вашим творчеством и не могу не признаться, что если даже с чем-то не соглашаюсь, то мне все-равно интересно читать Ваши работы. Более того, я считаю, что Вам уже пора сесть и написать полноценную книгу по славянским верованиям, знатоком которых Вы себя показали. Желаю вам успехов и жду новых Ваших работ.
С уважением
Чайка А.В.
Ну, а что касается книги, то написать - не проблема. Проблема будет ли кто-то эту книгу читать? Надо быть реалистом и осознавать, что интерес мои изыскания могут вызвать в лучшем случае у нескольких десятков людей (см. счетчик просмотров). Книги сейчас, к сожалению, не источник знаний, а товар. Мои работы на быструю реализацию и на массовое потребление, как детективы Марининой, не рассчитаны, а потому, даже если такая книга и будет, то ни один издатель за нее не возьмётся. Спасибо, что хоть на этом сайте мои опусы вывешивают;-)
А Вы как в воду глядели! http://history-ryazan.ru/node/3643
Почитал - грустно! И понимаю как Вам должно быть обидно!
А мне-то с чего грустно быть должно? Решительно не понимаю! Я занимаюсь своими историческими изысканиями не по принуждению, а потому, что мне самому это интересно. Если интересно кому-то еще с моими посильными соображениями ознакомиться - милости прошу; если нет - не очень-то и хотелось! Другое дело, что самый счастливый человек это тот, у кого хобби и ремесло совпадают. Но таких ничтожно мало...