А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище.
Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, - В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А К. Саврасов, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов - являлись наиболее крупными живописцами эпохи. Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др.
Два учебных года - с сентября 1884 по февраль 1886 г. - Архипов занимался в Петербургской АХ, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ. В 1887 г. за картину "Посещение больной" молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Началась самостоятельная творческая деятельность Архи-пова, протекавшая в основном в Москве. Он сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах, написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: "Пересуды", "На Волге" (обе 1888-89), "Деревенский иконописец" (1889). В картине "На Волге" впервые Архипов подошел к решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи - изображению человека на открытом воздухе здесь складывается тип жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается главным образом через пейзаж.
Эти же проблемы, но уже с большим размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным мастерством решаются живописцем в картине "По реке Оке", экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей автору подлинный успех.
В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи данного периода, продолжается у Архипова в работах "Радоница" (1892), "Лед прошел" (1894- 95), "На реке" (1898), "Проводы крестного хода" (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная, проникнутая настроением умиротворенности картина "Обратный" (1896) словно подводит итог поискам художника в области лирического крестьянского жанра.
В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: "Смена. Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е. Архипова. Оба живописца, каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы процесс пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине "Прачки" (первый вариант - конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину... устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть... Все живописно - пар клубится, усталость старухи...". Этот образ измученной постоянным изнурительным трудом женщины придает особую выразительность второму варианту картины.
В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ. Это объединение, отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало до 1923 г. многие его представители, в том числе Архипов, вошли впоследствии в АХРР.
Архипов занимался и педагогической работой. С 1894 г. он возглавлял натурный класс МУЖВЗ (с 1898 г. - в звании академика), в реорганизации которого принял участие после Октябрьской революции. Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24 гг. во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасп мов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция, сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета - все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу.