"Возвращенное достояние" в ГТГ
Выставка иконыВ выставочном зале в Толмачах Государственной Третьяковской галереи открылась выставка икон из частных собраний под парадным названием "Возвращенное достояние". Все русские иконы, которые показаны на выставке, сходны в одном — они приобретены за рубежом, причем совсем недавно. Патриотические усилия российских коллекционеров оценила ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Сотня икон XV—начала ХХ веков, которые показывают в Толмачах, собраны тремя российскими коллекционерами — Михаилом Абрамовым, Михаилом Елизаветиным и Сергеем Ходорковским. На выставке — древние византийские светильники и кресты, которые могли украшать храмы домонгольской Руси, несколько шедевров главных русских иконописных центров XV-XVII столетий, храмовые и домовые иконы XVIII-XIX веков. Большие пространства выставочных залов в Толмачах позволили достойно справиться с таким разнообразием: древности отдельно, целый пантеон чудотворцев и местных святых в своем ряду, иконы на сюжет "Воскресение — Сошествие во ад" — в своем. Художественная, историческая и материальная ценность представленных икон различна, однако концепция выставки позволяет не обращать на это внимания — важен сам факт, что эти раритеты, некогда вывезенные из России, в нее вернулись. "Это иконы, дважды возвращенные сначала в Россию, а теперь — зрителям",— сказала на открытии выставки Лидия Иовлева, замдиректора ГТГ.
Драматическая судьба церковных ценностей в ХХ веке хорошо известна. До войны через печально известный "Антиквариат" продавали шедевры, а после войны посредством менее известной конторы "Новоэкспорт" вывозили иконы XVIII-XIX веков, которые художественной ценностью не считались вовсе. В эпоху перестройки предприимчивые дилеры покупали все, что еще оставалось в частных руках, и тоже вывозили, уже контрабандой. Именно поэтому владельцы икон со своей стороны и Третьяковка со своей подчеркивают, что все показанные на выставке иконы "среди похищенных и находящихся в розыске не числятся" и юридически абсолютно чисты. "Тот, кто это вывез, это спас",— сказал коллекционер Михаил Абрамов, указывая на огромные Царские врата последней четверти XVII века, ярославской школы.
Михаилу Абрамову принадлежит большая часть представленного начиная с самых древних икон, например, "Рождества Христова" конца XV века, написанного в ростовских землях. Еще бы, ведь он владелец первого в России частного музея русской иконы, в собрании которого сотни экспонатов. Правда, на выставке представлены практически только те, что куплены в 2007 году, в одной и той же мюнхенской антикварной галерее (по-видимому, обладающей неистощимыми запасами древнерусских редкостей, приобретения исчисляются десятками). Михаил Елизаветин тоже почему-то показал только "новые поступления" — вещи из частной берлинской коллекции, которую он купил оптом в 2007 году. К собранию господина Елизаветина относится красивейшая, в ярких одеждах "Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской" (Новгород, конец XV века) и того же времени "Введение Богородицы во храм". А Сергей Ходорковский питает пристрастие к редким иконографическим изводам: ему принадлежит московская "Богоматерь Одигитрия" XVII века с необычным одеянием младенца Христа и московское же "Явление Богоматери преподобному Сергию" (приобретены в 2006-2007 годах).
Еще лет пять-десять назад русские иконы за рубежом можно было купить очень недорого. В 2007 году цены очень сильно поднялись — аукционный рекорд составляет $854 тыс. за "Николая Мирликийского", преподнесенного старообрядцами Николаю II (Christie`s, июнь 2007), а неофициальные $1,5 млн — за икону XIV века. Остается только восхищаться патриотизмом российских коллекционеров, которые готовы ради возвращения древнерусской живописи на территорию России жертвовать огромными средствами.
Газета «Коммерсантъ» № 37(3854) от 06.03.2008