В Нижегородском государственном художественном музее в рамках Георгиевских чтений открылась выставка иконописи из частной коллекции предпринимателя Владимира Логвиненко. Это первая выставка из столичной частной коллекции в регионах, если не считать выставки пасхальных яиц Фаберже из собрания Виктора Вексельберга.
Выставка включает десяток икон вполне музейного качества начиная с XI по XIX век. Для выставки отвели отдельный зал в здании Нижегородского художественного музея прямо на территории Кремля. К иконописи прибавлены три картины Питера Пауэла Рубенса, в том числе, "Союз Земли и Воды", «Поклонение пастухов», «Распятие»Частное собрание древнерусской живописи Владимира Логвиненко одно из самых солидных в России (говорят, что в его коллекции есть даже иконы, написанные Андреем Рублевым и Дионисием. Однако ни один серьезный искусствовед не сможет вам однозначно это подтвердить. В настоящее время в России существует только одна икона, авторство которой достаточно однозначно приписывается специалистами Андрею Рублеву – «Святая Троица»).
Самая древняя из представленных на выставке икон -- это "Спас Оплечный", которая датируется первой половиной XI века. То есть это один из древнейших, еще домонгольских, образцов данной иконографии Христа, что чрезвычайная редкость.Большое "Огненное восхождение пророка Илии" конца XIII--первой трети XIV века, пожалуй, даже лучше иконы на тот же редкий сюжет, что хранится в экспозиции музея,-- в ярком красном ореоле изображена огненная колесница пророка, запряженная тремя крылатыми конями.
"Богоматерь с младенцем" последней четверти XIV века уникальна тем, что младенец на ней написан прижавшим ручку к щеке. В общем, каждая икона на выставке выдающаяся. Как и последняя (по хронологии), резная по кипарису.
С иконой конца XIX века -- "Введение Богородицы во храм" -- связана отдельная история. Коллекционер приобрел ее прошлым летом на аукционе Christie`s в Лондоне за не очень крупную сумму.И хотя Россвязьохранкультура (которая должна следить за сохранением культурных ценностей) признала коллекционера законным владельцем иконы, чиновники все же не теряют надежды заполучить раритет для государства. Но коллекционер пока стоит твердо и согласился только показать икону зрителям.
По свидетельству заместителя руководителя Россвязьохранкультуры А. Вилкова, «чудную резную деревянную икону с ветхозаветными клеймами» предприниматель приобрел в 2007г. на июньских торгах Christie’s в Лондоне. На самом аукционе икона не привлекла особого внимания. Она имела скромную стартовую цены и была продана относительно дешево.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, относящийся в Православной Церкви к разряду двунадесятых, установлен в честь события приведения Пресвятой Богородицы Её родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу. Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических греческого «Протоевангелия Иакова» (гл. 7. 2–3) (2-я пол. II в.) и латинского Евангелия псевдо-Матфея (IX в.). Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Её Богу. Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени Храма и была встречена и благословлена первосвященником — по преданию, Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Пресвятая Дева как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год — этим была явлена Её особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет.
Резную по кипарису икону (размеры — 52 на 42,5 см) отличают особое изящество композиции и тончайшая проработка деталей. Фигура Богоматери помещена в центр композиции. Богородица входит во Храм в сопровождении своих родителей и дев, несущих свечи. Вверху и внизу основной композиции изображены пророки, держащие развернутые свитки. Слева и справа помещены стоящие фигуры пророков Аввакума, Иакова, Даниила и Моисея, которые помимо свитков держат богородичные символы.
Получив икону, коллекционер решил изучить её более детально и извлек её из киота. Его внимание привлекла старая клеенка, прикрывавшая оборотную сторону. Осторожно приподняв нижний край клеенки, он увидел, что на тыльной стороне есть надпись: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русскою Скита Св. Пророка Илии на Афоне 1893 года». Кроме того, в левом верхнем углу наклеена бумажная овальная бирка гатчинской дворцовой церкви, рассказал Вилков.
Как установили историки, икону преподнесли императору Александру III монахи Русского Скита Святого Пророка Илии (на Афоне) эту случаю 10-летия со дня его коронации. После 1917 года икона попала в Гатчинский музей, где находилась до 1940 года. На торги в Лондоне икону выставил гражданин Германии. По его словам, икону хранили в доме три поколения его семьи, а приобрел её в свое время дед, причем на территории Германии, где она очутилась во время Второй мировой войны или после нее. По предположению Вилкова, икона была вывезена из Гатчины одним из немецких военнослужащих в качестве личного трофея. Фашисты во множестве вывозили художественные ценности из Царского села, Гатчины и Павловска.
По мнению Вилкова, очень важно, что икона вновь вернулась в Россию.:«Мы очень надеемся, что по доброй воле владельца она будет показана российскому зрителю и будет доступна православным россиянам в канун праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы».
И хотя Россвязьохранкультура (которая должна следить за сохранением культурных ценностей) признала коллекционера законным владельцем иконы, чиновники все же не теряют надежды заполучить раритет для государства. Но коллекционер пока стоит твердо и согласился только показать икону зрителям.
Выставка будет открыта до марта 2008г.
- Выдержки из интервью с коллекционером, опубликованого в «Российской Газете» (Федеральный выпуск) N3425 от 11 марта 2004 г.
- Думаю, времена для опасений прошли. Ненормально, когда полотна Рубенса или уникальные иконы Дионисия "закрыты" в частной коллекции, недоступны для простого зрителя. Я был первым, кто решился привезти в Россию шедевр такого уровня, затем моему примеру последовал и Вексельберг, купивший яйца Фаберже. Часть моей коллекции висит в Третьяковке и Эрмитаже, Вексельберг хочет показать свою коллекцию в музеях Кремля.
Логвиненко первым применил на практике послабления в таможенном законодательстве, ввезя из Европы полотно Рубенса "Союз Земли и Воды" стоимостью 20 миллионов долларов. Говорит, если б не отмена НДС на ввоз ценностей, пришлось бы выложить при пересечении границы 30 процентов от стоимости картины - легче купленное хранить в своем европейском офисе. Что и делало большинство российских коллекционеров до этого года.
- Что вы передали музеям?
- По просьбе Третьяковской галереи отдал в постоянную экспозицию уникальную икону Дионисия "Богоматерь Одигитрия", которую мне удалось вернуть в Россию. Патриархия стремилась ее выкупить и перевезти из Лондона в нашу страну. Но денег не хватило. Вот я и купил эту реликвию на аукционе Сотби, а к 500-летию художника передал на выставку в ГТГ. Музею Рублева подарил древние рукописи. Затем к открытию Музея гвардии в Санкт-Петербурге подарил Эрмитажу шесть императорских памятных лент, найденных и купленных за границей. Так познакомился с Пиотровским. А 30 марта в Эрмитаже откроется экспозиция работ Рубенса, там будут выставлены три моих Рубенса: "Поклонение пастухов", "Тарквиний и Лукреция", "Союз Земли и Воды"... Думаю, в Эрмитаже они будут находиться на постоянной выставке. Там им и место.
- Думаю, жена была против - такую красоту из дома вынесли...
- Да, немножко протестовала. Пора русским меценатам вспомнить Третьякова, Щусева, Морозова...
- Но они строили общедоступные музеи! Вы лично не хотите построить подобное и передать туда свои сокровища?
- Я со своими единомышленниками об этом уже думал. Мы мечтаем создать музей русского православия. Уже есть подходящее здание в Москве. При благословении Патриарха хотим выставить там свои собрания древнерусского искусства, устраивать экспозиции из монастырей.
- То есть в России существует никому не известный союз филантропов, стремящихся возродить меценатство?
- Скажем так: у меня есть знакомые, которые сторонятся журналистов, но они значительную помощь оказывают музеям. Очень значительное событие произойдет на Пасху. Оно будет столь уникальным, что вы сразу догадаетесь, что без "союза филантропов", как вы его назвали, было не обойтись. Да вот недавний пример: Царь-колокол, который привезли в Москву, - это ведь тоже деньги мецената!
У 37-летнего предпринимателя в галерее не только западноевропейская живопись крупных художников. Немало и полотен русской академической школы. Но главное сокровище - собрание икон, начиная с XI века.
- Как удалось собрать такое великолепие?
- Что делает православный человек в первую очередь? Старается в дом принести икону Богоматери. Затем, конечно, Николу Чудотворца и Спаса. Так как средства мне позволяли, то покупал древнерусское искусство. Вот сумел приобрести первое иконописное изображение Спаса в Древней Руси. Когда смотришь на это чудо, чувствуешь огромную духовную мощь икон, невыразимую словами энергетику. Кажется, я смог собрать хорошую коллекцию, даже Дионисия приобрел! Жаль, нет икон Рублева, которые можно было бы купить. В апреле, по совместному договору с Третьяковкой, выставить там свои иконы - около сорока штук...
В феврале 2004 г. Государственный Эрмитаж заключил Договор о долгосрочном экспонировании в стенах музея двух картин Питера Пауля Рубенса "Союз Земли и Воды" и "Поклонение пастухов" из коллекции Владимира Логвиненко.В собрании Эрмитажа хранятся произведения Рубенса на те же сюжеты, так что показ картин из частной коллекции рядом с эрмитажными превращает экспонирование в вариант научной выставки, открывающей новые возможности изучения творчества великого живописца.
Картины Рубенса из коллекции Владимира Логвиненко прошли в Эрмитаже полный цикл технической, реставрационной и искусствоведческой экспертизы и выставлены в зале Рубенса.
Второй договор предполагает экспонирование третьей картины Рубенса "Тарквиний и Лукреция". Право собственности на это произведение Владимира Логвиненко оспаривается Германским государством. Тем не менее, Государственной Эрмитаж считает, что и спорные картины должны быть представлены публике, так как показ произведений искусства - главная задача музея.
- Справка
Картина Питера Пауэла Рубенса "Тарквиний и Лукреция" (1609-1612) стала поводом для одного из самых громких реституционных скандалов последнего времени. Находившаяся до второй мировой войны в галерее дворца Сан-Суси в Потсдаме, она пропала в 1942 году и последние шестьдесят лет считалась утерянной. В феврале 2003-го в фонд "Прусские замки и сады Берлин-Бранденбург", в ведении которого находится дворец Сан-Суси, пришло письмо из швейцарской адвокатской фирмы с фотографией полотна и предложением обсудить возможность его возвращения. В ходе переговоров выяснилось, что владелец Рубенса -- московский бизнесмен Владимир Логвиненко. Вскоре прокуратура Потсдама возбудила против него уголовное дело по обвинению в "укрывательстве имущества, добытого бандой преступным путем". Коллекционер подал встречный иск в вышестоящую судебную инстанцию -- земельный суд Потсдама с требованием прекратить уголовное преследование.
Владимир Логвиненко купил злополучную картину у антиквара Александра Дидиани осенью 1999 года. В договоре купли-продажи она была обозначена как работа неизвестного художника второй половины XVII века или художника круга Рубенса. Холст размером 187х214 см хранился без подрамника сложенным в несколько раз, как отрез ткани, и требовал немедленной реставрации, в процессе которой и возникло предположение, что это, возможно, пропавший шедевр Рубенса из Сан-Суси. Как картина оказалась в России, до сих пор остается загадкой. Господин Логвиненко выяснил, что к нему она попала через третьи руки, а до 1999 года хранилась в семье покойного майора Бориса Дорофеева, который и вывез ее из Германии. Обратившись через швейцарского адвоката в фонд "Прусские замки" с предложением вернуть "Тарквиния и Лукрецию", коллекционер рассчитывал на справедливую компенсацию, предусмотренную в таких случаях нашим законодательством. Однако сотрудники фонда решили, что имеют дело с вымогателем, собирающимся продать Рубенса по аукционной цене, и, поскольку происхождение картины трудно назвать безупречным, обратились в полицию. Так Владимир Логвиненко вынужден был отвечать за поступок советского офицера.
Накануне визита в 2003г. генканцлера Шредера в Россию Генеральная прокуратура по ходатайству федерального министерства юстиции ФРГ изъяла картину у коллекционера и начала собственное расследование. В январе 2004 года Генпрокуратура признала сделку по приобретению Рубенса законной, Владимира Логвиненко -- добросовестным приобретателем картины. Между тем Германия продолжала требовать выдачи полотна, и, чтобы обезопасить свою коллекцию, господин Логвиненко заключил договор с Эрмитажем о передаче "на хранение для использования в качестве экспоната" трех своих Рубенсов. Две картины были выставлены в Эрмитаже еще в мае 2004 года. "Тарквиний и Лукреция" переданы в музей в конце августа.