Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Старая Рязань

СТАРАЯ РЯЗАНЬ

Городище (площадь 48 га) на правом высоком и крутом берегу р. Ока в нескольких км. ниже впадения в нее р. Проня, неподалеку от современного г. Спасск-Рязанский, остатки бывшей столицы (в XII-XIII вв.) Рязанского княжестваРязани.

По археологическим данным, славянское поселение возникло здесь в X в., на месте городища Городецкой культуры и языческого святилища.

Городецкая культура (культура городищ «рогожной керамики») – археологическая культура, распространенная в VII в.до н.э. – V в.н.э. в среднем и нижнем течении р.Ока, в бассейне рек Мокшна и Цна и в Среднем Поволжье. Названа по Городецкому городищу близ г. Спасска-Рязанского, раскопанному в 1898г. В.А.Городцовым. Городецкая культура сложилась на основе местных культур эпохи бронзы при участии племен абашевской и срубной культур.

Абашевская культура – археологическая культура бронзового века 2-й половины II тысячелетия до н.э. на территории современной Воронежской области, Чувашии и Башкирии, предшествовавшая срубной культуре. Впервые курганы данной культуры были исследованы в 1925г. у с. Абашево в Чувашии В.Ф. Смолиным. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями, орудия труда из камня, меди и кости, что свидетельствует об охоте, скотоводстве, земледелии и значительном развитии металлургии. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье. По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана со среднеднепровской культурой.

Срубная культура – археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина II- го – начало I тысячелетия до нашей эры.), распространенная в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Представлена поселениями, курганными могильниками, кладами металлических изделий, литейных форм и инструментов для металлообработки. Выделена В.А. Городцовым в 1901г. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах Культура формировалась в Волжско – Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры (общность археологических культур эпохи энеолита – ранней бронзы III тысячелетие до н.э. в Каспийско-Черноморских странах. Потомки племен этой культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры) Распространение срубной культуры привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на востоке до Днепра на западе, о реки Кама и правых притоков реки Ока на севере до Азово-Черноморских степей на юге. Поселения срубной культуры располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища – полуземляные или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе – плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем – простые горшки, орнамент беднее, в конце эпохи культуры – округлые лощенные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе – короткие мечи, серпы, клепанные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. В конце срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство племен срубной культуры в лесостепи – земледелие и придомное скотоводство.)

Городецкая культура представлена небольшими укреплениями, родовыми поселениями, реже – селищами, жертвенниками, на позднем этапе – и могильниками (преимущественно с трупоположениями). На поселениях открыты землянки, наземные жилища, керамика с отпечатками рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднее время – лощенная. Население занималось охотой, скотоводством, земледелием, поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем. Племена городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья. На раскопках найдены пряслица, костяные наконечники для стрел, бронзовые браслеты, костяные гарпуны, иглы, каменные топоры, черепки посуды и т.д.

Финно-Угры – группа племен и народностей, языковая общность которых сформировалась в Волго-Камском бассейне с прилегающими областями Среднего Урала, от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на Востоке и далее в Западной Сибири и в бассейне среднего и нижнего течения реки Обь.

Финно–Угры жили между более сильными и многочисленными тюркскими и славянскими племенами. Со временем племена были подчинены своими соседями, с которыми многие финские народности слились совершенно (напр., летописные мурома, весь и меря), оказав не менее значительное влияние на расовые признаки своих завоевателей, особенно русских и татар. К началу средневековья Финно–Угры были дифференцированы в языковом и культурном отношении на множество племен и племенных группировок.

Старя Рязань – укрепленное поселение, являющееся обращенным в сторону Поля (незаселенные лесостепные и степные земли, примыкающие с юга к русским землям) военным форпостом и крепостью Древнерусского государства, призванной обезопасить окско – волжский путь, который вел в богатые страны Востока. Одновременно оно являлось «погостом» - местом стоянки гостей - именитых купцов, ведущих торговлю в чужих землях, а так же станом для князей и сборщиков дани. При слабости внутреннего обмена ремесленники выполняли заказы самих горожан и проезжих торговцев – воинов. Первоначальный состав населения города был пестрым: представители княжеской администрации, ремесленники и крестьяне. Все насущные дела территориальной городской общины решало вече – собрание свободных граждан, на которое сходились все рязанцы. Возникновение маленького городка – Старая Рязань – стало мощным стимулом дальнейшей славянской колонизации земель на востоке.

Древнее городище располагалось на плато, ограниченном с севера оврагом, по которому протекает ручей Серебрянка. Большой овраг, частично разрушивший укрепления, проходит и с юга. Поселение, состоявшее из 2 частей: древней (Северное городище) и новой (Южное городище), вытянулось с юга на север вдоль берега реки. Она со всех сторон было защищено валами. Окруженная плодородными и густонаселенными землями, Рязань в домонгольский период превращается в цветущий город и становится крупным ремесленным и торговым центром на востоке Руси. Впервые г. Рязань упоминается в Ипатьевской летописи под 1096г. «В лето 6604. Святополк Изяславич и Володымер Мономах посласта в Чернегов к Олгу Святославичу, да ряд учинят о Рускои земле, при епископах и старцех, «како бысмо могли оборонити Русскую землю от поганых». Олег же гордяся речи: «несть лепо мене судити епископом, и чернцем, и смердом, и не хоте ити ко братом своим на совет, послушав своих злых советник». Святополк же и Володымер рекоша ему: «понеже ты не идеши с нами на поганых, ни на совет, Яве есть, яко зле о нас мыслиш, хотя помагати поганом»; и поидоша на него к Чернегову. Олег же избеже из Чернегова, в субботу, мая 3, и в Стародубе затворился, но и тамо Святополк и Володымер доставаху его, но из града бияхуся крепко; и стояху окрест града до 30 дний, донеже люди во граде начаша изнемогати. Тогда и Олего смирися и выйде из града, прося мира, и Даша ему на сем мир, яко да придет в Кие и тамо целует крест, со братом своим Давыдом, еже бытии с ними в любве; Олег же обеща и на том тогда крест целова. И возвратишася Святополк и Володымер восвояси; а Олег поиде к Смоленску, и не прияша его Смолняне, тоже идее к Рязаню».

В начале XI века было основано Северное городище. От берегового плато глубоким рвом и валом отрезали северо-западную оконечность мыса (около 3 га). К середине XII века уже сложилась уличная планировка города.
Первым рязанским князем стал сын черниговского, а затем великого князя киевского Святослава Ярославича Муромский князь Ярослав, о котором В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» под 1103г. сообщает, что «Ярослав Святославич рязанский ходил на мордву».
После его смерти в 1129 году Рязань осталась во владении его сыновей и внуков. Вскоре рязанские князья стали независимыми от Мурома, а затем и от Чернигова. С усилением Рязани связан рост городской территории и возведение нового пояса укреплений. Треугольный в плане город площадь около 10 га со стороны Поля был защищен дугообразно изогнутым валом, концы которого направлены к берегам Оки и Серебрянки. Рубленые стены с боевыми площадками – заборолами шли по всему периметру Рязани над естественными, почти отвесными склонами. На месте проезда в валу, через который проходит современная дорога, стояла деревянная башня со Спасскими воротами в нижней части. Перед ней через ров был перекинут узкий мост, уничтожавшийся в момент опасности. 2-ая воротная башня, к которой уступами спускались стены, находилась значительно ниже – у северного въезда со стороны Оки (Серебряные или Золотые ворота). Нынешняя дорога, пересекающая городище, проходит по трассе древней улицы. Между городскими стенами и Окой ближе к воде вырос подол – неукрепленное предградье, расположенное на первой надпойменной трасе. Подол простирался от слобод Задола и Пешей у подножия Северного городища до места современного парома под Соколиной горой. У места впадения Серебрянки в Оку открыта древняя пристань, к которой причаливали военные и торговые суда.
Одновременно с возведением Рязани соорудили прямоугольный сруб с 2-скатной крышей и луковичной главкой на небольшом возвышении – барабане – деревянную церковь.
Бурный рост Рязани с середины XII века связан с усиленным процессом урбанизации по всей Руси, когда в летописях упоминалось уже свыше 100 новых городов, а некогда единая Киевская Русь распалась на отдельные города – государства, самостоятельные земли – княжения.
Ипатьевская летопись под 1145г. сообщает о смерти Святослава Ярославича в Муроме и направлении в Рязань сына его брата – Глеба Ростиславича. В эти годы Старая Рязань стала столицей Муромо – Рязанской земли, сильной крепостью, способной защитить не только своих жителей, но и население окрестных сел и деревень, политико – религиозным, торгово – ремесленным и культурным центром. С утверждением в Рязани княжеского стола укреплениями обносится огромное Южное городище (около 40 га). От Рязани зависели уделы – пригороды: Ростиславль, основанный в 1153г., Коломна (первое упоминание в летописи 1177г.), Пронск (1186г.) По сообщению Никоновской летописи под 1156г. Рязань подверглась набегу половцев, которые, захватив пленных отправились обратно, но рязанцы организовали погоню, догнали и разбили половцев и освободили пленных.
В 1187г. половцы снова напали на Рязань в тот момент, когда дружины рязанских князей были отвлечены на борьбу с князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо. Но кочевники не умели брать крупных городов и Рязань оказалась для них неприступной крепостью.
В 1205г. Рязанский князь Роман Глебович с дружиной устроил поход на кочевников, разбил половцев, взяв многих в плен, захватив коней, волов, овец, освободил пленных славян и христиан и отпустив их.
В 1208г., во время княжения Глеба Ростиславича, Рязань входе между усобиц была сожжена великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо, о чем сообщает Лаврентьевская летопись ( при этом он приказал покинуть город всем жителям с имуществом и товаром).
А через 30 лет, в 1237г., вновь отстроенная Рязань, была полностью уничтожена войском Бату-хана, вместе с населением.
В последующем Старая Рязань кое как восстанавливалась, вновь подвергалась неоднократным разрушениям, после чего княжеская столица была перенесена в Переяславль – Рязанский. Перенесение столицы осуществлялось постепенно, и лишь с середины XIV века Старая Рязань была оставлена окончательно, в к XVII веку уже утратила всякое значение.
На Старорязанском городище раскопки ведутся с 1-й трети XIX века. За это время был обнаружен богатый клад золотых украшений, открыты фундаменты 3 известных рязанских соборов – Борисоглебского, Спасского и Успенского. Установлено, что на месте Южного городища до 2-й половины XII века не было никаких поселений. На будущей территории города располагался могильник XI-нач.XII веков. Вместе с тем, у берега Оки уже существовало обширное неукрепленное селище-посад. До самой гибели Рязани в 1237 году на Южном городище так и не сложилось сплошной застройки. По-видимому, осевой магистралью в Рязани была улица- дорога, пересекавшая город с юга на север. Другие улицы подходили перпендикулярно к ней из ворот в восточном валу окольного города. Как и в других древнерусских городах, застройка Рязани осуществлялась усадьбами. Основным типом жилищ здесь были большие срубные наземные дома.
Среди огромной коллекции найденных вещей выделяются прекрасные образцы произведений прикладного искусства из драгоценны металлов, предметы с надписями, привозные вещи.
Обнаружены ремесленные мастерские: домница, гончарные горны, ювелирная, косторезная и прочие.

Найдены так же братские могилы защитников города 1237г.

3.666665
Рейтинг: 3.7 (3 голоса)
 
Разместил: Eduard    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Очень информативно и познавательно, спасибо!

 


 
О проекте