Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Барак... для музея знаменитого писателя

Подготовил Михаил КОЛКЕР

Когда речь идет о личности такого масштаба, как Александр Исаевич Солженицын, вполне логично предположить, что любая биографическая мелочь имеет подчас неоценимое значение. Причем не только для специалистов, изучающих жизнь и творчество писателя, но и для нас – читателей. И дело тут не в досужем любопытстве. Иногда одна вроде бы незначительная деталь помогает по-другому взглянуть на произведение. Понять подтекст, второй план событий, прояснить мотивировку поступков героев. И тут нет лучшего способа, чем прийти в музей, увидеть собственными глазами быт, реальную обстановку времени.

stat_06_02_14_2_1.jpg

В мировой музейной практике, по-моему, еще не было случая, чтобы при наличии реального объекта, где жил и работал герой экспозиции, музей создавали в другом месте. Ведь людям как раз интересна среда, материальные свидетельства времени, такие, как этот дом барачного типа.

Казалось бы, у нас в Рязани, где Александр Исаевич прожил одиннадцать лет, такое «прикосновение» к классику не проблема. Тем более что до сего дня сохранилась квартира Солженицына по адресу: улица Урицкого, дом 17.

Логично предположить, что здесь находится музей писателя. Однако логика в наших краях почему-то работает не всегда…

Разговоры о создании в Рязани музея бесспорного литературного классика ХХ столетия ведутся давно, чуть ли не с 1986 года, когда имя Солженицына вновь вернулось в официальную российскую, а тогда еще советскую литературу.

И вот ведь в чем парадокс: за все это время, по сути дела, не было ни одного возражения против данной идеи – ни со стороны власти, ни со стороны литературной общественности. Но при столь завидном единодушии государственного музея Александра Солженицына в Рязани не существует. Загадка? Безусловно. Хотя, если внимательно вглядеться в обстоятельства, сопутствующие этим музейным «приключениям», очень многое становится понятным.

Тихая пристань

Начнем с того, что отношение самого Солженицына к рязанскому периоду своей жизни было неоднозначным. Вот как об этом говорит доцент кафедры литературы Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, кандидат филологических наук Александр Сафронов.

stat_06_02_14_2_2.jpg

Александр Солженицын всегда приезжал в Рязань со смешанным чувством радости и обиды

– Во время последнего приезда Александра Исаевича в Рязань произошел один показательный случай, – рассказал он. – Писатель выступал в областной библиотеке, и какой-то совсем молодой человек задал вопрос: «Какие впечатления остались у Вас от рязанской ссылки?» Реакция Солженицына была интересной. Мне показалось, что он даже задохнулся от нахлынувших эмоций. «Какой ссылки?! Какая же это ссылка! В Рязани я впервые смог спокойно вздохнуть, посмотреть на мир, на звезды. Нормальным человеком себя почувствовал… А вы говорите, ссылка!»

– Значит ли это, что для Александра Солженицына Рязань была тихой пристанью?

– Думаю, можно утверждать, что в Рязани Александр Исаевич чувствовал себя достаточно комфортно. Об этом можно судить по тому, что именно в нашем городе были написаны «Один день Ивана Денисовича», «Крохотки», значительная часть «Архипелага», начато «Красное колесо», «В августе 14-го», и это далеко не полный перечень. Вряд ли, находясь в духовном «раздрае», можно было бы трудиться так плодотворно. Это, так сказать, один период. А второй начинается с момента появления на Западе первых публикаций «Архипелага» и началом травли писателя в СССР.

Рязанский капкан

Вот тут «тихая рязанская пристань» начала превращаться в настоящую западню. «В Рязани я в капкане», – вот собственные слова нобелевского лауреата. Здесь его исключили из Союза писателей СССР, и ни один из рязанских коллег не посмел сказать в его защиту ни слова. И только поэт Евгений Маркин, рязанская судьба которого также сложилась ох как непросто, отозвался пронзительными стихами. Многие из тех, кто принимал участие в рязанской травле Солженицына, живы до сих пор. Более того, имеют достаточно влиятельных друзей во властных структурах. По-моему, не нужно объяснять, почему эти люди не заинтересованы в появлении музея Солженицына. На всеобщее обозрение были бы выставлены документы, а там присутствуют фамилии…

В прошлом году Александру Исаевичу исполнилось бы 95 лет. Этот юбилей широко отмечался как в России, так и во всем мире. И вновь было выражено недоумение по поводу отсутствия в Рязани музея. Причем на этот раз оно исходило с самого верхнего этажа государственной власти. И тут уж обойтись улыбками и обещаниями было никак нельзя. В Рязани начался лихорадочный поиск решения проблемы.

Вариант организации мемориального музея в помещении реально существующего дома Солженицына на улице Урицкого отпал сразу и бесповоротно. В двухэтажном бараке, где жил писатель, и сегодня проживает 12 рязанских семей. Если организовывать здесь музей, их необходимо куда-то расселять. А это деньги, и немалые. Привести дом на Урицкого в божеский вид и сделать его пригодным для музейной экспозиции тоже стоит достаточно дорого, так как требуется капитальный ремонт.

Общая смета, по самым приблизительным подсчетам, потянула на сумму свыше 100 миллионов рублей. Нет, это слишком даже для нобелевского лауреата. Во всяком случае, так решило рязанское культурное начальство. Тем не менее отчитываться в решении вопроса, причем срочно, было необходимо. И тут в чью-то светлую голову пришла идея: почему бы не использовать уже имеющиеся музейные площади? Например, Музей молодежного движения на улице Свободы?

КОЛЫБЕЛЬ "АРХИПЕЛАГА"

Еще одно место проживания Александра Солженицына в Рязани – село Давыдово в Солотче. Дом Агафьи Фоломкиной, где жил и работал писатель, в середине 90-х годов прошлого века был куплен неким рязанским коммерсантом. Новый хозяин обложил сруб кирпичом, надстроил второй этаж. В неприкосновенности остались только дворовые постройки и старенькая развалюшка по соседству. На доме в Давыдово, где было задуман и вчерне написан «Архипелаг ГУЛАГ» – одно из самых значительных произведений мировой литературы прошлого века, нет даже мемориальной доски.

Подождем до юбилея

«Официально к нам не приходил ни один документ, касающийся перепрофилирования музея, – рассказала старший научный сотрудник музея Елена Графшина. – Хотя разного рода разговоры ходят достаточно давно. Еще летом в Рязань приезжала жена Александра Исаевича, и сотрудники регионального министерства приводили ее к нам в музей, как бы демонстрируя, где будет располагаться экспозиция Солженицына. Но все это осталось на уровне кулуарных слухов.

На мой взгляд, создавать музей Солженицына, безусловно, нужно. Однако в мировой музейной практике, по-моему, еще не было случая, чтобы при наличии реального объекта, где жил и работал герой экспозиции, музей создавали в другом месте. Ведь людям как раз интересна среда, материальные свидетельства времени, такие, как этот дом барачного типа. И его ни в коем случае не нужно превращать в дворец. Конечно, необходима реконструкция, новая современная "начинка" здания, но при максимальном сохранении исторической среды, в которой жил писатель.

Что же касается нашего музея, то он по-своему уникален и имеет собственную интереснейшую историю. Мы разработали новую современную концепцию построения экспозиции. Есть законченный проект, проведена его презентация. Но, к сожалению, никакой реакции со стороны областного Министерства культуры не последовало.

К сожалению, наши попытки пообщаться по данному вопросу с представителями регионального культурного ведомства оказались безрезультатными. Последовал обычный в таких случаях ответ: "Присылайте официальный запрос, в положенные по закону сроки обязательно ответим". То есть нужно ждать месяц, чтобы в итоге получить ничего не значащую отписку».

И все же в приватных беседах с сотрудниками министерства удалось узнать, что в конце прошлого года на коллегии министерства было принято решение о перепрофилировании Музея молодежного движения. До этого сам губернатор Рязанской области на вопрос журналистов о возможности организации музея Солженицына в доме на улице Урицкого ответил, что музей не может находиться в бараке!

Далее последовала смена руководства в региональном культурном ведомстве. Кстати, по причинам, также связанным с музейной недвижимостью.

Новое культурное начальство пока никаких реальных шагов по реализации проекта размещения одного музея на территории другого не предпринимало. Очевидно, до поры до времени. Точнее, до очередной юбилейной даты или решительного указания из столицы. Печально, что память великого писателя зависит от столь меркантильных причин. Хотелось бы верить: Александр Солженицын достоин другого продолжения своей рязанской истории.

Опубликовано в №05 еженедельника "Дом.Строй"

(от 05.02.2014г.)

Источник

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте