Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Горная фантазия равнинных обитателей-5

Запоздалое посвящение.

Мои «Горные фантазии…» №1, №2, №3, №4 и нынешняя №5 сложились вкупе в монументальный труд, не дотягивающий до серьёзных академических исследований разве что из-за фривольности изложения. В принципе, гордиться уже есть чем. И, думаю, не стыдно посвятить имеющиеся главы «Горной фантазии равнинных обитателей» и те, которые возможно будут написаны в дальнейшем, человеку, который, будь он жив, гордился бы сейчас моим трудом не меньше, чем я сам, а, может быть, и больше. Я никогда не упоминал ни его имени, ни роли его в моей судьбе. По одной простой причине – мне стыдно! Четверть века прошло, а мне до сих пор мучительно стыдно перед ним потому, что я его предал. И поздно рассчитывать на прощение, и шаг мой запоздал, и он, всё-равно, не увидит этих строк, но…

Анатолию Никаноровичу Мартынкину,
моему школьному учителю истории
от его самого большого разочарования.

Вы были правы, Анатолий Никанорович, время, действительно, расставило всё на свои места. Тогда я предал не Вас – я предал себя. И наказал. Не став историком, я не просто растоптал Ваши на меня надежды, я добровольно отрёкся от любимого дела, к которому лежала душа и имелись способности. Как результат – жизнь растранжирена на обрыдлую и бесцветную суету. А история, как была, так и осталась единственным моим занятием, которому я, в ущерб сну и прочим мирским радостям, отдаюсь всецело и самозабвенно.

А теперь эпиграф:

The sun is sleeping quietly
Once upon a century
Wistful oceans calm and red
Ardent caresses laid to rest


For my dreams I hold my life
For wishes I behold my night
The truth at the end of time
Losing faith makes a crime


«Nightwish» «Sleeping Sun»


Часть I.
Когда вода Всемирного Потопа…

В те, теперь уже легендарные времена, когда детство моё незаметно разминулось с отрочеством, в классе, кажется, седьмом или восьмом, отяготили меня общественной нагрузкой – заведовать атеистической пропагандой. Советская педагогика следила не только за успеваемостью и посещаемостью своих подопытных, но и за их – точнее, нашим – досугом. Вернее, за тем, чтобы досуга не было. А для этого и изобретались бессмысленные и бестолковые должности типа «зелёного патруля» или «атеистического сектора».

Лучшего места, чем атеистический сектор для того, чтобы пооттачивать мастерство громить в пух убогие совковские антиклерикальные эскапады придумать было трудно. А что? Прикрытие легальное, алиби железное и даже повышенный интерес к изданиям, стоящим на стеллаже «Атеистическая литература», вполне объясним – мне стенгазету делать! Это много позже я узнал, что библиотекари во времена оны поголовно являлись гэбэшными сексотами и им вменялось в обязанности постукивать на особо экстравагантных читателей, болезненно интересующихся литературой, например, по химии взрывчатых веществ, но уже тогда интуитивно почувствовал, что лучше не светиться и истинных своих взглядов до поры не афишировать.

«Авесту», «Ригведу», «Библию» или «Коран», понятно, в школьной библиотеке не выдали бы (да, их там и не было – такой «опиум» в фондах не держали), а вот журналом «Наука и религия» – хоть обчитайся! Вообще-то правильнее было бы назвать это издание не «Наука и религия», а «Наука vs религия», поскольку на его страницах прогрессивная наука в одни ворота боролась с религиозным мракобесием, которому на страницах печатного рупора агрессивного атеизма слова никогда не давали. К слову, через пару лет после описываемых событий начнётся так называемая «перестройка» и журнашлюшки, ранее гнобившие верующих и с пеной у рта доказывавшие, что Бога нет, бросятся с энтузиазмом инквизиторов времён Торквемады проповедовать на тех же самых страницах взгляды диаметрально противоположные – было очень любопытно отслеживать эту их инверсию!

Тогда в этом журнале не было религии, сейчас не стало науки.
Тогда в этом журнале не было религии, сейчас не стало науки.

Давайте, впрочем, рассматривать журнал «Наука и религия» не с позиций дня сегодняшнего, а исходя из реалий того – советского – времени. Вольтерьянски настроенная интеллигенция его недооценила, поскольку в её кругах тогда персистировала мода на религиозность – верующий и антисоветский было синонимами, а антисоветским было быть престижно – и не разглядела из-за шор, что для своего времени это было смелое и передовое издание, не боявшееся печатать на своих страницах вещи, от которых по сей день «серьёзных учёных» бросает в дрожь!

Именно этот журнал впервые познакомил меня с загадкой Туринской плащаницы и с теорией палеоконтакта, изобретённой тогда недавно прогрессивным австрийцем Эрихом фон Дэникеном; с его страниц я узнал про микроскопическое африканское племя догонов, чьи познания в астрономии посрамили европейских звездочётов вместе с их «хабблами», и про то, что, оказывается, миф о Всемирном Потопе является на самом деле всемирным, так как легенды о масштабном наводнении, погубившем некогда весь род людской, обнаружились по всему свету…

Мы про Всемирный Потоп знаем, в основном, по главе «Ноах» из иудейской книги «Берешит» в интерпретации христианской книги «Бытие». Думаю, прежде, чем мы двинемся дальше, полезно будет освежить это свидетельство в памяти. Сюжет начинается с того, что однажды Иегова бросил беглый взгляд на землю и совсем не обрадовался увиденному: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие, 6:5-7).

Из всех живущих разгневанный непотребным поведением своих созданий Господь решает дать шанс только праведнику Ною и его семейству: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Бытие, 6:13-14).

Разум мой слишком несовершенен, чтобы до конца понять весь смысл боговдохновенных книг, но дерзну, насколько хватит способностей, дать по ходу текста несколько комментариев технического характера. И первое из таковых – материал, из которого Бог велит Ною делать ковчег.

О том, что имеется в «Торе» и «Библии» в виду под «деревом гофер» единого мнения нет. Часть исследователей считает, что это кипарис, другая часть, что это кедр. Однако, в «Библии» названные растения чаще фигурируют под другими именами – соответственно, брош и эрез. К тому же слово «гофер» имеет прямой перевод – смолистое дерево, то есть, видимо, оно в использованном контексте обозначало обобщённо древесину твёрдых смолистых пород, пригодную для постройки судна. И хотя «канонической» версии относительно «дерева гофер» не выработано, устная традиция упорно связывает его с кипарисом. Что ж, у неё есть на то свои основания – с финикийских времён в Палестине кипарис является излюбленным материалом местных корабелов.

Постройка Ноева ковчега (средневековая миниатюра).
Постройка Ноева ковчега (средневековая миниатюра).

Размеры ковчега впечатляли: «И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Бытие, 6:13-14).

Локоть, как единица длины, у евреев варьировал от 40 до 48 сантиметров (М. Штереншис «Евреи. История нации»). Пересчитаем в метрическую систему и так, и так – получается длина 120-144 метра, ширина 20-24 метра, высота 12-14,4 метра. Для сравнения, длина ковчега была всего в два раза меньше длины «Титаника» (269,1 м.), а по ширине они были практически одинаковы (24 м. против 28,19 м.)! Водоизмещение такого «дредноута» при этих размерах должно было быть под 14 тысяч тонн.

Так бы выглядел Ноев ковчег в сопоставлении с современным авианосцем.
Так бы выглядел Ноев ковчег в сопоставлении с современным авианосцем.

«Отверстие в ковчеге», видимо, располагалось в надпалубной настройке и служило для вентиляции. Судя по словам «в локоть сведи его вверху», эта настройка имела вид усечённого конуса или усечённой пирамиды, шириной полметра в верхней точке.

Внутри ковчег был поделён на три уровня, названных «жилищами». «Нижнее жилище», используя моряцкие термины, было трюмом, а два «жилища» над ним – палубами, на которых предстояло разместить обширный и деликатный груз: «…и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Бытие, 6:13-14).

Для тех, кому места в ковчеге не хватило, наступали не лучшие времена: «…чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Бытие, 7:4).

А обещания свои Господь исполнял: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7:10-12).

К теме Потопа обращались многие художники, но классикой жанра стали гравюры Густава Доре.
К теме Потопа обращались многие художники, но классикой жанра стали гравюры Густава Доре.

В апокрифической христианской традиции считается, что Потоп начался 27 апреля 3246 года до нашей эры. Мусульманские богословы называют другую дату – 18 февраля 3101 года до нашей эры. Есть ещё полсотни версий, но все они навряд ли соответствуют действительности. Конечно, интересно было бы узнать дату начала Потопа, но нам важнее другое…

А именно – Тот, кто общался с Ноем, с высокой долей вероятности знал о приближении Потопа заранее – за столько, что Ною хватило времени на постройку гигантского корабля. Он же за 7 дней до Потопа уже точно знал дату его начала. Знал и не ошибся: «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Бытие, 7:17-24).

Тут тоже разные толкователи толкуют по-разному. Кто-то считает, что 40 дней шли ливни, а потом ещё 150 дней прибывала вода; другие полагают, что весь катаклизм суммарно занял 150 дней. Даже появилась гипотеза, что речь здесь идёт о разных Потопах. Дескать, Потопов было два: один случился при Ное, а второй – при его детях. В канонические варианты священных книг иудео-христианства эта гипотеза не попала и до нас дошла исключительно благодаря апокрифам, но давайте не будет её огульно отметать, а возьмём на заметку – авось, пригодится!

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Бытие, 8:2-5). В этом отрывке много информации. Во-первых, всё-таки, видимо, правы те, кто считает, что вся продолжительность катаклизма заняла 150 дней – это как раз 5 месяцев, со второго по седьмой. Во-вторых, если на пике наводнения вода поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор, то к седьмому месяцу она уже отступила так, что ковчег сел на мель на Араратских горах. То есть, наводнение пошло на спад сразу после того, как прекратились сорокадневные дожди. В-третьих, к десятому месяцу вода отступила более, чем на 6 метров, в результате чего показались вершины гор. Ну, и, наконец, обратим внимание на то, что усиление ветра каким-то образом остановило подъём воды.

Это ладьевидное образование вулканического происхождения на склоне Арарата многие считают окаменевшим остовом Ноева ковчега.
Это ладьевидное образование вулканического происхождения на склоне Арарата многие считают окаменевшим остовом Ноева ковчега.

«По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла» (Бытие, 8:6-14).

Голубя, несущего Ною оливковую ветвь, ныне мы используем в качестве невербального символа мира.
Голубя, несущего Ною оливковую ветвь, ныне мы используем в качестве невербального символа мира.

То есть, весь этот «жидкий Армагеддон», от падения на землю первой дождевой капли до её окончательного просыхания, продлился 1 год и 10 дней. За это время Иегова успел сменить гнев на милость: «И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие, 8:15-22).

Можно сказать, happy-end… если не считать, конечно, что кроме обитателей ковчега, вся остальная биомасса на планете погибла и новую жизнь ковчегонавтам пришлось начинать среди гор раздувшихся при утоплении и теперь стремительно разлагающихся на припекающем солнышке трупов людей и животных.

В принципе, доказать несуразность ветхозаветного варианта мифа о Потопе воинствующим атеистам ничего не стоило. Достаточно было вырвать из контекста фразу «…усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы…» и элементарным математическим расчётом в три действия показать, что для того, чтобы покрыть всю поверхность планеты на 8855 метров (это высота Эвереста плюс 15 локтей) нужно увеличить объём нынешней гидросферы в два раза. Понятно, что взяться такому мегагигантскому количеству воды просто физически неоткуда, а потому история о Ное – бабкины сказки и не более. Ite, missa est!

Но профессиональные безбожники по совместительству являлись клевретами марксизма-ленинизма и просто заявить, что Потопа не было и всё, они не могли, поскольку тогда это вошло бы в противоречие с ленинским постулатом о том, что «отображение не может существовать без отображаемого» (В.И. Ленин ПСС, том 18, стр. 66).

И они принялись двурушничать. С одного разворота журнала «Наука и религия» они говорили, что библейское сказание о Потопе это чистый вымысел, а с другого, противореча себе же, утверждали, что у Потопа был прообраз в виде ежегодных сезонных разливов Тигра и Евфрата, а сам миф о Потопе евреи самым наглым образом украли у древних обитателей Месопотамии…

Орлов Владимир.

2
Рейтинг: 2 (1 голос)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Спасибо, вчера просмотрела (поздно было), сегодня вчитаюсь, с Вашего позволения.:)))

Можете не поверить, но мысли о том, что потом -это следствие таяния ледников, появлялись и у меня. Вот ещё возможно затопление из-за сибирских рек, которые текут в Ледовитый океан, а ледники встали на их пути. Хотя, кто знает, куда они текли до похолодания.Ведь было же море там, где сейчас долины зауралья. А после прочтения Вашей работы у меня появилась теория, что катастрофа была не столько на Земле, сколько в космосе. Отсюда и названия мест и событий.

Изображение пользователя Хайрат.
Здравствуйте, Людмила! Рад Вас снова видеть. Надеюсь, отпуск провели хорошо?

По сабжу: теория о затоплении сибирскими реками принадлежит, если не ошибаюсь, господам Карнауховым? Буду её упоминать вскользь в одной из последующих глав, но сам к ней отношусь прохладно. Во-1, Вы совершенно правы, где те реки текли в ледниковые времена? Во-2, свои умозаключения г-да Карнауховы делают исходя из реалий сегодняшнего дня, не учитывая, что в плейстоцене береговая линия пролегала севернее на 400-2000 км и, соответственно, устья рек были совсем не там, где теперь. В-3, их модель не увязывается с археологией - там, где по Карнауховым было дно морское, по факту обнаруживаются следы жизнедеятельности вполне сухопутных животных и даже стоянки человека. В-4, теория Карнауховых никак не объясняет почему "Зауральское море" было солёным (его реликт Балхаш солёный до сих пор).

'ГорнИИ фантазии . .' было точнее ?
По стр2: дативировка по Вулли?а на основании чего 'шумеры пришли на чистый лист? После?семитов..'

Я -зануда(учился в ФМШИ на прикладного математика) и был старостой исторического кружка

Изображение пользователя Хайрат.
Ну, что ж, здравствуйте, зануда)))
Прикладной математик с уклоном в историю - смесь почище Молотов-коктейля...

Сразу прошу уточнить мне, как человеку ни в истории, ни в математике не разбирающемуся - что такое "дативировка"? Может, датировка, всё же, имелась в виду? Если я угадал, то 1) Вулли был дитём своего времени - этаким гламурным корсаром от археологии; ни датировки, ни дативировки его не интересовали, а интересовали скопления драгметаллов в первую очередь; 2) но вины его в этом нет, т.к. на его время методик раскопок выработано не было, и вся археология велась "бульдозерным способом"; 3) даже если бы датировки и были - не знаю стоило ли им доверять, т.к. Ур Вулли взялся копать исключительно в целях найти свидетельства пребывания там праотца Авраама и, соответственно, все его находки за уши притягивались к библейским повествованиям (в т.ч. и по датам); 4) а вот стратификацию (надо рассказывать что это такое?) Вулли произвёл и доказал отсутствие родства до- и послепотопных слоёв (хотя, не исключаю, что это тоже была подгонка под библейское повествование); 5) где у меня написано, что ПОСЛЕ СЕМИТОВ? Шумеры семитов вытеснили, поскольку находились на не сопоставимо высоком уровне развития. Но ни семиты, ни шумеры не были прямыми наследниками цивилизации, обитавшей в этом регионе до Потопа.

извините за глюки-я с телефона(a сайт с ним не дружит).
У меня под рукой только 'Экспедиция Тигрис'Т.Хеердала :
вода поднялась на 8!м,
Ур-ПОРТовый город(был тодысь!) -этот район(и дальше до Чечни!) поднимается миллионы лет! И сценарий ЧП распишет любой справный студент-гидролог!
И Ут-напиштим у Ассирийцев! -А у Шумеров -Зиусудра,коий стартовал из Некоей страны и приплыл в Дильмун. Коий остров не заметил ни Вашего цунами(хотя и ближе к месту взрыва),ни потопа в Уре.
И Утапишта(в отличии от Ноя!)спускал на воду!судно не дожидаясь катаклизма
. . .

Дмитрий Мельников. РЕАЛьный руководитель ДТТ,ВодОходец,КовчегОстроитель

О проекте