И.П. Самойлова
В научной библиотеке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника есть книги с владельческими пометами представителей рода Басниных. На одних красивым каллиграфическим почерком выведено «В.Н. Баснин», на других - штемпельный знак с именем Василия Николаевича Баснина, на третьих - экслибрис: в центре круга - корабль, с наполненными ветром парусами, бегущий по волнам. На парусе написано латинское изречение: «Fluctuat, пес mergitur». Это крылатое латинское выражение по-русски звучит следующим образом: «Зыблема, но не потопляема»[1]. Всего выявлено 60 книг, из них по отечественной истории 10, остальные - каталоги художественных выставок и собраний, и 25 экземпляров журналов.
Дед Василия Николаевича Баснина - представитель потомственной купеческой семьи. Баснины скупали пушнину в Восточной Сибири, меняли на чай и другие китайские товары и сбывали их на Нижегородской ярмарке и в Москве. Основанный в 1812 г., «Торговый Дом Басниных» занимал одно из ведущих мест в русско-китайской торговле.
В.Н. Баснин рано увлекся коллекционированием гравюр. Из своих деловых поездок он привозил книги. Особое место в его книжном собрании занимали книги кириллической печати XVII в. В 1845 г. владелец предпринял составление каталога своей библиотеки, к работе над которым привлек декабристов А.З. Муравьева, А.И. и П.И. Борисовых, живших вблизи Иркутска на поселении. Дом Баснина надолго превратился в один из культурных центров города.
Помимо собирательства В.Н. Баснин проявлял интерес к естествознанию. Он увлекался сбором гербария и даже открыл неизвестное науке растение, вел метеорологические наблюдения, занимался акклиматизацией плодовых деревьев. В Государственном архиве Рязанской области хранится дело с описанием землетрясения в городе Ишим Тобольской губернии. Автор наблюдения пишет, что сначала раздались звуки, словно от сильного порывистого ветра, затем звуки, похожие на выстрелы из орудий. Здания начали колебаться, стекла в домах потрескались, посуда из хрупкого материала при падении разбилась. В церквях закачались паникадила, а люди попадали на колени. Все это продолжалось около минуты. Также он был свидетелем интересных атмосферных явлений в городе Торжке, о чем оставил свои заметки.
Являясь членом Русского географического общества, В.Н. Баснин участвовал в финансировании многих научных экспедиций. В 1858 г., переезжая в Москву, он подарил часть библиотеки Иркутской семинарии, забрав с собой лишь гравюры и книги по искусству. После смерти все достояние коллекционера перешло его сыну Николаю Васильевичу.
Н.В. Баснин достойно продолжил дело отца. В его собрании гравюр были представлены все школы Западной Европы и России. Все предметы коллекции были помечены владельческой маркой: в середине небольшого овала находились инициалы NB, а вокруг девиз на латинском языке: «Ars anirni human! Speculum est»[2]. Николай Васильевич активно участвовал в культурной жизни Москвы: в 1884 г. выступал с докладом на Первом съезде русских художников и любителей художеств, был избран почетным членом Румянцевского музея. В 1911 г. Баснин составил проект «Закона об охране памятников искусства и старины». Как адвокат он оказывал адвокатскую поддержку коллекционерам при передаче коллекций в музеи. После смерти Н.В. Баснина собрание гравюр по решению наследников перешло в Румянцевский музей, а затем в Музей изящных искусств.
Отец и сын Баснины включены в Энциклопедический словарь Н. Полуниной «Коллекционеры России ХIХ-начала XX века», где они занимают достойное место наряду с Бахрушиными, Третьяковыми, Щукиными и другими фамилиями. От отца и деда интерес к искусству унаследовал внук, Василий Николаевич.
Василий Николаевич Баснин, о книгах которого идет речь в настоящей статье, родился в Париже в 1871 г. В память о детстве им была выбрана соответствующая тема для экслибриса. Его мать, В.В.Коллинз (Баснина), англичанка по происхождению, родилась в предместье Лондона в семье лоцмана.
Окончив математический факультет Московского университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета, с 1908 г. он проживал в Рязани. В «Списке абонентов Рязанской телефонной сети» за 1914 г. Баснин значится как присяжный поверенный[3]. В анкетном листе, заполненном в ноябре 1922 г., Василий Николаевич писал, что с ним проживает неработающая жена и ее сестра-инвалид (глухонемая). Детей в семье не было. Из трех сестер Баснина к тому времени были живы две. Софья Николаевна, работавшая с 1923 г. младшим, а с 1937 г. старшим научным сотрудником Государственного Исторического музея по специальности методика массовой политико-просветительской работы по истории. В том числе соавтор статьи «Музей на Красной площади», опубликованной в 1943 г. в книге «Работа музеев РСФСР в условиях военного времени». С.Н. Баснина работала в музее до 1955 г. Вторая из сестер, Анна Николаевна Баснина (Верхоланцева), окончила Строгановское училище со званием ученого рисовальщика. Она участвовала в художественных выставках 1914, 1919 гг., где были представлены ее натюрморты и пейзажи. До 1937 г. работала художником-оформителем детских кукольных спектаклей, а также участвовала в оформлении Москвы в дни праздников. Третья сестра, Ольга Николаевна, окончив фельдшерские курсы, работала по специальности в больнице. В 1910 г. умерла в возрасте 36 лет.
Из анкетного листа В.И. Баснина узнаем, что с 1918 г. ему приходилось быть и правозащитником, и обвинителем в Трибунале[4]. Как присяжный поверенный, или адвокат, он вел разные дела. В описях дел Государственного архива Рязанской области удалось обнаружить сведения о процессе 1923 г. по вопросу наследственных прав на имущество[5].
В апрелее 1925 г. должно было рассматриваться уголовное дело по обвинению В. Г. Бажанова по статье об уменьшении истинной стоимости наследованного имущества в целях изменения оплаты госпошлины. На заседание член коллегии защитников В.Н. Баснин не явился и объяснений не предоставил. Дело было снято с очереди, так как другого защитника назначить не успели. Слушание отложили, а против В.Н. Баснина возбудили дисциплинарное преследование. Через четыре дня состоялось заседание Президиума Рязанской губернской коллегии защитников при Рязгубсуде, на котором Баснина исключили из списка ее членов[6]. На этом этапе сведения о нем обрываются.Есть еще одна интересная сторона его деятельности. Дело в том, что Василий Николаевич был страстным охотником и собаководом. В начале 1920 г. в Рязани в рамках всеобуча было создано охотничье и спортивно-стрелковое общество. В.Н. Баснин стал его первым председателем. Он любезно предоставил свою квартиру на Приклонской улице (ныне ул. Урицкого) под канцелярию и склад боеприпасов. Василий Николаевич участвовал в закупке рыболовных принадлежностей, в доставке из Москвы охотничьих ружей, дроби, патронов и прочего. Ему было поручено разработать проект устава общества, составить форму анкеты для охотников, разработать тематику общегубернского съезда охотников.
В.Н. Баснину пригодились адвокатские знания в улаживании конфликта с Губвоенкомом, когда скопинские охотники не успели вовремя зарегистрировать охотничьи ружья, он сумел отстоять их интересы.
В мае 1922 г. в городском саду при Доме физкультуры в Рязани проходила выставка охотничьих собак. Баснин выступил как эксперт, подготовил доклад о правилах собаководства. Он был одним из делегатов на Третьем Всероссийском съезде охотников.
В сентябре того же года Василий Николаевич с супругой были заняты художественным оформлением сельскохозяйственной выставки. На ней были представлены коллекции охотничьих трофеев и породы собак. Примечательно, что лучшими коллекциями были признаны две, одна из которых принадлежала Баснину.
В 1929 г. Рязанский губернский союз охотников выпустил книгу «Пойнтер. Его стати и признаки качеств», в которой составитель В.Н. Баснин предлагает собственные стандарты и описания. Выпущенная тиражом 5000 экземпляров, она была адресована судьям, собаководам и другим знатокам кинологии. В книге В.П. и П.А.Трибунских «Сто лет рязанской охоты» опубликован вид титульного листа экземпляра, хранящегося в Российской государственной библиотеке[7].
Потомок российских коллекционеров, Василий Николаевич унаследовал любовь к живописи. Посещая выставки И.И. Левитана, К.А. Сомова, В.В. Верещагина, Союза русских художников, не оставлял без внимания и выставки художественной фотографии 1902 и 1908 годов[8]. Среди книг, помеченных его владельческим знаком, мы обнаружим Указатель художественного отдела Русского музея, Каталог Радищевского музея в Саратове, Каталог художественных произведений городской галереи Третьяковых, Опись предметов Петровского исторического музея в Нижнем Новгороде и так далее. В.Н. Баснин не только любовался представленными полотнами, но со знанием дела вносил свои замечания и впечатлениия в записную книжечку, может быть, для оживления воспоминаний об увиденном в дальнейшем.
В 1897 г. в залах Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге проходила выставка коллекций рисунков и акварелей княгини М. К. Тенишевой. Василий Николаевич побывал там 31 января. Напротив картины И. Маньковского «За чаем» запись: «Очень бойко», полотна А.О. Орловского получили высокую оценку: «Все славные», а о работах И.Е. Репина отозвался не очень лестно: «Акварели у Репина грязноваты». В одних картинах он отмечает удачные позы героев, в других - «много света», но «мало воздуха и нет красочной перспективы». А вот как любитель и знаток живописи отозвался о коллекции петербургских типов И.С. Щедровского: «Много света и все очень хороши, по временам даже до удивления».
Некоторые выставки Василий Николаевич посещал со своей сестрой Анной. Об этом сообщают записи на каталогах III выставки картин русских акварелистов в залах Строгановского училища. В то время Анна Николаевна уже училась в этом учебном заведении. На одном из каталогов есть запись: «Познакомился с Касаткиной». Можно предположить, что это жена Н.А. Касаткина, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, первым удостоенного звания народного художника Республики в 1923 г. Мастер был представлен полотнами «Свидание с арестованными. Женское отделение», «Вагранщик», «Старушка-натурщица». Просматривая последний каталог, мы узнаем, что известный русский историк, автор популярных учебников Д.И. Иловайский, был большим поклонником живописи. Напротив картины «Вагранщик» напечатано, что картина приобретена им. На этой выставке было еще одно полотно, приобретенное историком, - это «Размытый берег» А.А. Киселева[9]. Среди изданий, помеченных владельческим знаком, есть «Каталог французской художественной и художественно-промышленной выставки. Январь-февраль 1899 г.» Эта небольшая книжица размером 9x18 представляет собой довольно редкое издание с двойным входом («перевертыш»): 64 страницы каталога на русском языке, а если книгу перевернуть, перед нами 72 страницы того же текста на французском языке. На этой книге штемпельный знак «Василий Николаевич Баснин. Присяжный поверенный». Больше ни на одной книге из выявленных такой пометы нет.
В.Н. Баснин проявлял интерес к книгам исторической тематики. Так, среди книг с экслибрисом найдем «Русскую правду» П.И. Пестеля, текст которой стал доступен широкой публике только в 1906 г. Именно это первое издание было в библиотеке В.Н. Баснина.
К этому году издания относятся книги «К истории декабристов», куда вошли статьи М.С Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)» и Н. Муравьева «Разбор донесений следственной комиссии в 1826 г.». В 1859 г. А.И. Герцен опубликовал их в Лондоне в «Полярной звезде», а теперь они были переведены с французского и опубликованны в России.Интересны материалы, извлеченные из Государственного архива, в сборнике «Из писем и показаний декабристов. Критика современного состояния России и планы будущего устройства». Эти документы стали доступны исследователям только в 1902 г.
Были в библиотеке В.Н. Баснина «Мемуары декабристов» М.В. Довнар-Запольского. Они включали записки М.Ф. Орлова, проекты СП. Трубецкого, бумаги А. Поджио и других.
Сохранилась еще одна книга о декабристах из собрания В.Н. Баснина – это «Декабристы. Материалы для характеристики». В ней помещены стихотворения, письма, в том числе некоторых официальных лиц, воспоминания воспитанницы М.И. Муравьева-Апостола А.П. Созонович. Но самым ценным включением является «Погостный список», составленный М.И. Муравьевым-Апостолом. Это единственный источник о месте и времени кончины более ста декабристов.
Помечен экслибрисом том «Государственные преступления в России в XIX в.», содержащий извлечения из официальных правительственных сообщений о подобных преступлениях за период с 1825 по 1876 гг. Книга готовилась к выходу за рубежом, но в связи с ослаблением цензуры в 1906 г. смогла выйти в России.
Русско-японской войне посвящены три книги с экслибрисом В.М. Баснина. Небольшое издание под названием «На крейсере "Россия"», вышедшее в 1906 г., содержит выдержки из дневника морского офицера, встретившего начало войны на боевом дежурстве.
В 1908 г. под редакцией полковника Генштаба Ю.Д. Романовского и военного инженера подполковника А.В. фон Шварца вышел перевод книги Э. Бар-телетта «Порт-Артур. Осада и капитуляция». Автор был очевидцем событий. Он проанализировал причины войны, ее ход, сравнил боевые качества японцев и европейцев, в том числе англичан, и отдал предпочтение японцам. В сносках редакторы изредка вставляли свои поправки или горячие опровержения.
И, наконец, последняя книга о военных событиях - «Бой при Ляньданса-не и сражение на Шахэ. (Мое участие в них)» Е.И. Мартынова. Автор - русский военный историк, участник русско-японской и Первой мировой войн. В предисловии Мартынов пишет, что судьба дала ему возможность участвовать во всех сражениях с японцами в должности командующего Зарайским полком. Полк под его командованием особенно отличился в Ляоянском сражении, за что очень многие однополчане получили боевые награды, а командир был удостоен ордена Святого Георгия IV степени.
Одна книга с владельческим знаком «Василий Николаевич Баснин» посвящена истории Нижнего Новгорода. Автор ее Н. Храмцовский, а называется она «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Часть 2». Путеводитель вышел из печати в 1859 г. и знакомит с достопримечательными сооружениями культовой и гражданской архитектуры города. Издание снабжено литографированными иллюстрациями видов города и его памятников.
В период революции 1905-1907 гг. в России появился новый вид печатной продукции - сатирические журналы, где были осмеяны и международная политическая несостоятельность страны, и язвы общественной жизни. Их содержание составляют памфлеты, сатирические стихи в форме баллады, сатирические сказки, политические анекдоты и каламбуры. Текст сопровождается выразительными карикатурами. В журналах часто принимали участие известные писатели, поэты, художники. Так, редактором-издателем журнала «Сигнал» за 1905 г. был К.И. Чуковский, там же он публиковал свои сатирические стихи[10].
В библиотеке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника хранится ряд подобных изданий за 1905-1906 гг. Журналы под названиями «Маски», «Овод», «Секира», «Сигнал», «Стрелы», «Спрут», «Фонарь» помечены штемпельным знаком «Василий Николаевич Баснин». Сатирические журналы времен первой русской революции выходили без предварительной цензуры и были недолговечны, часто по выходе тиражи подлежали конфискации, а издания подвергались закрытию. Поэтому они давно уже являются библиографической редкостью.
Примечания
1 Этот девиз писался под гербом древнего города Лютеции, на месте которого впоследствии вырос город Париж. Герб представлял собой кораблик на волнах.2 Искусство человечно, оно есть отражение жизни.
3 Список абонентов Рязанской телефонной сети. 1914 г. Тамбов, 1914. С. 7.
4 ГАРО. Ф. 40. Оп. 196. Д. 9. Л. 13.
5 ГАРО. Ф. Р-2461. On. 4. Д. 3. Л. 41.
6 ГАРО. Ф. Р-2844. Оп. 1. Д. 36. Л. 5.
7 Трибунский В.П., Трибунский П.А. Сто лет Рязанской охоты. Рязань, 1998. С. 51.
8 Первая международная выставка художественной фотографии. 1902 г. М., 1902; Международная фотографическая выставка. 1908 г. М., 1908.
9 Художник был вольнослушателем Академии художеств, был удостоен звания академика и впоследствии преподавал в этом учебном заведении.
10 Кацпржак Е.М. История книги. М., 1964. С. 331.
Источники и литература
1. Государственный архив Рязанской области. Ф. 869. Оп. 1. Д. 216. Л. 10.2. Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников. Ф. 469.
3. Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. М., 2003.
Источник: Историографическое наследие провинции. Материалы IV научно-практической конференции, посвященной памяти Д.И. Иловайского и М.К. Любавского. Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2009.