партийному руководству округа о классовой борьбе вокруг колхозного строительства(1)
[январь 1930 г.(2)]
Противоколхозная агитация кулачества и церковников
Кулачество в своей противоколхозной агитации применяет всю кулацкую изворотливость и использует все, что только можно (родственные связи, знакомства и т.п.) для того, чтобы отвлечь бедноту и середняков от активного участия в колхозном строительстве. Имеющиеся материалы следующим образом характеризуют агитацию кулачества:
«По ряду селений Кораблинского района ходил под видом продавца гребенок старец, агитировавший против колхозов и призывавший не возражатъ и молчать на собраниях, голосовать за колхоз, но не записываться в него» (из информ. сводки по Кораблинскому району). «По некоторым селениям неизвестные лица ходили по домам и агитировали против колхозов, они же, достав неизвестно откуда бланки Красного Креста, писали и распространяли противоколхозные прокламации» (Захаровский район). «В Ал. Невском районе распространяются слухи о том, что соввласти жить недолго, поэтому в колхоз не ходите». (То же и по Пронскому району.) «По всему району распространена басня о том, что в коммуне "Заря" было восстание, во время которого 20 чел. убито, а одна из женщин сожгла себе живот картошкой, которую она украла горячей, якобы, потому что голодает» (Пронский район). «По району распространяются разговоры о том, что наступает время антихриста, для доказательства практикуют примеры, складывая изспичек цифру 666, а затем из этого же числа спичек складывается имя Ленина» (Ал. Невский район).
В выступлениях на собраниях через подкулачников кулаки и церковники стараются запугать крестьян тяжестью жизни в колхозах, например, в селении Константинове кустарь на собрании говорил:
«Колхоз — это то же, что и помещик, у меня все отберут, посадят в колхозе большевика и я вынужден буду терпеть все, что будет творить со мной управляющий колхозом — большевик» (Рыбновский район). «Рука пролетариата 12 лет тому назад закинула петлю на шею бедняка-крестьянина, а на 13-м году эту петлю затягивают загоном в колхоз» (выступление разорившегося спекулянта — Рыбновский район). «За 13 лет нам жгли плечи, а теперъ на болъные плечи одевают хомут, да так, чтобы никогда не вылезти» (выступление середняка-подкулачника — Рыбновский район).
На одном из сельских собраний в Ал. Невском районе уполномоченному подсунули книжку с названием «Чему учит жизненный опыт» с цитатой Ленина, в которой Ильич пишет, что «переход к новым хозяйственным формам должен происходить на основе опыта и показа, причем переход требует не наскока, а медленной и упорной работы». На этом основании пытались обвинить партию в наскоке и отходе от ленинских заветов, что показывает, что в борьбе против колхозов противники используют даже Ленина.
В противоколхозной агитации замечается особое оживление церковников, духовенства и сектантов-баптистов, которые стараются всячески использовать религиозные предрассудки отсталой части населения, особенно женщин.
«Распространяются письма, что в 1930г. на землю спустится Христос, до этого нужно терпеть и в колхоз не итти» (селение Никитино Кораблинский район). «Баптисты в сел. Дубровки Шиловского района ведут антиколхозную агитацию под религиозным соусом — "писание говорит, что колхозы — антихристово царство"». «В сел. Захарово того же района в качестве демонстративной вылазки кулачества был расширен состав церковного совета до 45 чел., куда вовлекли и несколько середнячек» (по материалам Инфо). «В сел. Троице Ласуновское Кораблинского района под руководством попов ударили в набат и стали агитировать среди собравшихся против колхоза, пуская в ход религиозные застращивания». «В сел. Мары Ал. Невского района церковники и кулаки сагитировали одного бедняка и выбрали его церковным старостой».
Агитация за прием в колхозы кулаков
Наряду с противоколхозной агитацией, ведется агитация за прием в колхозы кулаков, для чего кулачество практикует упрашивания и подкуп отдельных бедняков. Подговоренные бедняки в отдельных случаях выступают, что «надо в колхоз принимать всех, какие у нас кулаки, это не кулаки, а трудовой народ» (по материалам Инфо).
Кулак Дормидогин, дер. Двойники Старожиловского района, упрашивал члена комиссии по организации колхоза, чтобы его пропустили в колхоз. «Когда вопрос коснется меня, скажите, что я должен быть в колхозе, ведь где Дормодогин, там и благо народу. Скажи за меня слово, что я первый на селе даю согласие быть в колхозе».
Аналогичные факты имеются и по другим районам.
Стремление изолировать бедноту от середняка
Кулачество в своей работе берет ставку на то, чтобы разделить бедняка и середняка, для чего подговаривает середняцкую часть села создавать только середняцкие колхозы без бедноты. Например, благодаря кулацкой агитации в этом направлении отдельные середняки выступают со следующим заявлением:
«С беднотой-лодырями жить не будем, разрешат нам, так создадим свой середняцкий крепкий колхоз» (по материалам Инфо).
Использование женщин в антиколхозной работе
Ставка на отсталую часть женщин в антиколхозной работе со стороны кулачества и церковников приняла наиболее широкие размеры по всему округу. Эту часть кулацкой работы характеризуют следующие факты:
«Подговоренная кулаками женщина-беднячка ходит по всем собраниям села и ведет агитацию, что в колхозе едят хлеб со жмыхами, где-то достала такой хлеб и всем показывает» (Сапожковский район). «Наученная кулаками беднячка — член Амановского с/совета пришла на собрание со рванными штанами и рубахой и} выступая, говорила: "вот что дали нам рабочие, а себе берут молочко, маслице и яички вместо этого"»(Кораблинский район). «В сел. Воротцы на сельском собрашш женщина избила своего мужа, записавшегося в колхоз» (Кораблинский район). «В сел. Пославском поп подговорил одну женщину о том, чтобы она ходила по дворам и вела пропаганду против колхоза, заявляя, что все то, что сказано в священном писании, сбывается и сплошная коллективизация это есть гибелъ человечества и конец света» (Пронский район).«В сел. Тарнове, по Пронскому району, поп под видом хорового кружка собрал женщин, с которыми вел работу, настраивая их против колхозов».
Аналогичных случаев можно привести по целому ряду других районов.
Срыв собраний
В антиколхозной работе кулачество и церковники всемерно стараются не допускать решений об организации колхозов на общих собраниях села, подговаривая крестьян не ходить на собрания, не голосовать или срывают собрания. Из Кораблинского района сообщают:
«С целью срыва собраний подпаивается беднота, подговариваются хулиганы, наблюдаются случаи молчаливого присутствия на собрании, уход с собраний до окончания, неявка на собрания и т.д., что является результатом усиленной работы кулачества». «За последнее время участились случаи срыва общих собраний, причем эти явления в абсолютном большинстве производятся женщинами, которые, обычно группируясь в помещении в одном месте, добиваются беспрерывным шумом и выкриками срыва собраний и всем тем, кто выступает за колхоз, создают обстановку, при которой хоть говори, хоть не говори — все равно никто ничего не услышит. За десятидневку было 8 случаев срыва собраний» (Рыбновский район).
Угрозы
Кулачество к крестьянам, не поддающимся кулацкой агитации, и деревенскому активу старается применять всевозможные угрозы, например:
«Председателю Вакинского с/совета Рыбновского района наклеили записку на дверъ о том, что если он будет за колхоз, то его сожгут. Секретарю этого же с/совета прислали анонимное писъмо, что если он не угомонится, они его угомонят, пустят в расход. Такие же писъма были присланы двум бригадирам из Рязани» (из материалов Инфо). «Поп в сел. Кораблино сколотил вокруг себя группу кулаков в 15 чел., вся группа при проведении антиколхозной агитации пускала в ход угрозы и издевателъства над колхозниками».
Вредительство
В действиях кулачества отмечаются случаи вредительства, например, из Ал. Невского района сообщают, что «в одном из селений кулаки спустили воду на водяной мелънице и отпилили частъ моста через речку и увезли».
Террористические акты
Антиколхозная работа кулачества и церковников сопровождается и применением террористических актов.
«В сел. Буйкинском было произведено покушение на Пред. и членов с/совета» (Пронский район).
«В сел. Козловки Рыбновского района были избиты 2 комсомолъца, которых избивали сыновья лишенцев».
«В сел. Чамзе кулаки избили батрачку-активистку. В сел. Просечни кулаками сожжена мельница, принадлежащая колхозу. В сел. Левино под руководством попа у беднячки — секретаря с/совета была сожжена изба» (Ал. Невский район).
«В Булычевском с/совете кулаки тайно ночью организовали артель по совместной обработке земли, стараясь этим отвлечь местных крестъян от организации коммуны» (Пронский район).
В селениях, где общественно-политическая работа ведется слабо, где недостаточно сумели организовать бедноту, кулачеству и церковникам удается добиться известных успехов, например, из Сапожковского района сообщают:
«В Фалдеевском с/совете на общем собрании за колхоз голосовали все, но ни один в колхоз не записался» (Кораблинский район).
«Присутствующие на собрании не выступают ни за, ни против колхоза и не голосуют» (с. Пехлец Кораблинского района).
«Доклад слушают, в прениях не выступают, вопросов не задают и когда начинают голосовать предложение, то аудитория ни "за", ни "против" не голосует. Есть и такие случаи, когда все в один голос заявляют: нам коллектив не нужен, мы не против Советск. власти, а в коллектив не пойдем» (Пителинский район).
«В сел. Покровском вынесено такое решение: вступление в колхоз считатъ несвоевременным, а развитие индивидуального хозяйства в настоящий момент признатъ нормалъным» (Ухоловский р.)
Антиколхозная работа исключенных членов партии
Наряду с кулачеством и церковниками, отмечаются случаи антиколхозной работы бывш. членов партии. Например, из Сапожковского района сообщают:
«В сел. Новоселках на оченъ многолюдном собрании (до 1000 чел.) после доклада Пред. РИКа настроение хорошее, в колхоз, так в колхоз. Выступает один из бывших членов партии (исключенный), говорит в течение 40 минут, срывает раза 3 аплодисменты и заявляет, что люди, придумавшие коллективизацию, или идиоты или творят великое преступление перед народом, что коллективизироватъ безграмотного, разоренного, безинвентарного, [без]машинного мужика — это глупость, это неизбежно приведет к гибели всего хозяйства и к полному разорению населения — собрание ясно было сорвано» (Рыбновский район — из докладн. записки уполном.)
Отпор кулачеству со стороны бедняцко-середняцких масс
На все антиколхозные приемы кулачества и церковников бедняцко-середняцкие массы в основном отвечают своим вступлением в колхозы и требуют беспощадной борьбы с элементами, ведущими антиколхозную работу. В ряде селений по требованию бедноты и середняков начинают приступать к решительному выкорчевыванию кулачества, например:
«В сел. Кисъево беднота и пленум с/совета постановили отобратъ у двух кулаков хорошие сараи для колхоза. В сел. Тарнове беднота и пленум с/совета постановили отобрать у кулацких хозяйств все орудия производства» (Пронский район). «В сел. Последове пленум с/совета с беднотой постановили выселить бывш. помещиков Денисовых из их гнезд» (Пронский р.). «В сел. Брынницы (где организовалось подпольное кулацкое т-во) на собрании вынесли постановление, что считать эту артелъ не артелью, а кучкой контрреволюционеров, идущих против Сов. власти и ее мероприятий. Главарей организации кулацкого т-ва постановили предать суду с конфискацией всего имущества. Далъше в постановлении говорится: советская общественностъ должна беспощадно карать за срыв колхозного строителъства. Мы, бедняки и середняки, сознательно вступаем в колхоз и никакой контрреволюции не допустим» (Пронский район).
Аналогичных фактов можно встретить в каждом районе.
ИНФО ОК ВКП(б)
ГАРО, ф. 2, оп. 1, д. 314, л. 238-241. Незаверенная копия------------------------------------------------------------------------
(2) Датируется по содержанию документа.
Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 36.