окрисполкома о ситуации в с. Ветчаны, Тумского района,
в связи с самовольным вселением крестьянами
раскулаченной семьи в отобранный дом
12 июня 1930 г.
В дополнение нашей почто-телеграммы № 11207 от 4/VІ с/г.(2) о вселении кулака Марютина в с. Ветчанах, Тумского района, сообщаем:
Выездом на место происшествия Райуполнрмоченного Окротдела ОГПУ установлено:
1-го июня с/г. в 6 часов вечера на улице у дома бывш. Марютина, ныне изба-читальня, состоялось собрание граждан по вопросам отвода земли колхозу, посевкампании и о новом законе с/х налога. Во время собрания жена кулака Марютина Прасковья ушла в другой конец села и там упала в обморок (симуляция), около коей собралрсь много женщин, каковые, взяв ее под руки, повели в дом гр-ки Тимошиной Дарьи, где живет семья Марютиных после выселения. В это время собрание перешло в избу-читальню. Когда стал разбираться вопрос «разное», крестьянка-беднячка Битюкова Прасковья стала требовать от президиума собрания зачесть заявление раскулаченных о возврате им имущества, говоря, что если заявления не будут зачитаны, то президиум не выпустят из-за стола. Когда пред. собрания разъяснил, что эти заявления должны быть раньше заслушаны на Пленуме с/совета, то она же подала записку с требованием зачитать ее вслух, содержание коей было следующее: «Давайте вводить раскулаченных в дома, нам ничего не будет». Эта записка взволновала присутствующих на собрании и [они] более настойчиво стали требовать зачесть заявления раскулаченных. Было зачитано заявление жены заключенного под стражу кулака Марютина Филиппа о даче ему одобрения, и собрание постановило дать одобрение, как честному труженику. По окончании собрания часть женщин осталась в избе-читальне, среди коих были и жены кулаков Марютина Прасковья и Марютина Ефросинья, каковые стали просить женщин ввести их в дом. Женщины пообщались и толпой двинулись за вещами. В это время в избе-читальне осталась гр-ка Тимошина Дарья (живет вместе с Марютиными 6 лет, безродная старуха), каковая не хотела итти из избы-читальни, каковая потом была закрыта на замок.
Когда толпа женщин с вещами стали подходить к дому Марютиных, то присутствующие там выпившие бедняки: Семьяков Дмитрий и Нилов Владимир стали ломать окна избы-читальни и с кулаками набросились на члена комсомола Ефимочкина и Трушкина, на последнего Семьяков замахнулся перочинным ножом и порезал ему пиджак.
В данном случае усиленную агитацию вели жены кулаков: Марютина Прасковья и Марютина Ефросинья, каковые всецело взяли под свое влияние большую часть бедняцкой и середняцкой части населения.
С момента их раскулачивания [они] ежедневно стали ходить по дворам крестьян и жаловаться на их безвыходное положение, говоря: «нас разорили, мы с голоду помрем» и т.д.
В день вселения их Марютина Прасковья ходила по селу из дома в дом с подписным листом, с просьбой о возвращении им дома и просила крестьян постоять за них и спасти их от гибели. Хождение по домам жен кулаков носило систематический характер. Марютина Прасковья, встретив 1-го июня с/г за часа полтора до выселения их гр. Семьякова Дмитрия, говорила ему, чтобы он подписался на подписном листе, и просила его помочь в деле вселения их в дом и спасти их от гибели. С такой просьбой она приходила к жене его Семьяковой Феоне, каковая принимала активное участие в переноске вещей Марютиных.
Марютины Прасковья и Ефросинья нарочно выгоняют детей голыми на улицу с плачем, чтобы крестьяне видели, как они страдают. Был даже в мае м-це, точно, какого числа, не установлено, такой случай: Марютина Прасковья дала своему ребенку, не имеющему зубов, грызть черный сухарь, от коего у ребенка из десен потекла кровь, и с этим ребенком ходила по улицам, чтоб крестьяне видели, что их оставили без хлеба и что кроме сухарей им нечего есть, об этом факте может подтвердить гр. Красиков (член ВКП(б)).
О систематической агитации Марютиных Прасковьи и Ефросиньи подтверждает даже сам Семьяков, принимавший активное участие в их вселении.
Советский аппарат, т.е. с/совет, у населения авторитетом совершенно не пользуется. Пред. с/совета Кудряшов Исай Михайлович происходит из крестьян д. Борисково, Ветчанского с/совета, середняк, малограмотный, политически совершенно не развит, самостоятельно не может разрешить самого мелочного вопроса и зачастую крестьяне с такими вопросами обращаются непосредственно в РИК.
С/совет настолько перегружен разными циркулярами, распоряжениями и т.п., что при наличии одного технического работника, т.е. секретаря с/совета, каковой фактически замещает Председателя, последний ни в коей мере не успевает даже проработать для себя лично, что ему нужно конкретно проделать по тому или иному распоряжению РИКа. РИК теперь занялся вопросом разгрузки с/совета от бумажной волокиты, но конкретного ничего еще не проделано и переломов в работе с/совета нет еще. Пред. с/совета не решался даже препятствовать толпе женщин, вселяющих Марютиных, у него на глазах нарушили Советский закон, он абсолютно ничего не предпринимал. Семья Марютиных, насчитывающая 25 человек, в том числе малолетних детей 10 (живут нераздельным хозяйством), выселена в одну комнату размером 4x5 арш., не больше, а между тем большой дом в селе пустует и никакого абсолютно присмотра за ним нет. Окна, двери ломаются, растаскивают, и никто не заботится о том, чтобы этот дом использовать под какой-либо культурный очаг или других надобностей.
Крестьяне, видя, как этот пустующий дом постепенно рушится, недовольны, говоря, что в одном доме живут по 25 человек, а другие дома пустуют. Дом этот ранее занимался Волисполкомом и с момента ликвидации его пустует. Устроили там Нардом со сценой, но никакой абсолютно работы, как должно быть в Нардоме, не ведется.
Отобранные при раскулачивании в средних числах февраля м-ца у Марютиных мельница и маслобойка требовали незначительный ремонт, а теперь же они находятся в самом безобразном состоянии. Вместо того, чтобы отремонтировать их, а потом приступить к их эксплоатации, колхоз стал на них работать и привел эти производства в такое состояние, что они приносят убыток. В первых числах мая месяца была ревизия, каковая выявила дефицит от этих производств с февраля месяца по май месяц в сумме 89 рублей. Еще в первых числах марта месяца на маслобойке испортился клевезатор, без коего продолжать работу нельзя было. До сего времени никто не позаботился о приобретении такового, несмотря на то, что он стоит максимум 70—75 руб. и приобрести его можно в Касимовском районе, граничащем с Тумским, на заводе «ЛАШМА». Маслобойка не работает до сего времени. Когда эти производства были в собственности кулака, они давали огромнейший доход, а теперь убыток. Крестьяне, видя такую преступную бесхозяйственность, на каждом собрании и каждому приезжающему советскому работнику указывают об этом и требуют возвращения этих производств Марютиным.
Существует (на бумаге только) в селе Ветчаны колхоз, насчитывающий 12 хозяйств. Каждый член колхоза спахивал только свою полосу, общего у них за исключением производства нет ничего. 4 лошади, ото-бранные при раскулачивании, находятся на руках у членов колхоза. Посеяно 80 пудов овса, 25 пудов льна и 600 мер картофеля. Авторитетом у населения колхоз совершенно не пользуется. Со стороны отдельных членов колхоза есть случаи грубого обращения к крестьянам — не колхозникам, как например: 1-го июня в день вселения Марютиных член колхоза Марютин Лука на общем собрании обзывал крестьянку беднячку Ярославцеву Мавру сволочью, подкулачницей и другими нецензурными словами. В средних числах мая месяца в кооператив были привезены ботинки, для распределения их среди членов колхоза и бедноты. Крестьянка-беднячка Ярославцева Мавра, придя в кооператив, стала выбирать для себя пару ботинок, но присутствующий в то время руководитель колхоза Красиков (чл. ВКП(б)), выругав ее матерщиной, крикнув на нее: «не с твоим свинячьим рылом ботинки эти носить», вырвал эти ботинки из рук Ярославцевой, отдал их своей жене. Каждый член колхоза работает, но никем труд его не учитывается и само правление колхоза не знает, кто сколько работал и кому сколько причитается.
Совершенно отсутствует работа с группой бедноты и никакой реальной помощи в проведении весеннего сева бедноте не оказано. Месяц тому назад было постановлено вспахать 16-ти бедняцким хозяйствам и для этой цели был назначен воскресник, на каковой выехали только 3 лошади и вспахали 2-м бедняцким хозяйствам. В пахоте принимали участие зав. избой-читальней и 2 комсомольца, а в результате вспашкой крестьяне остались недовольны и намерены даже вторично перепахать. Остальные бедняцкие х-ва для вспашки земли нанимали лошадей, а подчас и наемную рабочую силу.
Дом Марютиных занят под избу-читальню, но работы в ней совершенно никакой не ведется, и никто из крестьян ее не посещает. Не видно никакой культурно-воспитательной работы. Проживающее там учительство в количестве 4-х человек участие в проведении того или иного мероприятия власти не принимают и абсолютно никакой культурной помощи населению не оказывают, за исключением того, что занимаются с детьми в школе.
Характерно то, что учительницей работает Тимохова Акулина Леонтьевна, дочь раскулаченного кулака села Култуки, расположенного в 3-х верстах от села Ветчаны.
Наезжающие в село Ветчаны уполномоченные РИКа никакой работы не проводят, а отделываются протокольными постановлениями, поручая провести то или иное мероприятие с/совету. 5-го июня из Тумы были командированы в Куршинский участок (Малаховский, Култуковский и Ветчанский с/советы) работники парторганизации Горбунов и Волчкова для проверки работы групп бедноты. Уезжали они из Тумы с намерением в тот же день или же к утру следующего дня обратно вернуться, а указанный участок расположен в 25—30 верстах от села Тумы. Приезжая в село Ветчаны, пробыли там приблизительно часов 6—7, из коих не меньше 2-х часов потратили на еду, поиски пред. с/с. и т.п., но ничего конкретного не сделали, а предложили созвать собрание бедноты и выдвинуть руководителя. Уезжая из Тумы, им дали срок один день для проверки работы групп бедноты в 3-х вышеназванных с/советах. Крестьяне на таких гостей смотрят как на гастролеров, т.к. помощи от них никакой нет.
В средних числах мая месяца были посланы 20 уполномоченных, в большинстве своем ответ. работники, члены партии, для работы по контрактации на 2 дня, и на каждого из них дали по 2 с/совета. Ровно через два дня эти уполномоченные вернулись и абсолютно ничего не сделали. Такого рода случаи посылок уполномоченных не единичны. Никакой абсолютно культурно-просветительной работы в селе Ветчаны не ведется, несмотря яа то, что это село в культурном отношении очень отстало. Со стороны партийных и советских организаций указанному селу никако-го почти внимания не уделяется.
Существует в селе Ветчаны комсомольская ячейка, насчитывающая 10 членов комсомола, члены которой абсолютно авторитетом не пользуются. Грубы в обращении с крестьянами, проявляют себя только в отношении матерщины и вообще грубости. Со стороны Райкома комсомола никакого почти руководства этой ячейкой — нет.
Агитация со стороны кулачества да плюс еще вышеуказанная бесхозяйственность, халатность, грубое обращение с крестьянами, отсутствие работы, безусловно, являются основными причинами к тому, что значительная часть бедноты и середнячества перешли на сторону кулачества.
По договоренности с секретарем Райкома и Нач. РАО для выселения Марютиных из дома должны были выехать 2 человека: 1 из них милиционер, а второй пом. Уполномочен. УРО, но на самом деле получилось другое. При выезде на место Райуполномоченным обнаружено: в село Ветчаны приезжали 4 милиционера, Пом. нач. РАО, Пом. Уполномочен. УРО и следователь. Все были в форме и вооружены винтовками и наганами, причем винтовки снимались с повозок днем на глазах у населения. Мнение крестьян создалось такое, что они приехали не для выселения Марютиных, а для ликвидации какой-либо банды.
Марютины выселены из дома обратно туда, где жили до выселения. На месте арестов не производилось. В село Тума были вызваны 2 крестьянина Семьяков и Нилов, о коих указано выше, и жена кулака Марютина Анисья, каковые заключены под стражу и обвиняются по ст.ст. 76 и 91 УК (хулиганство и самоуправство).
Нашим Райуполномоченным подробно информирован о создавшемся положении в Ветчанах секретарь Райкома и вопрос этот был поставлен на фракции РИКа, каковая решила послать в село Ветчаны на постоянную работу одного пропагандиста и сменить пред. с/совета, послав туда председателя — вполне стойкого и выдержанного коммуниста.
Как Райком, так и РИК просят изолировать вышеуказанных жен кулаков, как ведущих систематическую агитацию.
Райуполномоченному предложено срочно выделить материалы на бедняков и середняков, принимающих активное участие в проведении вселения кулаков Марютиных, направив их Нарследователю.
В отношении кулаков установить факты их участия в эксцессе и повести следствие.Нач. Окротдела ОГПУ (Извеков)
ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 4, л. 342-348.Заверенная копия
-------------------------------------------------------------
(2) См. документ № 132.
Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 135.