В исторической повести «О разорении Рязани Батыем» рассказывается о рязанском воеводе Евпатии Коловрате[1]. В истории воинского искусства навсегда останется подвиг самопожертвования рязанского воеводы Евпатия Львовича Коловрата. Когда монголо-татары рано утром, 21 декабря 1237 года, после пятидневной осады, взяли штурмом обессиленную, истекающую кровью Рязань, Коловрат и это время находился в Чернигове вместе с князем Ингварем Ипгворевичем[2]. Узнав от гонца о взятии родного города, Коловрат, не медля ни минуты, поскакал к столице Рязанского княжества. То, что увидел воевода, настолько потрясло его, что он решил немедленно выступить в поход и отомстить за гибель своего народа. Собрав всех, кто уцелел в густых окских лесах от нашествия, а таких набралось около 1700 воинов, Коловрат бросился в погоню за врагом[3], которого удалось нагнать и Суздальской земле. Несмотря на многотысячное преимущество противника, Евпатий Коловрат со своей отважной дружиной обрушился на татарские полки: смял их и проехал насквозь.
Месть Коловрата была страшна и неотвратима. Паника охватила татаро-монгольское войско. Никто не мог противостоять Коловрату и его немногочисленной дружине. Все новые и новые отряды бросал хан Батый на дружину Коловрата и ничего не мог с ней поделать. Тысячи трупов врагов устилали заснеженные поля Русской земли. Накал борьбы достиг такой степени, что татары от страха сделались как пьяные, и говорили, что это восстали из мертвых убитые рязанцы. И будто бы они, чудесно воскресшие, прилетели с неба. Отсюда, вероятно, и пошло выражение «летающие рязанцы»[4].
В ходе боев противнику удалось захватить в плен пять безоружных тяжелораненых дружинников. Их немедленно привели в ханскую ставку. Удивленный и пораженный мужеством русских воинов, Батый спросил пленников о том, к какому роду-племени они принадлежат и почему творят его войску такое зло. Рязанцев не смутили вопросы хана, и они отвечали ему достойно и смело: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингворевича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую»[5].
Узнав о том, кто противостоит его войску, Батый послал против дружины Коловрата отборный отряд из самых опытных воинов во главе со своим шурином Хостоврулом (Товрулом). Начальник отряда сказал, что приведет русского богатыря к Батыю живым на аркане. Евпатий Коловрат принял вызов татарского богатыря и в скоротечном столкновении рассек Хостоврула одним ударом напополам до седла[6]. После этого он стал уничтожать врагов. Татары никак не могли подступиться к рязанскому герою. Когда тупилось или ломалось оружие, Евпатий забирал его у противника и продолжал свою воинскую потеху. Когда татары на санях окружили поредевшую дружину Коловрата, лишив ее маневра, они с помощью камнеметных орудий, установленных на санях, смогли насмерть поразить рязанского воеводу.
Тело Коловрата привезли к Батыю. Хан собрал своих князей и военачальников, чтобы те могли посмотреть па отважного русского воина и оценить его мужество. Дивились татары мужественному поступку Коловрата, отмечая, что никогда еще не встречали столь отважного воина. Сам Батый воскликнул над телом Коловрата: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего»[7]. Батый отдал тело Коловрата оставшимся в живых рязанским дружинникам и приказал достойно похоронить героя в родной земле. Место могилы его неизвестно, но известен его поразительный подвиг во славу Руси и Рязани, подвиг доблести и славы полководца и бесстрашного воина[8]. Имя Коловрата — это непобедимая мощь русского парода, завещанная нашими славными предшественниками.
Сноски:
- Воинские повести... С.110.
- Там же.
- Там же.
- Семин В.А. Летающие рязанцы // Рязанские ведомости. 2007. №197-198.
- Воинские повести... С.111.
- Там же.
- Там же.
- Несколько мест на Рязанщине считаются родиной Евпатия Коловрата, в частности, Урусовский городок за селом Заполье Спасского уезда.
Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.