|Л. 200| По государя великого князя по розежжим грамотам суди Яков Никитин да Михаило Язвец перед понятыми мужми срочили срок Олговского пречистинского монастыря игумену Инокентью с братею стати им искати в монастырской своей в Рупосовскои деревне на спорной земле на срок на пятой недели по Велице дни в среду лета ЗЛ г., а ответчику их Федору1 Карцову суди Яков Никитин да Михаило Язвец срочили ж стат ему отвечат на той же спорной земле в той же Рупосовои деревне на тот же срок в среду на пятой недели по Велице дни лета ЗЛ г. ж |Л. 200 об.| перед понятыми мужми перед Иваном перед Немцовым, да перед Василем перед Потуловым, да перед Василем перед Ивашенцовым, да перед Осеем перед Андреевым сыном Татариновым2, да перед Гласком перед Воронским, да перед Иваном перед Селивановым, да перед Потрясом перед Сушковым. И на срок на пятой недели по Велице дни в среду суди Яков Никитин да Михаило Язвец на спорной земли судити стали. А в ыгу-меново место Инокентиево и в брати его место в деревне в Рупосове перед судями на спорной земле Олговского монастыря пречистенского старцы Игнатеи да старец Иев искати стали ж и сторожилцов своих с собою поставили ж. А ответчик Федор Карцов |Л. 2011 сын на срок перед судьями3 в монастырской деревне в Рупосове на спорной земли отвечати не стал и в свое место отвечати, сроку просити не прислал.
И суди Яков Никитин да Михаило Язвец с тое спорной земли послали своих людей Данилка да Васка к ответчику к Федору Карцову, а велели ему возвестити перед понятыми мужми, что суди на земли судити стали, и ищеи его на земле и старожилцы искати стали ж, и он бы к ответу поехал или бы в свое место прислал к ответу на спорную землю отвечати. И судины4 люди Данилко да Васка ехав ответчика Федора Карцова в городе в Переславле |Л. 201 об.| да Федору возвещали и к ответу его звали, что государи их по государевым великого князя грамотам на спорной земле в Рупосове деревне судити5 стали, и ищеи его старцы пречистинского Лговского монастыря Игнатеи да Иев искати стали ж и старожилцы, да и к ответу его перед своих государей на спорную землю звали6 ж перед понятыми мужми перед Никифором перед Семеновым сыном да перед Михаилом перед Синяковым. И Федор Карцов к ответу сам не поехал, и в свое место отвечати и7 сроку просити не присылывал же. И ищеи пречистинского монастыря старец Игнатеи да Иев тако рекли: |Л. 202| Жалоба нам, господине суди, на Федора на Карцова сына Курдумова, то, господине, земля, на которой вы, суди8, стоите, из старины —монастырская земля пречистистенского9 монастыря Рупосовои деревни. И тот, господине, Федор Карцов отнял у той нашей у монастырской у Рупосовои деревни силно три дворы крестьянских: у Гриди у Кудаева10, да у его брата у Василя, да у Демы у Лукянова сына — с огороды и со всякими овощи, а их, господине, из дворов выметал вон да отнял, господине, 11 пашенной земли тое11 деревни Рупосовские на сто чети и на пятнатцат четвертей з земным хлебом, с рожю, и со пшеницою, и ярыо, а лугов, господине, отнял на триста копен сена, |Л. 202 об.| да отнял, господине, дубровы непахонои земли на тринатцат чети, а из бортной, господине, дели12 из дубя выдрал13 десятеры14 пчелы, да ужал, господине, хлеба с тое земли с монастырские полчетверта ста копен ржи без пяти копен, а ис копны, господине, улоту15 приходило по три чети, а всее16 тое, господине, ржи умолотил тысечю и сто чети и полчетвертатцат чети, а ерового, господине, хлеба взял на семидесят17 чети овса, а ужали, господине, того овса полтретя ста копен, а ис копны умолоту по получетверты чети, а ечменю, господине, на сороке18 четвертех уажали19, господине, с сорока чети ячменю сто копен и шесдесят |Л. 203], а ис копны умолоту по четыре чети, а пшеницы, господине, пожали на получетвертцати четвертех, а з чети ужали по три копны, а ис копны умолоту по полутрети чети, а гороху, господине, соимали20 на трехнатцати четвертех, а умолоту21, господине, с чети по полуште чети, да ужали, господине, конопел на пяти четвертех, а умолотили, господине, конопел22 тритцатть23 чети и три чети. Да отняв24, господине, 25у нас25 тот Федор Карцов ту монастырскую землю Рупосовои деревни, и с теми крестьянскими с тремя дворы, и с хлебом, и с огороды, и с овощи да пашет, господине, силно.
А перед вами, перед судями, [Л. 203 об.| по другой же государскои грамоте отвечати не ставитца и в свое место отвечати не пришлет, а нас, господине, волочит, а хотя, господине, у нас ту землю отнят волокитою. И суди спросили ищеи старцов Игнатя да Иева26: Скажите вы, кому то у вас ведомо, что та деревня Рупосовои деревни, и те три дворы, и та земля, на которой стоим,— ваша, монастырская, из старины, и от которые поры у вас ту землю и те три дворы крестьянские Федор Карцов отнял, и кому ж то у вас ведомо? И старцы Игнатеи да Иев тако рекли: Ведомо, та, господине, деревня Рупосова27, и те три дворы |Л. 204| крестьянские, и та земля тех дворов, на которой вы стоите, из старины —- великого князя бортником Василю Чюфурстову28, да Якову Суворину, да дубровинскому бортнику Лиховиду Хирину сыну, да владычню слуге Федору Ефимову, а отнял, господине, у нас Федор Карцов тое деревни монастырской Рупосовои29, и те три дворы крестьянские, и с тою землею, на30 которой вы стоите, на Дмитреев ден тому три годы будет, как и в те дворы внесся, и мы, господине, на тех на людей на добрых на Василя и на его товарыщев и шлемся, что та земля и те три дворы из старины — наша земля, |Л. 204 об.| монастырская, Рупосовскои деревни. И суди велели приставу ищеину исправу Василя Чефурстова и его товарыщев перед собою поставит, и пристав ищеину исправу Василя, и Якова, и Лиховида, и владычня слугу Федора перед судями поставил.
И суди вспросили Василя, да Якова, да Лиховида, да Федка: Скажите вы нам по государя великого князя крестному целованю, знаете ли, чья то деревня и та земля, на которой стоим? И Василеи, да Яков, да Лиховид, да Федор тако рекли: Скажем, господине, вам по великого князя крестному целованю, то, господине, деревня |Л. 205| Рупосова и земля — пречистые Олговского монастыря, а все, господине, помним и знаем за шездесят лет, что та деревня Рупосова и та земля, на которой стоим, тое31 Рупосовскои деревни — монастырская пречистенская Олговского монастыря. И у той, господине, Рупосовои деревни тое землю, на которой вы, суди, стоите32, отнял Федор Карцов силно и с хлебом, и в те три дворы внесся — в Дмитреев ден тому три годы будет, и монастырских крестьян выметал вон: Гридю Кудаева, да Дему Лукянова, да Василя Кудаева ж,— а нам, господине, то ведомо по крестному целованю. И суди спросили |Л. 205 об.| старцов Игнатья да Иева: Сверх того кому то еще у вас ведомо, что та деревня и земля — монастырская. И старцы Игнатеи да Иев тако рекли: Есть, господине, у нас сторожилцы, Федором зовут Бораков да Семен Васянов, те, господине, ту землю и знают, и межу вам укажут поколе земля монастырская, а восе, господине, те наши сторожилцы перед вами. И суди велели приставу поставити перед собою старожилцов Сенку да Федка, и пристав Сенку да Федка перед судями поставил. И суди спросили сторожилцов Федка да Сенку: Скажите вы нам по великого |Л. 206| князя крестному целованю, чья то деревня и земля, на которой мы стоим, и по ка места тое деревни изстари земля. И старожилцы Федка да Сенка тако33 рекли: Скажем, господине, вам по великого князя крестному целованю, помним, господине, ту деревню за педдесят лет, что та деревня Рупосово земля — пречистые Олговского монастыря изстари, и отведем, господине, тое деревни Рупосовои земли поколе ведаем, и поетте, господине суди, за нами. И судьи поехали за сторожилцы, и старожилцы повели от дворов верх34 Грязскои речки: То, господине, напрове земля монастырская, а налеве, господине, земля Федора |Л. 206 об.| Карцова сына, селище Митусово.
А Федор, господине, с своего селища с Митусова сшел да сел, господине, на монастырской земле, а пашет, господине, землю монастырскую, а монастырских, господине, крестьян Гридю да Василя Кудаевых да Дему Лукянова из их дворов выметал вон. А розезжал, господине, тое землю монастырскую Иван Измаилов35 с Федоровым дядею с Пешком с Курдумовым да с его отцем с Карцем, и отвел, господине, тогды землю36 ту монастырскую к монастырю к пречистой к Олговскои Иван Измаилов, а монастырской, господине, земли вам и межу укажем, поколе земля37 монастырская. И повели старожилцы |Л. 207| меж Митусовского селища и Бакова от врага от Грязския и привели к дубу, а на дубе натес, а тот, господине, натес натесал Иван Измаилов, а от дуба к липе к россоховотои, а на ней три верхи да переверта, а от липы к дубу, а тот дуб заут Орлом, а на нем переверта, да от дуба к олговскои дорозе к олговскому дубу, а имя тому дубу Козел, а на нем была переверта, и Федор Карцов тот дуб зжег, а напрове, господине, земля монастырская, а налеве, господине, земля Федора Карцова; а от тое дороги по38 перевертам ко крю Коченовскому, а у кря стоит дуб росоховат, |Л. 207 об.| а на нем переверта, да зкроз корь к лоску Кочановскому, а в лоску Кочановском стоит дуб, а на нем переверта39, а за лоск за Кочановскои пошла вся земля монастырская, потоле, господине, знаем и помним то наше и мужство.
И о сем суди рекли ся доложити государя великого князя 40или или40 его бояр. А на земле у судей были мужи Лукян Бурец Гаврилов сын Духин, да владычен слуга Неклюд Онтонов, да с Вышегорода великого князя поселскои Сунбул Епихантиев сын, да Василеи Обизерин41, да Данило Степанов сын Мисаилова, да Иван Афонасов42 сын Заицова, да43 великого |Л. 208| князя бортник Гридя Комар. Перед князем Иваном Федоровичем Полецким с Рязани судья44 Яков Никитин сын Измайлова и в товарыща своего место Михаила Язвеца сей список положил45 и обоих исцев ищеи Олговского монастыря игумена Касяна да старца Игнатья и ответчика Федка Карцова поставил. И дворецкои князь Иван Федорович выслушал сес список, вспросил ищеи игумена Касяна и старца Игнатья: Был ли вам на земли таков опрос и обыск, как в сем списку писано, а тебе, Федку Карцову46, таков срок стат на спорной земли на монастырской в Рупосовои деревни на пятой |Л. 208 об.|: недели по Велице дни в среду лета ЗЛ г. суди чинили ли и ставили ль ся на тот срок на той на спорной земле пречистинские Лговского монастыря в ыгуменово Инокентиево и в братьи его место ищеи старцы Игнатеи да Иев на тобе, на Федке, искати, присылывали суди о том сроке с тое спорной земли людей своих Данилка да Васка в город Переславль к тебе, Федку, возвещати47, что они, ищеи, на тот срок на спорной земли стали, а ты перед них отвечати не приехал, и в свое место отвечати и сроку просити не прислал, и о чем ты на тот срок на спорной земле |Л. 209| отвечати не стал, и в свое место отвечати и сроку просити не прислал, и был ли вам ищея тебе, старцу Игнатю, и товарыщу твоему Иеву таков суд, как в сем списку писано?
И ищеи пречистенского Лговского монастыря игумен Касян да старец Игнатеи перед дворецким князем Иваном Федоровичем сказали, что игумену Инокентию з братею суди таков срок стати на спорной земле чинили, и опрос и обыск мне, старцу Игнатю, и товарыщу моему Иеву, таков был, как в сем списку писано. А ответчик Федка Карцов сказал, что ему суди таков срок стати на спорной земле чинили, и о том сроце суди с спорной земли в город в Переславль присылали к нему возвещати людей своих Данилка да Васка, чтоб он на спорной |Л. 209 об.| земли отвечати стал или в свое место прислал, и он отвечати на спорную землю не поехал и в свое место отвечати и сроку просити не прислал, потому что ему судя Михаило Язвец не друг да и на службах был. И князь Иван вспросил Федка Карцова: Сказывает, что судя Язвец тобе не друг и ты бивал челом великому князю против того суди и себе о ином суди? И Федка Карцов так рек: Государю есми, господине, против тех судей48 о ином суде челом не бивал. И игумен Касян так рек: а сверх того, господине, обыщи государским обыском, шлюс, господине, яз в обыск, а не в послушество на детей на боярских, и на игуменов, и на попов, и на дяконов, |Л. 210| и на крестьян, которые живут около тое деревни Рупосова, что та деревня — монастырская истарины49, а Федор в нее внесся50 силно и крестьян монастырских из нее выметал вон.
И князь Иван вспросил Федка Карцова: А ты на тех детей боярских, и на игуменов, и на попов, и на дяконов, и на крестьян шлеш ли с в обыск51, а не в послушество? И Федка так рек: Шлюс, господине. И дворецкои князь Иван посылал на Резань Тимофея52 Добрынина сына Аигустова того обыскати53 детми боярскими и крестьяны по крестному целованю, а игуменов и попов по священству и тех крестьян, |Л. 210 об.| хто дотоле жил наперед того в той деревни, хто ту деревню Рупосову ставил, и кол давно та деревня стоит, и где Федко преж того жил, есть ли иное Рупосово, и скол давно ту деревню Федка поставил. И Тимофеи Аигустов привез с Резани список своего обыску, а54 в списку пишет: Став Тимофеи Добрынин сын Аигустов в деревне в Рупосове55 пречистые Олговского монастыря да на Федкове на Карцове на спорной земле опрашивал детей боярских и крестьян по великого князя крестному целованю, а игуменов и попов по священству и их крестьян, |Л. 211| хто дотоле жил наперед того в той деревни, и хто ту деревню поставил56, и скол давно та деревня стоит, и где Федко прежде того жил, есть ли иное Рупосово, и скол давно ту деревню Федка поставил. 57И дети боярские сказали57 по великого князя крестному целованю.
Яков Бражник Павлов сын: Мне, господине, ведомо тому сем лет, как того Федка отець Карец и тот Федко ту деревню поставили. А Иван Дуван да Чеботаи Антуфиевы58 дети сказали: Нам, господине, ведомо тому шесть лет, как ту деревню Карец и Федко поставили. А Федор Иванов сын Любовского с товарыщи |Л. 211 об.| девят человек сказали: По крестному ж целованю нам, господине, ведомо, тому четыре года, как в той деревне Федка Карцев живет, а того, господине, мы все не ведаем, на великого ли князя Федор земле живет или на монастырской. Да дети ж боярские Неклюд Онтонов с товарыщи три человека, да из Вышегородцкого села поселскои Сунбул Епифанов, да того ж села крестьяне Никитко Афонасев сын Зайцев, Данилка Степанов сын, да великого князя бортник из Дубрович Еря Данилов сын Подолного, Ермола Харин сын Дубровецкого, да владычен поселскои |Л. 212| из Остромеря Степан Яковлев сын Безобразова, да того ж села крестьяне Антипа Ефимов сын с товарыщи десят человек, да из великого князя села ис подклетного и Старотумова59 крестьянене60 Анфилог Иванов сын Констянтинова, Исаи Спиридов61 сын, из Гостовшина поп Евсегнеи Агафонов, да Лговского монастыря поп Левонтеи Колевин, да крестьяне Андреико Алехин с товарыщи девят человек сказали по великого князя крестному целованю, а попы по священству, что та земля — пречистые Лговского монастыря Рупосовские деревни, а другие, господине, |Л. 212 об.| деревни Рупосова нет.
А жил, господине, наперед того Федков отец Карец, да и он за речкою62 за Грязскою в Митусове63, а тому четыре годы будет Дмитреев ден осенней лета ЗЛГ г., а крестьян монастырских с того места згонил, а жили, господине, на том месте крестьяне: Дема Лукянов, Гридя64 да Васил Кудаевы65, а жили, господине, на том месте дватцат сем лет, а наперед те66, господине, тех крестьян жил на том месте Васил Баков, и тот, господине, Федор перелез на монастырскую землю силно за речку за Грязскую67 да согнал тех крестьян, Дему Лукянова с товарыщи, |Л. 213| и его, господине, селище Митусово, на68 котором Федор жил, отец его Корец, и ныне знать69, а наперед того жил на том селище Гридя Сатаков70. А словет, господине, то селищо Митусово потому, что жил на том селище конюх Митус. Да и указали то селище Тимофею. И Тимофеи селище осматривал ино на селище печища да и яма погребная знать, а Федор называет свои двор в Рупосове Митусовым и грамоту жаловалную перед Тимофеем положил. И в грамоте написано: Положаловал71 князь великий Василеи Иванович по отца своего грамоте великого князя Ивана |Л. 213 об.|
Федоровича Федора Курдумова Гридиным селищем Сотакова на Грязной, где Митус конюх сидел. И Тимофеи впросил72 тех крестьян, которые жили наперед того в той деревни в Рупосове, Демы Лукянова, Гриди73 да Василя Кудаевых: Скажите по великого князя крестному целованю, чья то деревня изстари Рупосово? И Дема Лукянов с товарыщи так рекли: Скажем, господине, по великого князя крестному целованю, та, господине, деревня Рупосово — пречистые Лговского монастыря, а жили мы, господине, в той деревне во крестьянех дватцат и сем лет, и 74перелезщи, господине74, тот Федор из за речки75 |Л. 214| из за Грязной да нас, господине, ис тое деревни выметал силно. А наперед нас, господине, жил в той деревни Васил Баков. А тот, господине, Федор тогды жил и с своим отцем Карцом в своей отчине в селце в Глубоком, да то, господине, селцо тот Федор и с своим отцем с Карцем продали76 Якову Ракову. А нас, господине, ис тое деревни Рупосовы выметили77 силно, а тому, господине, будет четыре года Дмитреев ден осенней лета ЗЛГ г. А крестьяне Федор Бураков, да Васюк 78 Федоров сын Чюхурстова78, Моисеи Иванов, Васил Харин сказали по крестному целованю: Мы, господине, помним за семдесят лет, что та земля — пречистые Лговского монастыря. 79А Якуш80 Логинов79, |Л. 214 об.|
Сенка Васянов81 сказали по крестному ж целованю, что помнят за педдесят лет, что та земля — пречистые Лговского монастыря, да и межу тое земли указали тем же местом, которым местом судей Якова Никитина да Михаила Язвеца вели ищеины старожилцы Лговского монастыря Федко Боранов82 да Сенко Васянов. И Федор Карцов поставил своих старожилцов Федка Давыдова, Ивашка Есипова, Ивашка Зиновова и Федко Давыдов с товарыщи83, так рек: Те, господине, старожилцы Федка Бураков с товарыщи вели вас негораздо по Федоровой земле, а поедте, господине, за нами, и мы вам монастырской земле и Федоровой |Л. 215| межу укажем. И повели от речки Кочаловки дорогою, что дорога лежит к деревни Рупосовои, да привели на лежачей дуб, а сказывают, была на нем гран да вызжена, да от лежачего дуба дорожкою на дубовой пен, а сказывают, что была на нем гран же да вызжена, а отого84 пни дорожкою до дороги, что дорога лежит от города85 к Олговскому монастырю, да перешед дорогу прямо через околицу привели в речку ж в Грязкую безмежно да тако рекли: Напрове, господине, двор и земля Федора Карцова, а налеве — земля деревня Рупосово монастырская, то, господине, Федоровой и монастырской земле и межи.
И монастырские |Л. 215 об.| старожилцы Федор Бараков с товарыщи так рекли: Те, господине, Федоровы старожилцы вели вас негораздо по монастырской земле, а то, господине, прямая межа, куды мы то вели, а розезжал, господине, монастырскую землю с вотчинники с Пешком да с Федоровым отцем с Карцом с Курдумовымовым86 пречистые Олговского монастыря землю сь их землею Иван Измаилов да и переверты, господине, на тех дубех клал, пречистой земле деревни Рупосовои межу с вотчиники с Пешком да с Федоровым с отцем с Карцем с Курдумовым учинил при игумене Герасиме. А дети боярские Неклюд Онтонов, Бурец Гаврилов, и поселские |Л. 216) игумены, и попы, и бортники, и крестьяне сказали, все игумены и попы по священству, а дети боярские и крестьяне по крестному целованю в те ж речи, как Федор Бараков с товарыщи сказывал, что розезжал Иван Измаилов монастырскую землю с вотчинники с Пешком да с Федоровым отцом с Карцом с Курдумовыми, да и межу учинил на тех. дубех, и переверты клал, которые дубы стоят на спорной земле при игумене Герасиме от тех вотчинникков87. А Федор Карцов сказал: Розезжал, господине, Иван Измаилович тое землю отца моего Карцову да и дяди моего Пешкову от их вотчинной земли |Л. 216 об./ селищем Митусовым88 да и межу, господине, учинил, на тех дубех переверты клал Иван Измаилович от вотчинной земли отца моего и дяди селищу89 Митусову.
Да и старожилцы Федоровы Федко Давыдов, да Ивашко Есипов, да Ивашко Созонов сказали90 по крестному целованю в те ж речи, как Федор Карцов сказывал, что розезжал Иван Измоилович от вотчинной земли от Пешковы да от Карцавы91 Федорова отца Курдумовых детей селищом Митусовым, что ныне в поместье за Федором за Карцовым. А игумен Никон пречистые Казарского монастыря сказал по священству, что Федор Карцов сын Курдумова |Л. 217/ из монастырской деревни из Рупосовои Олговского монастыря крестьян Василя Кудаева, да Дему Лукянова, да Гридю Кудаева выгнал вон, а тому де пято92 год. А яз, господине, тое деревню помню93 за сорок лет, что94 та деревня — пречистые Олговского монастыря, а95 сам есми у пречистые в Олгове монастыре игуменил пят лет, а те крестьяне ту землю пахали на монастырь, а мне тягл давали з братьею. А писал яз, игумен Никон, своею рукою, а за мною, за пречистинским казарские попом за Обросем, те ж речи, которые за игуменом, а рука моя. А горетовскои ильинскои игумен Яким сказал владыце Ионе по священству, что та земля — |Л. 217 об.| пречистой истари, в которой деревни сидит Федор Карцов, а согнал крестьян монастырских с Рупосова напрасно, а истари — земля пречистые96.
А писал яз, игумен сам Яким, а помню тое деревню тритцат лет, а за мною, за попом за Истомою, те ж речи, а рука моя, а за мною, за попом за Иваном, те ж речи, а рука моя. И по великого князя слову Василя Ивановича всеа Русии и дворецкои князь Иван Федорович Палецкои, выслушав Тимофеева обыску Аигустава, велел судям по сему списку ищеи пречистые Олговского монастыря игумена Касяна в старцово место Иевово и старца |Л. 218| Игнатья оправити и землю пашенную с покосы велел присудити к пречистой Олговского монастыря игумену Касяну с братьею и с хлебом з земным по та места, по ка места вели монастырския старожилцы Федка Бараков да Сенко Васянов, а ответчика Федка Карцова велели обвинити потому, что на срок перед судями на спорной земле отвечати не стал и в свое место отвечати, сроку просити не прислал, а о97 ином98 суде в три годы великому князю не бил челом и потому что слался с ыгуменом в земле на обыск99 на дети боярские, и на священники, и на крестьяне. И перед100 обыщиком Тимохою |Л. 218 об.| Аигустовым дети боярские и поселские, и игумены, и попы, и дьяконы, и крестьяне сорок три человека сказали, игумены, и попы, и дьяконы по священству, а дети боярские и поселские, и крестьяне по крестному целованю, что та земля и луги истарины101 — пречистые Олговского монастыря деревни Рупосовои по те места, по ка места вели ищеины монастырские102 сторожилцы Федка Бораков с товарыщи, а Федко де Карцов монастырских крестьян Дему Лукянова с товарыщи ис тое деревни из Рупосова выметал вон силно, а тому четыре года103 будет, а ту межу розезжал, куцы монастырские сторожилцы вели, Иван Измаилов. Да и сам104 Федко Карцов, и старожилцы |Л. 219| его сказали то тем местом, куце105 монастырские сторожилцы вели, межу им Иван Измаилов с монастырскою землею учинил дяде его Пешку и отцу его Карцу106 от107 вотчинной земли селищем Митусовым, а на тех дубех переверты клал по тому месту, куцы монастырские сторожилцы вели, а к своим речем игумены и попы руки свои приклали, а иные сами свои речи писали своими руками.
И судя велел на Федке на Карцове за ищеин иск за тысечю двести копен сена десят рублев, да за десятеры пчелы полтъретья108 рубли, да за рож за тысечю и за сто и за тритцат и пят чети тритцат четыре рубли109 |Л. 219 об.| и десят денег, да за овес за восмъсот и за семдесять110 пять четвертей тринатцат рублев и четыре алтына з денгою, да за ячмен за шестьсот и за сорок четвертей девятнатцать рублев и две гривны, да за пшеницу за двести за шездесят две чети пятнатцат рублев и дватцат ал¬тын и четыре алтына, да за горох за девяносто за одну четверть с осминою девяносто алтын три денги, да за конопли за тритцат и за три чети тритцат три алтына111 доправити да отдати ищеям игумену Касяну112 з братею. А судям на нем велел взяти пошлину |Л. 220| по великого князя суддебному113 списку. А к сему списку дворецкои князь Иван Федорович Полецкои печат свою приложил лета ЗЛО114 г. июня115 в ЕI день. А подписал великого князя дьяк Некрас Харламов116. И по дворецкого слову князя Ивана Федоровича Палецкого судя Яков Никитин сын Измайлова да Михаило Язвец Мелентиев сын ищеи пречистые Олговского монастыря игумена Касяна в старцово место Иевово и старца Игнатья оправили и землю пашенную и покосы присудили к пречистой Олговского монастыря игумену Касяну з братьею и с хлебом з земным по та |Л. 220 об.| места, по ка места вели монастырские старожилцы Федко Бараков да Сенко Васянов, а ответчика Федка Карцова сына в земли и в земляном хлебе обвинили, и дали на него сию правою грамоту, и печати свои приложили лета ЗЛО117 г. августа в А день.
Публ.: Пам. Ряз. № 61. С. 88—95.
Примечания: 1 у исправлено из р. 2 в смазано. 3 я исправлено из какой-то другой буквы. 4 с написано по п. 5 д написано по т. 6 з исправлено из какой-то другой буквы. 7 Написано по полустертому с. 8 Написано над строкой между вы и стоите. 9 Так в ркп. 10 у исправлено из а. 11-11 Написано по стертому. 12 е исправлено из у. 13 Написано над строкой между дубя и десятеры. 14 Буквы ся исправлены из каких-то других букв. 15 Так в ркп., вм. умолоту? 16 Конечное е исправлено из с. 17 и вписано между м и д. 18 р написано по с. 19 Так в ркп., вм. а ужали? 20 Так в ркп. 21 Второе о исправлено из у. 22 Написано над строкой между господине и тритцатть. 23 Так в ркп. 24 о исправлено из н. 25-25 Написано над строкой между господине и тот. 26 е вписано между и и в. 27 а исправлено из о. 28 Так в ркп. 29 Последнее о исправлено из у. 30 Написано по вы. 31, 32 е исправлено из какой-то другой буквы. 33 о исправлено из какой-то другой буквы. 34 Так в ркп., вверх? 35 а исправлено из какой-то другой буквы. 36 ю исправлено из какой-то другой буквы. 37 е исправлено из какой-то другой буквы. 38 о исправлено из е. 39 Первое е исправлено из какой-то другой буквы. 40-40 Так в ркп. 41 Первое и исправлено из е. 42 Буквы со исправлены из каких-то других букв. 43 а исправлено из какой-то другой буквы. 44 Написано над строкой между Рязани и Яков. 45 ъ исправлено из и (в ркп. положилъ). 46 у исправлено из а. 47 т написано по л. 48 у исправлено из какой-то другой буквы. 49 Так в ркп., из старины? 50 н исправлено из какой-то другой буквы. 51 ъ исправлено из е (в ркп. обыскъ). 52 я исправлено из ю. 53 ти исправлено из л. 54 Написано по какой-то другой букве. 55 е исправлено из о. 56 по вписано между деревню и ставил. 57-57 Написано по стертому. 58 Так в ркп. 59 Так в ркп., ту написано над м; из Стародумова? 60 Так: в ркп., второе не написано над строкой. 61 Так: в ркп. 62 ъ исправлено из е (в ркп. ръчкою). 63 у исправлено из о. 64 я исправлено из а. 65 у исправлено из о. 66 е исправлено из ого.67 я исправлено из е. 68 Написано над строкой между Митусово и котором.69 Между а и т смазано е? 70 Так в ркп. 71 Так в ркп., написано по стертому.72 Так в ркп. 73 р исправлено из какой-то другой буквы. 74-74 Написано по стертому. 75 к исправлено из и. 76 Написано по стертому. 77 Исправлено из вымели. 78-78 79-79Написано по стертому. 80 ъ исправлено из какой-то другой буквы (в ркп.. Якушъ). 81 Написано по стертому. 82 так в ркп., вм. Бораков? 83 в исправлено из какой-то другой буквы. 84 Так в ркп., от того? 85 Второе о исправлено из а. 86,87 Так в ркп. 88 и исправлено из какой-то другой буквы. 89 е исправлено из какой-то другой буквы. 90 Написано по стертому. 91 ы исправлено из а. 92 Так в ркп. 93 ю исправлено из и. 94 о исправлено из какой-то другой буквы. 95 Вписано между монастыря и сам. 96 пр написано по стертому. 97 Исправлено из в? 98 и исправлено из о? 99 ъ исправлено из е (в ркп.. обыскъ). 100 Второе е исправлено из какой-то другой буквы. 101 Так в ркп.., из старины? 102 Написано по полустертому сторожилцы. 103 Написано над строкой между четыре и будет. 104 Выносное м исправлено из какой-то другой буквы. 105 Так в ркп. 106 а исправлено из какой-то другой буквы. 107 о исправлено из какой-то другой буквы. 108 ъ исправлено из о, е из а. 109 Написано на правом поле. 110 сем написано над строкой между за и десять. 111 ал написано по стертому. 112 Кас исправлено из каких-то других букв. 113 Так в ркп. 114 0 читается предположительно. 115 ю исправлено из какой-то другой буквы. 116 о исправлено из в. 117 0 читается предположительно.
Ист.: А. Цепков. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв.Т.3 / Рязань, 2005г.
|Л. 35| Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Руси холоп твой, государев, Ивашка Арсеньев челом биет.
Велел ты, государь, мне, холопу своему, быти у своего государева дела у стрель[цов] на Воронажи, а велел ты, государь, мне, холопу своему, стрельцов от воровства уимати, ат обиды беречи, и стрельцом, государь, абида великая от детей боярских и от черкас. А стоят дети боярския, и черкасы, и плотники, и сторожевыя козаки Ряского города, и всяких твоих, государевых, посланников Иван Федорович Кобяков ставит в стрельцах, а у пушкарей, и у затинщиков, и у воротников, и у козенных сторожей ни стоят никоков человек по Иванову береженью Кобякова. А я, холоп твой, а том Ивану Кобяко говорил, Иван меня в том не послушал, а ставит всяких людей в стрельцов, и стоят черкасы в стрельцов, сытят мед на продажю и пиют в день и ночи и зернью играют. И я, государь, а том п[ос]лал к Ивану Кобякову пятидесятника, и Иван, государь, тех черкас от воровства не уимает, чтобы я, холоп твой, в том от тобя, государя, в казни и в опале не был. А стрельцов старых по всем дворам стоят стояльщиики дети боярския, и черкасы, и плотники, и сторожевыя козаки Ряскова города. А стрельцов ты, государь, велел выбрать сто человек на низ с твоими, государевыми, посланники и с турским чаушом, а оставаютца у них одни жены. И я, государь, говорил Ивану Кобякову да Борису Хрущову от детей боярских, и черкас, и плотников от тех стрельцов, коим итти на низ, свели, и ани, государь, не сведут. Да бежал, государь, твой, государев, стрелец воронажской Ивашка Григорьев сын Кудаев на низ, а провожал его стрелецкой |Л. 36| пасынак Власов Песенкина. И я, холоп твой, того Гришку Песенкина поимал да посадил в тюрьму в твоей, государева, пени, Иван, государь, Кобяков того Гришку из тюрьмы выпустил бес твоего, государева, указу. И мне, холопу твоему, Иван Кобяков говорил — тобе де да того дела нет. И ты, государь, вели мне, халопу своему, а том указ свой учинить. И велел ты, государь, стрельцами быть сотнику стрелецкому Василию Горбатову на своей государеве службе, итить под Азов, и приехав с Москвы, Василей Горбатай ко мне, холопу твоему, не ходит и меня, холопа твоего, лает и безчествует. А стрелецкоя, государь, слобода от города сидит далечя за Козаков за хрептом и улици к городя ни одной нет, в сполошноя время пройтить некуды. А новоприборным стрельцом Иван Кобяков места дал за астрогом за полверсты от города у казаков за хрептом, абаполь города сидят все козаки. А Иван, государь, Кобяков на меня пишет тобе, государю, ложно, вели, государь, сыскати и вели, государь, мне, холопу своему, а том указ свой учинить.
Публ.: Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца XVI-нач. XVII вв.
Ист.: А. Цепков Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Т. 4/ Рязань, 2005г.