рядовых бойцах Красной Армии,
погибших в годы Великой Отечественной войны,
САЗОНОВЕ
Андрее Федоровиче (1894-1943гг.)
и
КАЛУГИНЕ
Андрее Селивёрстовиче (1903-1943гг.),
уроженцах деревень Павловка и Бахметьево
Новодеревенского района
Рязанской области
указанных на памятнике
в р.п. Александро-Невский
Новодеревенского района
Рязанской области
Сазонов С.Н. ИМЕНА НА ПАМЯТНИКЕ. Мартиролог воинов, указанных на памятнике в р.п. Александро-Невский Новодеревенского района Рязанской области. – Рязань, 2009. -214с.
Представлены материалы, уточняющие судьбу воинов, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, указанных на памятнике, установленном в р.п. Александро-Невский Новодеревенского района Рязанской области. Издание предназначено прежде всего для родных и близких погибших солдат. Может быть использовано как отправная точка для дальнейшего уточнения судеб погибших и пропавших без вести военнослужащих, уроженцев Новодеревенского района Рязанской области. Представленные материалы могут быть использованы при уточнении данных, помещенных в Книгах Памяти 14 регионов России, Книге Памяти Пограничных войск и электронной Книге Памяти еврейского народа.
Замечания, предложения и уточнения можно присылать по элек-тронной почте (E-mail: KFX@pub.tmb.ru).
Читателю предлагается интересная исследовательская работа профессора Сазонова Сергея Николаевича. Интересна она не только по содержанию, хотя это ее главная ценность, но и по необычности инициативы, проявленной автором.
Он вступил на тропу поисков дополнительных данных о своих земляках, погибших в боях при защите Отечества. Речь идет об уроженцах Новодеревенского района Рязанской области, погибших и пропавших без вести.
На памятнике, установленном в поселке Александро-Невский, есть имена десятков павших односельчан. Данные о них скромные. А где прошел их боевой путь, где и при каких обстоятельствах они отдали свои жизни?
Вот и решил Сергей Николаевич восполнить этот пробел, вернуть из безвестности примеры проявления мужества, отваги рядовых тружеников войны.
Поисковая работа оказалась длительной и нелегкой. Здесь переписка с официальными органами управления, с архивами, с военным комиссариатами, встречи с ветеранами войны, с родственниками павших солдат.
Постепенно раскрывались новые страницы памяти. При этом удалось воскресить имена некоторых, считавшихся ранее погибшими. Новые данные, найденные Сергеем Николаевичем, дают значительные поправки, дополнения к именам, раннее указанным в Книге Памяти, где обычно скупо дана информация о месте боев и гибели защитников Родины. Родственники погибших благодарны Сергею Николаевичу за проведенную им работу.
С помощью электронной объединенной базы данных «Мемориал» автору удалось восстановить место гибели уроженца деревни Бахметьево Новодеревенского района – Андрея Селиверствовича Калугина, погибшего в феврале 1943 года.
Многие десятилетия родственники не могли получить необходимый ответ. Электронная копия донесения о потерях отдельного стрелкового батальона 399-й стрелковой дивизии помогла автору получить значительные уточнения о судьбах красноармейца Калугина и его сослуживцев.
В результате длительной кропотливой работы автору книги и его помощникам также удалось получить полную информацию о трех Героях Советского Союза и 42 бойцах и командирах, погибших в жестоком бою, а также внести поправки в фамилии и места захоронений нескольких десятков других погибших красноармейцев.
Особенно трудны были поиски, связанные с установлением судеб тех, кто был в немецком плену. Автор изучил структуру организаций в Германии, занимающихся распределением и содержанием военнопленных.
Нам известно, что всего за годы войны пропали без вести и оказались в фашистском плену около 4 млн. 559 тыс. бойцов и командиров Красной Армии.
После окончания войны вернулись из плена 1 млн. 836 чел. Не вернулись (погибли от голода, болезней, жестоких условий содержания) 2,75 млн. человек. По немецким данным - более 3 млн. человек. Их захоронения оказались разбросанными почти по всей Европе.
Это подчеркивает те трудности, с которыми встретился автор данной книги, но преграды не снизили его стремление к постижению истины.
Напомним, что воинские захоронения погибших советских воинов находятся за рубежом в 49 государствах. В странах ближнего зарубежья учтено 6821 захоронение. В них погребено 1 408 613 погибших воинов. На территориях стран дальнего зарубежья, в Европе и Азии, соответственно 5123 захоронения, в них погребено 3 051 711 павших воинов. К сожалению, имена многих погибших защитников Отечества до настоящего времени не установлены.
Именно поэтому значимость данной исследовательской работы возрастает, несмотря на районный масштаб инициативы. Она заслуживает всяческой поддержки и претворения в жизнь. При этом следует учитывать, что по прошествии многих десятилетий после Великой Отечественной войны еще две трети имен захороненных остаются неизвестными в уже известных захоронениях.
Благородная деятельность автора, подготовившего скромный, но очень нужный труд, сродни патриотическим делам поисковиков, которые неутомимы в своей трудной работе по воскрешению имен павших, перезахоронению найденных останков героев войны.
Низкий поклон Сергею Николаевичу, идущему по скорбным следам войны и внесшиму своим трудом существенный вклад в дело увековечения памяти погибших защитников Отечества.
Начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майор А.Кирилин
На въезде в р.п. Александро-Невский Новодеревенского района Рязанской области установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По официальным данным всего из Новодеревенского района было призвано в годы Великой Отечественной войны 8795 человек, 4053 из них не вернулись.
На памятнике выбито 143 имени (приложение 1), кроме этого на отдельных плитах указаны имена каждого из семи Героев Советского Союза, уроженцев Новодеревенского района Рязанской области. Из семи Героев Советского Союза за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, удостоены этого звания пятеро. Трое из них погибли в боях, а двое скончались в послевоенное время. Еще два Героя Советского Союза получили это звание за подвиги, совершенные в послевоенные годы.
Среди уроженцев Новодеревенского района – два полных кавалера ордена Славы. Оба выжили во время Великой Отечественной войны. Один из них жив и здравствует в настоящее время (май 2009г.). К сожалению, ни один из них не указан на памятнике.Очевидно, что список из 143 имен - это далеко не полный перечень солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, которые по месту рождения, призыва или проживания родственников имели отношение к р.п. Александро-Невский. Тем более важно восстановить хотя бы крупицы памяти о тех, чьи имена увековечены на памятных плитах.
Например, мы с полным правом можем утверждать, что указанный среди погибших, Оводов Иван Николаевич, гвардии рядовой, автоматчик, воевавший в составе 50-й гвардейской танковой бригады, не погиб, а остался жив и указан на памятнике ошибочно.Судьба-злодейка руками военных писарей трижды приговаривала 18-летнего мальчишку-солдата к смерти, указывая, что в первый раз он погиб 25 февраля 1945г., во второй раз – 3 марта 1945 г., в третий – 10 марта 1945 г. Якобы первоначально был похоронен в пригороде немецкого города Воллин, а в настоящее время погребен в польском городе Грыфин на улице Войска Польского. Дважды на него выписывались похоронки, а он, трем смертям назло, остался жив и был исключен из списков безвозвратных потерь только 2 февраля 1960 года. Тем не менее в четвертый раз погибшим он указан в Книге Памяти Рязанской области (т.4, стр.445), а в пятый раз - на мемориальных плитах памятника.
Такое же счастливое исключение относится и к Богданову Михаилу Михайловичу (на памятнике он ошибочно указан как Богданов Николай Михайлович), который считался погибшим 6 марта 1943 года и похороненным в деревне Кошельки Ленинградской области. На самом деле гвардии младший сержант Богданов М.М, воевавший в составе 10-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, вопреки похоронке, выписанной 15 апреля 1943 года, остался жив, но попал в плен. Прошел лагеря военнопленных в Германии, Эстонии и Норвегии. Был, как и Оводов И.Н., по результатам сверки, проведенной Новодеревенским РВК в 1959 году, исключен из списков безвозвратных потерь 2 февраля 1960 года. Однако и в Книге Памяти Рязанской области (т.4, стр.368) и на мемориальных плитах памятника указан как погибший.
До недавнего времени считался пропавшим без вести и Скачков Владимир Андреевич. Однако в электронной Книги Памяти Рязанской области (редакция от 2.12.2007г.) указано, что младший сержант Скачков Владимир Андреевич остался жив и вернулся с войны. К сожалению, никаких архивных документов в отношении Скачкова В.А. нам обнаружить не удалось.
Жаль, что такие счастливые неожиданности очень редки. Нам известно только 15 аналогичных случаев по Новодеревенскому району в целом. Так случилось, что из 15 солдат, выживших вопреки похоронкам в годы Великой Отечественной войны, 11 в Книге Памяти Рязанской области (Т.4 и Т.3) указаны как погибшие и пропавшие без вести.Приведенный ниже материал не может претендовать на абсолютную полноту и точность. Скорее - это только наброски мартиролога, главная цель которых дать хотя бы минимум информации о судьбах наших земляков, отмеченных на памятнике, и указать направления поиска более полных данных о них. Именно для создания максимально полной базы данных, для последующих поисков уделено особое внимание подробному выяснению мест нахождения захоронений, номеров частей и соединений, наименований фронтов, номеров и названий лагерей военнопленных, в которых воевали или находились в плену наши земляки.
Эта работа может и должна быть продолжена. Однако уже сейчас полученный материал представляет несомненную ценность, потому что удалось выявить некоторые очевидные противоречия, уточнить имена погибших, в ряде случаев получить достоверные данные о месте их нынешнего погребения.
Специалистам хорошо известно, что в ходе боевых действий, особенно в начале войны, многие документы частей и соединений были безвозвратно утрачены, поэтому после окончания Великой Отечественной войны сотрудниками военкоматов были проведены подворные обходы с целью сбора информации о воинах, которые не вернулись. При этом были заполнены анкеты на разыскиваемых военнослужащих, где со слов их близких были зафиксированы очень важные сведения. На основании этих данных принималось официальное решение о признании военнослужащего пропавшим без вести. Обычно официальная дата, по действовавшим тогда правилам, устанавливалась прибавлением трех месяцев к дате прекращения письменной связи. К сожалению, на протяжении последующих 60-ти лет эти материалы были недоступны для открытого использования, хотя активно применялись при подготовке ответов на официальные запросы о судьбах конкретных военнослужащих.
Следующей масштабной и бесценной по своему значению акцией стала подготовка региональных Книг Памяти, начатая в начале 1990-х годов. Эти Книги Памяти изданы практически в каждом регионе России, именно они дают отправную точку для выяснения судьбы любого военнослужащего, погибшего или пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны. Например, из всех указанных на памятнике воинов, только о трех из них (Круглове Г.Е., Филине Н.У., Куликове В.В.) нет упоминаний в Книгах Памяти. Правда, помещенная в них информация, как правило, очень скудная, но без нее невозможно даже начать выяснение судеб погибших и пропавших без вести солдат.Недостатком информации, помещенной в Книгах Памяти, является то, что в них, как правило, указывается только место первоначального захоронения погибшего или дата официального признания бойца пропавшим без вести. При этом следует учесть, что, во-первых, с середины 1950-х до середины 1960-х годов проводились массовые перезахоронения останков погибших воинов. В результате, немалое число погибших были перезахоронены в другие братские могилы. Во-вторых, за прошедшие годы произошли существенные изменения в административно-территориальном делении: образованы новые государства, новые области, существенно изменилось районное деление областей, часть населенных пунктов просто прекратила своё существование.
К сожалению, в Книгах Памяти очень скупо дана информация о частях и соединениях, в составе которых воевал погибший. Как правило, даже если такие данные есть, то указан только полк и дивизия, что существенно сокращает потенциальные возможности восстановить боевой путь погибшего. Как правило, основная часть военно-исторической и мемуарной литературы охватывает только действия фронтов, армий и корпусов. Особенно важна такая информация в отношении пропавших без вести, потому что с ее помощью можно хотя бы предположить, в каком регионе пропал разыскиваемый.Отмеченные недостатки Книг Памяти, конечно же, усложняют нахождение и места гибели, и места нынешнего захоронения погибшего. Но именно Книги Памяти выполнили величайшую по своему значению задачу – они сделали доступной для любого желающего информацию о судьбе своих близких, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Поистине эпохальное значение имеет создание электронной объединенной базы данных «Мемориал». Эта работа начата в 2006 году и продолжается в настоящее время. В этой электронной базе представлены отсканированные официальные архивные документы Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), Военно-мемориального центра ВС РФ (ВМЦ), а также материалы, помещенные в печатных и электронных Книгах Памяти практически всех регионов России.
Речь идет прежде всего об отсканированных оригиналах донесений о безвозвратных потерях, похоронок, документов госпиталей, трофейных карточек советских военнопленных, анкет на пропавших военнослужащий, поименных списков захороненных солдат и офицеров в братских могилах, учтенных военно-мемориальным центром. К сожалению, представлены материалы только 58-го и 33-го фондов ЦАМО, где хранится лишь информация о безвозвратных потерях, нет доступа к иным материалам частей и соединений. Тем не менее даже те сведения, что уже сейчас являются общедоступными, открывают очень большие возможности.
Например, 65 лет близкие мне люди не могли найти место гибели Калугина Андрея Селиверстовича, уроженца деревни Бахметьево Новодеревенского района, погибшего в конце февраля 1943г. В похоронке было указано, что он погиб и похоронен в деревне Катинка Орловской области. Именно такое название деревни было указано и в похоронке, и в Книге Памяти Рязанской области (т.4, стр.403), но найти эту деревню все эти годы не удавалось.
Исчерпав все доступные возможности, я обратился лично к генералу Кирилину Александру Валентиновичу – начальнику Управления МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Хорошо известна большая роль А.В. Кирилина в деле создания мемориального комплекса, посвященного генералу М.Д. Скобелеву, поэтому для генерала Кирилина А.В. такого рода просьбы от любого из нас - земляков М.Д. Скобелева, предмет незамедлительной и квалифицированной помощи.
Получив от него подробные рекомендации, я обратился к материалам электронной базы «Мемориал», к созданию которой ВМЦ, возглавляемый А.В.Кирилиным, имеет самое непосредственное отношение. Не сразу, а только по прошествии нескольких месяцев, в базе данных появилась информация и о Калугине А.С. В частности, из электронной копии донесения о безвозвратных потерях отдельного учебного стрелкового батальона 399-й стрелковой дивизии за период с 1 по 28 февраля 1943 г. следует, что красноармеец, член ВКП (б), командир отделения Калугин Андрей Селиверстович погиб 23 февраля 1943 года и захоронен в селе Каменка Малоархангельского района Орловской области.
Из 69 однополчан Калугина А.С., погибших в период с 17 по 23 февраля 1943 г. в районе этого села, точные места захоронения установлены только для 13-ти из них. В послевоенный период они были перезахоронены в семи различных братских могилах, при этом один указан одновременно перезахороненным в двух могилах, находящихся в разных населенных пунктах. К сожалению, точное место нынешнего погребения Калугина А.С. установить не удалось. Более того, со слов главы администрации села Каменка Степановой Татьяны Федоровны мы знаем, что до настоящего времени они находят в окрестностях села останки погибших бойцов.
Как оценивать результаты этого поиска? С одной стороны, точное место нынешнего захоронения Калугина А.С. установить не удалось, но, с другой стороны, теперь мы знаем, где принял свой последний бой близкий нам человек, где он был предан земле. Для нас, после 66-ти лет неизвестности, это очень важно, наконец-то мы можем выполнить последнюю просьбу его жены Елены Васильевны и положить горсть земли с места гибели мужа на ее могилу.
А генералу Кирилину А.В. – огромная благодарность от всех нас, близких красноармейца Калугина А.С., потому что он не только подсказал, как найти необходимую информацию, но и параллельно дал соответствующие указания, чтобы аналогичная работа была выполнена в Центральном архиве Министерства обороны. Более того, основываясь на полученных архивных материалах, дано поручение военному комиссару Орловской области увековечить имя Калугина А.С. на памятнике в деревне Каменка, о чем мы получили официальное уведомление в феврале 2009 года.
Важно отметить, что электронная база данных «Мемориал» постоянно пополняется, доступна любому, имеющему выход в Интернет (сайт:Кроме обобщенной базы данных «Мемориал», в ряде случаев были использованы сведения, содержащиеся в электронной сводной базе данных Международного информационно-поискового центра (МИПЦ) «Отечество». В частности, в ней представлены данные по захоронениям советских воинов на территории Польши, Венгрии, Румынии, Германии. Есть информация о погибших, которые воевали в пограничных частях и внутренних войсках НКВД.
Несомненно, что в будущем любые из представленных ниже данных могут и должны быть уточнены и дополнены.
...
Книга в прикрепленных файлах.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
kniga.rar | 231.92 кб |