Задумывались ли вы, с чем ассоциируется наша родная Рязань у жителей других российских городов? Первое, что приходит на ум, – это «Родина Есенина» и «столица ВДВ».
Кроме того, нам, рязанцам, приходится мириться с тем, что мы – «косопузые» (благодаря вроде бы нашим предкам-плотникам, которые носили за поясами топоры). Но и это ещё не всё. Нет-нет да и мелькнут в юмористических шоу вроде «Камеди-Клаб» или КВН шутки про Рязань. Причём шутки какие-то странные. Например, «девочка из Рязани моет голову Доместосом, чтобы под ободком не оставалось микробов». Послушаешь юмористов – и складывается впечатление, что Рязань – это провинция, где живут чудаковатые, совершенно непродвинутые, «лапотные» люди. Но ведь это, мягко го¬воря, не так! «КП-Рязань» задалась вопросом, откуда растут «корни» у таких шуток. Ответ нашёлся неожиданный. Ассистент кафедры журналистики РГУим. Есенина, кандидат филологических наук Наталья Гуторова убеждена, что имидж Рязани как «глухой провинции» во многом сформировали сами рязанцы – и притом как минимум сто лет назад. На эту тему Гуторова защищала диссертацию в Санкт-Петербурге.
Барыня и нищенка– Близость к Москве, которая сегодня многими воспринимается как одно из достоинств Рязани, в 19 веке была не на руку, – считает Наталья Гуторова. – Провинция проигрывала в сравнении со столицей. Амбициозные и талантливые рязанцы нередко переезжали в столицу. Официальная газета Рязани «Губернские ведомости» ещё зимой 1868 года писала о том, что в нашем городе заняться нечем, потому что всё местное светское общество на зиму уезжает в Москву, а проводить зиму в Рязани – ничуть не лучше, чем в деревне: здесь ничего не происходит...
В конце 19 века в Рязани появились, помимо административной, первые частные газеты. Своих читателей они развлекали не только новостями, но и карикатурами и фельетонами. Лейтмотивом большинства юмористических произведений была мысль об отсталости нашего города. Скажем, в тот период – на рубеже веков – одной из главных проблем Рязани был дефицит бюджета. Именно поэтому таких благ цивилизации, как водопровод и электричество нашему городу пришлось ждать довольно долго. В Москве уже ходили трамваи, а в Рязани до сих пор в грязи застревали извозчики на лошадях. В газете «Рязанская жизнь» в 1911 году вышла карикатура, на которой Москва изображена в виде барыни, а Рязань – нищенкой.
Под флагом оппозицииВ прессе вековой давности постоянно шли нападки на деятелей Рязанской городской Думы, – констатирует исследователь. – Писалось, что городское хозяйство они устраивают в свою пользу, используют должностные полномочия в своих интересах. Критиковалось и то, что среди думцев было мало молодых специалистов, а в основном люди пожилые, тяжёлые на подъём; и то, что среди депутатов были представители не всех профессий, ведь избирали в основном по имущественному цензу – купцов, предпринимателей. Публицисты сетовали, что в Рязани нет никакой общественной жизни. Осенью 1905 года вышел в свет фельетон одного из гласных (депутатов) Рязанской городской Думы, книготорговца Ивана Жиркова, под псевдонимом Иван Нескромный. Фельетон назывался «Вид на город с валу». Весенним днём лирический персонаж поднимается на кремлёвский вал. Он обводит взглядом Рязань, и задаётся вопросом: а почему в старой части города много церквей, а общественных зданий почти нет; да и в новой части города единственное, за что может зацепиться взгляд – это ремесленное училище и роддом, построенный банкиром Живаго. Автор высказывает предположение, что прежде хороший имидж города играл на руку купцам и предпринимателям. А теперь все заботятся о приобретении капитала, а имидж города значения не имеет. Живущим на рубеже 19 и 20 веков людям, которые могли бы что-то сделать для Рязани, созидать ничего не хочется, потому что с точки зрения развивающегося капитализма это невыгодно.
В том же 1905 году был подписан манифест о создании Думы и первые политические партии. Естественно, на страницах газет начались перепалки между ними. Под флагом оппозиции также всячески подчёркивалось, что Рязань – город невозможный, и его оставлять таким нельзя...– В газетах того времени постоянно муссировалось несколько тем, формирующих образ «запущенной Рязани», – поясняет Наталья Гуторова. Определённые «символы» городского хозяйства кочевали из номера в номер на протяжении целых десятилетий, становясь символами и самой Рязани. Дороги и фонари, Рюмина роща и река Лыбедь... Эти символы рождались на страницах частных газет «Рязанский листок», «Рязанский вестник», «Рязанская жизнь».
Впервые вопрос о состоянии мостовых поднял «Рязанский листок» в связи с распространением велосипедного спорта. «Езда по рязанским мостовым – это риск для ездока, – говорится в номере от 6 сентября 1901 года. – Нужно иметь на всякий случай запасную голову». Замощение улиц, судя по газетным сообщениям, проходило с большим трудом, с постоянными спорами о том, кто должен за это отвечать – город или владельцы ближайших домов. Общей системы замощения не было, в результате чего тротуары получались многоуровневыми.
Тот же «Рязанский листок» в 1898 г. иронизировал, что если бы в Рязани упала комета, она бы захлебнулась в грязи. В рязанских лужах можно, по предположению «Вестника», «если не утонуть, то во всяком случае вдосталь наплаваться». Рязанская площадь Введенская (ныне – Мичурина) после, видимо, реальных случаев гибели лошадей или даже людей в грязи получила название «братская могила» («Рязанский вестник» от 24 ноября 1912 года).
Наиболее мощный образ в местной печати сформировался вокруг речки Лыбедь. Это объясняется и географическим положением реки, разделявшей город, и общим состоянием санитарии, и отсутствием водопровода и канализации (их роль Лыбедь исполняла для нескольких районов города). Ещё в 1897 году «Рязанский листок» предлагал пустить реку по трубе, по примеру Неглинки. В1902-1903 гг эта же газета рисовала в фельетоне «Путешествие Мухи Метаморфозы» сценку на берегу: «Я видела, как собака подошла к Лыбеди, чтобы напиться, но понюхала её и отошла прочь», в то время как люди не только купались, но и пили воду из реки.– Таким образом, Рязань как провинциальный город со спокойной общественной жизнью и неразвитым городским хозяйством приобрела в освещении местных корреспондентов явно утрированные черты, – подытоживает на страницах своей диссертации Наталья Гуторова. – Вечная грязь, непроходимые улицы с незажжёнными фонарями география «гиблых мест» – только лишь маленькая толика всего городского хозяйства, а над ними фоново прорисованы образы «отцов города», пустивших дела на самотёк, думающих только о своём кошельке, не способных стоять во главе городского самоуправления.
Хотели, как лучше…– В советские годы подобного рода шутки не приветствовались, поэтому звучали редко. Но в наши дни всё вернулось на круги своя, – убеждена Гуторова. – Дело не только в том, что сейчас – свобода слова. На рубеже 20 и 21 веков происходят процессы, схожие с процессами 100-летней давности: капитализация российской экономики. Многие талантливые люди, перспективные специалисты, не имея возможности реализовать себя в Рязани, едут в столицу, которая расположена так близко.
О многом заставляет задуматься и тот факт, что современные рязанские СМИ всё так же пишут о плохих дорогах, о неблагоустроенности отдельных участков города, наконец – о нехватке денег в бюджете на все нужды Рязани. Неужели за 100 лет почти ничего не изменилось?– Конечно, о Рязани, как об идеальном городе, говорить пока сложно. Однозначно, существуют положительные тенденции, особенно в экономическом развитии региона. Но пока мы в основном занимаемся тем, что «латаем дыры», боремся с недостатками. О дальнейшем глобальном развитии нашего города и области можно будет говорить только тогда, когда работа по устранению вопиющих проблем если не полностью, то хотя бы максимально завершится.
Александр Мысовских, корреспондент газеты «АиФ»-Рязань»:– Почему над Рязанью смеются? Мне кажется, причина – в той огромной разнице, чем Рязань была когда-то и чем она является сейчас. Те, кто изучал историю, знают, что когда-то Рязанское княжество было одним из сильнейших на Руси. А сейчас, я считаю, наш регион в числе отстающих. Многие рязанцы недовольны уровнем своей жизни, вынуждены искать подработку. Да что далеко ходить – взять нас, журналистов. Зарплата у нас невысокая, да и статус тоже. В других регионах пресса реально является «четвертой властью», а у нас – не так часто удаётся изменить что-то благодаря газетной публикации. Правда, сейчас забрезжил «свет в конце тоннеля». Если действующей власти в регионе удастся реализовать те программы, о которых сейчас много говорится – я надеюсь, в Рязанской области жизнь всё же изменится к лучшему.
Андрей Нестеренко, главный редактор газеты «Рязанские зори»:Оксана Калашникова
"Комсомольская Правда в Рязани". №1 от 6 января 2010 года.