Материалы к топонимике сел: Дегтяное Спасского уезда, Дегтяное Ряжского уезда, Дегтяные Борки Сапожковского уезда, Дегтярка Скопинского уезда; секты калганников; озёр Развань Спасского уезда.
Народ долго помнит замечательные события в истории своей жизни и свою память о них передает из рода в род в форме разных сказаний, песней и т.п. Эти рассказы передаются иногда в виде простого исторического повествования, иногда же облекаются в поэтическую форму и представляются в форме иносказаний: исторические лица превращаются в каких то гениев, а самые события запечатлены характером творчества, где только основа остается неприкосновенно-исторической.
Прислушаться ко всем этим народным сказаниям о важных исторических событиях – не лишено интереса. В них ясно выражается весь дух русского народа, его взгляды на важные события в исторической своей жизни, имевшие влияние на судьбу его; в них отражается вся жизнь отдаленного прошедшего, со всеми радостями и скорбями русского народа, со всеми золотыми мечтами и утратою их; эти рассказы, короче сказать, уясняют нам историю прошлого.
В предлагаемом народном сказании о происхождении села Дегтяного ярко рисуется картина счастливого положения русского народа до нашествия татар и печального состояния во время самого разгрома их. Сличая это сказание с свидетельством истории, мы не может не удивляться тому обстоятельству, что народ так долго помнит и так верно передает столь замечательное событие в истории своей жизни, сопровождавшееся печальными последствиями для него.
Но, выставляя на вид интерес предлагаемого сказания для историка, мы еще более не можем не указать на чисто-местный его интерес. В нем представлены объяснения происхождения названий всех замечательных окрестностей, разных местечек, гор, озер и т.п., а в этих названиях наглядно изображается пред нами жизнь отдаленного прошедшего, которая никогда не потеряет своего значения в глазах потомства. Человек, по самой природе своей, всегда благоговеет пред всем, что только служит напоминанием о жизни давно протекшей, и всякие остатки древностей – эти немые свидетели и памятники давно погасшей жизни – вызывают в нем чувства какого-то умиления и тихой грусти. Но эти чувства еще сильнее возникают в тех случаях, когда остатки древностей рисуют пред ним жизнь родного ему народа – его предков, с которым он теснее и живее сознает свою связь, при виде каких-либо памятников древности.
Село Дегтяное находится в 18 вестах от Старой Рязани, в 60 – от губернского города Рязани и в 20 – от своего уездного города Спасска. Расположено оно вокруг безымянного озера, имеющего в окружности своей около двух верст. В полуверсте от села протекает р. Ока, отделяемая от него основным и березовым лесом.
Село Дегтяное заключает в себе 327 дворов, 2 471 душ, из которых 1 184 мужского пола, а 1 287 женского. Раскольников считается до 80 душ. Перед освобождением крестьян село Дегтяное принадлежало девятнадцати владельцам, но прежде, как увидим ниже, оно было совершенно свободно.
В окладных книгах село Дегтяное значится под 1676 годом, но начало образования его восходит, по народному сказанию, к началу XIII века – ко времени нашествия Батыя на Рязань, и само происхождение его стоит в тесной связи с этим замечательным событием в истории русского народа.
Название свое получило село, как увидим ниже, от занятий прежних обитателей его – гонки дегтя. Занятия эти с истреблением лесов, давно прекратились, но название за селом осталось тоже самое неизменным. Этого мало: даже одноименное село Ряжского уезда, при речке Алешинке ( в 3-х верстах от г. Ряжска), удержало свое название, по сказанию народа, от описываемого села, с которым оно когда то составляло одно село (1).
За скудностью земли и неимением каких либо других промыслов, разоренный народ села Дегтяного с давних времен отправлялся на заработки в разные промышленные города – Петербург, Ригу, Астрахань, Одессу и др. Этому обстоятельству село Дегтяное обязано появлением раскола в среде его жителей. Какой-то Калган занес раскол в село Дегтяное. От этого Калкана, с течением времени, произошло несколько семейств, известных под именем калганников, которые стали постепенно завлекать в свою секту соседей. В настоящее время всех раскольников считается в селе Дегтяном до 80 душ обоего пола. Раскольники имеют свою молельню и кладбище, наводящее суеверных страх на всех жителей села.
Путешествия в разные стороны для заработков имели и другое, более благодетельное влияние на жителей села. Народ ясно понял важность и необходимость образования и потому старался доставить его своим детям. В виду этой общеосознанной потребности открыты были две школы – одна в доме и усердием местного дьячка Ивана Степановича Алфеева, а другая – отставным солдатом Михайлом Васильевым Терешиным. В первой обучали чтению, письму, закону Божию и первым четырем действиям арифметики, а во второй чтению по складам. В настоящее время в селе Дегтяном организовано училище земством, где обучается до 140 мальчиков.
Образовательное действие школы не могло не отразиться своим влиянием и на религиозно-нравственный характер народа села Дегтяного.
-------------------------Каждый поселянин считает своим священным долгом исполнить все обязанности христианина. Каждый считает для себя самым тяжелым наказанием если священник не побывает у него в доме на Пасху с крестом и образами. В народе считается великим несчастием, которое все чувствуют, если священник заболел перед праздником и оставил народ без литургии. В это время все говорят, что «без обедни и праздник не похож на праздник».
К чести жителей села Дегтяного нужно отнести следующие два обстоятельства, вполне характеризующие характер народа: в предотвращение пьянства и всяких безобразий, оскорбительных для праздника, народ, на свои общих сходках, часто делает запрещение брать водку в великие праздники и налагает штраф в пользу храма или училища на нарушителей такого определения.
Другой, более характерный, факт следующий: народ, при всей своей бедности – при усердном старании священника Василия Семеновича Смирнова, церковного старосты Андрея Ивановича Шувалова и попечителя храма, купца Андрея Васильевича Цветкова – менее чем в два года построил весьма поместительный деревянный храм. Чтобы судить о народе, нужно было вдеть ту картину, когда все поселяне несли свои лепты в церковную кознохранилищницу. Каждый спешил нести туда что-нибудь от своих трудов: женщины, не имея денег, приносили туда произведение своих рук – нитки, холсты и т.п., которые продавались, и вырученные деньги поступали в церковную казну. Весьма характерно в этом обстоятельстве само побуждение к построению нового храма. «Наш храм тесен, говорили все, мы все не вмещаемся в великие праздники; давайте строить новый храм»!
Вот краткие сведения о селе Дегтяном в настояшем его виде. Теперь оно ничем особенным не замечательно: но история происхождения его не лишена интереса и тем более потому, что она сохранилась в народном сказании, которое передается из рода в род. Мы имели случай познакомиться с ним обстоятельно и теперь передаем его на память потомству. Вот что говорит это народное сказание о происхождении села Дегтяного:
«В глубокой древности, в той стране, где ныне находится село Дегтяное со своими окрестностями, был дремучий непроходимый лес. В середине леса находились два озера с крутыми берегами. Мимо леса с западной стороны протекала широкая река, изобиловавшая рыбой. За рекой расстилались зелено-бархотной полосой луга, представляющие взору наблюдателя очаровательную картину. За лугами на возвышавшейся террасой почве красовались села и города с своими златоглавыми храмами. Такова картина той местности, где ныне расположено село Дегтяное с своими окрестностями. В лесах бродили дикие звери, реки и озера изобиловали рыбой, в лугах летало столько дичи, что без всякого труда можно было ловить и пользоваться сколько угодно. С восходом солнца все луга покрывались стадами домашнего скота, и весело там звучал рожок пастуха.
Легко и весело жилось тогда всем людям. Никто не знал ни забот, ни нужд. Народ не знал горя и жил в довольстве. Народ ловил рыбу, бил зверей и отправлял в столицу Муромо-Рязанского княжества. Там он продавал все это и в замен получал предметы роскоши и удовольствий. Дремучие вековые леса доставляли народу не только средства к жизни, но удовольствия. Сюда часто приезжали Муромо-Рязанские князья, с свитою бояр, для охоты за пушистыми зверями. Народ радовался при встрече князей и бояр и сам принимал участие в их охоте. Весело праздновались эти радостные дни приезда князей. Добрые молодцы садились на коней и преследовали зверей, а молодицы наряжались, составляли хороводы и звонко оглашали всё окрести своими веселыми песнями. Наохотившись вдоволь, князья с боярами возвращались в свою столицу, а народ – к своим прежним мирным занятиям. В дни праздников звук колокола всех – от старого до малого – созывал в церковь Божию, где народ усердно молился за благоденствие своих князей и бояр, за всех своих родных и знакомых и за всю православную святую Русь. Из храма Божия каждый спешил к своему старшему родичу, около которого всегда собиралось в эти дни несколько семейств.
Он, украшенный сединами, садился в передний угол за стол, а все собравшиеся родичи гости усаживались вокруг него и внимательно слушали его мудрые речи. Довольство и изобилие во всем позволяло быть гостеприимным; а потому черта гостеприимства считается характерною того времени, так что считалось великим преступлением отпустить гостя без угощения. Ничто не могло извинить этого проступка: если кто не имел своего, тот обязан был обратиться к своему соседу, который безотказно всегда снабжал всем, что требовалось для гостя. В то время никто никому не завидовал, потому что каждый трудился сам и жил в довольстве. Самый труд был легок, а потому народ всегда находил возможность приятно провести время: каждый вечер в приятную погоду все собирались на каком либо пригорке в тени ветвистого дерева. Здесь старики рассказывали повесть давно минувших лет, сообщали все, что сами испытали и узнали опытом; пожилые внимательно слушали речи стариков и учились от них уму-разуму; молодцы и молодицы веселились, а дети весело резвились. Приятно было любоваться на эту картину старикам, и они в это время как бы сами оживлялись и молодели. Под звуки веселых песней и звонкий шум резвившихся детей речь стариков лилась быстрей и живей. Им ярко рисовалась картина их детства, и это влагало в них новые силы.
Так счастливо и спокойно жили в той стране, где ныне находится село Дегтяное с своими окрестностями. Но недолго продолжалась такая жизнь; какая-то огненная буря пронеслась тогда по Муромо-Рязанскому княжеству. Счастливая и мирная жизнь нарушена; все в страхе и ужасе; храмы Божие разрушены, жилища их сожжены; мужья остались без жен, а дети без матерей; всюду слышится всеобщий крик и ужас; народ сделался беден и сиротой; князья погибли, а стада похищены и все имение разграблено; смолкли веселые песни молодых; не слышно свирели пастуха; стада его уже не пасутся на зеленом лугу и веселые дети уже не резвятся более. Все скрылись, всё исчезло, всё смолкло.
Народ, пораженный таким всеобщим ужасом, искал себе спасения в непроходимом лесу. Там он расположился на крутых берегах двух озер. Жизнь в безопасности, но зато она и невесела. Под влиянием страха народ долго там жил безвыходно и одичал подобно диким зверям; имея во всем недостаток, он лишился того радушного гостеприимства, которым отличался прежде. Так как собравшийся туда народ из разных городов и сел, разного звания и происхождения и находился под влиянием горя и нужды, то долгое время он не мог сойтись: стали завидовать друг другу, сильные притесняли слабых, перестали уважать стариков и каждый заботился только о себе самом. Исчезла та веселая общительность и простота нравов; несчастия и нужды развили хитрость и недоверие друг к другу; вражда поселилась между всеми и жить стало невыносимо тяжело. Огненная туча давно пронеслась, но следы её остались: народ стал груб и зверовиден. Вражда проникла в самые семейства: муж гнал жену, жена боялась мужа; страх и жестокость заменили любовь и супружескую равноправность, вытекавшую из взаимного уважения друг друга и взаимной любви. Муж – деспот, жена – в порабощении, и в тиши оплакивает своё горе. Дети с ранних лет приучались ко всем жестокостям и несправедливостям, и скоро сами делались тиранами.
Народ размножался, а нечестие росло и росло. Вот и озера пересохли и дно их заселено нечестивым народом. Как бы для большего осмеяния святыни построили посреди села и церковь Божию, но звук колокола не созывал уже народа православного для молитвы в храм Божий. Храм всегда оставался пуст; потому что тогда не было православных людей. Никто не ходил к родным поздравить с праздником и разделить общую трапезу, потому что никто не почитал ни праздников, ни родных, и вечерами не собирались уже под тенью дерева для дружеских бесед и взаимных наставлений уму-разуму, потому, что каждый видел в своем соседе врага. С утра до вечера почти каждый бродил по лесу, как Каин, и убивал всех и всё, что только мог убить. Все чувствовали какой-то страх; все ощущали на себе какие-то узы, освободиться от которых никто не мог. Все ожидали чего-то ужасного, между тем никто не думал покаяться и обратиться к Богу.
Действительно, предчувствия их сбылись. Над головами их собиралась туча гнева Божия и готова была разразиться страшным наказанием. Но Бог ещё ждал их покаяния. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась, и Он наказал преступников: село провалилось, а на месте его опять появилась вода и опять образовалось озеро, только не в своем прежнем виде, а скорее похоже на тинистое болото, заросшее травой.
Но Бог справедлив и милосерден; избранные спаслись, поведали обо всем этом своему потомству. То озеро или болото, образовавшееся на месте провалившегося села, они назвали Разванию потому, что там жили люди разного звания, происхождения, разных городов и сел, собравшиеся туда от преследования огненной тучи, опустошавшей всех и всё, встречавшееся ей на пути. Название это осталось и до настоящего времени за означенным озером, находящимся в расстоянии версты от села Дегтяного. В доказательство достоверности представленного сказания народ ссылается на следующее обстоятельство: ежегодно, в праздник Пасху, над поверхностью указанного озера появляется крест провалившейся церкви и слышны бывают удары колокольного звона этой церкви, когда начинают благовестить к утрени в первый день праздника пасхи на колокольне села Дегтяного. Звон колокола каждый простолюдин слышит сам (2), а относительно появления креста существует в народе верование, что его видели когда-то рыбаки и что каждый может сам убедиться в действительности сказания, если только пожелает в первый день пасхи пред утренею отправиться к означенному озеру. С первым ударом колокола на дегтянской колокольне он увидит появившийся из воды крест провалившейся церкви и услышит звон колокола этой церкви.
------------------------------(2) Народ действительно слышит звон какого-то колокола с первым ударом на Дегтянской колокольне. Но тот таинственный звон понять не трудно: в полуверсте от села протекает Ока, которая пред Пасхою разливается на несколько верст. По течению и розливу воды эхо колокольного звона раздается далеко. Для условия этого физического явления нужно взять во внимание ещё два обстоятельства: пред самою колокольней, среди села расстилается большое озеро, и за селом – лес. В силу законов отражения звука, с ударом колокола на дегтянской колокольне всегда слышаться два совершенно различные удара – один в селе, а другой за селом около Развани.
Недалеко от описанного озера находится другое, совершенно похожее на первое. Близость расстояния и полное сходство с описанным озером послужили основанием одноименности его с первым – оно также называется Разванию – от обитателей разного звания, живших вокруг.
Источник: «Прибавление» к «Рязанским Епархиальным Ведомостям» № 16, 15.04.1875г.
Подготовил Дм. Анохин, 2009г. Продолжение следует.