Теперь никто из власти прямо не устанавливает цензуру в СМИ, но многое изменилось с момента падения социалистической системы.
О бедной газете замолвите слово.
Уважаемые читатели, кто помнит, сколько газет было в СССР? Четыре - пять крупных издания общефедеральных («Пионерская правда», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия», «Правда»), которые читали все. Несколько редакций в регионах. Всё! Газет больше не было. Финансирование поступало из нескольких источников: 1. Общеобязательная подписка на определённые газеты; 2. Дотации из бюджета. Никакой рекламы не было, о ней и не знали.Однако такая ситуация прервалась в эпоху крушения Советского Союза. Газеты «выкинули» из финансирования, поставили на «грань» выживания. Кто-то выжил, а кто-то быстро закрылся. Самые большие газеты либо раскололись («Известия»), либо попали под влияние различных финансовых тузов.
Существует мнение, что газета вполне может себя окупать. Приводятся данные о том, что газета заработала столько-то денег на рекламе, столько-то на подписке. Только не учитывается, что арендная плата может вырасти, зарплаты сотрудникам предусмотреть точно нельзя. Поэтому фактически все российские и рязанские газеты сейчас находятся «под пятой» крупных собственников.
«Рязанские ведомости» были учреждены городской и областной администрацией. Ежегодно газета получает крупные дотации из бюджета области. Реклама практически отсутствует. Газета используется, как официальный орган рязанской власти (в «ежедневке» можно встретить публикацию законов, постановлений Правительства, объявления о проведении тендеров).
«Комсомольская Правда в Рязани» находилась под контролем у областного отделения профсоюза где-то до 2004 года. Вот уже 5 лет газета принадлежит крупнейшему рязанскому бизнесу – ФПК «Инвест». Однако только в последний год газета начала приносить прибыль. Директор – депутат Городской думы Галина Трушина (см. «Один день в редакции»).
«Московский Комсомолец», «Поколение Р», «Инфо-гид», «Твоё ТВ» - это всё издания типографии «Полином». Каждая газета печатается тиражом в 5 тысяч экземпляров. Кстати, в «МК» не так давно пришёл ведущий журналист области Олег Пономарёв.
«Новая газета» - полностью принадлежит РНПК. Сейчас наблюдается падение интереса к «Новой» из-за смягчения редакционной политики. Дело в том, что руководство нефтяной компании сильно урезало расходы на газету.
«Вечерняя Рязань» принадлежит бывшему мэру Рязани Валерию Рюмину. Основная задача- размазывать по стенке тех, кто выступает против Валерия Васильевича.
«Родной город» - газета немецкого холдинга Waz Media Group. На развитие рязанского отделения, по информации отдельных журналистов, немцы потратили 1 миллион евро. Газета пока не приносит прибыли. Планируется, что к 2010 году газеты «Родной город» появятся в ведущих российских регионах.
«Мещёрская сторона» является региональным представительством газетного холдинга «Провинция». Является самоокупаемым проектом в Рязани, живёт полностью на рекламе и доходах от продаж.«Аргументы недели» - газета, принадлежащая типографии «Политех». Интересно, что главным редактором стал Александр Караваев, который до этого работал в «Городском наблюдателе» (см. «Хроника пикирующего «Наблюдателя»).
«Аргументы и факты» - это газета, которая независима в материальном плане от крупных собственников. Сейчас является активным рупором РГУ, т.к. ведущие журналисты издательства – это сотрудники университета. Кстати, редактор Зоя Мозалёва вошла в Общественную палату, учреждённую Губернатором Рязанской области.
Какой разный PR!
На что существуют, кроме доходов от продаж, рязанские газеты? Основная прибыль любой рязанской газеты формируется из статьи «PR». Что это такое?«Белый PR». Основная задача – это исказить реальное положение вещей, очистить репутацию человека. Стоимость PR – от 9 до 60 тысяч. Критерии стоимости, как и в «Чёрном PR».
ТВ – хороший способ заработать деньги?
В Рязани всего 5 телекомпаний – это ГТРК «Ока», ГТРК «Край Рязанский» (ТКР), «9 телеканал», «Кабельное телевидение» и «Эхо-фильм». Такое количество ТВ-каналов не ведёт к существенной конкуренции между собственниками. «Ока» и «ТКР» являются государственными телеканалами, которые транслируют «общую картинку». Кстати, на «Оке» не так давно появился новый директор – некто Дрейлих. Предыдущего сняли, т.к. обнаружилось, что он отчаянно тратил деньги «не туда». Острые материалы, для государственников, противопоказаны. Поэтому «Ока» транслирует до 10 выпусков «Вести – Рязань», не проводит никакой аналитической работы.«Кабельное телевидение» фактически провалилось в Рязани, т.к. не у всех есть деньги, чтобы подключаться.
Напоследок.Что будет с российской журналистикой? Ответов нет.
Досье.10.Вирусный PR — термин «вирусный» означает в данном контексте автономное распространение. Основан на потребности людей делиться интересной информацией со своим кругом друзей и знакомых [данные Википедии].
Подготовил Александр Макаров