Ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий – один из наиболее известных людей в городе на Неве. Самый молодой академик Российской академии образования и единственный в стране заслуженный деятель науки и заслуженный артист России в одном лице, он неизменно занимает в рейтингах популярности и влиятельности питерской элиты место в первой десятке деятелей науки, культуры и искусства – где-то между Валерием Гергиевым и Алисой Фрейндлих.
Недавно он снова оказался в центре внимания. Правда, в совершенно неожиданной роли. Ему приписали, причем, как оказалось, совершенно безосновательно, серьезные правонарушения. Петербургские журналисты раскопали и сенсационные подробности музыкального творчества Александра Сергеевича, случившиеся за 7 лет до его официального рождения.
На нашем редакционном столе - копия уникального документа, переворачивающего все представления о границах возможного. Это - текст интервью, взятого неким журналистом Дьяченко у старушки Николаевой, проживающей в Лисьем Носу на Карельском перешейке. Оригинал подшит в официальное дело, хранящееся в Кировском райсуде. Туда его собственноручно принес наш коллега, Иванов В.Л., главный редактор известной петербургской газеты, отвечая на судебные претензии Гуманитарного университета.
Журналист Дьяченко после этого интервью - телезвезда. Именно благодаря ему, опираясь на его материалы, одна популярная питерская радиостанция уже проиграла Гуманитарному университету 1 млн. рублей в Арбитражном суде и 50 тыс. - лично Запесоцкому в суде Смольнинского района. Там, правда, показания старушки Николаевой в дело не подшивали. А зря.
Наверное, в каждой профессии есть свои шедевры. Материал журналиста Дьяченко - шедевр бесспорный. 18 страниц текста шаг за шагом открывают нам страшную картину: чем же может заниматься на досуге ректор, профессор, академик, автор 1200 научных трудов? Наивный читатель может подумать, что Запесоцкий по ночам если и не спит - то пишет следующую тысячу научных опусов. Но Дьяченко не из наивных. От его журналистского мастерства не ускользнет даже самый башковитый академик. И вот что установил Дьяченко.
У старушки Николаевой сгорел туалет. А потом сгорела и избушка, где она проживала вместе со своими козами. Кроме коз в домике жили родственник бабушки, «из плохой компании», и группа неких загадочных узбеков. Кто поджигал - неизвестно, но бабушка убеждена, что это Запесоцкий. Он же потом, со слов старушки, лично пытал ее внука вместе с другим злодеем - местным участковым. Правда, сама Николаева этого не видела и вообще личных контактов с ректором не имела, но от Дьяченко не отопрешься, и матерый журналист¬расследователь фиксирует все излагаемые старушкой факты на пленку. Еще факт - жена Запесоцкого угрожала госпоже Николаевой. Правда, в этом эпизоде бабушка дает осечку и вспоминает - да не жена это была Запесоцкого, а супруга совсем другого человека.
Что еще бабушка вспоминает твердо - так это незабываемое, просто неизгладимое, впечатление, которое на нее произвел Александр Сергеевич в 1947 году. Тогда он играл ей на гармошке, а она, видимо, еще не совсем старая и очень красивая, танцевала. В общем, одно из двух: либо Запесоцкий подделал все свои документы и родился не 14 апреля 1954 года, как сказано в многочисленных справочниках, а лет на 30 раньше, либо следует поверить в переселение душ.
Учитывая профессионализм милиции и КГБ советских времен (Запесоцкий несколько лет после окончания вуза как засекреченный физик занимался космическими войнами и проходил соответствующие проверки), мы склоняемся ко второму варианту. Журналисту Дьяченко удалось доказать то, что тянет на госпремию, если не на нобелевку: Запесоцкий родился до войны, жил себе на Карельском перешейке, выучился играть на гармошке и баловал своим искусством впечатлительных молодух. Затем он помер и снова родился в том же обличьи и под той же фамилией, только в Курске. Это - фиксация нового типа переселения душ. Каков ректор! Раньше, как всем известно, люди переселялись в птиц, собак и кошек. А Запесоцкий - сам в себя. Хоть бы китайцем стал или пол сменил что ли, а то - такая самовлюбленность! Даже неприлично как¬то...
Желая уточнить детали столь впечатляющего феномена, мы адресовали несколько вопросов в пресс¬службу СПбГУП, Надежде Гребеневой.
- Надежда Александровна, ваш ректор - еще и музыкант?
- Боюсь вас разочаровать, но мой шеф начисто лишен музыкального слуха.
- А как же он дискотеки проводил в лихие 80-е?
- Он сам по этому поводу как-то процитировал Михаила Жванецкого: «У мужчины тоже есть чувство ритма, если ему разрешить...»
- Вы нас разочаровываете. И с семьей Николаевых он незнаком?
- Увы, у него несколько иной круг общения.- И в Лисьем Носу он не бывает?
- Бывает, и часто. У него там много друзей живет. В доме одного из них, ветерана антитеррористических подразделений советских времен, он любит останавливаться. В последнее время, правда, его пребывание там пытаются осложнить. Вокруг снуют «расследователи» с фотокамерами, видеооператоры под заборы проползают...
- А в чем причина ажиотажа?
- Думаю, причин две. Одна лежит на поверхности. У нас в стране все большее распространение получает «подзаборная» журналистика. В совсем недавно респектабельную профессию поналезло много бог знает кого. Эти люди не то что писать - они и читать¬то не научились. И о приличиях не имеют ни малейшего представления. Зато очень хотят учинить скандал, запачкать какую¬нибудь знаменитость, прославиться. А Александр Сергеевич уже многие годы входит в число известных людей нашего города. Доморощенные папарацци за ним все это время охотятся, но никакого реального «компромата» найти не могут. Вот и приходится терзать несчастных старушек.
Другая причина менее известна. Пару лет назад наш университет стал объектом рейдерской атаки. Мы ее, конечно, отбили. Прокуратурой города возбуждено уголовное дело, ведется следствие. По всей видимости, виновные будут наказаны. С самого начала этой истории наш ректор занял очень жесткую позицию. И, как мы теперь расцениваем происходящее, рейдеры заказали информационную атаку на него сразу нескольким городским «конторам». Одна из них, некое «агентство», опубликовала на страницах своей газеты интервью известного «авторитетного предпринимателя», находящегося теперь, кстати, в Матросской тишине. Этот господин вроде бы без видимых причин критиковал Александра Сергеевича. Мы, разумеется, поняли истинный смысл этой «критики». Но поддаваться рейдерам не стали. Затем эти же люди опубликовали цикл материалов о том, что ректор якобы ведет незаконные строительные работы на побережье Финского залива. Затем в эту кампанию включились и иные СМИ. Думаю, совершенно не бескорыстно.
- А что, эта информация не соответствует действительности?
- Абсолютно. Это как в известном анекдоте о слухах: «Иванов выиграл «Волгу» в денежно¬вещевой лотерее. - На самом деле не Иванов, а Абрамович. И не выиграл, а проиграл. И не «Волгу», а 100 рублей. И не в лотерею, а в преферанс».
Так и здесь. Неужели кто¬то способен всерьез подумать, что в Петербурге в наше время можно свободно вести береговые работы без соответствующих разрешений? Мы сегодня располагаем абсолютно точной информацией по данному поводу. Участок рядом с домом, где бывает А.С. Запесоцкий, куплен известной нам организацией. Они собирались там строить дом, но буквально за несколько дней участок был размыт наводнением. Вода заливала практически целый микрорайон. Тогда владельцы обратились к городским властям с просьбой о берегоукреплении. Город денег не дал, но разрешение на проведение работ они получили. И сегодня там создано берегоукрепление в полном соответствии с утвержденным проектом. Работы приняты госорганами в установленном порядке.
Там был и конфликт между жителями. На бывшей спасательной станции, находящейся по соседству, «окопалась» публика с уголовным прошлым. Конечно, у них возникли проб¬лемы с солидными соседями. И сейчас эту публику оттуда убрали. Но данные граждане немало способствовали недобросовестным журналистам в фабрикации недостоверных сведений.Другое дело, что наш ректор не имел отношения ни к этим конфликтам, ни к строительству. Он бывает в Лисьем Носу. Но также часто он бывает и в Эрмитаже, в филармонии, в ресторанах города. Если владелец отеля, где вы остановились, начнет менять трубы и рыть траншеи, вы должны отвечать за производство работ? Согласитесь, это было бы странно. Даже если владелец - ваш приятель. Если вы купили билет в Русский музей - вы еще не несете ответственность за сохранность его картин. И т.д.
- Ну а почему Александр Сергеевич не переехал куда¬то в другое место?
- Во¬первых, он точно и с самого начала этой истории знал, что в зоне его обитания не происходит ничего незаконного. Во¬вторых, не в его правилах от кого¬то убегать, тем более - от каких¬то третьесортных журналистов. В Лисьем Носу ему удобно. Это близко от города. Место тихое, вид прекрасный, удобно работать. Да и привычка - важное дело. Сменишь место, они и туда прибегут. Здесь расскажут про то, как сначала он играл на гармошке гражданке Николаевой, а затем сжег ее туалет. В другом месте - якобы танцевал со старушкой Мотькиной и изнасиловал ее в особо романтичной форме...
Человек в таких случаях должен нанимать юристов и преподаватьРазумеется, наши оппоненты пытаются выкручиваться, «танцуют кадриль» вокруг судей. Но сколько веревочке ни виться...
- В журналистской среде сейчас много разговоров о непомерных суммах, которые взыскивают суды с ваших обидчиков. Действительно: миллион с радиостанции - это как¬то слишком круто!
- Да ничуть. Соврал читателю или телезрителю, навредил университету - плати сообразно причиненному ущербу. Не можешь заплатить - иди улицы мести, шпалы укладывать.
Вот Александр Сергеевич получит 50 тыс. руб. компенсации от радиостанции за нанесенный ущерб. Это что - соизмеримо со стоимостью репутации, на которую академик всю жизнь работал? Наслушавшись данного радио, пьяные подростки в Лисьем Носу пытались избить одного из членов его семьи. Это какими деньгами измерить?
Проблема еще и в том, что журналистское сообщество теперь вообще не предъявляет к своим членам никаких требований. Вы слышали, чтобы Союз журналистов Петербурга или Лига журналистов (есть у нас в городе такие организации) хотя бы раз вынесли порицание своим членам? Да ни за что.Все, что ни сделает журналист, - хорошо. Он всегда прав. Но разве так должно быть? С этим беспределом пора кончать. Обществу нужна честная, качественная журналистика. И мы видим, что в среде настоящих профессионалов зреет озабоченность сложившейся ситуацией. Так что не все безнадежно.
Полный текст статьи: Аргументы.ru [1]
Ссылки:
[1] http://www.argumenti.ru/publications/9128