Салонная и академическая живопись попала к нам из Рязани. Выставка «В поисках красоты» [1] появилась в Воронеже как результат межмузейного обмена. Подобная акция в нашем городе проводится, кажется, впервые.
Интереснейшую подборку картин из своих фондов предоставил художественному музею имени И.Н. Крамского Рязанский областной художественный музей имени И.П.Пожалостина. В Рязань же отправились 36 хранящихся в нашем городе творений И.К.Айвазовского, А.А.Бучкури, А.И.Мещерского, В.А.Милашевского и других живописцев – их объединило название «У вечности мгновенья похищая…».
Большинство попавших в Воронеж образчиков русского салонного и академического искусства XIX – начала ХХ века когда-то входили в коллекцию генерал-майора Василия Крестьянинова - в 1981 году, после его смерти, переданную рязанскому музею.
К работам, вроде попавших в собрание Крестьянинова, в нашем Отечестве отношение долгие годы было, скорее, пренебрежительное – ведь салонное искусство не несло никаких «высоких идей», не звало к социальному прогрессу. В то время как «передвижники» склонялись в своём творчестве к дидактизму, эти художники интересовались прежде всего красотой как таковой. Особо яркого следа в истории русской живописи они не оставили. Н.П.Крымов, Я.Я.Калиниченко, В.П.Соколов, И.С.Галкин, - эти имена знакомы разве что искусствоведам. На выставке в музее имени И.Н.Крамского едва ли не единственной «звездой» оказался А.М.Васнецов.
Милая юная дама в шубке и модной шляпке с пером смотрит на нас с холста. Дама с зонтиком сидит на берегу. А вот две другие дамы, снова в шляпках, собирают полевые цветы. Вот кавказский пейзажик. А вот старательно нарисованный натюрморт: бутылка вина, лимон, стакан чая. Повесить бы такую ласкающую глаз картину у себя в гостиной, сесть в кресло-качалку, укутавшись пледом, смотреть и умиляться.
Вообще, от выставки ощущение двойственное. С одной стороны, она – лишнее доказательство того факта, что настоящее искусство – это вовсе не обязательно «семь озорных шагов за горизонт». Однако и ловишь себя на мысли: «А чем увиденное лучше современной гламурной фотографии?»
Всё-таки лучше: уютностью своей, домашностью, что ли. В глянцевых журналах есть нечто тоталитарное, нечеловеческое, их фотографы и стилисты лезут аудитории в мозг, агрессивно навязывают свою эстетику. А салонная живопись ни к чему не призывала, ничему не учила, не скрывая – и не стыдясь - своей милой необязательности. А то и простодушия: «Сцена из войны 1812 года» П.И.Байкова органично смотрелась бы и среди творений современных самодеятельных художников-примитивистов.
Организаторы выставки «В поисках красоты» очень уместно дополнили её экспонатами из фондов музея имени И.Н.Крамского – предметами дореволюционного обихода. Часы каминные из Германии, выпущенный на заводе братьев Гулиных кофейник, тарелка с охотничьей сценой из Франции, фарфоровая маслёнка «Утка в гнезде» из Западной Европы, - именно в таком контексте следует воспринимать большую часть привезённых из Рязани картин. Да, искусство; но одновременно - и «предмет обихода».
Ссылки:
[1] http://history-ryazan.ru/node/6256
[2] http://communa.ru/news/detail.php?ID=35520
[3] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/d8bea5a9f9e4ab6c.jpg