Татьяна ВЕСЕЛКИНА
Рязань можно назвать памятником под открытым небом. Но многие годы городские власти демонстрировали довольно странное отношение к историческому наследию. Редкие памятники и бюсты устанавливались, кажется, на первое попавшееся (читай: свободное) место.
Местечковые парадоксы
Среди парадоксов нашего города, наряду с шоссе Энтузиастов, ведущим на кладбище, свое место занял и памятник академику Ивану Павлову, стоящий у филармонии имени Сергея Есенина, да еще на улице Ленина.
Ряд несоответствий места установки и смыслового содержания памятников можно продолжать: это и памятник Константину Циолковскому, стоящий сбоку от драматического театра, и памятник красному комиссару Петрову у Дома художника.
Некоторые из этих памятников совсем неплохи в исполнении, но место их установки не только вызывает у рязанцев и гостей города недоумение, но порой оставляет нехороший осадок.
Люди знающие говорят, что автор памятника Циолковскому скульптор Олег Комов даже обиделся на Рязань и сотрудничество с городом прекратил. А ведь просил скульптор всего-то немногого – установить бюст ученому в парке или сквере, в любой зеленой зоне с круговым обзором, чтобы видно было знаменитое изречение ученого, выбитое на постаменте.
Есть и достойные примеры выбора мест для монументов. Прежде всего это памятник Федору Полетаеву, установленный в разбитом специально для него сквере; памятник братству по оружию в центре парка в поселке Приокский.
А неудачные примеры на слуху и на виду лишь потому, что памятных скульптурных сооружений в Рязани не так уж и много. На сегодняшний день их насчитывается… не более двадцати. Если не считать, конечно, знаменитой рязанской «ленинианы».
«Неужели памятников лидеру коммунистов в Рязани все еще много?» – спросит неискушенный читатель. На что известный рязанский краевед Игорь Канаев отвечает: «Не много, но есть». И добавит, что «это как раз и есть самые неудачные городские памятники».
«Лениниана»: великая и…ужасная
Памятников Ленину в областном центре 18. «Удивляет прежде всего сама цифра, – говорит председатель рязанского отделения Российского географического общества И. Н. Канаев. – Ведь Рязань – не «город трех революций», не Москва, где работало правительство большевиков, и не Симбирск, где родился вождь мирового пролетариата.
С 1917 по 1924 год наш город переживал жестокий кризис: царила страшная безработица; стояли заводы, процветала проституция; население Рязани уменьшилось на 165 тысяч человек. На территории Казанского монастыря возник один из первых в стране концлагерей. Так чему, получается, мы ставим эти памятники? И какие памятники ставили в Рязани?»
Первый монумент Ленину установлен на площади, названной впоследствии его именем, в 1937 году. Сегодняшний памятник, автором которого является лауреат Госпремии, представитель русского модерна скульптор М. Манизер, поставлен уже в 1957 году. Изначально его предполагалось установить на высоком откосе Волжского берега – в Куйбышеве, Горьком или Саратове. Отсюда и диспропорции фигуры Ленина: непропорционально длинные ноги – 2/3 от размера фигуры, туловище – примерно 1/3.
Обозначим и другие ленинские композиции, ныне существующие и со своих мест исчезнувшие.
Скульптурная группа, состоящая из памятника вождю и архитектурного оформления, «украшает» территорию психбольницы. Почему так далеко упрятали сие произведение? Не потому ли, что диспропорции частей тела пламенного революционера видны невооруженным глазом? Так, рука вождя, если бы скульптура могла двигаться и опустила ее, свисала бы ниже колена. А это уже 58-я статья…
«Танцующей», со скрещенными на груди руками, словно из балета «Лебединое озеро», предстает фигура Ленина у приборного завода. В металле и бронзе вождь застыл в сквере завода Керамиковых труб, у проходных заводов «Рязцветмет» и сельскохозяйственного машиностроения, радиозавода, в сквере железнодорожников, у ДК станкозавода, авиазавода в Дягилеве, там же в военном городке, у военного автомобильного института.
Один из двух памятников убрали из парка на ул. Ленина, еще один – из сквера педуниверситета, Ульянов-гимназист исчез из сквера у Дворца детского творчества, а памятник рядом с больницей им. Семашко упал сам.
Всего в стране на начало 1990-х годов насчитывалось около 70 тысяч памятников Ленину, в нашей области на 23 апреля 1984 года их было 113, причем более половины – это пародия на памятник. Между тем многочисленные скульпторы ваяли памятники вождю и получали за это государственные награды. Так что многочисленная «лениниана» давала широкий простор для выбора. Как тут не задать вопрос: «Если люди уважают память об этом человеке, почему из сотен тысяч памятников выбирают самые «великие и ужасные»?
Две трети этих памятников существуют в городе и по сей день. Создается впечатление, что об этом не знают местные активисты компартии, которые торжественно шествуют и демонстративно возлагают цветы и венки только к одному памятнику – центральному. Другие же скульптуры и бюсты бронзового вождя из года в год остаются в забытьи, неухоженные, с отбитыми руками. Снимут, упадут, унесет их ветер, наконец, – и никто не заметит.
Впрочем, есть в Рязанской области настоящий памятник пролетарскому вождю. Это детский противотуберкулезный санаторий в Солотче. В январе 1924 года после смерти Ленина умные головы в Рязанской области по совету Крупской передали собранные на строительство санатория деньги на бронзовый памятник. И сегодня это строение считается «самым правильным памятником вождю». Впрочем, место для небольшого памятника Ленину нашлось во дворе санатория. Но здесь это никого не смущает.
Монументальная «пятилетка» губернатора
Отношение к памятникам – это отношение к памяти. Память начала активно выходить на наши улицы с приходом к власти в области нового губернатора. Георгий Шпак – ценитель искусства, любитель живописи, знаток литературы. Это знают художники, писатели, поэты, и потому стараются подобрать ключик не только к «двери кабинета», но и к сердцу Георгия Ивановича.
Вкусам губернатора приписывают три конных памятника, появившиеся в Рязани совсем недавно. Два из них поставлены в прошлом году.
Как известно, архитектура – это застывшая музыка. Но музыка тоже бывает разной. Как, впрочем, и вкусы. Потому скульптуры трех конных богатырей с момента их появления также вызывают среди горожан разные толки. И о том, что конь у Евпатия Коловрата не пропорционален, а Олег Рязанский – и воин интернациональный, и «всадник без головы» (голова у него в руке).
Хотелось бы подробнее остановиться на памятнике Георгию Победоносцу и защитить его. Первооснова образа – иконография, попытка перенести в материал икону московской школы XVI века. Это, конечно, тяжело. Образ святого иконографичен и, конечно, не может соответствовать картине. Потому он и не понят всеми горожанами, хотя любим. А это уже известный жизненный парадокс – любить не значит нравиться.
Чудаковатые скульптуры
«В последнее время памятником нередко называют парковую скульптуру, – разъясняет скульптор Р. А. Лысенина. – Это памятник регулировщику, памятник сантехнику, героям бессмертных произведений Ильфа и Петрова в Санкт-Петербурге, Жмеринке, Элисте, Одессе, «Чижику-Пыжику» в Питере и Иркутске, букве «Ё» в Ульяновске и подобные им.
Они, как правило, не связаны с какой-либо известной личностью, не привязаны к определенной дате. Нередко эти скульптуры архитектурно завязывают определенное место: парк, сквер, часть городского микрорайона, заводского городка, украшают и завершают их.
Некоторые из них можно назвать «игровыми» памятниками, которые несут воспитательный моменты для детей, формируя воображение, эстетическое восприятие и понимание окружающего мира».
К сожалению, в Рязани таких скульптур и композиций пока мало. Между тем два символа Рязанского края заслуживают того, чтобы появиться в одном из скверов, парков или новых микрорайонов города. Это косопузый рязанский мужичок с топором сбоку (потому, кстати, и косопузый), и грибы с глазами, которых в Рязани «едят, а они глядят». Это и известный Градоначальник Салтыкова-Щедрина.
Вот такие символы, наполненные добрым юмором, наверняка примут рязанцы – и рядовые горожане, и представители власти. А многочисленные заводы запросто берутся за отливку 1-2-метровых скульптур малых форм. И будут они сродни тем, которыми уже давно насыщены другие российские города.
Кстати, автор одного из этих памятников – луховицкому огурцу – наш земляк, сын известного рязанского скульптора и сам скульптор – Горбунов.
Малыми архитектурными формами можно наполнить улицу Почтовую, парк Морской славы в Канищеве, спальные районы Рязани. Парковая скульптура поможет зеленым зонам обрести свое неповторимое лицо, и, возможно, тогда на замусоренные улицы и скверы с жалкими кустиками будет сложнее покуситься тем, кто жаждет отнять у города последние квадратные метры зеленых насаждений.
«Такие памятники, как правило, появляются по инициативе общественности и на средства общественности, – комментирует первый заместитель начальника Управления культуры и массовых коммуникаций правительства Рязанской области А. А. Беляев. – А если памятник вызывает улыбку и доброе отношение, если поставлен к месту, то он обязательно украсит город».
Мнения:
Александр Александрович БЕЛЯЕВ, первый заместитель начальника Управления культуры и средств массовых коммуникаций правительства Рязанской области:Правительство и управление культуры ратует за то, чтобы высокохудожественных, добрых памятников в городе и области становилось больше. Но, как правило, всем, кто обращается к нам с инициативой, мы советуем открывать счет для сбора средств на установку памятника. Тогда и дело пойдет быстрее.
Раиса Алексеевна ЛЫСЕНИНА, скульптор, председатель фонда «Творческое достояние», Заслуженный художник России:Почему бы ни сделать сквер на месте, где жили писательницы сестры Хвощинские? У нас вообще великое множество всемирно известных земляков: певцов, писателей, путешественников, и вполне можно устроить парк и аллею, посвященную знаменитым рязанцам, с памятниками, бюстами, композиционными элементами. Необходимо только желание города делать заказы и желание правительства и меценатов инициативу поддерживать.
Алексей Сергеевич АНИСИМОВ, председатель правления Рязанской областной организации Всероссийского творческого объединения «Союз художников России»:Почему тогда памятников в городе так мало? Проблема заключается не в недостатке творческой инициативы, а, как и везде, в нехватке денежных средств. Даже если мастер дарит городу памятник, гипсовую скульптуру нужно перевести в бронзу, а это материал недешевый.
Домострой [1]
Ссылки:
[1] http://www.domostroymedia.ru/articles/tema_nedeli/573/
[2] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/300bb6510ef2d803.jpg
[3] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/0f226dc4a86fc6d2.jpg
[4] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/f3442b2060358dcc.jpg
[5] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/04fdded22b609c3e.jpg
[6] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/8e6530edb4f7751d.jpg
[7] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/ef3c828edc6ae20e.jpg