Книга Бытия, глава I, стих 14.
Общественный интерес к эзотерике перед Новым годом подскакивает процентов на тысячу, если не больше. Банальная смена календарных вех вызывает обострённое желание заглянуть под непроницаемый занавес будущего, а потому даже люди склада немистического начинают судорожно хвататься за прикладную астрологию, выясняя под каким знаком грядёт наступающий год и чем это чревато.
Разумеется, спрос рождает предложение – разной степени желтизны СМИ начинают разбухать от астропророчеств. Заурядные колонки с типовыми названиями в стиле «Звёзды говорят» или «Советы астролога» метастазируют на целые развороты. Причём, если не по карману уважаемой редакции оплатить эксклюзивного астролога, то гороскопы банально скачиваются с Интернета или, ничтоже сумняшеся, сочиняются «под ха-ха» свободными сотрудниками тут же, что называется, «на коленке».
Ляпы таких горе-звездочётов, ни разу не видевших воочию звёздного неба, легко распознаются уже по заголовкам. Например, цитирую популярный рязанский еженедельник: «Астрологический прогноз для Овнов на год Жёлтого Быка» . Для среднестатистического читателя в этой фразе нет ничего криминального. Но для любого человека, интересующегося астрологией в объёме чуть большем, чем предусмотрено это бульварной газетёнкой, которую покупают только ради телепрограммы, это полный бред!
Объясняю почему: Овен (и иже с ним любой из оставшихся 11 знаков зодиака) взят из европейской астрологии, Желтый (в данном случае) Бык – из китайской (точнее юго-восточной). Две эти астрологические системы совместить теоретически можно, точно так же, как теоретически можно собрать автомобиль из половины карьерного самосвала и половины троллейбуса, но практический эффект в обоих случаях будет одинаков. Хотя бы уже потому, что китайский астрологический новый год случается в конце января - начале февраля, а европейский – в марте.
В результате мы имеем полную и безоговорочную дискредитацию астрологии как науки. Даже той здравой и разумной её части, которая действительно могла бы приносить пользу и служить на благо человечества; той части, которая дала когда-то жизнь современным астрономии, астрометрии, астрофизике и прочим головокружительным по сложности и увлекательности наукам о звёздном небе.
Вообще-то, надо сказать и доброе слово о нынешнем поколении отечественных астрологов. Не о тех прощелыгах-проходимцах, которые делают деньги, вселяя в людей необоснованные надежны, а о тех энтузиастах, которые самозабвенно, не для заработка, а для души, пытаются реанимировать и реабилитировать астрологию. Задача у этих людей архисложная – дело в том, что учиться им попросту не у кого, так как русская астрологическая школа была за ненадобностью истреблена товарищем Сталиным.
Отец народов решил, что руководимая им партия большевиков-ленинцев лучше любых астрологов знает про светлое будущее всего человечества и, дабы последние не отвлекали трудящихся от его построения, в 1936 году собрал астрологов на конгресс, где они поголовно были арестованы. Звёзды в тот день, видимо, отвернулись от своих служителей! Вместе с носителями знания бесславно сгинуло в лагерях и само знание. Традиция прервалась...
В послесталинское время астрология осталась в сонме лженаук и, соответственно, в полном загоне. Заниматься ею было столь же чревато, как и спекуляцией. Вместе с религией и верой в «летающие тарелки», по советской системе ценностей, астрология числилась в разряде «мракобесие» и считалась печальным уделом издёрганных житейскими невзгодами обитателей западных капстран. Советские же люди нужды в ней по-прежнему не испытывали, потому, что партия уже предрекла к 1980-му году коммунизм, решение жилищного вопроса, выполнение продовольственной программы и московскую олимпиаду.
А потом начались в стране новые веяния, заколосилась буйным пустоцветом демократия и альтернативные взгляды получили право на существование. Тут бы, казалось, и начаться ренессансу астрологии, как науки о влиянии звёзд на исторические процессы, но толпы дилетантов и мошенников, хлынувшие сшибать её посредством лёгкие бабки, просто затоптали всё, что было в ней рационального. И ныне здравое её зерно надёжно похоронено под наносными толщами профанаций.
Тут надо сделать лирическое отступление, дабы прояснить моё к астрологии отношение и то, почему я взялся за эту щекотливую тему. Начать придётся издалека…
Посетившие мой форум [1] знают, что я всамделишный кандидат медицинских наук. Я написал и защитил диссертацию по специальности фармакобиохимия. Фармакология и биохимия – даже по раздельности два самых сложных предмета среди современных медико-биологических наук. Биохимия изучает как протекают нормальные и патологические процессы в клетках человеческого организма на субмолекулярном уровне, а фармакология – как патологические процессы (болезнь) возвращать химическими препаратами (лекарствами) к норме.
Теоретически, после того, как я «заглянул» внутрь молекул; после того, как понял, какие процессы происходят ежесекундно в клетках наших тел – этот атом взаимодействует с этим, этот электрон пошёл туда, а тот – сюда – я должен был бы стать несгибаемым материалистом. Однако, случилось прямо противоположное. Чем глубже погружался я в субмолекулярные слои, чем шире открывалась мне картина происходящего в них, чем полнее осознавал я всю изощрённую сложность устройства наших организмов, чем больше восхищался этой суперрациональной красотой, тем сильнее крепло во мне мнение, что само по себе всё это возникнуть не могло!
А тут ещё, на мою беду, попался мне на глаза афоризм Френсиса Бэкона: «Малое знание удаляет от Бога, большое – приближает к нему» . И слова эти сцементировали моё убеждение, что жизнь слишком сложна для того, чтобы случайно возникнуть от попадания молнии в соплю, плававшую в первичном океане.
Этого шага было достаточно, чтобы в момент понять несостоятельность и всего остального набора стереотипов, которые выдают у нас за науку. Точно так же, как не верю я в самопроизвольное зарождение жизни, не верю я и в то, что вид Homo sapiens обзавёлся разумом за какие-то 35 тысяч лет, когда динозавры не сумели этого сделать за 175 миллионов лет своего господства на планете. Не верю, что предками названного вида были неандертальцы. Не верю, что историю нашей цивилизации можно утрамбовать в 5000 лет. Не верю, что Пирамиды построили в рукопашную подневольные египетские рабы. Не верю, что наши предки до прихода Рюрика висели на пальмах, цепляясь за ветки хвостами… Не верю, ни единому слову не верю!
Верю же я в то, что история человечества гораздо длиннее, чем пишут об этом учебники. Верю в то, что наши предки были гораздо мудрее нас. Что, возможно, уже существовали во времена допотопные на нашей планете высокоразвитые цивилизации, сметённые глобальной катастрофой или собственным баловством с высвобождением сверхмощных энергий. И ещё верю в то, что сведения о себе, обратив в примитивные схемы и зашифровав, наши предки всё-таки умудрились прислать через десятки тысяч лет нам, их деградировавшим потомкам.
Их искали античные мыслители, средневековые алхимики, учёные эпохи Возрождения, оккультисты начала ХХ века, гиммлеровское «Анненербе», сталинский 13-й отдел НКВД… Поиску этих следов на настоящем этапе жизни посвятил себя и я.
А их – следов – вокруг предостаточно. Они в священных писаниях разных народов («Горная фантазия равнинных обитателей» [2]), в русских сказках («Послание нерождённым» [3]), в античных мифах («Горная фантазия равнинных обитателей-2» [4]), в загадочных сооружениях («Код Петра Великого» [5]), в узорах и орнаментах («Рязанские похождения Александра Македонского» [6])...
Фактически, все мои работы, несмотря на их внешнее разнообразие, посвящены одной и той же теме – сакральному знанию. Кроме того, общим в них является ещё и то, что в них во всех имеется какая-никакая астрономическая привязка. Уже, хотя бы по этому факту можно судить о важности всего, что связано с движением небесных светил, в жизни наших предков.
Столь пристальное внимание уделяли они этому вопросу по двум причинам. Во-первых, Солнце, Луна и звёзды – лучший календарь, самый точный и независящий от желания кого-то из смертных ввести в него дополнительный месяц в свою честь. А, во-вторых, цикличность солнечно-лунного календаря давала основания прогнозировать календарное будущее: появился над горизонтом Сириус – значит, скоро весна. Ту же фразу можно было сформулировать, используя какой-то наиболее характерный весенний атрибут: появился над горизонтом Сириус – значит, скоро разольётся Нил. Уже это можно назвать азами практической астрологии. Ну, и, разумеется, по положению звёзд легко определялось повторение не только времён года и сельскохозяйственных сезонов, но и каких-то периодов в жизни человека: появился над горизонтом Сириус – значит, скоро пахать и сеять. А, со временем, Посвящённые научились предсказывать по звёздам и куда более значимые события – ведь, даже, радостную весть о пришествии в наш мир Спасителя небеса первыми открыли именно волхвам-звездочётам, явив аномальное астрономическое событие, известное нам, как Вифлеемская звезда.
В эту астрологию, являющуюся компонентом сакрального знания, я верю искренне и беззаветно, с той же силой, с какой презираю тех, кто подстраивает свою жизнь под бредовые рекомендации «астрологических» разделов бульварных газет. И весь дальнейший наш разговор пойдёт именно об этой астрологии, ныне, к сожалению, нам не доступной.
Уже из основных понятий и терминов, которыми оперирует современная астрология, видно, что пришла она к нам из греческой Античности. Увы, путь её от древних греков до нас не был прямолинеен. Какими окольными маршрутами шли к нам эти знания (и что случилось с ними по дороге) можно проиллюстрировать очень характерным и показательным примером.
Около 140 года Клавдий Птолемей, получив доступ к награбленным во время походов Александра Македонского по всей эллинистической Ойкумене и сосредоточенным в его время в Александрии научным трактатам, пишет научное сочинение «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах» . Труд, действительно, получился грандиозным и второе, сокращённое название «Мэгистэ» ( «Величайший» ) заслужил вполне обоснованно.
Однако, заслугой Клавдия Птолемея было не авторство изложенных идей, а лишь их систематизация. Фактически, «Мэгистэ» стал вольной перелицовкой трудов Гиппарха Никейского, жившего и работавшего тремя столетиями ранее. Но и Гиппарх был всего лишь плагиатором – свои знания он почерпнул в ходе интенсивных контактов с астрономами Вавилонии. То есть, уже на момент создания, «Мэгистэ» представлял собой, как минимум, трижды компилированный материал. И число компиляций можно безбоязненно увеличить, поскольку и вавилонские маги в астрономию ничего нового от себя не привнесли, а унаследовали знания у предшествующей культуры шумеров. Разумеется, во время переводов с шумерского на касситский, потом на халдейский, а потом на греческий что-то неизбежно терялось и искажалось. Плюс каждый переписчик считал своим долгом блеснуть интеллектом и привнести в текст оригинала какую-нибудь отсебятину.
Трудом Птолемея пользовались недолго. Набиравшее силу христианство предписало, поклоняться не звёздам, а Тому, кто звёздами движет и под улюлюканье совсем не по-христиански настроенной толпы фанатиков, обильно разбавленных криминогенными элементами, Александрийская библиотека была сожжена. А то, что не пожрал огонь, было на века втоптано в забвение и находилось там до прихода арабов.
Этих тоже поначалу интересовала не астрономия, а девки для гаремов, ковры и драгметаллы, но, очень быстро пресытившись пьянящим азартом завоевательных походов, арабы осели на руинах эллинистических городов и принялись стремительно разлагаться среди свалившейся на них роскоши. Удовлетворив инстинкты первого порядка, вчерашние обитатели кочевых шатров обратили свои взоры к поэзии и наукам. На этой волне «Мэгистэ» был извлечён из грязи и переведён в очередной раз уже на арабский язык. В этом варианте он стал называться «Аль-Маджиста» .
Пока «Мэгистэ» буквально валялся у них под ногами, христианские интеллектуалы интереса к нему не проявляли. Но как только нехристи-сарацины взяли «на вооружение» «Аль-Маджисту», мода на неё вспыхнула и в христианском мире и от арабов она попала в Византию.
Увы, Византия уже была обречена – в 1453 году Константинополь был взят турками. Новые хозяева града Святой Софии к книгам относились по принципу: «Если книга противоречит Корану, то её нужно сжигать; а если книга повторяет Коран, то зачем её читать» . Жалкие остатки великолепных Константинопольской и Афинской библиотек, не успевшие пойти на растопку, у турок по дешёвке выкупают венгры. Так «Аль-Маджиста» попадает в Европу.
А в Европе как раз кончилось Средневековье и началась эпоха Возрождения в купе с эпохой Великих географических открытий. Последние экстренно потребовали развития навигационных наук, а поскольку GPS тогда не было и ориентирование на местности осуществлялось исключительно по звёздам, то и астрономии тоже. И позаимствованную у арабов «Аль-Маджисту» европейцы решают приспособить к своим прагматичным целям, а посему в первую очередь перевести на латынь, бывшую в те времена «средством межнационального общения». Правда, надо оговориться, что латынь к тому времени уже тысячу лет была мёртвым языком, имеющим с языком Цицерона и Овидия то же сходство, какое имеет современный русский язык с первой славянской азбукой Кирилла и Мефодия.
За перевод взялся учёный муж, творивший по традиции того наивного времени под латинизированным псевдонимом Региомонтан. Скрывался под ним… студент третьего курса Венского университета Иоганн Мюллер. Никого более подходящего, кроме недоучки-школяра, для перевода сложнейшего астрономического текста в тогдашней Европе, видимо, не нашлось! Его произведение стало теперь именоваться «Альмагест» . Но, даже в таком виде, «Мэгистэ»-«Альмагест» ещё почти 300 лет оставался основной книгой по астрономии.
Вот такая дух захватывающая судьба выпала этой книге (тьфу на вас, имбецильные сценаристы даунских сериалов – вам такие повороты сюжета и во сне не приснятся! ). Полторы тысячи лет она кочевала по свету. Её коверкали переводчики и перекраивали по своему недалёкому разумению интерпретаторы. Причём, парадоксальным образом, качество каждой последующей версии не повышалось, а понижалось по сравнению с исходной. Ну, а какие неизвестные нам астрономические знания, растерянные за это время, содержал в себе первородный, предполагаю ещё дошумерский, вариант, а, главное, когда и кем был он создан, мы, к сожалению, никогда не узнаем!
Ещё раз хочу заострить внимание на моих словах о том, что, видимо, уже даже шумеры ничего не изобрели заново, а почерпнули где-то в более древних источниках. Доказательств этому более чем достаточно и специалистам они прекрасно известны. Я же, для аргументации своих слов использую самый простенький и поверхностный пример – слово зодиак.
Вульгарная трактовка его происхождения, бытующая в газетах известной цветовой гаммы, гласит, что слово zodiakós – древнегреческое, означающее «круг животных» . Для отечественной лингвистики, умудряющейся даже сугубо русское слово хоровод произвести от иноземного chorobateo – ступаю в хоре, конечно, затруднений не составит слепить из zoon – живое существо и dia – через, вдоль что угодно. А на самом же деле корни этого термина искать надо гораздо глубже, в едином праязыке арийских народов или, хотя бы, в доступной нам сегодня его версии – санскрите.
Термин «зодиак» произошёл из претерпевшего многочисленные трансформации санскритского слова saadhaya – отправляться в путь, уходить, которое как нельзя лучше отражает смысл – циклическое движение Солнца среди звёзд по небесному его пути.
Тут придётся опять отвлечься, чтобы освежить в памяти кое-какую теорию из области астрономических знаний.
Непосредственно путь Солнца среди созвездий проследить невозможно, поскольку в светлое время суток его свет затмевает свет звёзд. Однако, есть косвенный метод его «вычисления». Наблюдая за другим нашим светилом – Луной – можно (при наличии определённой доли интеллекта) догадаться, что она светит отражённым светом Солнца и в моменты полнолуния Солнце, Земля и Луна оказываются на одной линии, в перечисленной последовательности.
Таким образом, на небесной сфере определяется точка, противостоящая Солнцу. Если вести за ней наблюдения, хотя бы, в течение года, то легко убедиться, что она смещается среди звёзд, и, следовательно, Солнце тоже смещается в сторону противоположную суточному движению созвездий (NB: вернее, земные наблюдатели субъективно это воспринимают, как движение Солнца – на самом же деле, это мы вращаемся вместе с нашей планетой).
Условная линия, по которой Солнце движется по небесной сфере, называется эклиптикой. Линия эта, понятно, замкнута в окружность, а потому через определённое количество времени Солнце вновь оказывается в исходной точке, из которой 365 с четвертью земных суток назад, оно начало свой путь.
За такую начальную точку отсчёта традиционно принято положение Солнца в момент весеннего равноденствия – точка весны. На эклиптической системе небесных координат ей соответствует 0 часов 00 минут.
Сложилось так от того, что дни равноденствий – не важно весеннего или осеннего – чисто практически наиболее легко определяются. Достаточно воткнуть в землю на открытой площадке палочку и засечь момент, когда тени, отбрасываемые ею на восходе Солнца и на его закате, образуют одну прямую. Это значит, что Солнце взошло строго на востоке и зашло строго на западе, а день стал равен ночи. Ну, а приоритет остался за весенним равноденствием потому, что это астрономическое событие знаменует приход весны и начало нового сельскохозяйственного сезона.
Если наблюдения за Солнцем продолжить, то в последующие дни точка его восхода на горизонте будет смещаться после весеннего равноденствия к северу, а после осеннего – к югу. Сначала это будет происходить скачками на полтора видимых диаметра солнечного диска, потом движение замедлится и однажды прекратится совсем и Солнце двинется в обратную сторону. Этот момент называется солнцестоянием. Их тоже два – летнее и зимнее – и если точки восхода Солнца в эти дни пометить ещё двумя палочками, то мы уже получим простейшую пригоризонтную обсерваторию. А если параллельно отмечать ещё и восходы и заходы Луны, то пригоризонтная обсерватория получит почти законченный вид.
По такому принципу (разумеется, многократно более сложному, чем моё его изложение) – как солнечно-лунная пригоризонтная обсерватория – устроен Стоунхендж.
По такому же принципу устроен более древний и совершенный аналог Стоунхенджа – арийский город-храм-обсерватория Аркаим.
Общность принципа определила сходство этих объектов. Оба они лежат практически на одной широте с отклонением менее 1,5 градусов. Оба расположены на дне чашеобразной долины. Оба ориентированы по сторонам света с секундной точностью. Оба имеют кольцевую, в несколько уровней, структуру, главная ось которой «смотрит» на точку восхода в день летнего солнцестояния. Даже размеры у них совпадают: радиус кольца лунок Обри в Стоунхендже и радиус внутренней цитадели Аркаима равны 43,2 метра. Более подробно закономерности этих и других аналогичных объектов я описывал в части 2 «Долгой дороги домой» [9] и в «Коде Петра Великого» [5].
Прямым наследием этих пригоризонтных обсерваторий, в Раннем Железном веке возведённых, является, например, ориентация православных храмов алтарём на восток. А мусульмане обращаются в ту же сторону, совершая намаз.
По чудесной случайности до нас дошло описание строительства одной из таких обсерваторий:
В четыреста восемьдесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть вторый месяц, начал он строить храм Господу (3-я книга Царств глава 6 стих 1).
Причём, евреи, так и не поняли, что под маркой храма им втюхали пригоризонтную обсерваторию.
Фасад храма Соломона был ориентирован строго на восток. По сторонам от входа возвышались два медных столба:
И поставил столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз (2-я книга Паралипоменон глава 3 стих 17).
Именно их-то назначение авторам «Ветхого Завета» и осталось непонятым, несмотря на то, что наличие у этих столбов имён собственных – Воаз и Иахин – просто вопияло о какой-то их сверхважной роли во всей постройке. У абсолютно нефункциональных на первый взгляд колонн был не архитектурный, а астрономический смысл – они были визирами. Иахин отмечал точку восхода Солнца при летнем солнцестоянии, Воаз – при зимнем.
Я отвлёкся на пригоризонтные обсерватории вот для чего. Время сооружения Стоунхенджа датируют сейчас 2400 годом до нашей эры, Аркаима – 2800-м. Если провести параллели, то в это время в Египте только появляются зачатки государственности в виде Древнего Царства, а шумеры лишь начинают заселять низовья Евфрата. Казалось бы, вся история ещё только начинается, но, якобы, полудикие народы уже демонстрируют немыслимый уровень астрономических знаний. Возникли они, соответственно, ещё раньше, потому как эти обсерватории строились не для первичных наблюдений – их проектировали грамотные специалисты с уже наличествующим багажом астрономических знаний. Вот и ещё одно доказательство, что корни науки о движении небесных светил, из которых вырастут впоследствии астрономия и астрология, искать надо глубоко в дошумерской эпохе.
Но, возвращаемся с грешной земли на небеса... Поскольку скорость вращения Земли величина постоянная, методом простых наблюдений можно установить, что Солнце смещается по эклиптике на 30 градусов ежемесячно. Соответственно, в исходную точку, замкнув окружность, оно вернётся через 12 месяцев. А потому линия эклиптики была астрологией условно поделена на 12 равных частей, которые по названиям ближайших созвездий стали называться знаками зодиака, а созвездия, давшие им свои имена – зодиакальными.
Не оставив никаких ценных замечаний по существу небесной механики, в вопросах астрономического мифотворчества древние греки превзошли все остальные народы – каждому знаку зодиака было придумано глубокое «обоснование» его появления на небе.
По традиции устаревшей ещё до рождения Христа, но культивируемой поныне плохо представляющими свой предмет «астрологами» и предоставляющей им трибуну прессой, возглавляет зодиакальный ряд Овен (Aries).
Вообще-то, овен – это романтизированное название барана. Греки считали, что на небо боги вознесли того самого златорунного овна, который спас Фрикса и Геллу, предназначенных на принесение в жертву. Когда уже кинжал жреца был занесён над детьми, с неба спустился чудесный летающий баран с золотой шерстью, на котором, пользуясь замешательством окружающих, те и улетели. По дороге, правда, Гелла упала в море, зато Фрикс благополучно достиг милой моему сердцу Абхазии, которая в те времена называлась Колхидой. Её царь – сын бога Солнца Ээт – радушно принял мальчика, а тот в честь избавления от смерти принёс летающего барашка в жертву Зевсу (отблагодарил! ), а золотое руно подарил Ээту. Однажды за ним явятся аргонавты и начнётся цепь трагических событий, изложенных Аполлонием Родосским в «Аргонавтике».
Аполлоний и другие античные писатели нам сообщили о финальном отрезке трагической судьбы барашка с золотой шерстью, однако, как-то не заострили внимания на том, откуда он взялся. А оказывается златорунных овец у олимпийцев была целая отара. Правда, все овцы в ней были бешеными и простым смертным общаться с ними приходилось только в качестве наказания. Так, например, Афродита послала Психею стричь их за то, что посчитала её красивее себя. Смысл этого образа был малопонятен уже во времена Аполлония и точно сказать, что означала символика бешеных золотых овец мы, увы, не можем.
Ещё более был почитаем баран в древнем Египте. Творцом рода человеческого египтяне считали бараноголового бога Хнума, вылепившего первых людей из глины. Апофеоза поклонение барану достигло с усилением культа Амона-Ра, провозглашённого верховным божеством Нового Царства. Он, как и Хнум, изображался бараноголовым, а его храм охраняла целая гвардия сфинксов с бараньими головами.
А евреи, хотя из Египта и сбежали, часть культа барана прихватили с собой. Собственно, сам Исход начался с того, что ангел возвестил будущим израильтянам, что петли дверные надо смазать не чем-нибудь, а кровью барашка. И ни кого подобное распоряжение не удивило, поскольку у евреев это было главное жертвенное животное с тех пор, как Иегова великодушно разрешил Аврааму заменить приносимого в жертву сына ягнёнком.
Сам сравнивал себя с приносимым в жертву агнцем и Христос. В первые года, когда неустаканившееся ещё христианство допускало плюрализм, баранья символика была одной из самых популярных в его иконографии.
Советская академическая школа и её наследники, разумеется, подобное сходство, присутствующее в четырёх абсолютно разных религиях, считают счастливой случайностью, не имеющей рационального объяснения. А объяснение есть и лежит оно на поверхности. Правда, чтобы прийти к нему надо сделать одно маленькое допущение, пока нашей официальной науке не посильное, что люди, жившие до постройки Пирамид, были не глупее нас с вами. Тогда откроется и секрет бараньей популярности – становление этих религий пришлось на время, когда точка весеннего равноденствия была в Овне и он, действительно, возглавлял зодиакальный ряд.
Придётся опять отвлечься для краткого экскурса в астрономию. Наша планета вращается не совсем равномерно. Её ось – условная линия, проходящая через полюса – направлена не в конкретную точку на небесной сфере, а «чертит» среди звёзд воображаемую окружность. Называется это прецессией.
Прецессию проще всего наблюдать на детском волчке или юле – они вращаются сначала строго вертикально, а потом постепенно ось вращения начинает отклоняться от вертикали, а её верхняя точка начинает описывать спиральную окружность. То же происходит и с нашей планетой.
Из-за прецессии равноденствие ежегодно наступает чуть раньше, чем в предыдущем году. Это называется предварением равноденствий. Официальная точка зрения считает, что явление это открыл во II веке до нашей эры всё тот же Гиппарх, у которого Птолемей позаимствовал материалы для «Мэгистэ». Соответственно, признать, что о предварении равноденствий знали на 2000 лет раньше и оно наложило отпечаток на культы, зародившиеся в ХХV-XXII веках до рождества Христова, она, ну, никак не может, поскольку для целой дивизии «профессиональных» историков такой демарш будет означает конец карьеры. А кому, скажите, охота остаться без диплома, учёной степени и тёплого места на кафедре?
Но мы сегодня беседуем совсем не об истории, а вовсе даже об астрономии, а потому продолжаем. Точка весны смещается по небесной сфере на 1 градус за 72 года. Для того, чтобы пройти целиком знак ей требуется 2160 лет. Разумеется, с точностью до минуты выверить, когда Солнце покинуло один знак и вошло в другой не возможно – слишком мелок человечишка на фоне космических процессов. Поэтому, зодиакальные эпохи определяются приблизительно и в разных источниках их сроки сильно варьируют. В дальнейшем для их характеристик я буду использовать временные границы зодиакальных эпох, принятые в западноевропейской астрологии.
Итак, в зодиакальном знаке Овна точка весеннего равноденствия находилась ориентировочно с 2330 года до нашей эры по 170 год нашей. В это время Овен, действительно, возглавлял зодиак. Около 170 года точка весны покинула знак Овна и перешла в знак Рыб – в этот момент все гороскопы, в которых Овен идёт первым знаком устарели! Не верьте ни одному «астропрогнозу», который начинается с Овна – их срок годности истёк 2000 лет назад!
В знак Овна точка весеннего равноденствия пришла из знака Тельца (Taurus), в котором пребывала с 4490 по 2330 года до нашей эры. И вот опять, непостижимая умами «профессиональных» историков, закономерность: на дворе зодиакальная эпоха Тельца (Быка), и по всему континенту расцветают пышным цветом различные культы почитания коров, от абсурдно-трепетного в Индии до абсурдно-жестокого (коррида) в Испании. Культурные герои и целые народы начинают возводить к коровам своё происхождение. Славяне, в частности, считали себя детьми небесной коровы Земун («Велесова книга», II 7э) – отголоском этих верований станет цикл русских сказок про богатыря Ивана-Коровьего сына.
В греческих мифах бык – одна из многочисленных аватар Зевса. В виде быка он похищает Европу. От этой связи родится свирепый царь Крита Минос. Склочный Минос умудряется перессориться не только с людьми, но и с богами. Его собственный дядя Посейдон, разгневавшись на племянничка, насылает на Крит в качестве наказания бешеного быка. Его усмиряет Геракл, совершая свой VII подвиг, привозит на материковую Элладу, и… обидевшись на земляков, выпускает на волю. Заново усмирять посейдонового быка приходится двоюродному брату Геракла Тезею. А Геракл вновь отправляется за коровами – похищать стада Гериона.
Крит фигурирует в мифах с быками особенно часто, поскольку существовавшая на нём Крито-минойская цивилизация исповедовала культ быка. Мифы говорят, что Минос, сам зачатый Зевсом в обличье быка, приказал своей жене Пасифае даже переспать с быком, с целью выведения новой породы сверхчеловеков. Для этого изобретатель Дедал соорудил муляж коровы с хитроумным механизмом внутрь которого и была помещена царица. Бык покрыл мнимую корову и Пасифая забеременела.
В положенный срок Пасифая родила чудовище с телом человека и головой быка – Минотавра. Человекобычачий гибрид вопреки ожиданиям оказался не травоядным, а хищным. Для него Дедал построил специальный дворец со множеством помещений и коридоров – Лабиринт. А на обед ему стали скармливать пленников. Убил Минотавра всё тот же Тезей, которому дочь Миноса Ариадна, по совету Дедала подсказала, как расправиться с братцем.
Разумеется, Минос был взбешён и приказал казнить Дедала, поместив внутрь его же изобретения и отдав быку на потеху. Но Дедал не настолько любил живую природу, поэтому, слепив за ночь из воска и перьев крылья для себя и для сына Икара, удрал с Крита по воздуху.
Узнаваемы черты культа, господствующего в это время и в Египте. Основной его персонаж – священный бык Апис.
Знаком был культ быка и евреям. Однако, на отрезке их истории, запротоколированной «Ветхим заветом», он уже находился на излёте. Когда во время блуждания по пустыне они возвели статую золотого тельца и начали ей поклоняться, это вызвало гнев Моисея и с вероотступничеством было покончено быстро и радикально.
В целом же «Библия» содержит просто не прикрытый астрономический код. Её главнейшие события от Авраама до Христа приходятся на эпоху Овна, что определяет обилие символики агнца. Попытка реставрации культа Быка/Тельца символизирует попытку возврата к каким-то безнадёжно ушедшим традициям предшествующей эпохи – она нежизнеспособна, а потому достаточно легко искореняется адептами новой веры. И, наконец, Христос, называющий себя агнцем, передаёт эстафету своим апостолам, чьим знаком становятся рыбы – знак грядущей зодиакальной эпохи. Это даже не код – это прямой текст!
По существующей в христианстве традиции, сотворение мира датируется 5508 годом до нашей эры. То есть, начало событий, описанных в «Библии» приходится на предшествующую эре Тельца зодиакальную эпоху Близнецов (Gemini), продолжавшуюся с 6650 по 4490 года до нашей эры.
В античной мифологии одно - (Геракл и Ификл) и разнополые (Аполлон и Артемида) близнецы встречались достаточно часто. Однако, в отношении зодиакальных близнецов, у греков сомнений не имелось, что это именно Кастор и Поллукс, братья прекрасной Елены, чья легкомысленность послужила поводом для Троянской войны. Они тоже были детьми Зевса. Их мать Леду он посетил в образе лебедя и та снесла яйцо, из которого вылупилась названная троица.
Кастор и Поллукс, когда выросли, приняли участие в походе аргонавтов и совершили ещё массу подвигов. Поллуксу было даровано бессмертие, однако, тот отказался от него, дабы не быть разделённым с братом. Зевс, тронутый таким проявлением братской любви, обоих поместил на небо.
А египтяне считали, что зодиакальные близнецы – это звёздный портрет Осириса и Исиды. Их мать богиня Нут окотила за раз пятерых! Причём, все эти дети были зачаты от разных отцов – у богов такое бывает. Осирис и Исида полюбили друг друга и вступили в кровосмесительную связь ещё в чреве матери, став не только братом и сестрой, но и супругами.
На фоне предыдущих мифов, версия про то, как попал на небо Рак (Cancer) выглядит слабенькой и неубедительной. Гигантского морского рака, де, напустила Гера на Геракла с тыла, когда тот бился с Лернейской гидрой (II подвиг). Сын Зевса, разумеется, обоих оборол, но зловредная Гера всё-равно рака поместила на небо.
Натянутость этой версии лишь подтверждает, что греки астрономические знания где-то заимствовали и далеко не всегда могли дать им убедительную интерпретацию даже с мифологической стороны. В этом зодиакальном знаке была когда-то точка летнего солнцестояния, поэтому северный тропик называется тропиком Рака.
Со Львом (Leo) куда как интереснее. «Львиная» тематика в мифологии и геральдике разных народов богата и обильна. И это при том, что в исторически обозримые времена львы в Европе не жили. Про львов, в частности тех, с которыми пришлось общаться Гераклу, свою версию я высказал в «Горной фантазии равнинных обитателей-2» http://history-ryazan.ru/node/3973 [4]. Греки, кстати, считали, что созвездием стал Немейский лев, убитый Гераклом во время I подвига.
А в Египте более популярного животного не было и нет! Причём, львы присутствуют, как в чистом виде, так и в образе фантастических мутантов с телом льва и головами других животных – сфинксов.
Таких существ с телами львов и головами баранов, перед храмом Амона-Ра, мы уже упоминали. Ещё более в ходу были изображения львов с головой человека, как у Великого Сфинкса, охраняющего покой Пирамид. Причём, внятного мифа про столь популярных существ в Египте не было!
Вопросом почему львиное тело, как бы, играло роль базиса, некоего непременного компонента в многочисленных изображениях разноголовых сфинксов, задался американский энтузиаст Грэм Хенкок. А в качестве ответа предложил собственную версию, еретическую с точки зрения «классической» египтологии и базирующуюся на астрономии.
В книге «Следы богов» Хенкок доказывает, что древнеегипетская цивилизация имеет гораздо более почтенный возраст, чем сейчас это считается, и, в частности, время сооружения Сфинкса относится не к IV династии, а к эпохе Льва, то есть с 10970 по 8810 года до нашей эры. Сфинкс смотрит в точку на горизонте, в которой в день весеннего равноденствия восходит Солнце. И задуман он был так, чтобы непосредственно перед восходом в этот день, видеть на небе своё звёздное отражение.
Таким образом, по Хенкоку, Великий Сфинкс был высечен в те времена, когда местами ещё лежал недотаявший ледник, а Сахару и Египет обильно поливали дожди. Последнее объясняет, почему на Сфинксе вертикальная дождевая эрозия, а не горизонтальная ветровая. В книге есть ещё много интересных фактов, которые официальная история объяснить не в силёнках, но пересказывать их смысла нет поскольку заинтересовавшиеся могут обратиться к первоисточнику.
За Львом следует Дева (Virgo). Оную деву греки звали Дике, а римляне Астреей. По мифологическому родословию, она была дочерью Зевса и богини правосудия Фемиды. А функционально – богиней правды и целомудрия. В золотом, серебряном и бронзовом веках она жила среди людей, но когда наступил железный век, в котором люди утеряли всякую добродетель, она вознеслась на небо.
Вместе с Дике Зевс расположил на небе и её Весы (Libra), на которых она взвешивала людские поступки. Ныне почему-то атрибут Дике приписали её матери Фемиде. Хотя, Фемида пострадала ещё больше, поскольку у нас она символизирует не правосудие, а юриспруденцию – а это очень разные вещи!
У египтян весами пользовались Осирис и Анубис, определяя загробную судьбу умерших. На одну чашу весов клалось сердце новопреставленного, а на другую вставала богиня правды (как вариант – клалось пёрышко). Если сердце оказывалось тяжелее противовеса, то это значило, что подсудимый отягощён злом и его душа скармливалась некоему крокодилообразному монстру. Ну, а при противоположном исходе – её ждал египетский раёк Дуат.
Весы – единственное созвездие, носящее имя неживого предмета. В эпоху, когда точка весны была в Овне, точка осеннего равноденствия была в Весах. Считается, что Весы, самое юное из созвездий, было вычленено как раз в эту пору, чтобы подчеркнуть важность момента. А для «создания» созвездия Весы пришлось укоротить клешни Скорпиону.
Скорпион (Scorpius) попал на небо, опять же, по капризу зловредной Геры. Великий охотник Орион однажды переоценил свои силы и стал бахвалиться, что нет на свете зверя, которого ему не одолеть. И был ужален подосланным Герой скорпионом. Зевс вознёс на небо Ориона, а Гера, назло ветреному супругу, и злобное насекомое, его погубившее.Созвездие Стрелец (Sagittarius) традиционно изображается в виде кентавра, а первоначально это, скорее всего, был просто конь. Местечко в зодиаке готовил для себя мудрый кентавр Хирон. Это именно он первым научил людей следить за звёздами и создал первую модель небесной сферы, дабы облегчить путь аргонавтам. Но место Хирона в зодиаке занял другой кентавр – буйный и наглый Кротос. И Зевсу не оставалось ничего кроме как поместить Хирона в другом месте. Поэтому на небе два кентавра – созвездия Стрелец и Центавр.
Самое малопонятное созвездие европейского зодиака – Козерог (Carpinocornus). Он изображается как козёл с рыбьим хвостом. Греки сочинили неубедительную версию, что это козлоногий и козлорогий бог Пан, прогуливавшийся по берегу моря, был однажды испуган внезапно налетевшим драконом Тифоном. В охватившем его ужасе – панике – он сиганул в воду, где от страха ноги трансформировались у него в рыбий хвост. Но в классической мифологии этот сюжет отсутствует, что выдаёт его притянутость за уши. А прообраз Козерога надо искать либо в египетской, либо в финикийской, либо в шумерской астрологии.
А про Водолея (Aquarius) греки даже и сочинять ничего не стали – водолей он и водолей, а откуда взялся шут его знает! А звали его на самом деле Хапи и был он божеством Нила, подателем влаги и покровителем урожая. Египтяне считали, что это огромный жирный мужик, с большим животом и женской грудью. На голове он носит тиару из папируса, а в руках сосуды с водой. Добавляя из них воду в Нил, он регулирует его уровень и обеспечивает разливы. А поскольку от последних зависело напрямую плодородие почвы, то это, второстепенное для жрецов и фараонов божество, у простого народа было куда более почитаемо и достойно, по его мнению, быть вознесённым на небосвод.
Сегодня мы находимся на пороге эры Водолея. По одним данным, она уже началась в 1990 году, по другим – начнётся около 2370 года. Так или иначе, пусть не мы с вами, так ближайшие наши потомки войдут в неё и она станет их зодиакальной эпохой.
Ну, и, наконец, Рыбы (Pisces), чья эра завершилась на нашем веку или вот-вот завершится. Про их происхождение греки тоже ничего вразумительного придумать не смогли. Нелепая попытка объяснить, откуда они взялись среди созвездий, привела к неуклюжей кальке с мифа про Козерога. Только на сей раз Тифон испугал не Пана, а прогуливающихся по бережку Афродиту и Эрота. Те, со страху занырнули в воду и обратились в рыб. Несуразица эта придумана явно задним числом и являет собой всего лишь неудачную попытку дать толкование сведениям, полученным от чуждого источника.
Систематические наблюдения за звёздным небом, претендующие на то, чтобы называться не то, чтобы наукой, а, хотя бы, комплексом знаний, греки начали около V века до нашей эры. Большинство астрономических знаний они позаимствовали у египтян, а те в свою очередь у жителей Месопотамии.
Месопотамия – благодатное междуречье Тигра и Евфрата – всю историю была, по большому счету, проходным двором. Её завоёвывали и перезавоёвывали миллион раз. Народы приходили, уходили, смешивались, образуя в регионе беспрецедентный этнический коктейль. Здесь затлел первый (по официальной версии) очаг цивилизации. Здесь сплелись в гордиев узел морские, речные и сухопутные транспортные артерии. Здесь стояли крупнейшие города своего времени. Здесь, а не в Египте и, тем более, не в нищей Греции, было сосредоточение материальных благ, потрясшее впоследствии непривычного к роскоши Македонца. Здесь же хранилось и нематериальное богатство – знания.
А им – знаниям – несказанно повезло: культурная традиция Междуречья, несмотря на бесчисленные завоевания, не прерывалась практически 6000 лет! Врывающиеся сюда завоеватели, у большинства из которых пределом мечтаний было хоть раз в жизни наесться досыта, сразу же утопали в баснословной роскоши, как мухи в сиропе. Им не надо было напрягаться, разыскивая мизерные крестьянские схроны посевного зерна или обдирая закопчённые дочерна оклады икон. Здесь всё было – вот оно, на поверхности, протяни руку и возьми! Было в изобилии, можно даже сказать в избытке.
А когда вокруг море со всего света привезённых вин, ломящиеся столы экзотических яств, россыпи золота и драгоценностей, километровые отрезы парчи и шелков, толпы дешёвых вавилонских шлюх, скажите, какое дело будет тем завоевателям до груды пыльных, на кирпичи похожих, табличек с клинописными текстами? Лежат они у себя в подвале – ну, пусть и дальше лежат!
Глиняные таблички оказались уникальным носителем информации. Огонь их не брал, влаги они не боялись, мыши их не грызли, а для несведущего человека их ценность была ниже, чем у комка сырой глины – из глины ещё что-то можно было слепить, а из таблички уже нет. Теоретически их можно было только разбить. Этим иногда развлекалось очередное поколение завоевателей-варваров, но целенаправленно раскрошить можно, в лучшем случае, пару сотен табличек, а когда их десятки тысяч, то это занятие быстро наскучивает и начинает требовать смены деятельности.
Среди вчерашних суровых завоевателей, катастрофически быстро растерявших по борделям наступательный потенциал и погрязнувших в роскоши, рано или поздно находились любопытствующие, а что за странные знаки на тех табличках нанесены. И, получив от бородатых магов исчерпывающие ответы, сами зачастую становились ярыми поборниками науки.
Так было, например, после завоевания в XVI веке до нашей эры Вавилонии касситами. Предыдущий строй был сметён ими до основания; единственное, что они наследуют от предшественников – это традиции местной астрономии. Более того, именно при касситских правителях астрономия и астрология становятся полноценными науками. По их распоряжениям начинают системно вестись наблюдения ежедневных восходов, заходов и кульминаций; фиксируются гелиактические восходы неподвижных звёзд и предпринимаются попытки вычисления расстояний между ними; создаются круговая и прямоугольная астролябии; пишется серия трудов по астрологическим предсказаниям под общим названием «Энума Ану Энлиль».
И так по цепочке веков, от народа к народу передавалась интеллектуальная традиция. Оборвалась она лишь тогда, когда в Месопотамию… пришла цивилизация. Вернее, её западно-европейская модель, тупо и несгибаемо уверенная, что кроме её собственных достижений на этом свете нет больше ничего достойного внимания. Дошло до смешного – европейские «учёные» больше века считали, что знаки на глиняных табличках это не письменность, а отпечатки птичьих лапок. И кому, скажите, над чьим ничтожеством смеяться – современным европейцам над древними шумерами или наоборот?
К слову, в XXI веке представители «атлантической цивилизации» кардинального изменения не претерпели. При штурме Багдада во время второй Иракской кампании американцы из танков расстреляли, а потом разграбили Багдадский музей, в котором хранились бесценные реликвии шести- и более тысячелетней давности. Ну, а как там сейчас обстоят дела с построением демократии и толерантности – смотрите в выпусках новостей.
Но в перипетиях наших дней предоставим разбираться историкам грядущих эпох, а сами вернёмся к тому, с чего всё начиналось.
На рубеже V и IV тысячелетий до нашей эры в Месопотамии появляется загадочный народ – шумеры. Они приходят морским путём откуда-то с юга и постепенно от устьев Тигра и Евфрата начинают проникать в глубь континента.
Местным аборигенам-семитам пришельцы чужды во всех планах – и в этническом, и в лингвистическом, и в культурном. Этнически они принадлежат к средиземноморской подрасе белой расы. Лингвистически – говорят на языке, не имеющем сродства ни с одним из известных в этом регионе.
А культурно развиты настолько, что, пользуясь цивилизационным превосходством, вытесняют местные семитские племена кого в Загросские горы, кого в Сирийскую пустыню и занимают всё междуречье Тигра и Евфрата. Причём, освоение Месопотамии шумерами носило характер постепенной мирной «ползучей экспансии», а не было стремительным победоносным походом – следов сколь-нибудь крупных военных действий, относящихся к этому периоду, археология не зафиксировала. И непожелавшие покидать обжитые края аборигены были не уничтожены, как, например, при завоевании Индостана, где арии, отсчитав себе для половых нужд 7000 девственниц, остальных местных жителей вырезали, а ассимилированы.
Где развивалась шумерская цивилизация до V тысячелетия – не понятно. Сами шумеры называли своей прародиной легендарный остров Дильмун. Благодаря стараниям археолога Р. Бибби, сегодня господствующая точка зрения отожествляет Дильмун с Бахрейном. Бахрейн был крупным торгово-транспортным узлом и шумерами, действительно, активно обживался, но и туда они пришли уже во вполне сформированном состоянии – по крайней мере, типичных артефактов, свидетельствующих о том, что эволюция шумеров проходила именно здесь, Бибби не обнаружил.
Итак, в Месопотамию, в исторически-достоверные времена шумеры приходят уже высокоразвитым народом, имеющим солидный багаж знаний и серьёзную философию. С их приходом в регионе начинается культурный расцвет и формируется интеллектуальная традиция, которая просуществует 6000 лет.
Шумерские космогонические представления распылены по множеству текстов самых разных жанров, но в целом эту мозаику можно сложить в целостную картину. Такого понятия как «Вселенная» у шумеров не существовало. Для её обозначения использовалось составное слово «ан-ки» - «Небо-Земля». Считалось, что в начале времён они были единым телом, а потом разделились. При этом, способности влиять друг на друга Небо и Земля не утратили и всему, что происходит на Небе есть отражение на Земле – это, пожалуй, самая первая предпосылка к зарождению астрологии.
Шумеры пользовались трёхчленным делением мира, широко распространённым у других народов: сфера Верхнего мира (Асгард скандинавов, Правь славян, Рай христиан), сфера Обитаемого мира (Мидгард скандинавов, Явь славян, наш свет христиан), сфера Нижнего мира (Нифльхейм скандинавов, Навь славян, Ад христиан).
Верхний мир подразделяется на семь уровней – небес. Такое деление возникло от числа видимых невооружённым глазом планет и светил. По представлениям шумеров Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Земли в приведённой последовательности, каждый на своём уровне, на своём небе. Это построение зафиксируется в астрономии до Коперника и определит за 7 статус «священного числа».
Управляет Верхним миром мудрый старейшина богов Ан. Он восседает на троне на седьмом небе. Ан – старейшина богов, существовавший ещё до отделения Неба от Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим. По праву старшинства он управляет собранием богов, но его голос в нём практически не слышен. В целом верхний мир есть образец стабильности и порядка, которого так не хватает среднему миру.
Обитаемый мир – мир людей – находится во владении Энлиля. Имя его переводится как «Владыка Ветер» или «Господин Дуновение». Он повелитель воздуха и ветра; властитель мира, расположенного между небом и землей; он второй глава собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности, старающихся выгнать из своих владений человека; он устроитель гибельного потопа. А потоп он устраивает потому, что жизнь шумерских городов являлась для природы противоестественной. Энлиль правил священным Ниппуром – городом, в котором жили все боги Шумера, поскольку на его территории стояли их святилища и проходило их собрание. Как существо воздушное, Энлиль не мог иметь никакого изображения, и до нас не дошло ни одного примера его отожествления с какой-либо вещью или животным.
Нижний мир подразделялся на две части: область подземных вод (абзу) и область мира мёртвых (кур). Область подземных вод подчиняется Энки, богу-создателю человечества, хранителю ремёсел и искусств. Энки – «Господин Земли» – повелитель пресных и подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и маг, обучающий своим хитрым искусствам младших богов, с тем чтобы они передали его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон – именно его своевременный совет спасает семью праведника от потопа. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел. Святилище Энки было в городе Эреду на берегу Персидского залива, и нередко он сам и его окружение уподоблялись рыбам, отразившимся на небосводе в виде созвездия Рыб. С другой стороны, на печатях Аккадской эпохи у ног Энки располагался козлёнок, поскольку Энки предсказывал судьбу человечества, гадая по печени козлёнка. Из этих зоосимволов Энки и сложилось созвездие Козерога, объяснить происхождение которого греки не могли. У шумеров Козерог звался сначала «Рыбокозлёнок», а позднее – «Козёл-рыба».
Во главе мира мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения в нем принимали грозные судьи людей Ануннаки. Судьбу представшего перед ними покойника Аннунаки взвешивали на весах – в напоминание людям о неизбежном посмертном возмездии, боги поместили атрибут Аннунаков на небо в виде созвездия Весы.
У Нергала был брат-близнец Син, но он не остался в Подземном царстве, а ушёл на небо и стал богом Луны. Звёздное изображение Нергала и Сина стало созвездием Близнецы.
Представления об умирающем и воскресающем божестве, воплотившиеся в культ Осириса, египтяне тоже переняли у шумеров. Шумерского Осириса звали Думузи или в другой транскрипции Таммуз. Имя его переводится как «Истинный Сын» , но смысл его не ясен. Думузи – божество весеннего оживления природы, покровитель скотоводов и бог плодородия. По мифу, в канун летнего солнцестояния Думузи умирает – уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу. Движение Солнца в момент летнего солнцестояния, доползшего до определённой точки и начавшего движение вспять, символизировалось крабом или раком и было обозначено соответствующим созвездием.
Думузи, культ которого был распространен во многих шумерских городах (только в Лагаше было два святилища, в которых он выступал под разными именами), чаще всего отождествлялся с овцами и изображался с бараньей головой (привет от Хнума) – в таком виде его портрет был помещён на небе, как созвездие Овна. Шумеры называли его «Наёмный работник» или, точнее, «Доброволец» . Основывалось это на игре слов – по-шумерски баран, жертва и доброволец писались одинаково, но звучали по-разному.
А аналогом сестры и жены Осириса Исиды стала шумерская Инанна – «Госпожа Неба» . Инанна – богиня планеты Венера, олицетворяющая силу любовного и воинского экстаза. Она воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе. Она всегда в конфликте с демиургами и их позитивной созидательной активностью. Плоды ее деятельности нельзя увидеть как статичные формы – это состояния, которые проступают изнутри человеческой души и из глубины внешнего мира природы.
Слившись с образом семитской Иштар (это её воспевает почти в каждом своём произведении Пелевин), Инанна превратилась в распутницу, а в первоначальном варианте она, хотя, и покровительствовала любовным отношениям, сама оставалась девственницей, а потому взошла на небо, как созвездие Девы.
После смерти Думузи, убитая горем Инанна спускается в мир мёртвых, чтобы вернуть его. Аннунаки долго судят и рядят и, наконец, разрешают ей забрать Думузи при условии, что она сама найдёт его среди умерших. А для этого ей надо уподобиться мёртвым. Обнажённую Инанну подвешивают за ребро на крюк. От находящегося между жизнью и смертью тела отделяется душа и отправляется на поиски. Через 7 (разумеется! ) дней Инанна находит Думузи и выводит его из ада. С их возвращением на землю возвращается весна и вся природа вновь оживает.
Из младшего поколения шумерских богов наибольшим почётом пользовался покровитель мирного труда Нинурта или Нингирсу. В мирное время – это скромный пахарь, сосредоточенный на своём труде, а в военное время – яростный защитник своей земли. Первая его ипостась отожествлялась с быком или волом и стала созвездием Тельца, а вторая – изображалась с луком в руке и отразилась на небе созвездием Стрельца.
Созвездие Водолея у шумеров называлось Великаном. На шумеро-аккадских изображениях довольно популярно высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока, но ни миф, ни имя этого божества до нас, к сожалению, не дошли. Считается, что символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых приходится в Месопотамии на январь-февраль.
Появление созвездий Льва и Скорпиона ныне трактуют в связи с Гильгамешем – героем-полубогом, легендарным правителем Урука (библейского Эреха) и главным персонажем эпоса «О всё повидавшем» (моя о нём версия в «Горной фантазии…-2» [12] ).
Однако, по-видимому, до создания этого эпоса мифологическая подоплёка была совершенно иной, с Гильгамешем не связанной. С одной стороны, Гильгамеш успешно львов истребляет, иногда даже совсем беспричинно:
…От сна пробудившись,Но, с другой стороны, лев у шумеров символизировал Солнце и Гильгамеш сам зачастую уподобляется льву. Скорее всего, львиная аватара Гильгамеша, как «солнечного» героя, и стала созвездием Льва.
А люди-скорпионы встречаются Гильгамешу у врат во владения Шамаша – шумерского солнцебога.
Люди-скорпионы стерегут их ворота:Люди-скорпионы, выступающие, как стражи Солнца – это уже астрономический код, указывающий, на какое-то значимое «солнечное» событие в созвездии Скорпиона. Таковым может быть либо одно из солнцестояний, либо одно из равноденствий. Ближайшим, а потому наиболее вероятным, таким событием было следующее: когда точка весеннего равноденствия была в Тельце (с 4490 по 2330 года до нашей эры), противоположная ей точка осеннего равноденствия находилась именно в Скорпионе.
Но раз в эпосе о Гильгамеше есть одна астрономическая зацепка, значит надо его просканировать на наличие иной астрономической символики.
Эпос «О всё повидавшем», довольно неуклюже разбитый на 12 неравнозначных частей, был записан на 12-ти табличках около 2000 года до нашей эры. Разбивку исходного текста можно было произвести иначе, сократив количество глав, но этого сделано не было, что подразумевает целенаправленность такого подхода. Ну, а провести детсадовскую аналогию между числом глав и количеством месяцев в году оказалось по силам даже официальной науке!
Анализ текста выявил, что он, действительно, носит календарно-астрономический характер. Таблички были пронумерованы и соотнесены с шумерским календарём.
Табличка №1 наиболее сильно пострадала от времени и человеческого варварства, а потому в начале исследования соотнести её с первым месяцем, который назывался «Жертвенник бога Бела» и зодиакальным знаком Овна возможности не представилось.
Табличка №2 вводит в повествование нового персонажа – получеловека-полуживотное Энкиду. Некоторые трактовки допускают, что Энкиду можно рассматривать, как шумерский вариант Минотавра, то есть как человеко-быка. Тогда это соответствует и названию второго месяца «Милостивый бык» и знаку Тельца.
Табличка №3 повествует о знакомстве Гильгамеша и Энкиду, после чего те становятся неразлучными друзьями. Третий месяц у шумеров звался «Близнецы» по названию соответствующего знака.
Табличка №4 не сохранилась.
Табличка №5 описывает первый совместный подвиг героев – победу над великаном Хумбабой. По шумерскому календарю это событие должно было соотноситься с «Огненным месяцем» . Эта аллегория многогранна. Как мы упоминали выше, лев у шумеров символизировал Солнце и огонь, а, кроме того, Гильгамеш зачастую уподобляется льву и выступает носителем солярной символики. Поэтому наступление во Льве самого жаркого сезона и было описано, как победа Гильгамеша над хозяином прохладных лесов.
Табличка №7 рассказывает, что на нашего героя обратила свой взор богиня Иштар/Инанна, но Гильгамеш отверг её домогательства. Седьмой месяц шумеры называли «Послание Иштар» и протекал он под знаком Девы.
Табличка №8, одна из кардинальных, повествует о встрече Гильгамеша с людьми-скорпионами во время его путешествия в страну бога Шамаша. Как мы отметили, этому событию шумеры отводили особое значение, поскольку и персонажи сюжета, и месяц, и знак назывались одинаково – «Скорпион» .
Табличка №9 и описываемые ею детали путешествия Гильгамеша в страну Солнца мало соответствуют названию месяца «Облачный» . Однако, в переносном смысле, путешествие к Солнцу – это, ведь, путешествие на небо, то есть, по облакам. Последнее является моей собственной догадкой, на достоверность которой я, традиционно, не претендую. А как свести этот фрагмент эпоса со знаком Стрельца, я не знаю.
Табличка №10 доводит до нас, что путь в страну Шамаша лежит, как ни странно, через тоннель длинною почти 20 километров. От него происходит название соответствующего месяца – «Месяц пещеры заходящего Солнца» . А поскольку владетелем подземного мира является бог Энки, то его символ рыбокозлёнок, лучше известный нам как Козерог, стал зодиакальным знаком этого месяца.
Табличка №11 описывает глобальную природную катастрофу, названную в «Библии» потопом. О ней рассказывает Гильгамешу единственный спасшийся в ней (по версии шумеров) человек, получивший впоследствии бессмертие Утнапишти. Месяц в память о тех событиях назывался «Месяц водного проклятия» и протекал под знаком Водолея.
Табличка №12 передаёт рассказ Утнапишти Гильгамешу о том, как, благодаря морскому божеству Эа, ему удалось спастись во время глобального наводнения. Слуги Эа – полулюди-полурыбы – инструктируют Утнапишти относительно постройки ковчега, в котором тот скрывается от разбушевавшейся стихии. В честь рыб-людей, помощников Эа месяц назван «Рыбы бога Эа» , а знак зодиака просто Рыбы.
А вот теперь есть смысл вернуться к табличке, которой нынешние толкователи присвоили номер один, месяцу с непонятным названием «Жертвенник бога Бела» и знаку Овна. Логика подсказывает, что она должна не возглавлять, а завершать список. В её несохранившейся части, скорее всего, описано прощение богами рода человеческого и принесение людьми, в знак примирения с богами, искупительной жертвы – овна.
Если эту табличку переместить в конец, то получится, что эпос начинается с части, соответствующей зодиакальному знаку Тельца. А это, вкупе с явным указанием на Скорпиона, хранителя Солнца, просто вопиет о времени его создания, относящемся к равноденственной эпохе Телец - Скорпион.
Вот так «по звёздам» определили мы, что эпос о Гильгашеме был создан до 2330 года до нашей эры. Можно сделать из этого и встречный вывод, что астрология, как наука, в абсолютно сформированном виде существовала ещё до постройки египетских Пирамид. И с тех пор она ничего не приобрела, а только утратила. И нам досталась в виде остывшей кучи профанаций, из-под которой нет-нет, да, проблеснут ещё живые искры Универсального Сакрального Знания.Сегодня астрология больше всего страдает от предвзятости. Её сторонники слепо не видят её недостатков, а её противники огульно её охаивают, забывая ту, роль, которую она сыграла в развитии наук о звёздном небе. При таком подходе, стать «точной наукой» у астрологии шансов нет. Вместе с тем, и изжить её в обозримом будущем не удастся. И дело здесь не в звёздах, а в людях – в особенностях человеческой психики.
Многовековой успех астрологии обусловлен тем, что она позиционируется наукой о будущем. А оно – будущее – категория сложная. С одной стороны, про него мы не знаем ровным счётом ничего, а с другой – мы все неотвратимо в нём окажемся. Оно беспощадно в своей неизбежности и никак не зависит от наших пожеланий. А астрология, ссылаясь на авторитет звёзд, даёт человечеству иллюзию, что своими предсказаниями она как бы предоставляет возможность что-то в грядущем изменить, чего-то избежать, а что-то приблизить – то есть, каким-то образом на будущее влиять, его регулировать.
Сказывается на самооценке и то, что астрология позволяет хоть на время забыть о собственной ничтожности и представить себя не пылинкой мироздания, а очень важным звеном глобальной вселенской структуры. Ведь, если звёзды влияют на тебя, то и ты должен влиять на них!
Вот это влияние светил на человека и является основным камнем преткновения в спорах астрологии и астрономии. Официальная наука считает, что звёзды от нас так далеки, что их расположение не может никак сказаться на нашей с вами жизнедеятельности. А что если всё же есть какие-то тонкие механизмы такого влияния, ещё пока не открытые? До ХХ века никому, ведь, в голову не приходило, что солнечная активность и количество пятен на Солнце каким-то образом способны сказываться на наших земных катаклизмах, а сегодня сообщения о бурях на Солнце и изменении в связи с ними геомагнитного фона Земли – заурядный пункт любого прогноза погоды.
Но если так, то получается, что астрологию нам оставили не шарлатаны, а великие учёные, которые были осведомлены об устройстве Вселенной гораздо лучше нас с вами. Мы растеряли их интеллектуальное наследие и теперь нам остаётся только ждать, когда наша наука «дорастёт» до их уровня и заново откроет то, что мы не смогли сберечь.
Орлов Владимир,Ссылки:
[1] http://www.history-ryazan.ru/phpbb/viewtopic.php?f=30&t=85
[2] http://history-ryazan.ru/node/3467
[3] http://history-ryazan.ru/node/2478
[4] http://history-ryazan.ru/node/3973
[5] http://history-ryazan.ru/node/3685
[6] http://history-ryazan.ru/node/4503
[7] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/kalendar10_0.jpg
[8] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/kalendar11_0.jpg
[9] http://history-ryazan.ru/node/1157
[10] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/kalendar15_0.jpg
[11] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/kalendar28_0.jpg
[12] https://62info.ru/node/3973