Алексей Тверитинов
Мой отец Дмитрий Михайлович был младшим сыном в семье Анны Петровны (в девичестве Перовой) и Михаила Ивановича Тверитиновых. Трудно избежать субъективной оценки человека, который приходился тебе отцом. Но чем дольше живу и чем лучше познаю жизнь, тем большее восхищение в моей памяти вызывает его образ.
Начну с того, что хотя и существует мнение о принципиальной невозможности аристократизма в нашей стране в силу сложившегося социального строя, отец, чувствуя себя, как он говорил «внутренним эмигрантом», все же был самым настоящим аристократом до мозга костей. Я это осознал далеко не сразу, а лишь спустя долгие годы, после того как отца не стало. Да и сам отец никогда и не подозревал в себе никакого аристократизма. Он просто им был по своей естественной сути. Лишь теперь я понял, что имел дело с настоящим живым реликтовым аристократом. Не перечисляя присущей этой категории признаков, скажу только, что это качество отца проявлялось во всех сферах его жизни – от главного до мелочей - писал ли он научные статьи, пилил ли и колол дрова, философствовал ли, доказывая существование Бога, работал ли в саду и огороде, исполнял ли старинные романсы, аккомпанируя себе на гитаре и т. п. Кстати, именно необычайной музыкальностью отец и покорил мою мать - профессионального музыканта Лидию Васильевну, урожденную Надеждину.
Отец мужественно и сдержанно переносил все жизненные невзгоды, источая искреннюю доброжелательность ко всему миру и людям, находясь как бы над реальностью, над земными проблемами и над всякой излишней эмоциональностью. Я с детства чувствовал исходящие от него спокойное бесстрашие и твердую мужественность. О его легендарной невозмутимости в нашей семье сохранилось немало легенд.
Отец, несмотря на состояние здоровья, никогда не брал больничного и ни разу никуда не опоздал. Причем он никогда и не спешил. Все движения отца отличались природной неторопливостью. Сам он отшучивался на вопросы по этому поводу, ссылаясь на демонстрацию им химических опытов студентам, что как бы автоматически вырабатывает плавность и аккуратность движений. Речь отца так же отличалась сдержанностью и неторопливостью. Как-то его спросили:- Видите ли, я работаю лектором, и мне платят не за количество произнесенных слов, а за часы, - отшутился он.
Никто и никогда и ни при каких обстоятельствах не слышал от него ни одного грубого и тем более бранного слова. И трудно представить, чтобы отец на что-нибудь пожаловался, посетовал или выразил неудовольствие. Обычно в соответствующих случаях от него следовала тягучая сакраментальная фраза: «Ну, ничего».
Мучаясь перед смертью, отец не только не высказал ни слова жалобы на свое здоровье, но и категорически отметал любые вопросы о самочувствии. Вместо всего этого он тихонько пел... Когда однажды пришедшая врач спросила его, как он себя чувствует, отец ответил:Живя в семье преподавателей, Дмитрий и сам был прекрасно образован. К примеру, в школу он пошел учиться сразу в 3-й класс, - так хорошо был подготовлен дома. Трудовую деятельность он начал с 17 лет учителем сельских школ после окончания Раненбургского педтехникума. Лишившись вскоре отца, он стал основным материальным помощником своей матери, преподавая весь спектр школьных дисциплин, за исключением разве что физкультуры. Заочно Дмитрий окончил Тамбовский пединститут. Был учителем и завучем Кривополянской средней школы, затем инспектором Раненбургского РОНО.
В 1950 году добросовестный работник был замечен и переведен в Рязанский ОблОНО на должность инспектора школ рабочей и сельской молодежи. В 1953 году за успехи на этом поприще Дмитрий Михайлович был награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения»[1] и орденом «Знак Почета»[2] . В 1956 году отец был переведен в Рязанский Институт Усовершенствования Учителей (ИУУ) на должность методиста по химии, а затем заведующим кабинетом педагогики. Директора подшефных Дмитрию Михайловичу школ с большим огорчением приняли его уход, считая его лучшим из инспекторов.
- Ведь он никогда не повышает на нас голос, но скажет хотя и тихо, но так веско и значительно, что нам становится стыдно.
Творческое отношение к инспекторской работе позволило отцу попутно собрать исходный диссертационный материал. Работая затем в ИУУ, он заочно окончил аспирантуру и в 1963 году защитил кандидатскую диссертацию[3] . В том же году мы переехали в Ульяновск, в связи с тем, что отец был принят в пединститут на должность доцента[4] кафедры химии как прошедший по конкурсу.
В Ульяновске отец продолжил свои научно–педагогические опыты, организовав для этой цели в ряде школ специальные «экспериментальные» и «контрольные» классы. Он разработал и применил новую систему обучения химии, принципиально отличавшуюся от существовавшей и доказал ее исключительную эффективность. Я сам был участником экспериментальных уроков по системе отца, которые у нас в 9-10 классах 33 школы проводила учительница химии Вера Ивановна Иванова. Я ощутил на себе мощное влияние этого нового направления в обучении. У меня даже вдруг на какое-то время проснулся интерес к химии, который я так тщетно пытался найти в себе раньше. И, как потом выяснилось, подобных случаев с учениками оказалось множество. Весь фокус этой методики заключался в соотношении категорий «знание» и «понимание». То есть цель ее состояла не столько в простом приобретении знаний, сколько в овладении глубоким пониманием предмета. Я даже как-то однажды принял участие в химической олимпиаде. Надо заметить, что все химические олимпиады, а также разнообразные химические кружки организовывались в Ульяновске моим отцом, за что он имел ряд благодарностей от администрации и признательность от общественных организаций[5] .Но в то время меня все же больше увлекали спортивные занятия.
Между тем по результатам нового направления отцом была подготовлена докторская диссертация на тему: «Проблемы воспитания диалектического мышления в процессе обучения химии в общеобразовательной средней школе»[6] . Диссертация получила ряд положительных рецензий и отзывов. Однако до защиты дело не дошло. Возник ряд препон, исходящий из Академии педагогических наук. Видимо эта диссертация кому-то там сильно встала поперек дороги[7] .
Отец же занимался своим делом ради самого научного увлечения. И даже после того как Академию педагогических наук ликвидировали, он не стал возвращаться к защите. Все свои идеи он, так или иначе, изложил в своих научных публикациях – книгах, брошюрах и статьях. Их больше шестидесяти. В приложении к настоящему очерку приведены основные из них. Но все они лишь грань, очерченная рамками его специальности. В целом же спектр энциклопедических знаний и начитанность отца были столь широки и глубоки, что я всегда мог получить от него исчерпывающий ответ на любой вопрос.
Отец вышел на пенсию в 1986 году. А в 1987 году мои родители переехали в г. Троицк, Московской области.
Всего отец проработал на ниве просвещения 55 лет. В семейном архиве кроме написанных им книг остались три портфеля с грамотами и правительственными наградами, среди которых, кроме указанного выше ордена есть медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[8] , «За трудовое отличие»[9] и многие другие. В 1983 году Министерство просвещения СССР наградило отца нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР»[10] .
В 1993 году отец ушел из жизни, а вместе с ним безвозвратно ушел и неповторимый уникальный колорит его незаурядной и талантливой натуры.
_______________________30. Д. М. Тверитинов. Развитие диалектического мышления на уроках неорганической химии. // Химия в школе. – М., 1987. - № 2
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs1/d_m_tveritinov_0.jpg