Белоснежные розы, расцветающие на тонком полотне, воздушные изображения сказочных персонажей... Руки кадомских мастериц могут сотворить что угодно, хотя и кажется порой, что создать такое руками просто невозможно. Настоящая паутинка — без единого узла, но крепкая, так что взрослый мужчина не всегда способен разорвать. Таков он — кадомский вениз.
По легенде, ещё при Петре I привезли в Кадом двух монахинь из венецианского монастыря, дабы они обучили русских женщин делать тонкие модные венецианские кружева. Как же на самом деле всё обстояло, историки доподлинно сказать затрудняются. Есть версии, что вениз научились плести по аналогии с сетями рыбацкие жёны. Так или иначе, но прекрасная ажурная вышивка «белым по белому» (белыми шёлковыми нитками по белому полотну) — уникальный вид рязанского декоративно-прикладного искусства — вот уже три столетия удивляет всех, кто впервые сталкивается с ней.
Задумав поездку в Кадом, я, честно говоря, ожидала встретить видавших виды вышивальщиц, прошедших огонь и воду вместе с древним искусством кадомско-го вениза. Но оказалось, что среди мастериц, занимающихся, как и 300 лет назад, ручным игольным венецианским кружевом, много молодых лиц.
И далеко не все мастерицы, познавшие до тонкостей древнее кадомское искусство, — потомственные кадомчан-ки. К примеру, одна из самых талантливых вышивальщиц — 29-летняя Оксана Герман — приехала в Кадом из Крыма. Её отцу хотелось жить подальше от суеты большого города. И в 1991 году он перебрался вместе с семьёй в Кадом — затерянный уголок рязанской земли. Здесь Оксана закончила школу и швейный техникум. И, как и многие выпускники, решила пойти на местную фабрику. Предложение заняться ручной кадомской вышивкой приняла не сразу.
— Пришла, посмотрела, как это делается, и подумала: «У меня никогда не получится». А научилась быстро. Теперь и не представляю, что бы я делала за обычной швейной машинкой...Новый кризис вновь ставит свои условия для трёхвекового искусства. Пока волна безработицы и прочих кризисных явлений не докатилась до затерянного в мордовских лесах Кадома, но если заказов не будет, кто знает, что станет с древним искусством венецианского кружева. Сейчас подходят к концу запасы тканей, закупленных ещё в советское время. Такого же полотна в современной России уже нет.
Не так много и настоящих искусниц. Всего 9 вышивальщиц — это всё, на чём держится кадомский вениз. Чтобы получать более или менее достойную зарплату, кружевницам приходится брать работу на дом. И всё равно их средняя зарплата 6 тысяч рублей, при том что кадомская вышивка известна по всему миру. Её преподносили в подарок на 50-летие Владимиру Путину, посылали как дар королевскому дому Великобритании...
И всё же, несмотря на все трудности, с которыми приходится ежедневно сталкиваться искусным кадомчанкам, никто из них даже не помышлял о том, чтобы взять и поискать счастья в Москве или в Рязани.
— Не нравятся мне большие города, — не отрывая взгляда от кружева, сказала Оксана. — Если в гости приезжать — ещё можно. А жить лучше здесь, в Кадоме. Здесь такие места... Здесь душа живёт...
И глядя на кадомский вениз, веришь: живёт душа в рязанской глубинке...
Галина Смирнова
Газета «Панорама города», №11 (668), 2009 г.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/5c94bd3fdcad7b2f.jpg
[2] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/9ea42d4e0b3c522e_1.jpg