Новая эпоха «Науки и жизни» началась в 1961 году, когда главным редактором стал Виктор Николаевич Болховитинов (1912 – 1980), физик по образованию, журналист по профессии, поэт по призванию. Виктор Николаевич родился в семье учителей в городе Сасове (ныне Рязанская область). Он рос в атмосфере глубокого уважения к знанию и столь же глубокой убежденности в необходимости этим знанием делиться, распространять его.
Трудовой путь В.Н.Болховитинов начал в качестве тракториста местного совхоза, затем работал шахтером, электромонтером. Окончив физический факультет МГУ, работал инженером-физиком, преподавал в средней школе, в вузе, был на исследовательской работе в НИИ. Более десяти лет работал в журнале «Техника – молодежи». Перу В.Н.Болховитинова принадлежат художественные очерки о деятелях науки и культуры – Менделееве, Циолковском, Ньютоне, Лобачевском, Горьком, Леонове. Его книга «Столетов» о выдающемся русском физике не раз выходила в серии «ЖЗЛ». Был членом редколлегии «Литгазеты». А еще Болховитинов писал стихи, но никогда не публиковал их в своем журнале, несколько стихотворений были напечатаны в «Науке и жизни» только после его кончины.
Он мечтал создать свой научно-популярный журнал, что было в середине прошлого века не менее сложно, чем сейчас, хотя и по другим причинам. Сначала Виктор Николаевич проверил и отточил свои представления о том, каким должен быть общедоступный журнал о науке и технике, создав в 1956 году под эгидой комсомола журнал для юношества «Юный техник», имевший большой успех среди молодежи. Через несколько лет, сумев добиться специального постановления всемогущего ЦК КПСС, Болховитинов взялся за реорганизацию скучноватого журнала «Наука и жизнь», предназначенного тогда в основном для лекторов и активистов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.
Буквально за несколько месяцев, взяв с собой из редакции «Юного техника» большую часть сотрудников, Виктор Николаевич превратил журнал в интересное, живое и доступное чтение для всей семьи. Разумеется, успеху способствовала изменившаяся к тому времени из-за «оттепели» обстановка в стране, ослабление цензурных и идеологиче6ских ограничений. Тираж за несколько лет вырос более чем в 20 раз, так что пришлось лимитировать подписку, чтобы на «Науку и жизнь» не уходила вся выпускавшаяся в СССР бумага. Конструкция, схема журнала, заложенная в 1961 году, оказалась настолько перспективной и прочной, что выдерживается и до сих пор, сохранились даже основные придуманные тогда рубрики.
С декабря 1980 года журнал возглавил Игорь Константинович Лаговский, инженер, участник Второй мировой войны – защищал небо Москвы. С 1951 года Игорь Константинович начал печататься в научно-популярных журналах, не оставляя профессию инженера, а в 1956 году В.Н.Болховитинов пригласил его на работу в только что организованный «Юный техник». Игорь Константинович стал там сначала литсотрудником, а затем заместителем главного редактора. В сентябре 1960 г. перешел в «Науку и жизнь» и работал там ответственным секретарем до апреля 1961 года, когда в ходе реорганизации журнала был назначен заместителем главного редактора. Автор многочисленных научно-популярных статей и заметок, автор неоднократно переиздававшейся книги «Твое свободное время».
На долю каждого главного редактора, каждого коллектива сотрудников и авторов выпадало свое «трудное время» (а бывают ли времена легкие?). В последние 15 лет, тяжелые для серьезной прессы, журнал «Наука и жизнь» не потерял своего лица, не сдал позиции пропагандиста научного взгляда на мир. Огромная заслуга в этом Игоря Константиновича, руководителя, оказавшегося профессионально состоятельным в новых и к тому же постоянно меняющихся условиях.
Сейчас в редакции осталось не так много сотрудников, входивших в команду, созданную Болховитиновым и его друзьями, но, видимо, полученный тогда заряд настолько силен, что передается вновь приходящим. А может быть, дело в том, что новые сотрудники, конечно же, в детстве и юности читали «Науку и жизнь».
В течение почти двух десятилетий главным редактором журнала «Наука и жизнь» был Виктор Николаевич Болховитинов.
В. Н. Болховитинов пришел в журнал в 1961 году, когда было принято постановление ЦК КПСС об изменении направления и содержания журнала «Наука и жизнь», поставлена задача сделать его изданием массовым, доступным и нужным для широкого круга читателей.
Виктору Николаевичу Болховитинову во многом обязан журнал «Наука и жизнь» своим вторым рождением. Он был редактором-художником, убежденным, что можно и нужно рассказывать о науке, о путях научно-технического прогресса словом образным и даже поэтическим, что надо затрагивать как можно более разнообразные темы. Он считал, что пропаганда знаний неотделима от нравственного воспитания, стремился к тому, чтобы научно-популярный журнал не только давал сведения о научных достижениях, рассказывал о путях к победе знания, но и учил добру: человеческой чуткости, бережному отношению к окружающему миру − к людям, животным, к природе, живой и рукотворной.
Виктор Николаевич Болховитинов внес большой вклад в развитие советской научно-художественной литературы и научной публицистики.
Трудовой путь он начал в годы первой пятилетки. Увлеченный ударным трудом, как и все его сверстники-комсомольцы, он работал трактористом в совхозе, шахтером, электромонтером. Потом, окончив физический факультет МГУ, работал инженером-физиком, преподавателем средней школы и вуза, был на исследовательской работе в научном институте.
Писать и печататься начал в ранней юности. Первые стихи напечатал, работая на заводе. Он был в той группе молодых литераторов, с которой встретился А. М. Горький в 1931 году.
Эта встреча определила дальнейшую судьбу В. Н. Болховитинова. Он принял как девиз своей жизни слова Горького о неразрывности литературы и науки. Особенно часто он вспоминал рассуждения Алексея Максимовича о том, как важны и интересны в литературе «артельные дела», о том, как увлекательна работа организатора-редактора.
В письме к выпускникам школы города Сасова, где он учился, Виктор Николаевич писал: «Меня восхищала работа Горького, редактора и организатора, как он говорил, «литературных предприятий». Горький был не только великим писателем, художником слова, он был и гениальным редактором, великим изобретателем журнальных поворотов, оркестровки рубрик, создателем ансамблей материалов, придумщиком новых точек зрения на явления, открывателем новых ракурсов подачи интересной информации. С восхищением читал я сконструированные им журналы, пытаясь разглядеть внутренние пружины их механизмов, создающие напор тех идей, которые способны овладеть массами − превратиться в материальную силу».
Перу В. Н. Болховитинова принадлежат художественные очерки о деятелях науки и культуры − М. Горьком, К. Циолковском, П. Лебедеве, Д. Менделееве, И. Ньютоне, Н. Лобачевском, Л. Леонове, В. Орлове. Его книга «Столетов» о замечательном русском физике выдержала несколько переизданий; исследование неизвестного ранее научного материала, глубинное постижение характера героя, прекрасное литературное изложение сделали эту книгу одной из самых значительных в серии «Жизнь замечательных людей».
Более десяти лет В. Н. Болховитинов работал в журнале «Техника − молодежи». Он был создателем новаторского журнала для юношества «Юный техник», журнала «для смышленых, которых надо научить быть умелыми». Он был членом редакционной коллегии «Литературной газеты». Таков был редакторский опыт, с которым он пришел в журнал «Наука и жизнь». Но только ли редакторский?
В одной из своих статей В. Н. Болховитинов писал о Горьком: «Душа Горького не только в его повестях и рассказах, − многоцветный спектр его души сверкает в сделанных им, изобретенных им изданиях. Там видна его точка зрения, угол, под которым он смотрит на явления, полифоничность его интересов».
Положив за потное седло.
Родина, проснувшись ранней ранью,Никогда, должно быть, не забыть!
Полыхают впереди пожары.Едем мы, покачиваясь чуть.
В городке чужом над тишью улиц,Пропоет, что началось уже.
И начнется. И, назад не глядя,В праведном подымемся бою.
Я уйду на смерть − большой, лобастый.Мой любимый человек.
По ночам в раскрашенные сны.
Но однажды − храп орловской пары,И совсем не знающий меня.
Он не хочет знать мой мир спокойный.Старым кипарисовым крестом.
Знал ли я тогда, что в сизой гари.Умирает, не дойдя до губ.
Годам течь, а горю не избыться.В окропленной солнцем тишине!
Под крылья прятали глаза.
А в детской вздрагивала люстра,Тряпье, облатки от пилюль.
В той комнате, где спали дети,Сжимаясь в горестный комок.
И поздний цепенел прохожий,Старинный, милосердный сон.
И в детской колыхал портьерыС горящей птицей на груди.
Сон шелестел, по детской рея.Лицо на руки положив.
1. ОТПЛЫТИЕ
Высокий человек ударил в дверь ногой.Я натянул брезентовую куртку.
Мы к морю шли тропинкою косой.И море пахло женственно и мудро.
Не задохнуться бы от счастья!Вон кто-то в доме подошел к окну.
Как жжет подошву фейерверк прибоя!Кремнистый берег левою ногою.
2. ДОМА
Вот на военной карте красный крест.Раскрылся голубой цветок Новалиса −
Так ты подумал. В этот свой приездОт скромной страсти Ланнеровских вальсов.
Как далеки дни службы! На постелиСо свесившейся до полу рукой.
Большой − он в детский сон идет с опаской,За красною кладбищенской стеной...
По материалам журнала "Наука и жизнь" [1]
Ссылки:
[1] http://www.nkj.ru/about/history/
[2] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/5b1655e965912e9c.jpg
[3] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/83d1cc5eba02de8a_0.jpg