Переселившиеся на среднее течение Оки восточные славяне жили соседскими общинами, объединенными в племена и племенные союзы. Практиковался натуральный тип хозяйства с преимущественным занятием земледелием. Объединяли племена язык, вера в древних славянских богов и схожие обычаи. Воевать земледельцы-славяне не любили, поэтому предпочитали откупаться от потенциальных врагов данью.
В VI-VII веках многие восточнославянские племена платили дань аварам, в IX-середине Х веков—Хазарскому каганату.
Впрочем, некоторые восточные славяне, особенно проживавшие вдалеке от грозных степных кочевников, предпочитали нанимать для охраны пределов своего племени профессиональные военные дружины во главе с князьями. Так, в середине IX века новгородцы (словене и часть кривичей) пригласили управлять своими землями дружину под руководством Рюрика.
Родственники Рюрика, в частности Олег Вещий, быстро поняли важное стратегическое положение Новгорода, стоявшего на торговом пути «Из варяг в греки«. Князь Олег захватил Киев и получил контроль над всем путем от Балтийского до Черного морей.Используя традицию «старины«, первые Рюриковичи фактически узурпировали власть на северо-западе Руси и в Поднепровье. Возникло первое на землях восточных славян централизованное государство—Киевская Русь.
В 964 году киевский князь Святослав покорил вятичей и обложил их данью, а затем, спустившись вниз по Волге, разгромил Хазарский каганат.
Одной выплатой дани многочисленные восточнославянские племена было не сплотить. Наследник Святослава, князь Владимир, начал сажать на престолы в подвластных землях своих сыновей, при которых постоянно находилась профессиональная военная дружина.В начале XI века владения на северо-востоке Древнерусского государства были отданы киевским князем Владимиром одному из своих сыновей—Глебу, который вместе с братом Борисом стал первой жертвой борьбы за власть после смерти отца. Позднее принявшие мученическую смерть юные князья Борис и Глеб были канонизированы церковью и признаны святыми. Ярослав Мудрый передал земли северо-востока Руси своему четвертому сыну Святославу Ярославовичу.
Во второй половине XI века ослабла власть Великого князя Киевского. Князья и бояре в других землях укрепили собственные позиции и не желали подчиняться Киеву. Начался период политической раздробленности.
С междоусобной борьбой конца XI века связано первое упоминание Рязани в русских летописях. В1096 году разбитый в среднем Поднепровье князь Черниговский Олег Святославович бежал на берега Оки «в Рязань», в земли, которыми владел его младший брат Ярослав Святославович.
Князья вели постоянные войны друг с другом за умножение своих владений. В итоге столкновения так утомили Русь, а родственные связи князей так запутались (все они были родственниками из династии Рюриковичей), что пришлось собирать съезд князей в Любече (современная Черниговская область Украины) в 1097 году. Съезд попытался разрешить застарелые споры правителей.
Черниговская земля была передана сыновьям Олега Святославовича, а земли на берегах Оки оставлены князю Ярославу Святославовичу. Так возникло самостоятельное Муромо-Рязанское княжество со столицей в городе Муром.
В середине XII века Рязанское княжество отделилось от Муромского. Его первым самостоятельным правителем стал князь Глеб Ростислвович, внук основателя династии муромо-рязанских князей Ярослава Святославовича.
Столицей княжества являлась Рязань (Старая). Город был довольно крупным, с населением около 5000 жителей.
Производя раскопки, археологи открыли остатки металлургического производства—домницы для варки металла, кузницы. Работали в Старой Рязани и гончары, плотники, каменщики, медники.
Рязань славилась не только мастерами кузнечного дела, которые ковали серпы, ножи, топоры, сошники и косы, но и прекрасными ювелирами. Ученые находили при раскопках изделия из золота, серебра и драгоценных камней.
В Рязани преобладала усадебная застройка. В усадьбу входили жилые, хозяйственные и производственные постройки, а ее территория обносилась оградами.
Постройки в городе возводились из дерева, каменными являлись три храма: Спасский, Борисоглебский и Успенский, богато украшенные резьбой и фресками.Здесь была развита торговля. По Оке проходил путь, связывавший страны Европы с Азией. Археологи не раз находили на территории Старой Рязани клады монет восточных стран.
От врагов город защищали мощные земляные валы и десятиметровой высоты деревянные стены, обмазанные глиной. Внутри крепости, вдоль Оки, стояли княжеские и боярские терема.
Помимо Старой Рязани в княжестве возникли города Пронск, Белгород, Ижеславль, Борисов-Глебов, Ростиславль и другие.
Несмотря на сопротивление введению христианства, в X-XI веках оно постепенно проникало и на нашу землю. Народ рязанский принимал православие. Да и князья рязанские пытались освятить с помощью религии свой авторитет властителей.
Серебряный браслет-наруч. Конец XII-первая треть XIII веков, Старая Рязань.
В 1198 году была создана Муромо-Рязанская епархия. Первым ее епископом стал Арсений, много сделавший для развития Рязанской земли.
Как и положено стольному княжескому городу, Рязань являлась крупным культурным центром. Здесь переписывались книги, учили грамоте, о чем говорит находка металлических застежек для книг и принадлежностей для письма на восковых дощечках.
Рязанские князья поддерживали тесные связи с Черниговским княжеством, где правили их ближайшие родственники. Более сложными отношения были с северным соседом — Суздальско-Владимирским княжеством, которое пыталось подчинить Рязанское княжество. Хотя военный перевес оставался на стороне владимирских князей, Рязанская земля смогла сохранить независимость.
Наш край являлся пограничным. С середины XI века его правители вели борьбу со степными кочевниками-половцами, приходившими из Дикого поля. На востоке рязанские князья пытались расширить свои владения, подчиняя сплоченные и сильные мордовские племена, жившие на берегах Цны и Мокши. За влияние в мордовских землях рязанские князья соперничали с правителями Волжской Булгарии.
Длительное противостояние с половцами, булгарами и мордвой, готовность к отражению нашествий закалили характер рязанцев, повысили боевые навыки княжеской дружины.
На основании археологических исследований можно предположить, что на территории современной Рязани и ее окрестностей уже в VIII-X веках имелись сельские поселения восточных славян в районе Борок и Шума-ши. Их существование потребовало также и создания административного центра.
Вблизи от высокого мыса протекала Ока, откуда речные суда могли заходить к городу через устье Трубежа.
Датой основания нашего города, известного до 1778 года как Пере-яславль-Рязанский, принято считать 1095 год.
Некоторые ученые предполагают, что этот город назывался Борисо-вым-Глебовым и упоминался в летописях в 1180 году. Однако большинство исследователей считают, что остатками города Борисова-Глебова является городище с таким названием на территории современного Рыбновского района.
Следующее упоминание о Переяславле-Рязанском относится к 1208 году, когда рязанский епископ Арсений заложил город Переяславль у Карасева озера (озеро находилось на территории Кремля).
Между записями о заложении Переяславля-Рязанского в1095и1208 годах нет противоречия. Выражение «заложить град» означало постройку оборонительных сооружений. Поскольку они могли разрушаться и восстанавливаться, то сообщения о «заложении града» часто встречаются несколько раз в отношении одного и того же города.
Загадкой остается ответ на вопрос о том, каким князем был основан Пе-реяславль-Рязанский. Его мог заложить князь Олег Святославович—внук Ярослава Мудрого, основателем мог быть и сам Ярослав или один из его сыновей—Всеволод, а возможно, и Владимир Мономах. Предполагают также, что основателем города стал первый самостоятельный правитель Муромо-Рязанского княжества Ярослав Святославович.Переяславль-Рязанский домонгольской эпохи располагался на северовосточной части холма, на мысе при впадении Лыбеди в Трубеж, где в наше время стоит церковь Святого Духа.
В XI веке Переяславль Рязанский представлял собой деревянную крепость площадью примерно 0,5-2 гектара, возможно, защищенную дополнительно валом и рвом.В XII веке произошло расширение поселения вдоль берега реки Трубеж; была возведена новая крепость большего размера. В 1225 году на территории Кремля построили церковь Николы Старого. В юго-восточной части городища, за не дошедшим до нас валом домонгольской эпохи поначалу находилось кладбище. Здесь археологи обнаружили самый ранний славянский могильник на территории современной Рязани, который относится к XII веку.
На месте этого кладбища в конце ХП-начале XIII веков возникла торгово-ремесленная часть города—Посад.
О торговых связях города в домонгольскую эпоху говорят находки красноглинянои лощеной керамики, производимой в Х-ХШ веках в Волжской Булгарии.
Обнаружены также фрагменты цветной и белой стеклянной посуды Х-ХШ веков, украшенной росписью, орнаментом или стеклянными каплевидными наплывами. О развитии торговли свидетельствует и крупный клад из 199 серебряных гривен весом около 40 килограмм. Клад найден недалеко от Кремля, в районе церкви Бориса и Глеба. О занятиях горожан на досуге можно судить по игральной шашке конца ХН-начала XIII веков, на которой сделано рельефное изображение хищной птицы.
В Древней Руси существовало три города, носивших название «Переяс-лавль». Все они сохранились и по сей день.
Первый из них находился на юге, на левом берегу Днепра, у степной границы. (Современный Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины).
Он являлся одним из древнейших русских городов. Его название выводят от выражения «перенять славу», то есть одолеть, победить врага. С XII века Переяславль был центром самостоятельного княжества. Отсюда в 1113 году Владимир Мономах отправился княжить в Киев.
Именно в Переяславле в 1654 году собралась Рада, на которой представители казаков, крестьян и горожан Украины поддержали предложение Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией.
Второй город находился в Ростово-Суздальской земле и назывался Переяславлем-Залесским (в современной Ярославской области). В конце XVII века здесь на Плещеевом озере Петр I начинал строить русский военно-морской флот.
Третий Переяславль находился в Рязанской земле и именовался Переяславлем-Рязанским.
Все три города стоят на реках, которые называются «Трубеж». Можно предположить, что в основании Переяславля-Рязанского и Переяславля-Залесского активное участие принимали жители Переяславля-Южного. Они и принесли на новое место название города и реки. О присутствии в Переяславле-Рязанском в момент его основания переселенцев из среднего Поднепровья говорит и река Лыбедь. Так называлась речка, протекавшая по центру Киева. Согласно народной легенде, Лыбедью звали сестру князя Кия, основателя Киева.
По материалам книги «Мой родной город Рязань»
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl1_0.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl12.jpg
[3] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl2_0.jpg
[4] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl3_0.jpg
[5] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl4_0.jpg
[6] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl5_0.jpg
[7] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl6_0.jpg
[8] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl7_0.jpg
[9] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl8_0.jpg
[10] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl9_0.jpg
[11] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/pereslavl10_0.jpg