Постройка храма в селе Алпатье Зарайского уезда
М.Б. ОленевСело Алпатье Зарайского уезда Рязанской губернии ныне – село Аппатово Луховицкого района Московской области. В источниках упоминается с конца XVI века. Так, в платежных книгах 1595 года деревня Алпатьева, вместе с деревней Елагино, значатся в числе вотчин Рязанского Спасского монастыря.
В выписи с писцовых книг Рязанского уезда письма и меры Кирилла Семеновича Ворнцова-Вельяминова при деревне Олпатовской показано «пашни паханые четверть, да наезжие пашни 99 четвертей, да перелогом 100 четвертей, да лесом поросло 50 четвертей, а всего 250 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена у реки Оки на берегу на лугу на Мосякине 50 копен, лесу чернаго и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты, поперег на версту, Инде меньши, да рыбные ловли: озеро Волынь, да озеро Научанец. А писана та вотчина за Спасским монастырем по государевой жалованной грамоте за подписью дьяка Прокофия Пахирева 131 (1623) года по приправочным книгам князя Василия Волынского с товарыщи 105 году» [1].
Нелегкий процесс постройки храма подробно описан в некрологе отцу Алексею Тарасьевичу Дроздову (1832 - 1899), протоиерею местной Казанской церкви [2].
До построения храма в Алпатье жители числились в приходе Казанской церкви соседнего села Долгомостьево.
Первым делом отец Алексей нашел спонсора, местного крестьянина И.Н. Позднякова, который обещался выделить на строительство храма 3000 руб.
План для нового храма был в общих чертах снят с плана кладбищенской церкви села Ловцы, расположенной в 14 километрах к северу от Алпатье. Деревянную часовню купили в деревне Шехмино, что в 30 километрах к северо-востоку от Алпатье (приход села Кузьминское) размером 16 х 10 х 4 аршин. Само деревянное строение обошлось в 70 рублей. Торговаться в Шехмино ездил сам будущий священник Дроздов и будущий церковный староста Леонтий Обухов.
Следующим этапом было нанять плотника. Подряд обошелся в 83 рубля.
В 1867 году кирпичному заводу в селе Константиново Рязанского дан заказ изготовить 100000 кирпичей и доставить их по Оке в Алпатье. Крестьянин Поздняков выдал кирпичнику задаток - 150 рублей. Но, кирпичник, изготовив 11000 кирпичей (то есть, чуть более 10% от заказа), неожиданно отказался от выполнения заказа и вернул часть задатка. В результате строительный комитет во главе с о. Дроздовым отдали подряд на кирпич местному жителю Гладкову, владельцу небольшого кирпичного завода в самом селе Алпатье.
Однако неприятности на этом не закончились. Неожиданно спонсор строительства, крестьянин Поздняков, отказался от своего обещания пожертвовать 3000 рублей на постройку храма. Денег не стало.
О. Дроздов вступил в обширную переписку с жителями села, проживавшими «на стороне» - купцами и ушедшими на заработки, призывая их к пожертвованиям в родной храм, а также рассылал письмо другим доброхотам. Священник сам лично ездил в Москву и С.-Петербург для сбора пожертвований. В итоге ему удалось собрать около 1000 рублей, на которые зимой 1867/68 года были заготовлены материалы для летних работ, которые начались в июле.
Когда стены храма были выложены на высоте 1 аршин, деньги закончились. Крестьяне села, порядком обедневшие от опустошительных пожаров за последние 3 года, решительно отказывались вносить добровольные пожертвования.
Тогда о. Дроздов со своими помощниками, крестьянами Леонтием Обуховым и В.П. Простовым, поехали в Рязань к архиепископу с просьбой выдать им книгу на сбор пожертвований на строящийся храм. «С этой книгой они исходили почти всю Россию». Зимой 1868/69 года на собранные таким образом средства и, главным образом долги, строители подготовили материал для летних работ. Весной и летом 1869 года были возведены стены.
Зимой 1869/70 года заготовлены лес и железо, подряжены плотники и кровельщики.Летом 1870 года из Нижнего Новгорода пришло железо, пожертвованное купцами Куровыми. Белое железо на обшивку купола пожертвовал крестьянин Поздняков. Недостающее купили. Кузнецов уговорил коломенских лесопромышленников пожертвовать балки для наката полов и потолка в храме.
К августу 1870 года здание церкви было покрыто полностью, покрыт и купол над храмом и колокольня, установлен медный, вызолоченный через огонь, с яблоками крест.Водружение креста стало событием для жителей Алпатье – на это торжество собрались все односельчане «от мала до велика».
Осенью деньги снова иссякли и работы прекратились. В долг были заготовлены материал для штукатурки храма, для внутренней отделки, заказан крест на колокольню.В мае 1871 года на колокольню был водружен крест, медный, также вызолоченный через огонь. Церковь изнутри была отштукатурена, устроены рамы и двери. Деньги опять закончились.
Зимой 1871/72 года был готов иконостас, правда, работа задержалась на полгода, и в июле 1872 года был поставлен на место.Из Нижнего Новгорода приехал А.Л. Обухов и привез суммы, пожертвованные благотворителями. На эти деньги о. Дроздов в Москве купил всю необходимую церковную утварь.
Кузнецов уговорил коломенскую купчиху Набокову пожертвовать в дар храму в Алпатье две иконы: Казанскую икону Божией Матери, в серебряной ризе и Тихвинскую икону Божией Матери, в серебряной ризе (также 7 вершков в длину, весом 7 фунтов).
Казанская икона была встречена прихожанами и пастырем с особым торжеством и врезана в местный ряд иконостаса, по левую сторону царских дверей. Храм был устроен во имя Казанской иконы Божией Матери. Тихвинскую икону поставили в большой киот у правого клироса.
Крестьянин М.П. Кузнецов нашел среди купцов жертвователей на покупку в Москве колокола весом 16 пудов с фунтами. Колокол прибыл поездом из Москвы на железнодорожную станцию Горки, но не 16-пудовый, а 250 пудовый. Т.е. в 15 раз тяжелее! Почему-то перепутали!
Но в этой случайности местные крестьяне увидели указание на возможность приобретения в будущем большого тяжеловесного колокола.На колокольню из временной деревянной церкви были перенесены 5 колоколов весом около 19 пудов.
Сын церковного старосты Д.Л. Обухов заказал в Саратове на заводе купцов Гудковых с отсрочкой платежа колокол весом 200 пудов. Обухов ранее служил у саратовских хлеботорговцев.
Колокол был отлит в 1876 году. В 1878 году еще один колокол весом 42 пуда 5 фунтов был пожертвован коломенским купцом Кашириным. Но, вскоре этот колокол разбился и был перелит в 62 пуда с фунтом.В кассе строительного комитета от постройки осталось 15 рублей.
20 августа 1872 года, в воскресенье, было решено освятить храм. Л.Д. Обухов и, приехавший на родину чистопольский мещанин И.Е. Мучников, отправились в Рязань просить Его Преосвященство, Алексея, Архиепископа Рязанского и Зарайского, почтить своим присутствием село Алпатье и освятить храм. Владыка принял депутатов и назначил день приезда на вторник, 22 августа.
Архиепископ прибыл в село в 5 часов вечера 21 августа. У храма его встречали толпы народа, с нетерпением ожидавшие никогда не бывавшего здесь высокопоставленного иерарха.
Владыка прибыл по дорогу от станции Горки на экипаже со свитой. Его встречали хлебом-солью семья о. Дроздова. Отдохнув с дороги и, выпив чая, владыка начал благовест ко всеносщной.
На другой день литургии в Алпатье начал стекаться народ со всех окрестных приходов. Церковный староста Л.Д. Обухов в 2 приема собрал на тарелку до 500 рублей.«Я не знаю ни одного случая в епархии, когда бы постройка храма, без определенного капитала так успешно была бы закончена».
Сноски:[2] Рязанские епархиальные ведомости, 1900. №№8-10.