Червячок спрашивает у матери:
- Мама, а почему мы в навозе живем?- Это наша родина, сынок!
Один мой знакомый сказал на уход прошлого Губернатора Рязанской области Георгия Шпака со своего поста:
- Он запомнится тем, что памятники нужные поставил, патриотизм рязанцам повысил…
Рязанский патриотизм, на мой взгляд, сродни патриотизму червяков из бородатого анекдота. Все – и жители города, и особенно его власти – прекрасно знают, где они обитают. Но вместо того, чтобы предавать недостатки рязанского уровня жизни огласке (не говоря уж о том, чтобы пытаться их искоренить) власть «повышает патриотизм» рязанцев, взывая к их героическому прошлому – залогу достойного будущего и превращая проигрышные стороны здешней житухи путем официальной пропаганды в фирменный брэнд Рязанского края.
Взять хоть вышеупомянутые памятники…Коловрат – Бог бы с ним, герой освободительного движения. А вот Олег Рязанский действовал на Куликовом поле исходя из соображений местного патриотизма и… местного самолюбия. Рязанские бояре в средние века любили повторять: «Рязань первее (старше. – Е.С.) Москвы! Рязани под Москвой не ходить!» Князь Олег думал так же. Отступил от великого князя Дмитрия – чтобы татары не тронули его землю – был разбит дважды, тем же Дмитрием и Тохтамышем, ровно через два года шедшим на Москву. Потерял едва не половину населения княжества убитыми и полоненными. И под конец жизни ушел в монастырь, замаливать собственный тяжкий грех. Казалось бы, очевидно, что он должен быть изображен не полководцем на коне, а монахом во власянице. Ибо не победоносно отступничество от всенародной освободительной войны!
Но памятники-то поставлены с целью продекларировать в веках самодостаточность Рязанской земли – недаром их воздвижение приурочено было к 70-летию вычленения Рязанской области из огромной Московской области. Тем политическим актом в 1937 году завершилась многовековая традиционная борьба Рязани с Москвой за самостоятельность, в ходе которой так двусмысленно прославился Олег Рязанский. В Советском Союзе, естественно, о подлинной самостоятельности области, как удельного княжества, говорить не приходилось – Госплан был один на всех, как и руководящая роль КПСС, как и Уголовный Кодекс, и Конституция СССР… Но около тридцати районов выкинули из Московской области – все равно что за черту оседлости. Потом эта цифра трансформировалась в большую и меньшую сторону, пока не остановилось на нынешних двадцати пяти. Двадцать пять районов, соседствующих с московскими географически и отстающих по качеству жизни, как палеолит от неолита… С древним и славным городом Рязанью во главе. Городом, который было не жалко Совету Министров СССР, и потому сюда напихали предприятий тяжелого машиностроения, оборонки и химической обработки выше крыши – тогда как одного ушедшего в прошлое «Центролита» было достаточно, чтобы обеспечить тогдашнюю Рязань онкологическими заболеваниями и патологиями дыхательных путей на каждую душу населения, включая младенцев в утробах...
С точки зрения обывателя, ох, зря была обособлена Рязанская область!.. Кто на автомобиле ездит, тот понимает, о чем я. Рязанский патриотизм «подпитывается» насмерть убитыми дорогами. В любой подмосковной деревне состояние асфальта в разы лучше, чем в областном центре. До Луховиц – нормальное асфальтовое покрытие. Сразу за стендом «ГИБДД Рязанской области приветствует дисциплинированных водителей!» асфальт сменяется стиральной доской. Только очень дисциплинированный водитель способен проехать по нему без ущерба для личного автотранспорта. Все равно что на цыпочках пройти надо умудриться… Более или менее поддерживаются в христианском виде лишь трассы федерального значения, пролегающие через Рязанскую область. Горьковская, например…
О прелести дорог в областном центре говорить скучно и нудно. Все журналисты рязанских газет клавиатуры разбили на теме состояния проезжих частей городских улиц… А тем, от кого оно зависит – хрен по деревне! По большой деревне под названием Рязань. Нам не указ города с нормальными мостовыми, вроде Липецка – мы лучше на главном проспекте города будем рессоры из «Газелей» на выбоинах терять. С законным чувством: у рязанских собственная гордость!..Кстати, если бы губернатор Георгий Шпак отремонтировал рязанские дороги, вместо того, чтобы воздвигать бронзовых истуканов, - это ему и был бы памятник нерукотворный! Вот ведь Надежду Чумакову до сих пор вспоминают рязанцы с умилением – при ней чистота царила в Рязани, и мостовые не рушились.
А теперь под моими окнами третьим слоем упоенно кладут асфальт. А на улице Чапаева, связывающей исторический центр города с микрорайонами советской планировки, автомобили по-прежнему играют в ралли, объезжая густо рассеянные в шахматном порядке ямы и выбоины. Правда или красивый миф, что у «колесницы» нового губернатора на одной из таких рытвин оторвало колесо, когда он объезжал с инспекцией столицу вверенного ему региона? И разгневанный глава приказал начать реконструкцию дорог?.. Даже если это и неправда, то как хорошо найдено! И как, главное, правдоподобно выглядит!
Лестно, должно быть, для самосознания коренных рязанцев и то, что поезд, некогда органично звавшийся «Березкой», а теперь помпезно «Сергей Есенин», с некоторых пор причислен к лику поездов дальнего следования, и, чтобы купить на него билет из Москвы, надо отстоять в соответствующем зале возбужденную очередь рыл в пятнадцать-двадцать, жаждущих отъехать в Ташкент, Уренгой и Барнаул. ОАО «РЖД» очень польстило рязанским патриотам… и очень затруднило жизнь нечестолюбивым рязанским пассажирам, желающим побыстрее отвалить к своим пенатам, куда ехать-то, тьфу, два с половиной часа…
И, кстати, почему фирменный ростовский поезд называется «Тихий Дон», а не «Михаил Шолохов»? Почему не существует ни одного поезда дальнего следования, носящего личное имя – кроме нашего? Зачем рязанским патриотам нужно, чтобы рязанский поэт на своем последнем пристанище – Ваганьковском кладбище – в гробу переворачивался при каждой покупке билета: «Девушка, мне два места на Сергея Есенина, класс второй, завтра утром»?
А как, интересно, рязанские патриоты относятся к закономерности, что 9 мая в Рязани всегда дождливо? А последний День Победы выпал ну исключительно мерзким. «Вести.ру» довольно издевательски, на взгляд немосквича, предрекли: «На День Победы природа подарит москвичам и гостям российской столицы теплую и сухую погоду… Атмосферное давление начнет расти, облачность станет переменной, ночью и утром осадков в Москве не ожидается, а днем короткие дожди могут собраться, но наиболее вероятны они в южной половине Подмосковья».Не природа, ясное дело, расщедрилась на теплую и сухую погоду ради парада на Красной площади. Секрет хорошей погоды раскрыл телевизионный сюжет. Мэрия Москвы произвела серию традиционных самолетных вылетов. Дорогостоящей аэрозолью насыщают тучи, чтобы они пролились дождем «где стоят». Естественно, за столько лет московские метеорологи прекрасно изучили, куда «срикошетит» разгневанная стихия. Южная половина Подмосковья – это и есть граница рязанских угодий…
То есть рязанские патриоты могут сколько угодно утешать себя тем, что «Рязань первее Москвы», и «Нам Москва не указ» - как относятся к этому аутотренингу москвичи, ясно без очков. Самолеты выпалили аэрозолью как раз над великим Рязанским княжеством!
Конечно, любовь к своей земле не должна базироваться на материальных основаниях. Как говорится, любят не за что-то, а просто потому что. Однако гордость за свою малую родину должна быть сознательной – иначе это гордость туземца, отдавшего за стеклянные бусы золотой слиток и похваляющегося перед племенем новообретенной красотой!
Рязань планомерно лишается того, чем могла бы по праву гордиться. В культурно-историческом плане это был старинный центр города с памятниками деревянного зодчества. Где он? Это был действительно редкостный Кремль. Чувствуется, что полемика «музей или монастырь» складывается не в пользу научного учреждения и светского культурного объекта. Скоро рязанский Кремль, как Ипатьевский монастырь в Костроме, будет доступен для обзора только богомольцам или притворяющимся таковыми.
А ведь какой мог бы быть музей «Рязани Салтыкова-Щедрина» - законсервированный в историческом облике кусок Соборной улицы, ведущей к Кремлю! Брусчатка на земле, полосатые кабинки будочников, шлагбаум с двуглавыми орлами на входе в Кремль, статуя Угрюм-Бурчеева при всех регалиях… Туристы валом бы валили смотреть на такое диво! Но нет – мы что имеем, не храним, где уж вести разговор о создании улицы-музея… Пусть ими всякие Мински да города Золотого Кольца козыряют… Крохотный волжский город Мышкин из своего неблагозвучного названия сделал предмет поклонения тысяч туристов и зарабатывает в туристические сезоны немалые (правда, лично мною не считанные) деньги на культе Мыши.Помимо музея грызуна, в Мышкине еще есть музей валенка, музей устаревшей автомобильной техники. На пристани гостей встречают Кот и Мышь – статисты в масках гуляют там допоздна, фотографируются с туристами… Голословно утверждать «Мы любим свой город!» просто. Не худо бы любить его действенно. Как минимум – не позволяя застраивать современным элитным жильем исторические кварталы и последние зеленые оазисы. Но это намного сложнее и затратнее… Поэтому у нас вечным поводом для гордости останутся два памятника советского разлива Сергею Есенину!
И о какой говорить культуре, когда на центральных улицах Рязани нет элементарщины – туалетов?! Прекрасен город, благоухающий всеми подворотнями! Да и подворотен-то становится все меньше и меньше в силу помянутого интенсивного жилищного строительства класса люкс в центральных микрорайонах… Если так будет продолжаться, скоро всем рязанцам и гостям надо будет выдавать памперсы для прогулок по нашему высококультурному граду. Первая пара – бесплатно, за счет администрации области, вторая и последующие – за деньги. Продаваться они будут в специализированных киосках… Опять же сколько рабочих мест откроется!..
Слышала, якобы одна московская предпринимательница хотела поставить в Рязани сеть биотуалетов, да не сошлась с местными чиновниками в сумме отката… Видимо, заезжая бизнес-леди не поняла, что столкнулась с рязанским патриотизмом! От Москвы нам ничего не нужно! Тем более – сортиров!
А еще пошла по Рязани легенда о грядущих переменах в областном центре. Что оба железнодорожных вокзала объединят в районе Дягилева, там же реанимируют аэропорт для скоростных авиарейсов в Москву, а на месте вокзалов пустят легкое наземное метро… И пойдет тенденция к слиянию Рязани с Москвой в рамках одного мегаполиса… Наверное, это предложение внес новый губернатор? Знаете – а я бы обрадовалась такому исходу, случись он при моей жизни! Пусть Рязань войдет в черту города Москвы на правах рабочего предместья, эдакой Вороньей слободки… Зато хоть дороги – продолжение московских – станут похожи на дороги.Там, на задах мегаполиса, нашему гордому городу самое место. Раз уж выпало в империи родиться, лучше быть окраиной Московской области, чем центром Рязанской!
Елена Сафронова