Веками, женщины Севера, из поколения в поколение, воспроизводили эти образцы, кем-то, когда-то данные, не понимая их смысла и не смея отступить от канона. А потом, в день Х, явится в их деревню, в их дом ...загадочный этнограф Фёдор, во всепогодном комбезе, похожем на скафандр и попростит позволения глянуть на прабабушкины вышивки. Хоть одним глазком. Сблокированным со сканером...
Raudi http://www.liveinternet.ru/users/1534422/post234790987/ [1]
Дочь [2] недавно учила... вернее, она это у меня с трёх лет назубок знает, просто в школе задали и мы освежили в памяти. Не знаю, как она, а я, словно, по родным, знакомым с детства местам прогулялся:
У лукоморья дуб зелёный;Вроде, всё на месте.
Дуб. Точнее, не дуб, а дерево. А, если совсем точно, то многоликое Мировое древо в одной из бесчисленных своих аватар…
Золотая цепь…
Говорящий кот… Кота, кстати, зовут Баюн. Собственно, это не совсем чтобы имя – скорее, кличка по профессиональному признаку. Происходит она от слова «баять» - говорить. Отсюда же и однокоренныебайка, баюкать и так далее вплоть до имени (или тоже псевдонима?) самого известного нашего речистого былинникаБаяна.
Баюн – один из хранителей Мирового дерева. От его мурлыкания любого, кто приблизится к заветному дубу ближе, чем на три версты, охватывает беспробудный сон. А тут ему и смерть от кошачьих когтей, ибо силища у кота немеряная – одним ударом рвёт он сразу три кольчуги.
Вот только направление кошачьего движения Александр Сергеевич передал не то, чтобы неверно, а несколько неточно. Дело вот в чём…
Нынешние иллюстраторы изображают пресловутую цепь просто висящей на дубе поперёк ствола. Наверно, для красоты, так как никакого функционального назначения у неё при таком положении не просматривается.
В первоисточниках же, в языческих славянских представлениях омироустройстве, у золотой цепи была своя роль (у наших предков в их космологии, вообще, не было никаких лишних элементов) – она скрепляла небо и землю, чтобы небо не улетело от земли. То есть, основной её вектор располагался не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной.
Кроме того, цепь была протянута между землёй и небом, если можно так сказать, не напрямую, а обвивалась по спирали вокруг ствола дуба зелёного. Если меня читают люди, сведущие в физико-математических областях, буду благодарен им за расчёт, увеличится ли при спиральной намотке прочность цепи на разрыв в сравнении с прямым креплением между двумя точками.
Вот и получается, что, двигаясь направо, Баюн по винтовой спирали поднимается наверх. Точнее, восходит в Верхний мир, в обитель богов. И поёт он при этом не простые песни, а гимны небожителям.
При движении налево, он, по тому же принципу, спускается вниз и объявляет смертным услышанную на небесах волю богов. Пушкин назвал доклады кота «сказками» потому, что в его времена этот термин означал не литературный фантастический жанр, а свидетельские показания. Тогдашние протоколы допросов изобилуют записями типа «…по сказкам дворовых людей» – мы бы сейчас сказали: «…по показаниям свидетелей». А главным документом, отражающим состояние податного, то есть налогооблагаемого, населения Империи, аж, до первой половины XIX века были Ревизские сказки. Так, что всё более чем серьёзно!
…Тут я решил свериться с учебником начертательной геометрии и выяснил, что называть фигуру, образованную золотой цепью, намотанной на ствол Мирового древа, спиралью некорректно. На самом деле она называется конической винтовой или спиральновинтовой линией.
А спиралью будет горизонтальная проекция этой винтовой линии. Причём, это будет классическая спираль Архимеда.
На этом рассказ про спирали на время поставим на паузу и сделаем необходимое лирическое отступление.
Вот вы как думаете, все эти хулуппу, иггдрасили, гао-керены, солнечные берёзы и прочие аватары, в коих себя являет нам Мировое древо [4] всего лишь высосанный из пальца фантастический образ, не отталкивающаяся ни от чего мифологема-пустышка?
Особо любимая мною «социальная группа»– историки(тм)– впрочем, именно так и считает. Дескать, темнеет рано, вечера длинные, электричества нет, заняться нечем – вот и насочиняли немытые-нечёсанные наши предки всяких небылиц. При этом, господа-товарищи историки и прочие диалектические материалисты никак не объясняют, как образ Мирового дерева очутился в мифологиях практически всех народов мира, отделённых друг от друга тысячами лет и километров. Как не объясняют и живучести этого образа. Ни в одной сказке, былине или саге Мировое древо не является главным героем – оно всегда второстепенный персонаж. Но несть числа фольклорным произведениям, в которых оно зримо или незримо, явно или неявно присутствует и определяет ход событий.
Я приблизился к ответам на эти вопросы: образ Мирового древа – это послание. И не просто послание, а зашифрованная схема энергетических потоков.
Хотя, почему зашифрованная? Скандинавы, например, весьма тщательно (в дохристианские, разумеется, времена) проработали концепцию Мирового древа и их ясень Иггдрасиль крайне мало похож на обычное растение, пусть и вселенских размеров. Он может светиться и до того, как боги создали Солнце и Луну, был единственным источником света в зарождающейся Вселенной. Он разумен и даже может транслировать свои мысли напрямую в чьё-то сознание. И так далее, и тому подобное…
Венчает конструкцию конкретный дальше некуда элемент: на вершине Мирового ясеня сидит великан в образе орла (с дружелюбным именем Пожиратель трупов) и взмахами крыльев создаёт энергетические потоки, питающие все девять миров скандинаво-языческой Вселенной.
Тот же смысл зашифрован в авестийской космологической схеме: птица Сен [5] сидит на вершине Мирового дерева Гао-Керена (Лучистое растение) и взмахами крыльев создаёт ветер, которым по Вселенной распространяются семена Лучистого растения и вся осязаемая и неосязаемая нами флора произрастает из этих семян. Как видим, аналогия эддических и авестийских взглядов полная – различия лишь в терминах.
То же самое присутствует и в исламе:
- Дерево Туба это огромное дерево. Тот, кто неплохо знает рай, видит его всякий раз, когда по нему прогуливается. В центре этих десяти гор, о которых я тебе говорил, есть одна, там и находится дерево Туба.- Симург свил своё гнездо на вершине дерева Туба. На заре он вылетает из своего гнезда и простирает свои крылья над землёй. От воздействия его крыльев появляются плоды на деревьях, а растения прорастают из Земли
(Шайх аль-Ишрак).Примеров – масса. И все они говорят об одном: Мировое древо – схема вселенских энергоообменных процессов.
Вам это ещё не очевидно? – Тогда возвращаемся к нашему приостановленному разговору про спирали.
Итак, «златая цепь на дубе том» представляет собой коническую винтовую линию. Её фронтальная проекция –синусоида с затухающим колебанием; горизонтальная – спираль Архимеда.
Пока любители Дэна Брауна и числа «фи» умиляются последнему факту, мы вспомним другую энергию – кундалини.
Что это за энергия и как её пробудить – обсуждать не будем, поскольку это разговор долгий, дискутабельный и к сегодняшней теме не относящийся. Вспомним про неё лишь то, что поможет увязать её с нашими прогулками по Лукоморью.
Тантрические практики говорят, что источник энергии кундалини расположен в основании позвоночника. А саму её – внимание! – изображают в виде змеи, свёрнутой спиралью в три с половиной оборота.
Каноническое изображение кундалини – это горизонтальная проекция золотой цепи с пушкинского дуба зелёного! Вы верите в совпадения такого рода?
Могу даже обосновать нетипично для ведической традиции нецелое– три с половиной–число витков змеи-кундалини. Если проекция имеет три с половиной оборота, значит, и проецируемая винтовая линия имеет три с половиной оборота. Получается, что златая цепь обмотана вокруг ствола дуба зелёного в три с половиной витка. Ведёт она, напомню ещё раз, с земли на небеса. А небес в славянской космологии – семь. То есть, на одно «небо» приходится как раз полвитка спирали. Красиво! Безумно красиво! И безукоризненно логически обосновано! И это при том, что винтовую линию (златую цепь) и спираль (кундалини в виде змеи) мы взяли из абсолютно разных источников!
Кстати, физико-математически одарённые мои читатели, мы знаем, что небес 7. На каждое из них приходится по полвитка (180 градусов)спиральновинтовой линии. Ещё я знаю расстояние от земли до «первого» неба – 7 вёрст. Ну-ка, рассчитайте при таких вводных радиус и длину окружности нижнего витка спирали! Тогда и прикинем сколько километров приходится прошагать учёному коту, для того, чтобы спутешествовать до обители богов!
Единственное, к чему можно придраться – к несопоставимости категорий: где Мировой дуб и где позвоночник… Но это тоже вещи, как ни странно, соизмеряемые! Позвоночник – аналог Мирового древа на индивидуальном уровне.
Точно так же и наоборот: Мировое древо рассматривается, как структурный хребет Вселенной. И среди его корней таится источник вселенской кундалини…
Не знаю, как вы, а лично я знаю единственный предмет, закопанный под Мировым дубом. Один очень уважаемый персонаж [6] однажды сам поведал нам про него: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – моя смерть!».
А теперь следите за руками! Кощей говорит, что смерть его спрятана в яйце, но что это за яйцо, какова его природа и кто его снёс не говорится!
Об яйце, хранящем Кощееву смерть, достоверно мы знаем только то, что оно находится в утке. По банальной логике должно подразумеваться, что яйцо утиное. Но в данном случае мы дело имеем не с естественно-биологической ситуацией, а с волшебно-сказочной – ну, ведь, не может же заяц, в котором в свою очередь находится утка, считаться её биологическим отцом! Он лишь вместилище, но не биологический предок.
Роль не продуцента, а хранилища играет и утка. Яйцо всего лишь временно находится в ней, как в сейфе, но не является её порождением. Поэтому оно может быть чьим угодно – куриным, воробьиным, павлиньим… А может быть вообще даже не птичьим, а крокодильим, например. Или черепашьим. Ничто не мешает ему быть и змеиным. А как говорил Рикки-Тикки-Тави: «Из яиц кобры могут вылупиться только кобры!».
Сведя все эти факты вместе, мы получим, что в яйце кощеевой смерти ждёт своего часа, в виде свернувшейся в три с половиной оборота змеи, энергия кундалини.
Под заметкой «Сказка о давлении» [7] я дал резюме, что тот, кто разгадает механизм действия Соловья-разбойника, станет реизобретателем принципиально нового вида оружия. Тот, кто разгадает схему, зашифрованную в образе Мирового дерева, откроет сундук с Кощеевой смертью и освободит заточённую там энергию кундалини Вселенной, станет равен богам! По крайней мере, однажды, нашему соотечественнику по имени Иван [8] это удалось…
Орлов Владимир.
Ссылки:
[1] http://www.liveinternet.ru/users/1534422/post234790987/
[2] https://62info.ru/node/15448
[3] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs3/1_Lukomore_0.jpg
[4] https://62info.ru/node/14765?page=0,4
[5] https://62info.ru/node/15049?page=0,8
[6] https://62info.ru/node/11403
[7] https://62info.ru/node/15505
[8] https://62info.ru/node/7616