Аттестованы первые независимые специалисты по экспертизе произведений искусства
Антиквариат
Россвязьохранкультура аттестовала первых экспертов по культурным ценностям. Эти люди смогут теперь выполнять коммерческую экспертизу произведений искусства, которую с осени 2006 года запрещено проводить музеям. Эксперты получили права на личный бланк и печать, а также обязанности, первая из которых -- нести персональную ответственность за свои решения. С подробностями -- ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) провела аттестацию экспертов по культурным ценностям. Возглавил аттестационную комиссию заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков, в состав ее вошли в основном директора и заместители директоров московских музеев прикладной специализации. Комиссия рассмотрела документы 418 кандидатов, рекомендованных краевыми и областными управлениями Росссвязьохранкультуры, и всех их аттестовала.
Это мероприятие -- одно из тех, что проводит Россвязьохранкультура с целью оздоровления российского антикварного рынка. Вопрос о том, хочет ли таким способом оздоравливаться сам антикварный рынок (продавцы, покупатели и те, кто обеспечивает инфраструктуру), может дебатироваться бесконечно. Однако невозможно не признать, что Россвязьохранкультура действует достаточно планомерно и целеустремленно.
Началась история с неприятнейшего происшествия с полотном Ивана Шишкина в 2004 году, которое едва успели снять с торгов крупного аукционного дома в Лондоне. Картина оказалась "перелицованной" из работы западноевропейского художника Куккука, однако имела сертификат подлинности из Государственной Третьяковской галереи. Подобных картин становилось все больше, и все чаще скандалы делались достоянием публики. В ноябре 2006 года Роскультура приняла решение исключить из устава музеев пункт о проведении коммерческой экспертизы. То есть по сути дела запретила им делать экспертизу для частных лиц -- а именно эта услуга является самой востребованной на арт-рынке; в инфраструктуре рынка возникла огромная лакуна. Впрочем, по свидетельству очевидцев, "частники" продолжали получать у музейных сотрудников так нужные им заключения.
В ноябре 2007 Россвязьохранкультура выпустила "Каталог подделок произведений живописи" -- в настоящий момент опубликованы два тома, в них собраны сведения о поддельных произведениях русской живописи, причем часто имеющих экспертизы московских и петербургских музеев. И вот теперь сделан шаг, теоретически открывающий новые возможности для антикварного рынка. 418 специалистов смогут давать официальные экспертные заключения для коммерческих целей и будут нести ответственность за возможные ошибки.
Правда, 90% экспертов, получивших аттестацию Россвязьохранкультуры, специализируются на произведениях декоративно-прикладного искусства, оружии, музыкальных инструментах и работают в региональных музеях -- от Поволжья до Хабаровского края. Кстати, в списках принципиально не указана организация (а это, конечно, в большинстве случаев музеи), в которой работает эксперт. Фамилий крупнейших московских и петербургских знатоков русской живописи XIX -- начала ХХ века, к мнению которых прислушиваются крупнейшие покупатели и продавцы, в списке буквально две-три. Однако совсем скоро сертификаты получат еще несколько сотен специалистов, уже подавших комплекты документов на аттестацию."Мы рекомендовали всем аукционным домам и антикварам прежде всего обращаться к аттестованным экспертам"
Заместитель руководителя Россвязьохранкультуры АНАТОЛИЙ ВИЛКОВ ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ Ъ-МАРКИНОЙ.
-- Какова цель аттестации экспертов?
-- Главная задача -- иметь больше активных экспертов, которые могли бы оказать нам помощь по контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей.
-- Но ведь такие эксперты у Россвязьохранкультуры уже были, иначе как бы она делала свою работу?
-- Те были назначены приказом бывшего министра культуры. А теперь эксперты получили такое право на основе аттестации, у них будет удостоверение, они смогут иметь свою печать и бланк, так как на музейных бланках делать экспертизу уже больше года как запрещено. Таким образом, смещается центр ответственности за возможные -- намеренные или нет -- ошибки с музейного учреждения на конкретное лицо.
И вторая задача, которую мы решаем аттестацией экспертов: они могут применять свои знания и опыт на развивающемся антикварном рынке, подписывать экспертные заключения. При этом никто не запрещает им пользоваться музейным оборудованием и фондами.
-- А не встретят ли эксперты препятствий для своей работы в музеях?
-- Никаких. Все прошло совершенно безболезненно. А если какие-то музеи продолжат давать экспертизы от своего лица, то это уже незаконная предпринимательская деятельность.
-- А если эксперт не хочет аттестовываться?
-- Мы создаем равные условия для экспертов, мы не считаем, что не прошедшие у нас аттестацию эксперты хуже. Это покажет рынок -- кто будет более востребован. Но мы со своей стороны рекомендовали всем аукционным домам и антикварам прежде всего обращаться к аттестованным экспертам и попросили при этом ссылаться не на место их работы и должность, а на то, что они эксперты Россвязьохранкультуры. То есть они как бы защищены государством.
Мы предполагаем вести постоянную методическую работу с аттестованными у нас экспертами -- будем проводить семинары по вопросам ценообразования на внешнем и внутреннем рынке. Будем снабжать их нашими каталогами потерь и фальшивых произведений. Они смогут знакомиться с культурными ценностями, которые зарегистрированы при ввозе, и помогать нам -- например, отслеживать пропавшие во время войны предметы. Они также получат доступ ко всем банкам данных Россвязьохранкультуры.
-- Почему абсолютно все подавшие документы кандидаты прошли аттестацию? И потом -- аттестационная комиссия, пусть и состоящая из двадцати весьма уважаемых людей, не может быть компетентна абсолютно во всех отраслях экспертной деятельности, от археологии до музыкальных инструментов.
-- Аттестация не экзамен и не опрос. Мы изучали образование и опыт кандидатов по предоставленным ими документам. Прежде чем спрашивать с людей, нужно дать им кредит доверия. Это как диплом после окончания института -- дается на основе прослушанного курса лекций. А насчет компетентности, я вот, например, хоть и чиновник, а тоже имею непосредственное отношение к искусству -- я член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
-- Какие дальнейшие шаги Россвязьохранкультура будет предпринимать в области антикварного рынка?
-- Аттестованные Россвязьохранкультурой эксперты -- это новые игроки на арт-рынке, которые будут способствовать его открытости, защите покупателя и продавца. А официальные экспертные заключения могут быть основанием для заключения официальной сделки. Мы создали проект правил антикварной торговли, но наше предложение по этим правилам, которое мы внесли в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), уже четвертый год находится на рассмотрении. Я знаю фамилии людей, которые там над ним работают, но реальных сдвигов не происходит. Почему столь очевидные правила, которые позволят собирать налоги и защитить продавца и покупателя, до сих пор не приняты? Сейчас мы обратились за помощью в комитеты Госдумы по безопасности и по культуре, чтобы сделать депутатский запрос в МЭРТ и потребовать объяснений.
Газета «Коммерсантъ» № 19(3836) от 07.02.2008 [1]
фото к статье [2]
Ссылки:
[1] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=850194
[2] http://www.kommersant.ru/dark-gallery.aspx?id=850194&picsid=195552&stpid=21